Рабочая программа воспитания Дворец творчества 2024-2027 гг.

Паспорт программы
Наименование программы
Цель программы

Задачи программы

Основные модули программы

Ожидаемые результаты

Рабочая программа воспитания МКУДО «Дворец творчества» на
2024 - 2027 гг. (далее - Программа)
создание единого образовательно-воспитательного пространства,
посредством
обеспечения
системного педагогического
сопровождения личностного развития обучающихся, создающего
условия для формирования гражданских, патриотических и
нравственных качеств, развития их способностей и одарённости
через реализацию воспитательного потенциала учреждения.
- использовать воспитательные возможности
занятий по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам как источник поддержки и развития интереса к
познанию и творчеству;
- содействовать развитию и активной деятельности детских
объединений, формирование ученического самоуправления;
- создавать воспитательное пространство возможностей для
приобретения опыта социального взаимодействия и продуктивной
деятельности, личного самоопределения;
- обеспечить возможность обучающимся быть активными
участниками личностно значимой и социально активной
деятельности, для формирования гражданско-патриотических
качеств у обучающихся;
- формировать у детей и подростков нравственные ценности,
мотивацию и способности к духовнонравственному развитию,
интересов
и
личностных
качеств,
обеспечивающих
конструктивную,
социально
приемлемую
самореализацию,
позитивную
социализацию,
противодействие
возможному
негативному влиянию среды;
- содействовать
приобретению
опыта
личностного
и
профессионального самоопределения на основе личностных проб в
совместной деятельности и социальных практиках;
- выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся,
проявивших выдающиеся способности;
- обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного
учреждения для более эффективного достижения цели воспитания;
- обеспечивать
благоприятные
условия
для
организации
содержательного досуга, интеллектуального и творческого развития
детей и подростков, включения их в разнообразную, общественно
значимую и личностно привлекательную деятельность в
каникулярное время;
- обеспечить межведомственное взаимодействие и координация
усилий
всех
участников
воспитательного
процесса
в
профилактической работе по предупреждению безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних.
1. Воспитание на учебном занятии в рамках образовательной
деятельности
2. Воспитание в детском творческом объединении
3. Культурно - образовательные события
4. Воспитание гражданина и патриота
5. Профилактика
6. Профориентация
7. Работа с родителями
8. Каникулы
- достигнуто заданное качество воспитания, обновлено содержание
и технологии воспитания с учетом современных требований к ним;
- обеспечена преемственность и непрерывность воспитательной
деятельности на основе современных тенденций развития учебновоспитательного процесса;

Индикаторы оценки
результатов

- обеспечена
дифференциация
и
индивидуализация
воспитательного процесса;
- максимально
раскрыт
потенциал
личности
каждого
обучающегося,
сформированы
определенные
творческие,
социальные и нравственные качества, самореализация в условиях
комфортного воспитательного пространства;
- учтён максимальный интерес и желания, обучающихся и их
родителей (законных представителей) в выборе содержания и
технологии учебно-воспитательной работы;
- созданы условия для творческой самореализации личности.
- аналитические (мониторинг)
- количественные показатели (чел., %);
- публикации.

2

Содержание
Пояснительная записка
Особенности организации воспитательной деятельности в учреждении
Цель и задачи программы воспитания
Виды, формы и содержание деятельности
- Модуль «Воспитание на учебном занятии в рамках образовательной деятельности»
- Модуль «Воспитание в детском творческом объединении»
- Модуль «Культурно - образовательные события»
- Модуль «Воспитание гражданина и патриота»
- Модуль «Профилактика»
- Модуль «Профориентация»
- Модуль «Работа с родителями»
- Модуль «Каникулы»
Условия реализации программы воспитания
Планируемы результаты
Самоанализ воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы

5
6
7
9
9
10
10
11
11
11
13
13
15
16
18
19

3

Пояснительная записка
Сегодня активно обсуждается проблема воспитания. В рамках Федерального проекта
«Образование» предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка». Обращаясь
к Федеральному собранию, В. В. Путин отметил: «Каждый ребенок одарен и раскрыть его способности –
наша задача. В этом – успех России». Важную роль в данном направлении играет дополнительное
образование.
Специфика дополнительного образования отражена в его определении как особого вида
образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Это вызывает необходимость
определения актуального для МКУДО «Дворец творчества» содержания воспитательной деятельности.
Главная цель в воспитательной работе — это патриотическое воспитание и разностороннее развитие и
гражданское самоопределение подрастающего поколения. Данная программа воспитания направлена на
приобщение учащихся к Российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения
в обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения учащихся в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. Воспитательная программа является
обязательной частью основных образовательных программ МКУДО «Дворец творчества» и призвана
помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности и тем самым сделать учреждение воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающихся: личностных
результатов; формированию у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности учреждения.
В центре программы воспитания находится личностное развитие учащихся. Педагоги, дети,
родители являются соавторами программы, так, как только заинтересованность ребят, содействие
взрослых, причастных к воспитанию детей, их активность, сделают жизнь в учреждения полезной и
эффективной. Программа опираться на приемлемые для учреждения концептуальные положения,
учитывающие особенности развития современного ребенка и ориентированные на задачи воспитания,
определенные государственными документами Российской Федерации:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об об
разовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ
от 29 мая 2015г. № 996-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельностиПисьмо Минобрнауки
России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
4

