МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «СОГЛАСОВАНО» Заведующий МКУДО «Дворец творчества» ЦТР «Академия детства» Н.С. Третьякова. _____________ _______________ (подпись) (расшифровка подписи) «___»__________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ««РОБО ТОЧКА. LEGO EV3. Исследования» (к дополнительной общеразвивающей программе «РОБО ТОЧКА.LEGO EV3.Исследования» технической направленности для обучающихся 10-15 лет) Срок реализации 2024-2025 учебный год Педагог дополнительного образования Лаврова Людмила Васильевна Проверил методист Беспоместных Е.Е. Талица 2024 1 Пояснительная записка Рабочая программ «РОБО ТОЧКА. LEGO EV3.Исследования» разработана основе дополнительной общеразвивающей программы «РОБО ТОЧКА. LEGO EV3.Исследования» является программой технической направленности. Программа является многоуровневой первый год обучения – стартовый, остальные года обучения базового уровня. В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети: - 10-11 лет, 1 -й год обучения, общий объем 70 часа; - 12-13 лет, 2 -й год обучения, общий объем 70 часа. - 13-15 лет, 3-й год обучения, общий объем 70 часов Цель первого года обучения: обеспечение условия для формирования у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, их место в окружающем мире. Задачи: Обучающие: - знакомство обучающихся с основными идеями лег - конструирования и робототехники. - изучить основы лего – конструирования, механики, робототехники; Развивающие: - развить память, воображение, мелкую моторику; - развить на начальных этапах аналитического и творческого, в дальнейшем инженерного и изобретательского мышления. Воспитательные: - воспитать волевые качества, самостоятельность, самооценку, самоанализ, самоконтроль, рефлексию; - формирование коммуникативных навыков, умения работать в команде, ответственности за принимаемые решения. Цель второго года обучения: развитие научно-технических способностей, обучающихся в процессе проектирования, моделирования, конструирования и программирования на конструкторе LEGO MINDSTORMS® Education. Education EV3 Задачи: Обучающие: - знакомство обучающихся с основными идеями лег - конструирования и робототехники; - изучить основы лего – конструирования, механики, робототехники; - исследовать работы механизмов, сенсоров, роботов. Развивающие: развить память, воображение, мелкую моторику; - развить на начальных этапах аналитическое и творческое, а в дальнейшем инженерное и изобретательское мышления; - формировать и развить исследовательские умения, творческий подход к решению изобретательских задач. Воспитательные: 2 - воспитать волевые качества, самостоятельность, самооценку, самоанализ, самоконтроль, рефлексию; - формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде, ответственность за принимаемые решения. Количество групп 1 го года обучения –1 Количество обучающихся в группе – 8-10 Количество групп 2 го года обучения –1 Количество обучающихся в группе – 8-10 Занятия в группе: 1-го года обучения проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа. 2-го года обучения проходят 1 раза в неделю по 2 академических часа. Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные, по группам. В соответствии с программой каждое занятие состоит: 1 – й год обучения из теоретической части 17 часов в год и практической части 53 часов в год; 2 – й год обучения из теоретической части 25 часов в год и практической части 45 часов в год; Формы и методы организации занятий Создание проблемной ситуации. Деятельности подход Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, беседа, сообщение-презентация, практика). Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия). Контроль и проверка умений и навыков (опрос, самостоятельная работа, соревнования). Комбинированные занятия. Создание ситуаций творческого поиска. Мастер-классы (передача опыта от старших младшим) Игра Стимулирование (поощрение, выставление баллов) Текущий и промежуточный контроль осуществляются в следующих формах: Выставка, итоговый контроль. Текущий контроль проводится в период с 25.12.2024 по 30.12.2024 Промежуточный контроль проводится в период с 20.05.2025. по 25.05.2025 3 Планируемые результат первого года обучения: Предметные: Учащиеся: Будут иметь представление о роли и значении робототехники в жизни; Поймут смысл принципов построения робототехнических систем и смогут объяснять их значение; Овладеют основными терминами робототехники и смогут использовать их при проектировании и конструировании