1
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа шитья» является (адаптированной) программой
художественной направленности, разработана на основе дополнительной
общеразвивающей программы «Школа шитья», которая ставит своей целью
развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и
склонностей к различным видам декоративно-прикладного искусства,
творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления,
подготовки личности к постижению прекрасного мира искусства, формированию
стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира,
адресована обучающимся 13-17 лет и рассчитана на 1 год обучения.
В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети:
14-17 лет, 1-й год обучения. Общий объём часов-70 ч
Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей,
обучающихся с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном, художественноэстетическом развитии, формирование основных навыков швейного дела с
помощью швейной машины.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Образовательные:
• научить различным способам соединения деталей;
• способствовать овладению основными приемами работы с тканью;
• научить ручным стежкам и машинным швам.
• обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ
психоэмоционального режима;
• способствовать укреплению психологического и физиологического
здоровья;
Воспитательные:
• формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с
ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность
дополнительного образования.
• воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
• воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за
выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
Развивающие:
• Осуществлять коррекцию недостатков личностного развития
детей, посредством проведения мероприятий психологопедагогической реабилитации;
• Развивать интерес к занятиям;
• Развивать умение ориентироваться в задании;
2
Формы и методы проведения занятий:
Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные
способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный
эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания).
Занятие теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы
с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности).
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
Формы и методы проведения занятий:
- наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные
способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.).
- элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со
средой обитания).
- теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с
детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности).
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – тренинг, практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- дидактический материал;
- беседы;
- конкурсы.
Критерии оценки и формы контроля.
1-я группа показателей - Теоретическая подготовка ребенка. Она включает:
- теоретические знания по программе (то, что обычно определяется
выражением «дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор
основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета).
2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. Она включает;
- практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что
обычно определяется выражением «дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для
освоения курса;
- творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте).
3-я группа показателей – Общеучебные умения и навыки ребенка.
3
Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их
приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены:
- учебно-интеллектуальные умения;
- учебно-коммуникативные умения;
-учебно-организационные умения и навыки.
Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность признаков,
на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и
устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка
тем требованиям, которые заданы программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень
возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных
умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице
дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими
тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество
баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого
уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в
наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого
качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл,
среднему - 5 баллов, максимальному- 10 баллов). Процесс «восхождения» от
одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в
освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы
«продвинуться» от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10
баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая
из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что
в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может определить только сам
педагог).
При определении уровня освоения ребенком программы можно
пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать
в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в
общеобразовательной школе). Например, можно присваивать детям «творческие
звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать
специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых
показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог
будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным
требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение,
тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного
задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской
работы обучающегося и др.).
Текущая аттестация проводится в период с 21.10.2024 по 25.10.2024 г.
4
Промежуточная аттестация проводится с 23.12.2024 по 27.12.2024г.,17.03.2025
по 21.03.2025 г., 19.05.2025 по 26.05.2025
Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения
В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у
обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные
знания.
Личностные результаты:
- обучающийся проявляет инициативу в разных видах деятельности —
совместной творческой работе, общении;
- обучающийся взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных видах деятельности;
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- принимает и сохраняет творческую задачу;
- учитывает выделенные в пособиях этапы работы;
Коммуникативные УУД:
- допускает существования различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
Познавательные УУД:
- осуществляет поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернет;
- высказывается в устной и письменной форме;
- перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы.
Предметные результаты:
- формирует цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных
функции по пошиву современной одежды:
- владеет правилами снятия мерок, качественно выполняет ручные стежки и
швы:
- умеет заправлять и работать на швейной машинке, устранять неполадки,
которые могут возникнуть в процессе
работы
5
Календарно(тематический)план
Год обучения 1-ый.
Время и место проведения занятий- в соответствии с расписанием, утверждённым директором.