11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. №
08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»».
Особенности организации воспитательной деятельности в учреждении
Программа воспитания содержит комплекс основных характеристик воспитательной работы МКУДО

№
п/п

1
2
3
4
5
6

Направление программ

Художественное
Техническое
Социально - гумманитарное
Физкультурно - спортивное
Туристко - краеведческое
Естественнонаучное
ИТОГО

Кол-во

% от общего кол-ва

Кол-во

% от общего кол-ва

программ

программ

обучающихся

обучающихся

43
18
25
1
0
4
91

47
20
27
1,1
0
4,4

794
523
366
12
0
181
1876

42,3
27,8
19,5
0,64
0
9,4

В МКУДО «Дворец творчества воспитательная среда осуществляется через реализацию
общеразвивающих, предпрофессиональных программ, проектов, культурно - образовательных событий
и т.д. и направлена на усиление роли воспитательного компонента в образовании детей.
В детских объединениях занимается более 1876 человек. Это воспитанники учреждений
дошкольного образования и обучающиеся общеобразовательных учреждений.
В учреждении ежегодно формируется более 130 учебных групп, реализуется от 80 до 95
дополнительных общеразвивающих программ по 5 направленностям.
Творческая деятельность детей осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях.
В ДООП, реализующихся в Учреждении, предусмотрена организация и реализация воспитательной
работы, с целью объединения учащихся и осуществления их развития по основным направлениям,
заявленным в новых государственных нормативных документах, регламентирующих образовательную
и воспитательную деятельность учреждений дополнительного образования.
Для решения задач воспитания обучающихся в Центре ведется следующая работа:
- систематическое повышение квалификации административного и педагогического персонала;
- пересмотр и совершенствование реализуемых программ;
- ориентация педагогического коллектива на создание комфортных психолого-педагогических
условий для обучающихся;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- наличие ресурсов (человеческих, материальных) для развития системы дополнительного
образования;
- вовлечение социальных партнеров в образовательную и воспитательную деятельность и многое
другое.
Через занятия в данных объединениях закладывается фундамент всей воспитательной работы
учреждения.
В учреждении успешно реализуется: Модель сетевого взаимодействия при реализации
дополнительных общеобразовательных программ; Модель организации мероприятий по просвещению
родителей в области дополнительного образования детей; Муниципальная модель реализации программ
для организации сезонных школ в образовательных организациях.
Важным фактором доступности является создание условий для работы с одарёнными детьми,
детьми, находящимися в ТЖС (с ОВЗ): реализуется модели: Муниципальная модель вовлечения в
систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
5

Муниципальная модель выявления, развития и сопровождения одаренных детей в Талицком городском
округе.
Годовым циклом воспитательной работы учреждения являются ключевые событийные
мероприятия, которые осуществляются через интеграцию воспитательных усилий педагогических
работников. В проведении этих дел поощряется конструктивное общение между всеми участниками
образовательного процесса, а также их социальная активность.
На уровне образовательной организации: ежегодно проходят разновозрастные сборы,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Торжественные ритуалы являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в
учреждении: посвящения, которые символизируют приобретение детьми новых социальных статусов в
учреждении - ежегодные открытия творческого сезона; церемонии награждения (по итогам года)
обучающихся разных творческих объединений, педагогов и родителей за активное участие в жизни
учреждения, соревнованиях, олимпиадах.
Важная часть воспитательной деятельности - работа по организации отдыха детей и подростков в
каникулярное время. Воспитывающие мероприятия гражданско - патриотической, духовнонравственной, профилактической, экологической направленности проводятся на уровне детских
объединений, образовательных учреждений района.
Достижению результатов воспитательной работы способствует тесное взаимодействие с
социальными партнерами. В воспитательный процесс ежегодно вовлекается 47 учреждения, это школы
района, детские сады, Троицкая поселковая библиотека, Талицкая центральная районная библиотека им.
Поклевских-Козелл, Троицкий историко-краеведческий музей, ГАУК «Музей разведчика Н. И.
Кузнецова».
Важнейшим показателем результативности продуктивной деятельности обучающихся является
степень стабильности и качества творческих достижений на областных, всероссийских и
международных фестивалях и конкурсах, которые подтверждаются победами.
С целью проведения самооценки и отслеживания эффективности деятельности по реализации
программы воспитания ежегодно проводится мониторинг. Основу мониторинга составляют
количественные показатели, являющиеся наиболее объективными и независимыми. Количественные
показатели дополняются качественной работой учреждения по каждой направленности, модулю
воспитательной программы.
Цель и задачи программы воспитания
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29
мая 2015 г. N 996-р «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Исходя из воспитательного
идеала, а также основываясь на базовых для общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), в МКУДО «Дворец творчества» (обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся; социализацию и
адаптацию учащихся в обществе) формулируется общая
Цель программы: создание единого образовательно-воспитательного пространства, обеспечить
системное педагогическое сопровождение личностного развития обучающихся, создающее условия для
формирования гражданских, патриотических и нравственных качеств, развития их способностей и
одарённостей через реализацию воспитательного потенциала учреждения.
Данная цель ориентирует педагогический коллектив на обеспечение динамики развития личности
учащегося, как гражданина своей страны. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию
личности учащегося и усилий самого учащегося по саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Деятельность
педагогов,
направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать коммуникацию с окружающим миром, продуктивнее взаимодействовать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь для себя и окружающих его людей.

