Общеразвивающая программа Театральные игры Койнова Г.И.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 30.08.2024г

Утверждено
Приказом и.о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Театральные игры»
Возраст обучающихся: 7лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил
педагог ДО Койнова Г.И

Талица
2024 г.

Содержание программы

1. Пояснительная записка …………………………………………………....3
2. Учебный(тематический)план ………………..………………..……….…8
3. Содержание программы ……….…………………………………..…...12
4. Планируемые результаты ………………………………………………..17
5. Учебно-календарный график ……………………………………………18
6. Формы аттестации………………………………………………………..19
7. Условия реализации программы ………………...……………………... 20
8. Оценочные материалы……………………………………………………21
9. Нормативное обеспечение программы………………………………….26
10.Литература. ……………………………………………………………….27
11.Аннотация………………………………………………………………..28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Заставить играть нельзя, увлечь
игрой можно».

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Театральные
игры» художественной направленности составлена, опираясь на
нормативные документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Министерства
Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Творческий подход необходим человеку в любом виде деятельности. И
поэтому человек, приученный к творчеству, привыкший мыслить
неординарно, и во взрослой жизни будет чувствовать себя востребованным.
С самого раннего детства ребенок встречается с игрой, участвуя в
которой, примеряет на себя различные роли. Именно в игре ребенок впервые
сталкивается с творчеством.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации ребёнка в современном обществе. В младшем школьном
возрасте ребенок наиболее любознателен, открыт для познания нового,
поэтому этот возраст благоприятен для развития творческого начала личности
ребенка.
Новизна программы заключается в том, что через форму
театральных
игр у обучающихся развивается коммуникативная и
эмоциональная сферы личности ребёнка; программа содействует его
социализации, выявлению и развитию задатков и творческих способностей
обучающихся
Педагогическая целесообразность заключается в развитии у детей
коммуникабельности,
логичности
и
стройности
мышления,
самостоятельности, мотивации личности к познанию и творчеству.
Игра и творчество - естественные спутники жизни любого ребенка,
источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной
силой, т.к. игровое творчество всегда связано с решением определенных
задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного
рода трудностей и препятствий.
Необходимо помнить, что в игре важен не сам игровой результат, а
то, чему ребенок учится, что познает, что открывает в себе, как
утверждает себя, как самовыражается и т.д.

Игра – один из основных видов деятельности детей. Детские игры не
просто приносят удовольствие ребёнку, но и подготавливают его к будущей
взрослой жизни в социуме, воспитывают, развивают и обучают. В процессе
игры формируются и совершенствуются психические процессы, создаются
благоприятные условия для развития творческого потенциала ребенка.
Отличительные особенности программы
В процессе обучения дети в интересной, увлекательной форме учатся
совместным действиям и переживаниям, знакомятся с лучшими образцами
художественного слова, получают стимул к собственному творчеству.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации.
Программа «Театральные игры» строится на следующих концептуальных
Принципах:
Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала
(иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты);
Доступность - театрализованная деятельность детей составлена с учетом
возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к
сложному);
Проблемность - направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;
Развивающий и воспитательный характер обучения - направлен на расширение
кругозора и развитие познавательных процессов.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7 лет, без учета
состояния здоровья. Специального отбора для детей не требуется.
Объем и срок освоения программы. Выполнение программы
рассчитано на 1 учебный год. Продолжительность занятий 68 учебных часов.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Форма обучения. Очная
Особенности организации образовательного процесса. Группы
формируются из обучающихся одного возраста. Состав группы постоянный.

ЦЕЛЬ программы: комплексное развитие личностных качеств обучающегося,
которые помогут ему полноценно адаптироваться и социализироваться в
обществе средствами театрального искусства.
ЗАДАЧИ
обучающие:
• вырабатывать устойчивое фонационное дыхание
• вырабатывать навыки действовать в условиях публичности
• вырабатывать навыки сценического взаимодействия с партнером
развивающие:
• развивать умение готовить речевой аппарат к звучанию
• развивать пластическую выразительность
• развивать остроту внимания
воспитывающие:
• воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуры
• воспитывать полноценную, раскрепощенную, контактную личность.
Содержание программы.
Дикционные упражнения
данные упражнения должны подготавливать речевой аппарат к
полноценному звучанию, включают в себя артикуляционную гимнастику с
элементами тренажа дыхания, звукоподражательные упражнения игровой
формы, скороговорки, упражнения с элементами речевого общения, чтобы
добиться активной работы языка, губ, устойчивого выдоха.
Пластика
Пластика - хорошее подкрепление речевого общения. Все упражнения
сочетаются с элементами образного представления, будят воображение.
Работая над пластикой тела, сделать его раскрепощенным, вызвать желание
пользоваться им как средством, подкрепляющим выразительность речи,
способствующим общению.
Психофизический тренинг
Работа в этом обширном разделе строится по следующим направлениям:
внимание (развивающие игры, упражнения). Психофизический тренаж
должен способствовать развитию остроты внимания. Объектами внимания
являются предметы, статичный человек (как объект), звуки, шумы, тексты.
Упражнения этого раздела учат фиксировать внимание в малом, среднем и
большом круге, подчинять внимание поставленной задаче. Этот раздел