робототехнических систем; Освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты; Освоят принципы работы механических узлов и смогут понять назначение и принципы работы датчиков различного типа; Смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам; Смогут использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических систем; Смогут отлаживать созданных роботов самостоятельно и/или с помощью учителя. Метапредметные Учащиеся смогут: Найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы; Получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности; Выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов; Использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач; Использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач; Использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни. Личностные Учащиеся смогут: Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях; Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе; Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе; Научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов; 4 Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности; Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы. Планируемые результат второго года обучения: Предметные: Учащиеся: Будут понимать смысл основных терминов робототехники, правильно произносить и адекватно использовать; Поймут принципы работы и назначение основных блоков и смогут объяснять принципы их использования при конструировании роботов; Поймут, как производится измерение яркости света и громкости звука, освоят единицы измерения и смогут применить эти знания при проектировании робототехнических систем; Смогут понять конструкцию и назначение разных видов алгоритмов: ветвления, циклические и вспомогательные, а также смогут применять в процессе составления алгоритмов и программирования для проектирования роботов; Освоят разработку алгоритмов с использованием ветвления и циклов, смогут использовать вспомогательные алгоритмы; Смогут проанализировать алгоритм и программу, внести коррективы в соответствии с заданием; Приобретут навыки выполнения проектов в соответствии с заданиями в учебнике и/или устно сформулированного задания педагога. Расширят представление о возможностях использования датчиков касания, световых и звуковых датчиков. Метапредметные Учащиеся смогут: Найти практическое применение знаниям из математики для решения задач или реализации проектов: Получить навыки работы с разными источниками информации, как в печатном (бумажном), так и в электронном виде; Систематизировать представление о системах искусственного интеллекта и использовании его в робототехнике; Усовершенствовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач; Усовершенствовать навыки и приемы нестандартных подходов к решению задач или выполнению проектов; Приобрести универсальные навыки и подходы к проектированию роботов и отладке робототехнических систем; Использовать свои знания для самостоятельного проведения исследований и усовершенствования робототехнических систем и проектов. Личностные Учащиеся смогут: 5 Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях; Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе; Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе; Научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов. Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности; Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы. Планируемые результаты (3 год обучения) Предметные: Учащиеся: Смогут понимать смысл основных терминов робототехники, включить их в активный словарь и адекватно использовать; Поймут принципы работы и назначение основных блоков, смогут объяснять принципы их использования при конструировании роботов и выбирать оптимальный вариант их использования; Будут понимать отличия программы от программного продукта, смогут правильно использовать терминологию по основам программирования; Смогут самостоятельно производить выполнять проекты, осуществлять отладку роботов в соответствии с требованиями проекта, оформлять отчеты; Приобретут навыки самостоятельного выполнения проектов в соответствии с заданиями, смогут выбирать наиболее рациональные методы и способы для конструирования роботов; Смогут понять и применить на практике принципы инверсии цвета для создания роботов; Смогут понять основные законы и принципы теории автоматического управления и регулирования, а также методы использования в робототехнических системах; Смогут самостоятельно выполнять настройки