6

Достижению поставленной цели воспитания учащихся будет способствовать решение следующих
основных задач:
- использовать воспитательные возможности занятий по дополнительным общеобразовательным
программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству;
- содействовать развитию и активной деятельности детских объединений, формирование
ученического самоуправления;
- создавать воспитательное пространство возможностей для приобретения опыта социального
взаимодействия и продуктивной деятельности, личного самоопределения;
- обеспечивать возможность обучающимся быть активными участниками личностно значимой и
социально активной деятельности, для формирования гражданско-патриотических качеств у
обучающихся;
- формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивацию и способности к
духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную,
социально приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному
негативному влиянию среды;
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на
основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
- выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
- обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного учреждения для более
эффективного достижения цели воспитания;
- обеспечивать благоприятные условия для организации
содержательного досуга,
интеллектуального и творческого развития детей и подростков, включения их в разнообразную,
общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в каникулярное время;
- межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного
процесса в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в учреждении интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом формирования
положительного социального поведения учащихся.

7

Виды, формы и содержание деятельности
Модуль

Воспитание на
учебном
занятии в
рамках
образовательной
деятельности

Задача модуля

использовать в воспитании
подрастающего
поколения
потенциал дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы, как насыщенной
творческой
среды
и
содержания, обеспечивающих
самореализацию и развитие
каждого учащегося.

Формы и виды деятельности
в соответствии с каждой
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой

-демонстрация детям примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
добросердечности;
-применение интерактивных форм работы,
обеспечивающих развитие навыков общения,
включение в работу творческих мастерских;
-включение в занятие игровых технологий,
поддерживающих мотивацию к знаниям и
направленных
на
формирование
базовых
ценностей с учетом возрастных норм;
-включение проектных технологий, позволяющих
учащимся приобрести навык генерирования и
оформления
собственных
идей,
навык
самостоятельного решения проблемы, навык
публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения;
-включение
в
образовательный
процесс
технологий
самодиагностики
рефлексии,
позволяющих ребенку
отношения к различным явлениям и событиям.

Содержание деятельности в
соответствии с каждой дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе

-актуализация воспитательных практик
(мероприятий, дел игр и пр.) в процессе
реализации
дополнительной
общеобразовательной программой;
-организация игровых учебных пространств;
-обновление
содержания
совместной
творческой деятельности педагога и учащихся;
-разработка современного образовательного и
воспитательного контента;
-организация и педагогическая поддержка
социально-значимой деятельности учащихся;
-организация и педагогическая поддержка
просветительской,
исследовательской,
поисковой,
практико-ориентированной,
социальной,
рефлексивной
деятельности
учащихся,
направленной
на
освоение
социальных
знаний,
формирование
позитивного отношения к общественным
ценностям, приобретения опыта социально
значимых дел.

8

Воспитание в
детском
творческом
объединении

содействовать
развитию
и
активной деятельности детских
объединений, проектных групп
для приобретения культуры
общения.

Культурно образовательны
е события

Создавать воспитательное
пространство возможностей
для приобретения опыта
социального взаимодействия и
продуктивной деятельности,
личного самоопределения.