План
№п/п
Дата
1
06.09.2024
Тема занятия
Коррекция
Форма
занятия
Колво
часо
в
Форма
контроля
Беседа
2
Диагности
ческие
игры,
словесная
похвала.
«История моды. Ткани и
Практ.
2
их свойства»
занятие
Наблюдени
е, опрос,
словесная
похвала
«Общие сведения о
фигуре человека: осанка,
пропорции,
телосложение»
Комбин.
2
Наблюдени
е за
развитие
эмоц.сф.
«Снятие мерок»
Комбин.
2
Опрос
Вводное
занятие,
организационные
вопросы, инструктаж по
технике безопасности.
2
3
4
13.09.2024
20.09.2024
27.09.2024
занятие
занятие
5
04.10.2024
«Продолжение работы»
Практич
.
2
Выставка
занятие
6
6
11.10.2024
«Инструменты и
приспособления»
Беседа,
2
Беседа
Опрос
экскурси
я
7
18.10.2024
«Виды ручных швов,
изготовление образцов»
Просмот
р работ
2
8
25.10.2024
«Ручные декоративные
швы»
Практ.
2
9
08.11.2024
«Устройство швейной
машинки»
10
15.11.2024
«Уход
занятие
Просмот
р работ
2
Выставка
швейной
Беседа.
2
Беседа,опр
ос.Дневник
творч.дост
ижений.
швы
и
Практ.
2
изготовление
занятие
Наблюдени
е
за
машинкой»
11
22.11.2024
«Машинные
стежки,
Опрос
образцов»
12
29.11.2024
«Чехол для цветочного
горшка»
Комбин
ир.з
2
13
06.12.2024
«Неполадки в работе
машины и их
устранение»
Практ.
2
Выставка
2
Промежуто
чная
14
13.12.2024
«Подготовка
раскрою»
ткани
занят.
к
Комбин.
занятие
аттестация
7
15
20.12.2024
«Раскрой деталей
подушки»
Просмот
р работ
2
Беседа
16
27.12.2024
«Заутюживание деталей
кроя»
Комби
занят.
2
Опрос
17
10.01.2025
«Соединение
заутюженных деталей
кроя с основными
деталями»
2
Наблюдени
е
2
Беседа
18
17.01.2025
«Продолжение работы»
Беседа,
Практ.
занят.
Комбин
иров.
занят.
19
24.01.2025
«Продолжение работы»
Практи
2
Выставка
2
Беседа
2
Опрос
Выставка
занят.
20
31.02.2025
«Обтачивание подушки»
Комби.
занят.
21
22
23
07.02.2025
14.02.2025
21.03.2025
«Наполнение подушки
синтепоном»
Комби.
«Изготовление
прихваток»
Комби.з
анят.
1
«Продолжение работы»
Комби.
2
Беседа
2
Беседа
занят.
1
занят.
24
28.02.2025
«Изготовление шопера»
Комби.
8
занят.
25
07.03.2025
«Продолжение работы»
26
14.03.2025
«Декорирование
шопера»
27
21.03.2025
Комби.з
анят.
Комб.
занят.
«Изготовление
игольницы»
Практ.
Беседа
1
Выставка
1
2
Опрос
занят.
28
04.04.2025
«Продолжение работы»
Комби.з
анят.
2
Выставка
29
11.04.2025
«Изготовление мягкой
игрушки»
Комби.з
анят.
2
Опрос
30
18.04.2025
«Продолжение работы»
Практ.
2
Наблюдение
занят.
31
25.04.2025
«Окончательная отделка
игрушки»
Просмот
р работ
2
Наблюдение
32
02.05.2025
Изготовление
косметички.
Просмот
р работ
2
Наблюдение
33
16.05.2025
Оформление
Комби.з
анят.
2
Наблюдени
е
занятие Просмот
р
совместно с родителями
2
Наблюдени
е Итоговое
участие
34
23.05.2025
Итоговое
выставки,
9
«Путешествие
в
мир
работ
аттестац.
творчества»
Всего занятий
занятие.ие
68
10
11
12
13