1 Пояснительная записка Рабочая программа «Школа шитья» является (адаптированной) программой художественной направленности, разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Школа шитья», которая ставит своей целью развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам декоративно-прикладного искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению прекрасного мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира, адресована обучающимся 13-17 лет и рассчитана на 1 год обучения. В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети: 14-17 лет, 1-й год обучения. Общий объём часов-70 ч Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном, художественноэстетическом развитии, формирование основных навыков швейного дела с помощью швейной машины. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Образовательные: • научить различным способам соединения деталей; • способствовать овладению основными приемами работы с тканью; • научить ручным стежкам и машинным швам. • обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ психоэмоционального режима; • способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья; Воспитательные: • формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. • воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; • воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; Развивающие: • Осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психологопедагогической реабилитации; • Развивать интерес к занятиям; • Развивать умение ориентироваться в задании; 2 Формы и методы проведения занятий: Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности). Методы обучения: - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; Формы и методы проведения занятий: - наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). - элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). - теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности). - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; - практические – тренинг, практическая работа, игра. Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные. Обеспечение программы методическими видами продукции: - дидактический материал; - беседы; - конкурсы. Критерии оценки и формы контроля. 1-я группа показателей - Теоретическая подготовка ребенка. Она включает: - теоретические знания по программе (то, что обычно определяется выражением «дети должны знать»); - владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета). 2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. Она включает; - практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно определяется выражением «дети должны уметь»); - владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса; - творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте). 3-я группа показателей – Общеучебные умения и навыки ребенка. 3 Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены: - учебно-интеллектуальные умения; - учебно-коммуникативные умения; -учебно-организационные умения и навыки. Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой. Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте. Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному- 10 баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуться» от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может определить только сам педагог). При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали. В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы обучающегося и др.). Текущая аттестация проводится в период с 21.10.2024 по 25.10.2024 г. 4 Промежуточная аттестация проводится с 23.12.2024 по 27.12.2024г.,17.03.2025 по 21.03.2025 г., 19.05.2025 по 26.05.2025 Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные знания. Личностные результаты: - обучающийся проявляет инициативу в разных видах деятельности — совместной творческой работе, общении; - обучающийся взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных видах деятельности; Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: - принимает и сохраняет творческую задачу; - учитывает выделенные в пособиях этапы работы; Коммуникативные УУД: - допускает существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; Познавательные УУД: - осуществляет поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; - высказывается в устной и письменной форме; - перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Предметные результаты: - формирует цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функции по пошиву современной одежды: - владеет правилами снятия мерок, качественно выполняет ручные стежки и швы: - умеет заправлять и работать на швейной машинке, устранять неполадки, которые могут возникнуть в процессе работы 5 Календарно(тематический)план Год обучения 1-ый. Время и место проведения занятий- в соответствии с расписанием, утверждённым директором. План №п/п Дата 1 06.09.2024 Тема занятия Коррекция Форма занятия Колво часо в Форма контроля Беседа 2 Диагности ческие игры, словесная похвала. «История моды. Ткани и Практ. 2 их свойства» занятие Наблюдени е, опрос, словесная похвала «Общие сведения о фигуре человека: осанка, пропорции, телосложение» Комбин. 2 Наблюдени е за развитие эмоц.сф. «Снятие мерок» Комбин. 2 Опрос Вводное занятие, организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности. 2 3 4 13.09.2024 20.09.2024 27.09.2024 занятие занятие 5 04.10.2024 «Продолжение работы» Практич . 2 Выставка занятие 6 6 11.10.2024 «Инструменты и приспособления» Беседа, 2 Беседа Опрос экскурси я 7 18.10.2024 «Виды ручных швов, изготовление образцов» Просмот р работ 2 8 25.10.2024 «Ручные декоративные швы» Практ. 2 9 08.11.2024 «Устройство швейной машинки» 10 15.11.2024 «Уход занятие Просмот р работ 2 Выставка швейной Беседа. 2 Беседа,опр ос.Дневник творч.дост ижений. швы и Практ. 2 изготовление занятие Наблюдени е за машинкой» 11 22.11.2024 «Машинные стежки, Опрос образцов» 12 29.11.2024 «Чехол для цветочного горшка» Комбин ир.з 2 13 06.12.2024 «Неполадки в работе машины и их устранение» Практ. 2 Выставка 2 Промежуто чная 14 13.12.2024 «Подготовка раскрою» ткани занят. к Комбин. занятие аттестация 7 15 20.12.2024 «Раскрой деталей подушки» Просмот р работ 2 Беседа 16 27.12.2024 «Заутюживание деталей кроя» Комби занят. 2 Опрос 17 10.01.2025 «Соединение заутюженных деталей кроя с основными деталями» 2 Наблюдени е 2 Беседа 18 17.01.2025 «Продолжение работы» Беседа, Практ. занят. Комбин иров. занят. 19 24.01.2025 «Продолжение работы» Практи 2 Выставка 2 Беседа 2 Опрос Выставка занят. 20 31.02.2025 «Обтачивание подушки» Комби. занят. 21 22 23 07.02.2025 14.02.2025 21.03.2025 «Наполнение подушки синтепоном» Комби. «Изготовление прихваток» Комби.з анят. 1 «Продолжение работы» Комби. 2 Беседа 2 Беседа занят. 1 занят. 24 28.02.2025 «Изготовление шопера» Комби. 8 занят. 25 07.03.2025 «Продолжение работы» 26 14.03.2025 «Декорирование шопера» 27 21.03.2025 Комби.з анят. Комб. занят. «Изготовление игольницы» Практ. Беседа 1 Выставка 1 2 Опрос занят. 28 04.04.2025 «Продолжение работы» Комби.з анят. 2 Выставка 29 11.04.2025 «Изготовление мягкой игрушки» Комби.з анят. 2 Опрос 30 18.04.2025 «Продолжение работы» Практ. 2 Наблюдение занят. 31 25.04.2025 «Окончательная отделка игрушки» Просмот р работ 2 Наблюдение 32 02.05.2025 Изготовление косметички. Просмот р работ 2 Наблюдение 33 16.05.2025 Оформление Комби.з анят. 2 Наблюдени е занятие Просмот р совместно с родителями 2 Наблюдени е Итоговое участие 34 23.05.2025 Итоговое выставки, 9 «Путешествие в мир работ аттестац. творчества» Всего занятий занятие.ие 68 10 11 12 13