1. Коллективные формы (зрелищные программы):
тематические концерты, спектакли, выставки,
ярмарки, праздники, фестивали, парады, акции,
шоу, флэш-мобы.
2. Групповые формы:
а) досуговые, развлекательные, тематические
вечера;
б) игровые программы: конкурсы, квесты, квизы,
театрализации, интеллектуальные игры;
в) информационно-просветительские
познавательного характера: выставки, экскурсии,
круглые столы, мастер-классы, тематические
программы;
2. Индивидуальные формы: беседы, консультации,
наставничество,
содействие
социализации
учащихся, включение их в сопереживание
проблемам общества, приобщение к активному
преобразованию действительности; помощь в
рациональном осмыслении общечеловеческих и
социальных
ценностей
мира,
осознании
причастности к миру во всех его проявлениях,
осознание своего Я, развитие рефлексии;
организация взаимно обогащающего социально
значимого досуга.
Интересные,
значимые
мероприятия
воспитательного характера, привлекательные для
обучающихся, педагогов, родителей (законных
представителей), объединяющие участников в
единый коллектив. Воспитательные мероприятия
проводятся
на
основе
плана
массовых
мероприятий педагогами - организаторами и
предполагают участие обучающихся в фестивалях,
конкурсах, викторинах, праздниках, концертах,
соревнованиях, социально значимых программах,
акциях и проектах учреждения.

-актуализация воспитательных практик
мероприятий, дел, игр и пр.) в процессе
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы;
-организация
совместной
творческой
деятельности
педагога
и
учащихся,
включение учащихся в различные виды
деятельности.

- художественно-эстетическое оформление
всех помещений учреждения (вестибюль,
актовый зал, учебные кабинеты) с
организацией конкурсов на лучший проект
и исполнение;
- оформление пространства проведения
конкретных событий Центра (праздников,
конкурсных
мероприятий,
выставок,
собраний, отчетных мероприятий и т.п.);
-организация
прозрачности
образовательного процесса для родителей и
общественности (размещение информации
на официально сайте учреждения, странице
ВК);
проведение
культурно-массовых
мероприятий, участие обучающихся с
творческими номерами.
9

Воспитание
гражданина и
патриота

Профилактик
а

Профориента
ция

Обеспечивать
возможность
обучающимся быть активными
участниками
личностно
значимой
и
социально
активной деятельности, для
формирования
гражданскопатриотических
качеств
у
обучающихся
-формирование у детей и
подростков
нравственных
ценностей,
мотивации
и
способности
к
духовнонравственному
развитию,
интересов и личностных качеств,
обеспечивающих
конструктивную, социально
приемлемую самореализацию,
позитивную социализацию,
противодействие возможному
негативному влиянию среды.

Все формы, методы, приёмы, упомянутые в данной
таблице, с содержанием гражданско патриотического воспитания.

содействовать приобретению
опыта
личностного
и
самоопределения на основе
личных проб в совместной
деятельности и социальных
практиках
для
профессионального
самоопределения

-освоение учащимися основ профессии в рамках
обучения по дополнительной общеобразовательной
программе;
-реализация
профориентационных
программ,
направленных на подготовку учащихся к
осознанному планированию и реализацию своего
профессионального будущего;
-профориентационные игры: деловые игры,
проекты, расширяющие знания учащихся о типах
профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной
интересной
обучающимся
профессиональной
деятельности;
-экскурсии, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и
условиях работы людей;
-посещение профориентационных выставок, дней

-разработка
комплекса
мероприятий
по
безопасности во время каникул, правил дорожного
движения, антитеррористической безопасности;
интернет-безопасности; здорового образа жизни;
профилактика суицидального поведения.
-проведение конкурсов, соревнований, фестивалей,
олимпиад, для создания ситуации успеха
возможности
самоутвердиться
повысить
личностную самооценку.

Участие во всероссийских акциях,
патриотических мероприятиях и проектах,
днях единых действий

-изучение
тем,
включенных
в
образовательную программу о здоровом
образе жизни: занятия физкультурой и
спортом,
профилактика
инфекционных
заболеваний,
гигиенические
и
психофизические
аспекты
полового
созревания;
-изучение
основ
правопорядка,
информационной безопасности, правовое
Просвещение;
-организация
различных
мероприятий,
направленных
на
решение
задач
профилактической работы;
- психолого-педагогическое сопровождение
учащихся через проведение консультаций,
бесед, тренингов и т.д.
-педагогическая поддержка обучающихся в
осознании вызовов времени, связанных с
многообразием
и
многовариантностью
выбора;
- вовлечение детей и подростков в
рефлексивную
деятельность
через
определение и согласование границ свободы
и ответственности (нормы и правила
жизнедеятельности),
принятие
индивидуальности
другого,
развитие
самоуважения и взаимоуважения;
-педагогическое сопровождение учащихся в
осознании личностных образовательных
смыслов через создание ситуаций выбора,
осуществление индивидуальных проб в
совместной деятельности и социальных
практиках;
10

открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах;
-совместное с педагогами изучение Интернетресурсов, посвященных выбору профессий;
-участие
в
работе
всероссийских
профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков, индивидуальные
консультации психолога для обучающихся и их
родителей по вопросам склонностей, способностей,
дарований и иных индивидуальных особенностей
детей;
-педагогическая поддержка учащихся в осознании
вызовов времени, связанных с многообразием и
многовариантностью выбора;
- вовлечение детей и подростков в рефлексивную
деятельность через определение и согласование
границ свободы и ответственности (нормы и
правила
жизнедеятельности),
принятие
индивидуальности другого, развитие самоуважения
и взаимоуважения;
-педагогическое сопровождение учащихся в
осознании личностных образовательных смыслов
через создание ситуаций выбора, осуществление
индивидуальных проб в совместной деятельности и
социальных практиках;
-сопровождение
в
развитии
способностей,
одаренности,
творческого
потенциала,
определяющих
векторы
жизненного
самоопределения,
развитие
способностей
отстаивать индивидуально значимые выборы в
социокультурной среде:
помощь и поддержка интересов детей и
подростков, направленных на освоение ими
различных способов деятельности;
-помощь и поддержка в освоении способов
целеполагания для реализации жизненных планов
(профессиональное
самоопределение,
выбор
жизненной позиции, мобильность и др.),
- освоение социокультурных стратегий достижения
жизненных планов;

-сопровождение в развитии способностей,
одаренности,
творческого
потенциала,
определяющих
векторы
жизненного
самоопределения, развитие способностей
отстаивать
индивидуально
значимые
выборы в социокультурной среде, помощь и
поддержка интересов детей и подростков,
направленных на освоение ими различных
способов деятельности;
-помощь и поддержка в освоении способов
целеполагания для реализации жизненных
планов
(профессиональное
самоопределение,
выбор
жизненной
позиции, мобильность и др.),
- освоение социокультурных стратегий
достижения жизненных планов;
-организация деятельности учащихся по
расширению опыта проектирования и
реализации индивидуального маршрута
саморазвития, содействие в освоении
конструктивных способов самореализации.

11

Работа с
родителями

-создать
условия
для
формирования психологопедагогически
грамотно
выстроенного взаимодействия
родителей и детей, обеспечить
взаимопонимание
и
одно
направленность
стремлений
педагога и семьи в развитии
личности ребёнка;
-формировать
активную
педагогическую
позицию
родителей;
-оказать помощь родителям и
сотрудничать
с
ними
в
воспитании ребёнка;
-распространять
и
пропагандировать
положительный
опыт
семейного воспитания;
-формировать у родителей
уважение к творчеству ребёнка,
- поддержка статуса института
семьи.

Каникулы

Обеспечивать благоприятные
условия
для
организации
содержательного
досуга,

-организация
деятельности
учащихся
по
расширению опыта проектирования и реализации
индивидуального
маршрута
саморазвития,
содействие в освоении конструктивных способов
самореализации, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии.
Интерактивные формы работы:
Анкетирование проводится для выяснения
-анкетирование, диагностика;
запросов
родителей,
оценки
работы
- посещение семьи на дому;
педагога, объединения, организации.
- конференция, как форма педагогического Педагог беседует с родителями о его
просвещения, предусматривающая расширение,
характере, интересах и склонностях, об
углубление и закрепление знаний о воспитании отношении к родителям:
детей. Конференции могут быть научно- - на индивидуальной беседе родители более
практическими, теоретическими, читательскими, охотно рассказывают о проблемах, которые
по обмену опытом, конференциями матерей, их тревожат;
отцов.
-создание
условий
для
творческой
-индивидуальные консультации (беседы).
самореализации детей и родителей и как
Традиционные формы работы:
результат
–
радость
совместного
- Дни открытых дверей;
творческого труда;
-Организация совместных досуговых мероприятий; - на собрании педагог должен познакомить с
-Творческие мастерские: родители и дети могут правилами поведения в учреждение,
периодически
вовлекаться
в
совместную требования к форме занятий, с методами
деятельность в творческих мастерских. К такой обучения
специальным
навыкам
по
работе привлекаются педагоги декоративно- направлениям деятельности, о знаниях и
прикладного творчества, которые помогают контроле за ними.
появлению на свет продукта совместного -наглядная информация в виде стендов и
творчества;
уголков универсальна, это возможность
- Родительское собрание. Это основная форма ознакомиться с педагогическим
работы с родителями, в которой концентрируется процессом.
весь комплекс психолого-педагогического
взаимодействия образовательного учреждения и
семьи.
Просветительская работа:
- разработка и ведение сайта;
- наглядная информация (выставки тематические,
посвященные какой-либо теме, связанной с семьей,
групповые
выставки
детских
работ
и
фотоколлажи).
Детям предоставляется возможность продолжить занятия любимым делом в объединениях,
получить дополнительные знания и умения, с пользой расходовать свободное время. Работа
осуществляется по следующим направлениям:
12

