УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКУДО «Дворец творчества» Протокол № 1 от 30.08.2024 Утверждено Приказом и.о.директора МКУДО «Дворец творчества» М.А. Ермакова № 234 от 02.09.2024 Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мир информатики» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год Автор составитель Педагог дополнительного образования Симакова А.М. Г. Талица Содержание 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка………………………………………………….3 1.2 Цель и задачи программы...................................................................... 6 1.3. Содержание программы ........................... Error! Bookmark not defined. 2. Организационно - педагогические условия реализации программы ............................................................................. Error! Bookmark not defined. 2.1 Календарный учебный график. ............... Error! Bookmark not defined. 2.2 Средства, необходимые для реализации программы Error! Bookmark not defined. 2.3 Условия набора и режим занятий ............ Error! Bookmark not defined. 2.4 Особенности организации образовательного процессаError! Bookmark not defined. 2.5 Формы организации образовательного процесса.Error! Bookmark not defined. 2.6 Формы подведения итогов ........................ Error! Bookmark not defined. 2.7 Оценочные материалы .............................. Error! Bookmark not defined. Аннотация к программе «Мир дизайна» ...... Error! Bookmark not defined. Сведения об авторе ....................................................................................... 6 Список литературы.......................................... Error! Bookmark not defined. Список литературы для педагогов и учащихся ........ Error! Bookmark not defined. 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Наше современное общество пронизано и насыщено информацией, с постоянно изменяющимися информационными технологиями, поэтому остро стоит вопрос о том, как формировать, развивать, закладывать в сегодняшних младших школьников готовность к восприятию новых идей. Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная информатика» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3); 8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642. 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467) 12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, и дистанционных образовательных технологий». 13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" 16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года». 17. Устав МКУДО «Дворец творчества». Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте до 11 лет, поэтому начинать развивать логическое мышление необходимо с младших классов. Логические упражнения позволяют на доступном математическом материале строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения законов и правил логики. В процессе логических упражнений дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза. Сами упражнения носят занимательный характер, содействуя возникновению у детей интереса к процессу мыслительной деятельности. Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий требуют определенной подготовки детского мышления к освоению и активному использованию логики мира компьютеров. Очень важно формировать и развивать у сегодняшних школьников готовность к восприятию новых идей в современном обществе, насыщенном информацией, с постоянно меняющимися информационными технологиями. Важно, чтобы дети использовали компьютер не бездумно, как игровую приставку, а учились использовать все возможности этого сложного устройства. Компьютер – это, прежде всего инструмент для каких-либо целей, и как всякий сложный инструмент, компьютер эффективен настолько, насколько подготовлен к работе с ним человек. Данная программа технической направленности включает развитие логического мышления, первоначальную подготовку младших и средних школьников к работе на ПК, владение программами пакета Microsoft Office. Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности. Отличительные особенности программы от уже существующих заключается в систематизации полученных знаний в процессе перехода от одной ступени образования к другой. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия программы «Занимательная информатика» помогают школьникам лучше учиться, у них повышается творческая активность, умения решать логические задачи, интерес к овладению навыков работы на компьютере. Уровень усвоения программы 1 год обучения – Базовый уровень Адресат программы. Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 8 до 10 лет. У детей в этом возрасте хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания. Использование современных технических средств придают учебному процессу творческий, поисковый характер, что способствует развитию творческих способностей, 5 обучающихся и повышению интереса. В первую очередь, это касается вопросов организации и контроля психических процессов: восприятия, внимания, памяти и др. Сроки реализации программы: Один учебный год. Первый год обучения базовый уровень, включает следующие направления: компьютер — инструмент практической деятельности, программа создания презентаций MS Power Point, компьютерная анимация в программе PowerPoint, владение программой Word. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса предполагает создание для учащихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей младшего и среднего возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики. Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. 1 учебный год – возраст 7-10 лет, 2 раза в неделю по 1 академическому часу (согласно санитарных требований к возрасту детей младшего школьного возраста) – что составляет 70 часов в год. Продолжительность учебного часа - 40 мин. Наполняемость групп от 5 человек. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: формирование и развитие у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, развитие логического и алгоритмического мышления. Задачи программы: Обучающие: - научить работать на ПК, учитывая возрастные особенности воспитанников; - обеспечить прочное и сознательное овладение обучающих понятий «информация» и «виды информации»; - формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических задач; - формировать умения применять теоретические знания на практике. Развивающие: - расширить кругозор воспитанников в области источника получения информации; - развить индивидуальные и творческие способности детей; -развить логическое и алгоритмическое мышление Воспитательные: - воспитать чувство ответственности; - научить детей работать в коллективе; - воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками; - воспитать дисциплинированность, усидчивость, точность суждений. Сведения об авторе ФИО: Симакова Анастасия Максимовна. Место работы, должность: Центр творческого развития «Академия детства», педагог-организатор, педагог дополнительного образования. Стаж работы – 3 года