блока Математика. Метапредметные Учащиеся смогут: Смогут самостоятельно планировать свою деятельность при выполнении исследовательских проектов по робототехнике; Освоят основные методы и приемы работы с разными источниками информации, как в печатном (бумажном), так и в электронном виде; 6 Усовершенствовать творческие навыки и эффективные приемы для решения сложных технических задач; Усовершенствовать навыки и приемы нестандартных подходов к решению задач или выполнению проектов; Поймут смысл основных технологий построения робототехнических систем и овладеют методами и приемами использования знаний для проектирования роботов; Смогут усовершенствовать и расширить спектр универсальных навыков и приемов по конструированию роботов и отладке робототехнических систем; Расширят представление о методах оптимизации в робототехнике на примерах выполнения проектов с задачей поиска лучшего конструктивного решения; Смогут самостоятельно производить усовершенствование робототехнических систем при выполнении проектов; Усовершенствовать умения работать индивидуально и в группе, планировать свою деятельность в процессе разработки, отладки и исследования робототехнических систем. Личностные Учащиеся смогут: Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях; Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе; Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе; Использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов; Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности; Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы; Смогут самостоятельно и целенаправленно выстраивать индивидуальный маршрут для самосовершенствования. 7 Календарный (тематический) план. Год обучения 2024-2025г. Группа 2 класс. № разде ла блок а, Дата 1 06.09.2024 2 13.09.2024 3 20.09.2024 4 27.09.2024 5 04.10.2024 6 11.10.2024 7 18.10.2024 Тема занятий План Форма занятия Искусственны Искусственный й интеллект интеллект. Алан Тьюринг Искусственны Искусственный й интеллект интеллект. Алан Тьюринг Концепт-кары Концепт-кары, их назначение Моторы для Понятие о роботов сервомоторах и тахометрах Компьютерно Основные этапы е моделирования моделировани е Компьютерно Программа LEGO е Digital Designer моделировани е Правильные Проект «Квадрат» многоугольни ки Кол -во часо в Форма контроля 2 Педагогическое наблюдение. Опрос 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 Презентация моделей 8 Дата Коррекция Тема Форма Ко занятий занятий лво ча со в Форма контроля 8 25.10.2024 9 08.11.2024 10 15.11.2024 11 22.11.2024 12 29.11.2024 13 06.12.2024 14 13.12.2024 15 20.12.2024 16 27.12.2024 17 10.01.2025 18 17.01.2025 19 24.01.2025 20 31.01.2025 Задания угла поворота робота «Всё есть Виды циклов для число» робота Вспомогатель Программ со ные вспомогательным ими алгоритмы алгоритмами «Органы Электронные датчики чувств» – способы получения робота информации «Органы Электронные датчики чувств» – способы получения робота» информации «Органы Настройка датчиков. чувств» Визуализации звука робота» «Органы Настройка датчиков. чувств» Визуализации звука робота» Всё в мире Единицы измерения относительно звука Безопасность Потребительские дорожного свойства автомобиля, движения где они проявляются Безопасность Потребительские дорожного свойства автомобиля, движения где они проявляются Безопасность Основные настройки дорожного блока движения Безопасность Основные настройки дорожного блока движения Безопасность Основные настройки дорожного блока Пропорция Педагогическое наблюдение Наблюдение, опрос, практическая работа Наблюдение, опрос, практическая работа 2 2 2 2 Наблюдение, опрос, практическая работа 2 Наблюдение, опрос, практическая работа 2 Наблюдение, опрос 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Наблюдение, опрос 2 Практическая работа 2 Наблюдение, опрос 2 Практическая работа 2 Наблюдение, опрос 9 21 07.02.2025 22 14.02.2025 23 21.02.2025 24 28.02.2025 25 07.03.2025 26 14.03.2025 27 28 21.03.2025 04.04.2025 29 11.04.2025 30 18.04.2025 31 25.04.2025 32 02.05.2025 33 16.05.2025 34 23.05.2025 движения Фотометрия Яркость света, единицы Фотометрия измерения яркости света Датчик Назначение и способы касания их использования Датчик Назначение и способы касания их использования Системы Компьютерные перевода переводчики Кодирование Понятия: «код» и «кодирование». Кодирование Декодирование. Мир в цвете Определение цвета роботом Мир звука Блок «Звук», его особенности Роботы в Работа роботов по лесополосе защите леса. Число «пи» Окружность, радиус, диаметр Число «пи» выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность Измеряем Понятие о курвиметре расстояние и одометре, Измеряем назначение, расстояние возможности Объединение Понятие о курвиметре и одометре, тем Измеряем назначение, расстояние возможности Резерв Посещение 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Наблюдение, опрос 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 2 Наблюдение, опрос Практическая работа 2 Наблюдение, опрос 2 Наблюдение, опрос 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Наблюдение, опрос Практическая работа 1 1 10 выставки Итого 09.05.2025 Праздничный день в учебном периоде. 