интеллектуального
и
творческого развития детей и
подростков, включения их в
разнообразную, общественно
значимую
и
личностно
привлекательную деятельность
в каникулярное время

-

реализация краткосрочных профильных ДООП (сезонных школ), тематических смен
организация участия обучающихся в различных конкурсах, фестивалях и соревнованиях;
организация экскурсий;
взаимодействие с ЛОЛ на базе ОУ района.

13

Условия реализации программы воспитания
Для успешной реализации Программы воспитания необходимы условия:
- высокий уровень психолого-педагогической готовности педагогов к организации
воспитательной работы (профессиональная компетентность, потребность в обновлении,
стремление к инновационной деятельности, способность к диалогу и сотрудничеству с детьми и
родителями и др.);
- программно-методическое обеспечение реализации модулей воспитания;
- разработка нормативно-правовой базы;
- развитие детского самоуправления, общественного управления;
- педагогизация социального окружения (использование ресурсов социума);
- материально-техническая оснащенность и др.
Для создания каждого из условий планируется
1. Использование ресурсов социального окружения (природы, социальных партнёров)
№

Содержание и формы работы

1

Профилактические беседы,
встречи, экскурсии

2

Культурно-досуговые
мероприятия, фестивали,
соревнования, конкурсы,
выставки разного уровня

Участники

Сроки

Субъекты
2 раза в год, по мере методист, педагогпрофилактики
необходимости
организатор
(полиция, больница,
МЧС, ТКДНиЗП)
Учреждения
дошкольного,
начального,
основного общего
образования,
библиотеки,
районный музей
КЦСОН, РОВОИ

Согласно плана ВР

Мероприятия, направленные на
Согласно плана ВР
социализацию в обществе детейинвалидов, детей с ОВЗ, детей,
находящихся в трудной
жизненной ситуации
4 Мероприятия, направленные на
Региональное
Согласно плана ВР
воспитание гражданственности и
отделение
патриотизма
ВВПОД «Юнармия»,
Совет ветеранов,
общественные
организации
3

Ответственный

методист, педагогорганизатор

методист,
педагогорганизатор

методист,
педагогорганизатор

2. Использование информационно-коммуникационных средств:
- использование средств для организации занятий, мероприятий;
- создание информационного пространства, которое предусматривает определение средств
и механизмов разъяснения учащимся волнующих их вопросов, обеспечение доступа к
современным детским периодическим изданиям, телевизионным программам, сети Интернет и
другим информационным источникам;
- формирование у детей информационной культуры, умения работать с информацией
(отбирать нужные источники), включаться в творческую информационную деятельность, издание
детских газет и т. п.;
- изучение информационных интересов и потребностей учащихся и регулирование
14

информационных воздействий на детей;
информационное обеспечение семьи и родителей.
3. Повышение профессионального мастерства педагогов
Повышение профессионального мастерства педагогов определяется содержанием
предыдущих разделов программы, а также уровнем подготовленности педагогов к решению
поставленных задач. На основе профессиональных замыслов и потребностей педагогического
коллектива, поставлены следующие задачи:
- формирование осознания педагогами необходимости организации воспитания на основе
новых подходов;
- формирование у педагогов потребности критически переосмыслить имеющийся
профессиональный опыт, определить и реализовать свой потенциал для профессионального роста
и развития, перестройки своих сложившихся позиций и установок с учетом требований времени;
- освоение системы знаний об эффективных технологиях, способах и средствах
воспитания и организации воспитательной работы;
- формирование значимых профессионально-педагогических умений и навыков.
Изучение, обобщение, распространение передового опыта способствует повышению
педагогического мастерства:
- через публикации, интернет, в виде презентаций, дискуссий, сообщений, аукционов и т.
п.);
- встречи с коллективами, участие в семинарах, конференциях, работа в проблемных
группах);
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- проведение открытых мероприятий с последующим обсуждением, оформление
методических разработок из опыта работы и их презентация).
4. Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение
Разработка нормативных документов, положений, определяющих организацию
деятельности в организации, права, обязанности, ответственность субъектов воспитательного
процесса.
5. Ученическое самоуправление
Особым и эффективным комплексным средством воспитания является самоуправление в
детском объединении, в учреждении в целом. Данное направление является одним из
приоритетных на первые годы реализации программы воспитания, т.к. это является одним из
важнейших условий повышения эффективности воспитания и создания воспитывающей среды в
учреждении.
Планируемы результаты
реализации рабочей программы воспитания:
- достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий
воспитания с учетом современных требований к ним;
- обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной деятельности на основе
современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса;
- дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса;
- максимальное раскрытие потенциала личности каждого обучающегося, формирование
определенных творческих, социальных и нравственных качеств, самореализация в условиях
комфортного воспитательного пространства;
- максимальный учет интересов и желаний, обучающихся и их родителей (законных
представителей) в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы;
- создание условий для творческой самореализации личности.
реализации модулей программы воспитания:
Модуль «Воспитание на учебном занятии в рамках образовательной деятельности»
приобретение учащимися социальных навыков:
- умения эффективно налаживать коммуникацию в обществе, продуктивно сотрудничать с
15

