УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 31.08.2024г. Утверждено Приказом Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермакова № 234 от 02.09.2024г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Живая глина» Возраст обучающихся: 9-12 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Педагог ДО Шульгина В.С. Талица 2024 Содержание 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы: 1.1. Пояснительная записка………………………………………………...3 1.2. Цель, задачи программы……………………………………………….6 1.3. Планируемые результаты ………………..……………………………7 1.4. Учебный (тематический)план………..……….……………………….8 1.5. Содержание программы ………..………..……………………………10 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график……………………………………….15 2.2. Условия реализации программы……………………………………..16 2.3. Формы аттестации …………………………………………………….18 2.4. Оценочные материалы……………………………………………….. 19 2.5. Методические материалы……………………………………………. 23 Аннотация …………………………………………………………………… 25 Сведения о разработчике …………………………………………………… 26 3. Список литературы …………………………………………………........27 4. Приложение………………………………………………………….........30 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Как известно, живая глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом современных требований, на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая глина» - художественной направленности и направлена на удовлетворение индивидуальных способностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном художественно-эстетическом развитии; формирование и развитие творческих способностей, овладение приемов художественно – творческой деятельностью, формирование общей культуры обучающихся. Новизна программы заключается в том, что художественно-эстетическое, трудовое и нравственное воспитание обучаемых происходит в тесной взаимосвязи. В процессе пошагового изучения технологии изготовления изделий из глины обучающиеся не только осваивают приемы изготовления современной творческой игрушки, но и приобщаются к традиционной народной культуре через знакомства с народной глиняной игрушкой. Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития детей. В процессе обучения дети знакомятся с приемами лепки и декорирования, изучают традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, приобретают необходимые навыки работы с инструментами и материалами. Занятия лепкой развивают мелкую моторику рук, умственные способности, абстрактное мышление, художественный вкус, трудолюбие, работоспособность, силу воли, уравновешенность, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Технология лепки из пластичных материалов, формообразование и приемы декорирования представляют собой широкое поле для развития творческих способностей. Педагогическая целесообразность программы определяется учетом возрастных особенностей, широкими возможностями социализации в процессе развития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса. Включение в образовательный процесс элементов проблемного обучения способствуют развитию мотивов исследовательской деятельности. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. 1.2.Цели, задачи реализации Цель – формирование и развитие творческих способностей, индивидуальных склонностей в мотивации к творчеству, приобщение к народной культуре, декоративно-прикладному творчеству через практическое освоение технологии изготовления изделий из глины. Задачи: образовательные: • обучить теоретическим основам о технике и технологии лепки из глины; • обучить выразительности в лепке через более точную передачу формы, величины предметов и изображение мелких деталей; • обучить на основе сформированных знаний и умений, выполнять работу творческого характера; • формировать эстетические знания, художественно - пластические умения и навыки; • ознакомить с народным творчеством, народными традициями лепки из глины. развивающие: • развивать эмоционально - эстетическое восприятие изделий народного художественного творчества; • развивать умения на основе полученных знаний и навыков лепить изделия новой формы самостоятельно по своему замыслу; • развивать у обучающихся навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы. • развивать у детей интерес к работе с глиной и дать первые навыки работы в объеме. воспитательные: Воспитательные: • воспитывать бережное отношение к культурному наследию и приобщение к лучшим образцам народной культуры, художественного творчества; • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, общительность; • воспитывать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда; • формировать умения работать в коллективе. Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 9 – 12 лет. Количество детей в группе от 7-12 человек. Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 академических часа. Продолжительность занятия 40 минут в соответствии с требованиями СанПин. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 35 недель. Общее количество часов для освоения программы – 105 ч. Уровень программы – стартовый. Планируемые результаты освоения программы Результаты реализации программы соответствуют ее цели, задачам и содержанию. К концу обучения по программе «Живая глина» обучающиеся приобретут необходимый уровень компетенций. Личностные: − способность умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности; − умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности; − развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; − развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости и понимания к чувствам других людей; − художественно-эстетический вкус и творческие способности, мотивацию к творческой деятельности. Метапредметные: − умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие рисунки, избегать шаблонности мышления; − умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; − умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла; − умение выстроить цепочку причинно – следственных связей, приведших к тому или иному результату. − осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; − готовность слушать собеседника и вести диалог; − готовность признавать возможность существования различных точек зрения, определение общей цели и путей ее достижения способность оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников. Предметные: − использовать на практике навыки лепки из различных видов глины; − работать с необходимыми инструментами и материалами; − найти оригинальные композиционные решения в практической работе; − свободно пользоваться всем диапазоном специальной терминологии; − самостоятельно проанализировать выполненную работу, устранить ошибки; − кратко знать историю лепки, отдельных видов лепки, великих скульпторов; − основы цветоведения и колористики; − современные тенденции в лепке; − пользоваться современными источниками информации; − уметь пользоваться палитрой при росписи изделия; − уметь лепить на заданную тему; − владеть навыками согласованных действий в группе. 2.