приносит непосредственную пользу, подготавливая к процессу обучения.
Упражнения на внимание усложняются элементами движения, наличия двух,
трех объектов внимания. Ставятся сложные задачи на внимание в условиях
группового взаимодействия.
Воображение
(развивающие
игры,
упражнения).
Творческое
воображение, образная память влияют непосредственно на способность
ребенка воспринимать и запоминать. Тренируя воображение, стремимся,
чтобы у ребенка по первому требованию появлялось образное видение
(зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное), добиваемся того, чтобы
любой объект реальной действительности (предмет, герой) мог быть
офантозирован ребенком, оброс реалиями, стал зрелым. Сфера воображения
тренируется также посредством действий с воображаемыми предметами в
одиночном и групповом воображении.
Я - это я! «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Упражнения - этюды на
поведение личности в предлагаемых обстоятельствах. Значение этого раздела
в том, что ребенок получит возможность демонстрировать себя, свои действия,
станет объектом внимания группы, попытается принять решение в
смоделированной ситуации; тема «Я - это я» учит ребенка действовать от
своего лица в вымышленных предлагаемых обстоятельствах - двигаться,
выражать отношение к предмету, уметь найти способ поведения в этюде с
фантастическими предлагаемыми обстоятельствами. Посредством этюдов от
«Я хочу» к «Я делаю» вырабатывается навык активного действия,
направленного на достижение определенной цели.я-это ты! Элементы образа.
Игры -упражнения, помогающие психофизическому раскрепощению. Не
преследуя актерской цели в создании образа, используем этот
методологический прием для соотнесения своего «Я» и «Я» другого человека.
Побывав «другим», поменяв «кожу и мысли», ребенок становится более
раскрепощенным. На этом этапе делаются упражнения на «зерно» образа,
вбирающие в себя все наработки по темам «Внимания». Завершая цикл этих
упражнений, дети должны рискнуть представить и продемонстрировать себя
иным существом, как одушевленным, так и неодушевленным, закрепить все
проработанные темы во взаимодействии.
Взаимодействие с партнером. Этюды - упражнения, способствующие
выработке навыков общения. Раздел включает в себя этюды -упражнения,
способствующие навыкам общения, взаимодействия. Совместные парные и
групповые действия, направленные на выполнение конкретной задачи в
игровых предлагаемых обстоятельствах, послужат тому, что ребенок осознает
себя частицей коллектива, научится корректировать свои желания и задачи,
соотносясь с желаниями сообщества. Общение с партнером в парных этюдах

способствует выработке навыков общения, совместного выполнения задачи
или выполнения задачи в условиях контрдействия и конфликта. Групповые
этюды на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах дают навыки
коллективного принятия решения, помогают ребенку найти свое место в
сообществе.
Формы обучения и виды занятий.
Занятие состоит из нескольких частей:
•

•

•

•
•
•
•
•

•
•
•

Вводная часть – Комплексная разминка (направлена на развитие
умения концентрировать внимание, снятие телесных зажимов, зарядку
для артикуляционного аппарата)
Основная часть –беседы на различные темы; работа над этюдами,
игры с текстами, творческие задания, театральные игры различной
направленности, проблемные ситуации
Заключительная – подведение итогов, двигательная, игровая или
музыкальная импровизация, релаксационные упражнения.

Формы организации учебного занятия:
̶ соревнование
̶ экскурсия;
̶ занятие-путешествие;
̶ заочная экскурсия;
̶ творческая мастерская;
̶ игровое занятие
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные
понимать и принимать учебную задачу
активно выполнять действие, направленное на достижение
определенной цели
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок
Предметные:
готовить речевой аппарат к полноценному звучанию
добиваться активной работы языка, губ, устойчивого выдоха;
пользоваться телом, как средством подкрепляющим выразительность речи,
способствующим общению;

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

использовать остроту внимания, воображения, образное видение
(зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное);
действовать от своего лица в вымышленных предлагаемых
обстоятельствах;
выражать отношение к предмету, найти способ поведения в этюде с
фантастическими предлагаемыми обстоятельствами;
выполнять сложные задачи на внимание в условиях группового
взаимодействия;
действовать с воображаемыми предметами в одиночном и групповом
исполнении;
активно выполнять действие, направленное на достижение
определенной цели;
общаться в парных этюдах при совместном выполнении задачи или
выполнении задачи в условиях контр действия и конфликта.
Личностные:
развитие духовно-нравственных и этических чувств
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведении
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих театрально-творческих
возможностей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».