людьми разных возрастов и разного социального положения;
- умения анализировать сложные ситуации и находить поиск выхода их проблемы;
- сформированность у учащихся ценностного отношение к научным знаниям и творчеству,
навыков и компетенций будущего;
- получены позитивного опыта самореализации учащихся в различных видах творческой
деятельности по направленностям реализуемых в Центре;
- внедрены и укрепление в практике педагогов Центра интерактивных форм обучения и
воспитания;
- наличие в объединениях индивидуальных форм обучения и развития как одаренных
детей, так и детей, находящихся в ТЖС.
Модуль «Воспитание в детском творческом объединении»
- активная деятельность детских объединений, проектных групп для приобретения soft компетенций учащихся;
- успешная социализация обучающихся, включение их в сопереживание проблемам
общества, приобщение к активному преобразованию;
- активное применение воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в процессе
реализации ДООП;
- наличие ученического самоуправления, как на уровне детских объединений, так и на
уровне учреждения;
- организовано совместная творческая деятельность всех участников учебно воспитательного процесса, включение учащихся в её различные виды.
Модуль «Культурно — образовательные события»
- наличие системы воспитательных событийных мероприятий общих значимых и
традиционных в Центре, отделах и объединениях;
- реализован годовой календарный план массовых мероприятий;
- разнообразие тематики и форм организации массовых мероприятий, походов,
экскурсий;
- координация всех звеньев организационно-массовой и воспитательной работы;
- эффективность реализации новых воспитательных программ, проектов досуговой, и
информационно - просветительской деятельности;
- результативность участия обучающихся в мероприятиях различного уровня;
- наличие практики совместных мероприятий, обучающихся и родителей, высокий
уровень удовлетворенности всех участников организационно-массовой деятельностью;
- развитие творческой инициативы и креативного потенциала обучающихся;
- наличие пространства для социально значимой практики учащихся;
- активизация деятельности по совершенствованию эстетической среды и имиджа
учреждения;
- заложены основы воспитывающей информационной и эстетической культуры
деятельности Центра.
Модуль «Воспитание гражданина и патриота»
приобретение учащимися социальных навыков:
- наличие ценностного отношения к России, своему народу, краю, семье;
-умение сочетать личные и общественные интересы, понимание успешности личности
через сопряженность личных интересов и точек роста своего района, региона;
- социальная активность, участие в деятельности общественных организаций и социальнозначимых проектах;
-понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общений и речи, умение
выполнять их независимо от внешнего контроля;
-понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье,
осознание значения семьи в жизни человека.
Модуль «Профилактика»
- наличие система профилактической работы в учреждении;
- наличие эффективных механизмов совместной деятельности всех участников учебно воспитательного процесса: родительской общественности, педагогического коллектива,
ученического самоуправления;
- снижение количества правонарушений среди обучающихся.
- наличие у обучающихся навыков безопасного поведения в разных жизненных ситуациях.
16