68 Календарный (тематический) план. Год обучения 2024-2025г. Группа 3 класс. № ра зде ла бл ок а, План Дата 1 06.09.2024 2 13.09.2024 3 20.09.2024 4 27.09.2024 5 04.10.2024 6 11.10.2024 7 18.10.2024 Тема занятий Время. Форма занятия Исторические сведения об измерении времени Система Принципы работы и спортивного единицы измерения в хронометража таймере Скорость Единицы измерения скорости Где черпать Бионика. Предмет вдохновение. изучения Где черпать Использование знаний из вдохновение. биологии в технических системах Где черпать Использование знаний из вдохновение. биологии в технических системах Изобретательст История появления во электромузыкальных инструментов Коррекция Колво часо в 2 Форма контроля Опрос 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 2 2 Педагогическое наблюдение 2 Презентация моделей 11 Дата Тема занятий Форма занятий Ко лво ча со в Форма контроля Назначение и особенности блока Переменная. Назначение и особенности блока Переменная. 2 Педагогическое наблюдение 2 Наблюдение, опрос, практическая работа Наблюдение, опрос, практическая работа Наблюдение, опрос, практическая работа Наблюдение, опрос, практическая работа Наблюдение, опрос 8 25.10.2024 Система подсчета посетителей. 9 08.11.2024 Система подсчета посетителей. 10 15.11.2024 Парковка городе. в Понятие о плотности автомобильного парка 2 11 22.11.2024 Парковка городе. в Понятие об оптимизации на примере проекта «Парковка». 2 12 29.11.2024 Парковка городе. в Понятие об оптимизации на примере проекта «Парковка». 2 13 06.12.2024 Общие рекомендации и правила работы над сложным проектом. 2 Описание этапов выполнения проекта 2 Практическая работа Программа и программный продукт 2 Мгновенная скорость. Как ее найти Суть понятия «импровизация» Назначение и функции блока. 2 Практическая работа Наблюдение, опрос Назначение и возможности. 2 Сложные проекты 14 13.12.2024 15 20.12.2024 16 27.12.2024 17 10.01.2025 18 17.01.2025 19 24.01.2025 Проекты, проекты, проекты. Программный продукт. Механические передачи. Импровизаци я Импровизаци я Персональны е сети. 2 2 Практическая работа Наблюдение, опрос Практическая работа 12 20 31.01.2025 Ручное управление. 21 07.02.2025 22 14.02.2025 23 21.02.2025 Промышленн ые роботы Промышленн ые роботы Промышленн ые роботы 24 28.02.2025 25 07.03.2025 26 14.03.2025 27 21.03.2025 28 04.04.2025 29 11.04.2025 30 18.04.2025 31 25.04.2025 Законы регулировани я. 32 02.05.2025 Профессия инженер. Основные понятия о системах управления. Виды Краткая характеристика промышленных роботов Краткая характеристика промышленных роботов Принцип отслеживания границы чёрной полосы и белого поля. Знакомство с понятиями: «транспорт Знакомство с понятиями: «транспорт Знакомство с понятиями: «транспорт 2 Наблюдение, опрос 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 2 Автоматическ ий транспорт Автоматическ ое управление Автоматическ ое управление Законы Математическая регулировани модель, описывающая я. зависимость. Смысл основных понятий. 2 Наблюдение, опрос 2 Практическая работа Практическая работа Наблюдение, опрос Законы регулировани я. Законы регулировани я. Законы регулировани я. Особенности разных видов линейных регуляторов 2 Практическая работа Особенности видов регуляторов разных линейных 2 Наблюдение, опрос Назначение и особенности пропорциональноинтегрального регулятора Назначение и особенности пропорциональноинтегрального регулятора Смысл профессии инженера, особенности. 2 Наблюдение, опрос 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 2 13 33 34 16.05.2025 23.05.2025 Профессия инженер Профессия инженер. Профессия инженер Резерв Смысл понятий «данные», «информация» и «знания», отличия и особенности Презентация лучших проектов. Итого 09.05.2025 Праздничный день в учебном периоде. 1 Наблюдение, опрос 1 2 Практическая работа 68 14 15