УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» «Рассмотрено и принято» Утверждено Педагогическим советом Приказом и.о. Директора ЦТР «Академия детства» МКУДО «Дворец творчества» Протокол № 1 от 30.08.2024г М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир идей» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель Бумажникова Г.Г. педагог дополнительного образования Талица 2024 Содержание. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: − пояснительная записка……………………………………………… 3 − учебный тематический план 1 год обучения……………………….12 − содержание программы 1 год обучения…………………………….19 − планируемые результаты 1 год обучения……………………………23 − учебный тематический план 2 год обучения………………………. 26 − содержание программы 2 год обучения……………………………. 31 − планируемые результаты 2 год обучения…………………………...36 − учебный тематический план 3 год обучения………………………. 26 − содержание программы 3 год обучения……………………………. 31 − планируемые результаты 3 год обучения…………………………...36 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»: − календарный учебный график………………………………………. 38 − условия реализации программы……………………………………...39 − оценочные материалы………………………………………………...41 − методические материалы……………………………………………..47 − список литературы …………………………………………………....49 Приложения:…………………………………………………………. 53 Аннотация…………………………………………………………….. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир идей» ориентирована на активное декоративно-прикладному приобщение творчеству. детей к художественному Программа художественной направленности, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно- познавательной. Программа разработана на основании нормативно правовых документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок). 3. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Декоративное творчество является составной частью художественноэстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа «Волшебный мир идей» развивает детей в соответствии с приоритетными направлениями, отраженными в нормативно - правовых документах об образовании в Российской Федерации, знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: •мягкая игрушка, •художественное гильоширование, •вышивка, •пэчворк, •аппликация из лоскутков ткани, •батик, •изготовление изделий в смешанных техниках. Обучающиеся, прошедшие обучение, будут свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий. Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение негативного опыта подрастающим поколением, становится педагогической проблемой. Именно творчество позволит подрастающему человеку гармонично развиваться, снимать эмоциональное напряжение, растворяясь в любимом деле, развить эстетический вкус, чувство прекрасного. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение программы «Волшебный мир идей». При этом следует учитывать, что программа направлена на: - развитие мотиваций к познанию и творчеству; - создание условий для развития ребенка; - ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки, сувениры, игрушки из различных материалов; - участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами; - изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка; - приобщение детей к общечеловеческим ценностям; - укрепление психического и физического здоровья; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Основная задача программы заключается в том, чтобы способствовать проявлению интереса со стороны детей к рукоделию. Материалы, инструменты и приспособления для вышивания, изготовления изделий из текстильных материалов доступны каждому. Творческая деятельность позволит детям приобрести важное чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищённости. Занятия способствуют обогащению духовной жизни ребёнка, становлению его эмоционально- ценностного отношения к миру, развитию эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме. Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых по программе «Волшебный мир идей», ребенок укрепляет свою определенной системе позитивных социальность, принадлежность к социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим. Новизна программы состоит в том, что программа – комплексная, дети учатся сразу нескольким техникам рукоделия: мягкая игрушка, художественное гильоширование, вышивка, аппликация, пэчворк, батик, смешанные виды техники. Дети на занятиях обучаются изготовлению предметов, которые можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев. Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия. В содержание обучения входит ознакомление обучающихся с историей возникновения видов художественной обработки материалов, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий. Основные разделы программы. Мягкая игрушка - один из видов декоративного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развивать воображение, творческие способности, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Художественное гильоширование - слово «гильоширование» - французского происхождения и означает «гравирование на специальной (гильошировальной) машине рисунка в виде узора из комбинаций линий и применяется при изготовлении защитных сеток на ценных бумагах». В данной программе гильоширование означает- отделка изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Сущность гильоширования заключается в способности некоторых материалов плавиться под воздействием высокой температуры, а при остывании – склеиваться между собой. Такое соединение материалов позволяет без иголок и ниток, ножниц и клея создавать интересные и необычные изделия, имитировать другие виды рукоделия (вышивка, кружевоплетение, аппликация и т.д.). Выжигание по синтетическим материалам напоминает выжигание по дереву, поэтому это направление в искусстве названо «художественное гильоширование». Вышивка - очень интересное, хотя и трудоемкое занятие, которому, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна. Ей, безусловно, требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд. Выходит, что вышивка- это в какой-то мере роскошь. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет. Тот, кто увлечен вышивкой, знает, почему он так любит это занятие- все дело в процессе созидания, когда на твоих глазах происходит рождение красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, приходящем с окончанием сложной работы. Ведь вышивка– это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя вас и привлекая интерес окружающих. Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий. Аппликация из лоскутов ткани, батик - по силам даже маленьким детям. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Готовую работу затем можно поместить в рамочку, а для красоты обшить контрастными нитками или обвести специальной краской для ткани по контуру рисунка. Приобщение детей к ручному труду, способствует воспитанию трудолюбия, аккуратности, хорошего эстетического вкуса; развитию мелкой моторики рук и глазомера, памяти, внимания, мышления, воображения; благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы. Данная программа способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; обогащению собственного досуга рукоделием; развитию творческих и коммуникативных способностей. Данным видам рукоделия могут обучаться школьники с 1 класса. При подборе изделий учитывается доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. В зависимости от уровня подготовки, возраста и пола обучающихся предлагаются разнообразные по сложности работы для выполнения. На каждом этапе обучения обучающиеся изучают новые приемы и способы данных видов рукоделия, знакомятся с их условными обозначениями, а также идет постепенное усложнение заданий и увеличивается объем работ. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам составлять цветные схемы для вышивки. Свободно пользоваться этими схемами и теми, которые печатаются в журналах по вышиванию. Происходит усложнение выполняемых изделий. «Новички», прошедшие первый год обучения на втором году вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. В процессе реализации программы у обучающихся формируются умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности. Дети учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно. По окончании 3 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации тем, кто только начал осваивать техники рукоделия. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественнополезной деятельности. Срок реализации программы: Программа рассчитана на 3 года обучения Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и составлена с учетом возможности самостоятельного выбора обучающимся наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него. Форма обучения – очная. Адресат программы: Программа ориентирована на возраст детей от 7 до 11 лет. Год Возраст Продолжительность занятия Количество обучения 1 часов в год 7-8 лет по 40 мин - 2 занятия в неделю 68 ч. (1 класс) 2 8-9 лет по 40 мин – 3 занятия в неделю 105 ч. (2 класс) 9-11 лет По 40 мин - 3 занятия в неделю 3 105 ч (3-4 класс) Особенности возрастного периода. Младший школьный возраст (7-10) К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. характерна, Для познавательной прежде всего, деятельности эмоциональность младшего школьника восприятия. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей. Особенности обучающихся 11 лет. Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Принципы, лежащие в основе программы: • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); • наглядности (иллюстративность, наличие различных материалов); • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); • научности (обоснованность, наличие практической базы и теоретической основы); • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Формы работы: групповая, индивидуальная. Формы занятий: занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий. Практическая часть представлена в виде практического изготовления изделий. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Уровни освоения программы: стартовый-7-8 лет, базовый- 9-11 лет. Методика работы с обучающимися предполагает развитие способностей детей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Объём программы: первый год обучения – 68 часов (1 раз в неделю-2 часа), второй год обучения-105 часов (1 раз в неделю-3 часа), третий год обучения-105 часов (1 раз в неделю-3 часа). Продолжительность учебного часа, согласно СанПин- 40 мин., перерыв –10 мин. Число обучающихся в данном творческом объединении не менее 8-12 человек. Состав – постоянный. Особенностью программы «Волшебный мир идей» является то, что в зависимости от уровня подготовки ребенка, его умений и способностей, педагог может принять его на 1, 2 или 3-ий год обучения. Целью программы является развитие творческой личности, способной к самовыражению в области декоративно-прикладного творчества, понимающей и уважающей родную культуру, готовой к социально-полезной деятельности. Задачи программы: Обучающие: • познакомить детей с различными видами рукоделия, историей декоративноприкладного творчества; • научить вышивать, выполнять работу в технике пэчворк, художественное гильоширование, аппликации из текстильных материалов, освоить батик, мягкую игрушку и смешанные техники; • научить приёмам работы с инструментами и различными материалами; • научить планировать цель и порядок своей работы; • научить читать схемы; • научить приемам самостоятельной разработки изделий. Развивающие: • развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал; • развивать образное мышление, воображение, внимание и память; • развивать самостоятельность, аккуратность; • развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитательные: • воспитывать уважение к труду и людям труда; • формировать чувство коллективизма; • формировать культуру общения и поведения в социуме. Планируемые результаты Предметные результаты Обучающиеся будут ориентироваться в следующих темах: - основные способы изготовления изделий в техниках: вышивка, пэчворк, аппликация и декор, мозаика, мягкая игрушка, батик, смешанные техники. Обучающиеся будут способны: - осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности. - создавать модели несложных объектов в разных техниках декоративноприкладного - творчества осуществлять использовать решать декоративное из различных оформление шаблоны художественно-творческие для задачи и отделку изготовления на материалов; повтор, изделий; изделий; вариацию, импровизацию в декоративной работе. - применять полученные навыки комплексно в предметном дизайне. - владеть основными навыками в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества. Личностные результаты У детей будут развиты: - Творческое мышление; - Художественный вкус; - Устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию к самосовершенствованию; У детей будут воспитаны: - волевые качества личности, а именно, сдержанность, самостоятельность, мотивация к успеху, целеустремлённость. - нравственные качества личности, а именно, доброе отношение к товарищам, взаимопомощь, уважительное отношение к семье. - коммуникативные качества – умение слушать и слышать, открытость, терпимость. Метапредметные результаты У обучающихся будут сформированы следующие компетентности: Ценностно-смысловые компетенции: - умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; Учебно-познавательные компетенции: - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебнопознавательной деятельности; - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; Социокультурные компетенции: - владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: учащегося, гражданина, члена семьи; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; - иметь представление об истории, традициях. Коммуникативные компетенции: - уметь представить себя устно и письменно; - уметь представлять свой творческий коллектив на выставках, конкурсах различного уровня; - владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.