Модуль «Профориентация»
приобретение учащимися социальных навыков:
- позитивного опыта практической деятельности в составе различных социокультурных
групп конструктивной общественной направленности;
- умения дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из
социальной среды;
- формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
-позитивный опыт участия в общественно значимых делах.
Модуль «Работа с родителями»
- созданы условия для согласования позиций семьи и педагогического коллектива для
эффективной реализации воспитательного потенциала учреждения и семьи, учтены интересы и
желания обучающихся и их родителей (законных представителей) в выборе содержания и
технологии учебно-воспитательной работы;
- сложились устойчивые формы взаимодействия Центра с родителями по обеспечению
общественно-государственного управления образовательным учреждением;
- организация консультирования родителей;
- удовлетворенность родителей условиями осуществления деятельности Центром,
комфортностью пребывания в Центре, результатами взаимодействия с педагогами.
Модуль «Каникулы»
- занятость детей;
- приобретение обучающимися навыков индивидуальной творческой деятельности,
социальной активности, привычки ЗОЖ;
- удовлетворенность, развитие коммуникативных способностей и толерантности;
- приобретение дополнительных знаний по различным направлениям;
- повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
- привлечение большего числа детей к занятиям в учреждении;
- совершенствование форм работы с детьми и подростками в каникулярное время.
Самоанализ воспитательной работы
Самоанализ организуемой в учреждении воспитательной работы проводится с целью
выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Основные направления самоанализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Рассматривается
динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно взятом объединении
(коллективе). Анализ осуществляется на основе критериев, обозначенных в общеобразовательной
общеразвивающей программе, реализуемой в объединении (коллективе).
2. Состояние организуемой в учреждении совместной деятельности участников
образовательного процесса по воспитательным модулям. Проводится анализ наличия в
учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Показателями организуемой в учреждении совместной деятельности детей и взрослых
являются:
- системность воспитательной деятельности (наличие общих мероприятий, традиций,
проектов);
- координация всех звеньев воспитательной системы;
- наличие положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей
оптимальному напряжению умственных и физических сил, обучающихся;
- открытость воспитательного и преобразовательного процессов общественности
(наличие медиа пространства, социального партнёрства, организация социально значимой
деятельности и др.);
- соответствие личностно развивающего потенциала занятий в рамках реализации ДООП
миссии и традициям учреждения;
17

- наличие органов детского самоуправления, детских общественных объединений,
детско-взрослых сообществ и их активность;
- наличие форм работы по самоопределению и профориентации обучающихся;
- вовлеченность семьи в воспитательный процесс, наличие мероприятий с участием
семьи;
- наличие предметно-эстетических зон (оформление и эстетика общих и учебных
помещений) и др.
Итогом самоанализа является фиксация результатов, выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, корректировка действий для получения
последующих желаемых результатов.
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и
внеурочной деятельности.
Учреждение вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы
проводить иные мероприятия согласно рабочей программе воспитания, по ключевым
направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей основной образовательной
программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей
обучающихся.
Примерный календарный план воспитательной работы
Сентябрь:
- 1 сентября: День знаний;
- 3 сентября: День окончания Второй мировой войны; День солидарности в борьбе с
терроризмом;
- 8 сентября: Международный день распространения грамотности;
- 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма;
21 сентября: День зарождения российской государственности (приурочен к открытию
памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде императором Александром II 21 сентября
1862 г.)
- 27 сентября: День работника дошкольного образования, Всемирный день туризма
- 30 сентября: День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией
Октябрь:
- 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
- 4 октября: День защиты животных;
- 5 октября: День Учителя;
- 20 октября (третье воскресенье октября): День отца;
Ноябрь:
- 4 ноября: День народного единства;
- 10 ноября: День сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
- 20 ноября: День начала Нюрнбергского процесса;
- 24 ноября (последнее воскресенье ноября): День матери в России;
- 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
- 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
- 5 декабря: Битва за Москву в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
Международный день добровольцев;
- 9 декабря: День Героев Отечества;
- 10 декабря: День прав человека;
- 12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
18

27 декабря: День спасателя Российской Федерации.
Январь:
- 1 января: Новый год;
- 7 января: Рождество Христово;
- 25 января: День российского студенчества;
- 26 января: Международный день без Интернета;
- 27 января: День освобождения Ленинграда от фашистской блокады;
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц- Биркенау
(Освенцима) - День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
- 2 февраля: День воинской славы России;
- 8 февраля: День российской науки;
- 15 февраля: День памяти воинов-интернационалистов;
- 21 февраля: Международный день родного языка;
- 23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
- 8 марта: Международный женский день;
- 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
- 21 марта: Всемирный день поэзии;
- 25 марта: час Земли;
- 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
- 7 апреля: Всемирный день здоровья;
- 12 апреля: День космонавтики;
- 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны;
- 22 апреля: Международный день Матери-Земли;
- 27 апреля: День российского парламентаризма.
Май:
- 1 мая: Праздник Весны и Труда;
- 9 мая: День Победы;
- 18 мая: Международный день музеев;
- 19 мая: День детских общественных организаций России;
- 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
- 1 июня: Международный день защиты детей;
- 5 июня: День эколога;
- 6 июня: День русского языка;
- 12 июня: День России;
- 22 июня: День памяти и скорби;
Июль:
- 8 июля: День семьи, любви и верности;
- 27 июля (последнее воскресенье июля): День военно-морского флота.
Август:
- 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
- 25 августа: День воинской славы России;
- 27 августа: День российского кино.

-

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».