Общеразвивающая программа Самоделкин

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Дворец творчества»
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

Утверждено
Приказом и.о. директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А. Ермакова
№ 234 от 02.09.2024 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности

«Самоделкин»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 4 года

Автор – составитель
Скоморохова Т.Г.,
педагог дополнительного образования

г.Талица

Содержание
1. Основных характеристики программы ...................................................... 2
1.1 Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................. 6
1.3 Содержание программы .................................Error! Bookmark not defined.
Учебный (тематический) план первого года обучения .... Error! Bookmark not
defined.
Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения .... Error!
Bookmark not defined.
Планируемые результаты ....................................Error! Bookmark not defined.
Учебный (тематический) план второго года обучения .... Error! Bookmark not
defined.
Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения .... Error!
Bookmark not defined.
Планируемые результаты второго года обученияError! Bookmark not defined.
Учебный (тематический) план третьего года обучения ... Error! Bookmark not
defined.
Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения ... Error!
Bookmark not defined.
Планируемые результаты третьего года обучения. .......... Error! Bookmark not
defined.
Учебный (тематический) план четвёртого года обученияError! Bookmark not
defined.
Содержание учебного (тематического) плана четвёртого года обученияError!
Bookmark not defined.
Планируемые результаты четвёртого года обучения. ...... Error! Bookmark not
defined.
2.Организационно - педагогические условия реализации программыError!
Bookmark not defined.

2.1 Примерный календарный учебный график...Error! Bookmark not defined.
2.2 Условия реализации программы ...................Error! Bookmark not defined.
2.3 Формы подведения итогов реализации программы ... Error! Bookmark not
defined.
2.4 Оценочные материалы ...................................Error! Bookmark not defined.
2.5. Методическое оснащение программы. ........Error! Bookmark not defined.
Аннотация ...............................................................Error! Bookmark not defined.
Список литературы................................................Error! Bookmark not defined.
Приложение .............................................................Error! Bookmark not defined.

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного
развития информационных технологий в России востребованы специалисты
с новым стилем инженерно - научного мышления. Этот стиль предполагает
учет не только конструктивно-технологических, но и психологических,
социальных, гуманистических и морально-этических факторов.
Моделирование и конструирование способствуют познанию мира
техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские
способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску,
технической деятельности.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
технической
направленности «Самоделкин» ориентирована на развитие у обучающихся
творческих способностей в области технического конструирования и
моделирования.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц,
Актуальностью программы является то, что, усвоение ребенком новых
знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем
пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска
в процессе выполнения различных видов деятельности – самостоятельной
работы с чертежами, конструирования, моделирования, изготовления.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
формировании у обучающихся целостного представления о мире техники,
устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем
мире, а также творческих способностей.
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и
любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций
– умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы,
выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Отличительные особенности программы: В основу программы
положено развитие творческих способностей детей через включение игровых
технологий на занятиях по техническому творчеству. Программа построена
так, что дети, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного
успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого
дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического
творчества.
Программа базового уровня: особое внимание в работе уделяется
графической грамотности детей. Первые модели, обучающие выполняют с
помощью шаблонов, а затем учатся работать по чертежам. Уделено внимание
тому, чтобы дети знали и правильно употребляли технические термины. На
занятиях у детей расширяется познавательный интерес к технике,
развиваются технические наклонности, формируются умения и навыки
работы с различными материалами и инструментами, воспитывается
трудолюбие, настойчивость, самостоятельность. В объединении создаются
технические модели, с которыми проходят игры и соревнования. Программа
является ступенью в освоении программ технической направленности. По
окончании обучения в объединении «Самоделкин» выпускники могут

продолжить обучение по программам технической направленности более
высокого уровня сложности.
Форма занятий: фронтально-индивидуальная, в то время, когда одни
учащиеся выполняют одно задание, другие, способные самостоятельно
планировать работу и пользоваться дидактическим материалом,
инструментом и приспособлениями, выполняют индивидуальные задания.
Методы и приемы образовательной деятельности: репродуктивный,
словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), графические работы
(работа со схемами, чертежами и их составление), метод проблемного
обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск
ответа), проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги,
создание моделей), игры (на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения, игра-путешествие, ролевые игры (конструкторы, соревнования,
викторины), наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы,
модели, приборы, видеоматериалы, литература), создание творческих работ
для выставки, разработка сценариев праздников, игр.
На занятиях объединения создаются все необходимые условия для
творческого развития учащихся. Каждое занятие строится в зависимости от
темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом
возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности. Типы
занятий: комплексное, занятия-беседы, самостоятельная работа.
Виды занятий: работа с литературой, чертежами, схемами;
практическая работа; выставка; конкурс; творческий проект; соревнования;
праздник;
игра. При проведении занятия выполняются санитарно –
гигиенические нормы.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации
данной общеобразовательной программы: от 7 до 14 лет.
У детей в этом возрасте хорошо развито непроизвольное внимание,
поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и
доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание,
ускоряет запоминание содержания. Использование современных технических
средств придают учебному процессу творческий, поисковый характер, что
способствует развитию творческих способностей, обучающихся и
повышению интереса. В первую очередь, это касается вопросов организации
и контроля психических процессов: восприятия, внимания, памяти и др.
Уровень программы: базовый
Сроки реализации программы
Четыре учебных года. Объем программы составляет 480 часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса
Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей
(законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в объединение
– свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.
Организация образовательного процесса предполагает создание для
обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой

внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует
комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Исходя из
психофизических особенностей детей младшего и среднего возраста, были
отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам
развивающей педагогики.
1 учебный год – возраст 7-8 лет, 1 раз в неделю по 2 академических часа
– что составляет 68 часов в год;
2 учебный год – возраст 8-9 лет, 2 раза в неделю: 2 раза в неделю по 2
академических часа– что составляет 140 часов в год;
3 год обучения – возраст 9-10 лет, 2 раза в неделю: 2 раза в неделю по 2
академических часа– что составляет 140 часов в год;
4 год обучения – возраст 10-14 лет, 2 раза в неделю: 2 раза в неделю по 2
академических часа– что составляет 140 часов в год;
Продолжительность учебного часа для первого года обучения – 30
минут, для второго и третьего года обучения -40 мин., перерыв –10 мин.
Наполняемость групп 7 - 12 человек.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей и мышления
детей в процессе освоения азов разных видов технического творчества,
посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать графическую культуру на начальном уровне: умение
читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с
чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании
различных материалов.
2.Обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей
технических объектов.
3. Формировать интерес к технике, устройству технических объектов.
Развивающие
1.
Развивать
у детей элементы технического мышления,
изобретательности, образное и пространственное мышление;
2. Развивать мотивацию к творческому поиску;
3.Развивать интерес к технике.
Воспитательные
1. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное
поведение, самоорганизацию.
2. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,
гордости за достижения отечественной науки и техники.

Сведения о разработчике:
1. Скоморохова Татьяна Геннадьевна
2. Центр творческого развития «Академия детства»
3.Педагог дополнительного образования, первой квалификационной
категории
4. Стаж работы 25 года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».