Общеразвивающая программа Волшебная страна Лего

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Дворец творчества»
Протокол № 1 от30.08.2024 г.

Утверждено
Приказом и.о.директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермакова
№234 от02.09.0224 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности

«Волшебная страна ЛЕГО»
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель
педагог ДО Лаврова Л.В

Талица

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3

1.4
1.5

1.6
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

3
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
9
Содержание программы
Учебный (тематический) план 1года обучения
11
Содержание учебного (тематического) плана 1года обучения. 14
Планируемые результаты 1года обучения.
17
Содержание программы
Учебный (тематический) план 2 года обучения.
19
Содержание учебного (тематического) плана 2года обучения 23
Планируемые результаты 2 года обучения.
26
Организационно – педагогические условия реализации 28
программы
Календарный учебный график
28
Условия реализации программы
28
Формы подведения итогов реализации программы
30
Оценочные материалы
31
Методические материалы
33
36
Аннотация к программе
38
Сведения об авторе
39
Список литературы
43
Приложения

1. Основные характеристики программы
1.1.Пояснительная записка.
Общеразвивающая образовательная программа «Волшебная страна
ЛЕГО» является программой технической направленности, и имеет
стартовый уровень обучения.
Программа реализуется в соответствии с основными нормативными
документами.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №
16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании
проектного
комитета
по
национальному
проекту
"Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467)

12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения, и дистанционных
образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных общеразвивающих программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Одной из ключевых проблем в России является ее недостаточная
обеспеченность инженерными кадрами в условиях существующего
демографического спада, а также низкого статуса инженерного образования
при выборе будущей профессии выпускниками школ.
Сейчас необходимо активно начинать популяризацию профессии
инженера с ранних лет. Детям нужны образцы для подражания в области
инженерной деятельности.
Образовательная программа «Волшебная страна ЛЕГО» направлена на
поддержку среды для детского научно-технического творчества и
обеспечение возможности самореализации учащихся. Содержание
программы направлено на создание условий для развития личности ребенка,
развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение
эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к
общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное
развитие личности ребенка.
Развитие
инженерно-технического
направления
в
современной
промышленности ставит новую задачу перед образованием - подготовку
специалистов с современным инженерно-техническим мышлением.

Одним
из
приоритетных
направлений
в
образовании
является осуществление
профориентационной работы с выпускниками
школ по выбору профессий инженерно-технической направленности.
Принципы построения программы.
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая
условия для развития конструкторских способностей воспитанников,
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному,
возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом
уровне.
Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в
свете внедрения программы «Уральской инженерной школы» в реализации
дошкольного образования, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников;
- осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка;
- поддерживают инициативу детей;
- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования;
- приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия
ребенка в различных видах деятельности;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной
деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и
созидать свой собственный мир, где нет границ.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее

проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают
интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас
повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных,
строительных и других машин.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового
поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий
чередование практических и умственных действий ребёнка. «Уральская
инженерная школа» дошкольного образования предусматривает отказ от
учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к
новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле
конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой
работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и
развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний
окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования
направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной
системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря,
выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет
общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в
материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное
руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое
благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством
для
интеллектуального
развития
дошкольников,
обеспечивающее
интеграцию различных видов деятельности.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе
деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам
в
форме
познавательной
деятельности
раскрыть
практическую
целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в
дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование
различных образовательных областей в детском творческом объединении

«ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций
дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные
постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной
деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка
и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с
игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины,
рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их
по ходу игры.
Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи
необходим при определении форм и методов организации этих разных
видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к качеству
конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой
игры, не оправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот,
довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не
формировать целенаправленно полноценное конструирование как
деятельность значит существенно обеднять развитие детей.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило,
больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и
планировании процесса предстоящей практической деятельности — в
представлении конечного результата, в определении способов и
последовательности его достижения.
Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления,
художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь,
игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает
поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны
предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической
деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения
окружающего,
для
формирования умения
видеть
характерные
особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и посвоему передавать их в конструкциях, поделках.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым
содержанием, способами и приёмами у детей возникает способность к
построению новых и достаточно оригинальных образов, что
положительно сказывается на развитии как детского мышления и
воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и
конструирования.
При этом, особенно важным, по данным Л. А. Парамоновой и И. Ю.
Пашилите, является умение оперировать образами в пространстве как с
целью изменения пространственного положения целостного образа
(вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования
структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.).
Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет
возможности детей в разных видах творческого конструирования.
Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами
деятельности (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным,
эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств
самовыражения.
Адресат программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год
обучения для детей в возрасте 5 лет. Второй год - для детей в возрасте 6-7
лет. В группе, обучающейся по программе от 7 –до 12 человек.
Возрастные особенности детей: 5-7 лет.
Форма занятий: группы.
Категория и возраст: 5-7 лет.
Уровень программы: стартовый.
Срок реализации программы: 2 год.
Объем программы на реализацию программы отводится всего 136 часов.
Учебный план 1 года обучения составляет 68 аудиторный занятий по 2
академических часа 1 раз в неделю. Учебный план 2 года обучения
составляет 68 аудиторный занятий по 2 академических часа 1 раз в неделю:
на реализацию программы отводится всего 136 часов. Учебный план 1 года
обучения составляет 68 аудиторный занятий по 2 академических часа 1 раз в
неделю. Учебный план 2 года обучения составляет 68 аудиторный занятий по
2 академических часа 1 раз в неделю;

Количество обучающихся: группа 7-12 человек.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

1.2.

Цель и задачи образовательной программы.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся,
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном развитии и выявление и поддержка талантливых
обучающихся.
Задачи:
Обучающие:




формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности;
развивать
у дошкольников
интерес
к
моделированию
и
конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу.

Развивающие:
 совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;


развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.

Воспитательные:
развить у ребенка самостоятельность, умение сделать выбор, привить
чувство ответственности к результатам своего труда;

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
 содействовать формированию у ребенка системы ценностей,
основанную на трудолюбии, творческом поиске нестандартных


решений;
творческих
способностей,
научно-технической
направленности мышления.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые
игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор
открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе
работы приобретать такие социальные качества как любознательность,
активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я
умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и
мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и
чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи.
Сведения о разработчике:
1. Лаврова Людмила Васильева
2. МКУДО «Дворец творчества» Центр творческого развития «Академия
детства»
3. Педагог дополнительного образования, высшей квалификационной
категории
4. Стаж работы 24 года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».