УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКУДО «Дворец творчества» Протокол № 1от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. директора МКУДО «Дворец творчества» М.А. Ермаковой №234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Занимательная информатика» Возраст обучающихся: 8-10 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель педагог ДО Беспоместных Е.Е Талица 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Основные характеристики программы……………................ Пояснительная записка………………………………………….. Цель и задачи программы……………………………………….. Содержание программы…………………………………………. Учебный (тематический) план 1год обучения……………......... Содержание учебного (тематического) плана1год обучения… Планируемые результаты 1 год обучения……………………… Учебный (тематический) план 2год обучения………………… Содержание учебного (тематического) плана 2год обучения.. Планируемые результаты 2 года обучения……………………. Организационно – педагогические условия реализации программы………………………………………………………. Календарный учебный график………………………………….. Условия реализации программы………………………………… Формы подведения итогов реализации программы…………….. Оценочные материалы……………………………………………. Методические материалы…………………………………………. Аннотация к программе………………………………………… Сведения об авторе………………………………………………. Список литературы……………………………………………… Приложения………………………………………………………. 3 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 13 13 13 16 21 22 22 23 25 2 1. Основные характеристики программы 1.1Пояснительная записка Наше современное общество пронизано и насыщено информацией, с постоянно изменяющимися информационными технологиями, поэтому остро стоит вопрос о том, как формировать, развивать, закладывать в сегодняшних младших школьников готовность к восприятию новых идей. Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная информатика» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте до 11 лет, поэтому начинать развивать логическое мышление необходимо с младших классов. Логические упражнения позволяют на доступном математическом материале строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения законов и правил логики. В процессе логических упражнений дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза. Сами упражнения носят занимательный характер, содействуя возникновению у детей интереса к процессу мыслительной деятельности Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий требуют определенной подготовки детского мышления к освоению и активному использованию логики мира компьютеров. Очень важно формировать и развивать у сегодняшних школьников готовность к восприятию новых идей в современном обществе, насыщенном информацией, с постоянно меняющимися информационными технологиями. Важно, чтобы дети использовали компьютер не бездумно, как игровую приставку, а учились использовать все возможности этого сложного устройства. Компьютер – это, прежде всего инструмент для каких-либо целей, и как всякий сложный инструмент, компьютер эффективен настолько, насколько подготовлен к работе с ним человек. Данная программа технической направленности включает развитие логического мышления, первоначальную подготовку младших и средних школьников к работе на ПК, владение программами пакета Microsoft Office. Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности. 3 Отличительные особенности программы от уже существующих заключается в систематизации полученных знаний в процессе перехода от одной ступени образования к другой. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия программы «Занимательная информатика» помогают школьникам лучше учиться, у них повышается творческая активность, умения решать логические задачи, интерес к овладению навыков работы на компьютере. Уровень усвоения программы 1-й год обучения – Стартовый уровень 2-й год обучения – Базовый уровень Адресат программы. Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 8 до 10 лет. У детей в этом возрасте хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания. Использование современных технических средств придают учебному процессу творческий, поисковый характер, что способствует развитию творческих способностей, обучающихся и повышению интереса. В первую очередь, это касается вопросов организации и контроля психических процессов: восприятия, внимания, памяти и др. Сроки реализации программы Два учебных года. Первый год обучении стартовый уровень включает следующие направления: компьютер — инструмент практической деятельности, программа создания презентаций MS Power Point, компьютерная анимация в программе PowerPoint – всего 70 ч. Второй год обучения базовый уровень включает следующие направления: развитие логического и алгоритмического мышления– всего 70ч. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса предполагает создание для учащихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей младшего и среднего возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики. Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в 4 объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. 1 учебный год – возраст 8-9 лет, 1 раз в неделю по 2 академических часа (согласно санитарных требований к возрасту детей младшего школьного возраста) – что составляет 70 часов в год; 2 учебный год – возраст 9-10 лет, 1 раз в неделю по 2 академических часа – что составляет 70 часов в год. Всего 140 часов Продолжительность учебного часа -40 мин., перерыв –10 мин. Наполняемость групп от 7 человек. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: формирование и развитие у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, развитие логического и алгоритмического мышления. Задачи программы: Обучающие: - научить работать на ПК, учитывая возрастные особенности воспитанников; - обеспечить прочное и сознательное овладение обучающих понятий «информация» и «виды информации»; - формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических задач; - формировать умения применять теоретические знания на практике. Развивающие: - расширить кругозор воспитанников в области источника получения информации; - развить индивидуальные и творческие способности детей; -развитие логического и алгоритмического стиля мышления Воспитательные: - воспитать чувство ответственности; - научить детей работать в коллективе; - воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками; - воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений. Сведения об авторе ФИО: Беспоместных Елена Евгеньевна. Место работы, должность: Центр творческого развития «Академия детства», педагог дополнительного образования. Образование: средне-специальное, педагогическое. Стаж: 31 год 5