МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МКУДО «ТАЛИЦКАЯ ДШИ»
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Дворец творчества»
Протокол № 1 от 30.08.2025 г.
Утверждено
Приказом и.о. директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А. Ермаковой
№ 234 от 02.09.2025 г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир на ладони»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Педагог ДО Шульгина В.С.
Талица 2025
Содержание
1.
Основные характеристики программы
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
7
1.3. Учебный (тематический) план
9
Содержание учебного (тематического) плана
1.4. Планируемые результаты
12
14
2.
Организационно – педагогические условия реализации 26
программы
2.1
Примерный календарный учебный график
26
2.2
Условия реализации программы
26
2.3
Формы подведения итогов реализации программы
27
Аннотация к программе
Сведения об авторе
Список литературы
32
33
34
1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького
исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый
и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,
тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его
потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему
одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду
является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения
ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то
красивое, необычное.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир на ладони» (далее
Программа) имеет художественную направленность и разработана с учетом
требований следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Расположение Правительство РФ от 29.05.2015 года №996-р «Об
утверждении Стратегии развитие воспитание в Российской Федерации на
период 2025года
3. Расположение Правительство РФ от 31.03.2022 года №678-р «Об
утверждении Концепции развитие дополнительного образования детей до
2030года».
Программа предоставляет детям возможность познакомиться с
нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих
работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными
способами и видами лепки, к ним относятся – каркасная, модульная лепка,
скульптурная лепка, освоение приемов декорирования лепных образов и т.д.
Кроме технических навыков программа предоставляет возможность получить
знания о народном декоративно-прикладном искусстве, получить опыт
создания коллективных творческих работ, выразить свои замыслы, идеи в
собственных работах, представлять свои работы на конкурсах, выставках.
Программа направлена на развитие сенсомоторики - согласованности в работе
глаза и руки, совершенствованию координации движений, коррекции мелкой
моторики пальцев рук гибкости, силе, точности в выполнении действий. В
соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования одним из
направлений содержания образовательной области «Художественное
творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит
сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и
понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры
чувств и развитию художественно-эстетического вкуса трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети
овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании –
карандаш, кисть и краски, в аппликации – ножницы, кисть и клей, в лепке –
стека и пластилин).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего
появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие
«пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова
«пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется
исполнение замысла, а вторая половина «грифил» - создавать, рисовать. Этот
жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или
менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с
применением нетрадиционных техник и материалов. Например,
декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным
материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится
модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений.
Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали
переднего плана изображаются пластилинографией. Программа направлена на
то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дошкольный
возраст уникален. Именно поэтому важно не упустить этот период для
раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Пластилинография –
одна из новых, современных технологий, помогающая ребѐнку раскрыть свой
творческий потенциал.
Новизна данной проблемы подтверждается отсутствием каких-либо
научных исследований по технологии пластилинографии, а также
особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у
детей. Также новизна заключается в развитии не только изобразительных
навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через
традиционные и нетрадиционные техники лепки. Создание программы
дополнительного образования обосновано отсутствием методического
обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по
развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Так – же данная
образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее
развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и
психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в
освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает
систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Занятия (в
частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми в
дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным
программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют
развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности
требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения. Отсюда
вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но
и специфическими видами изобразительного творчества.
Нетрадиционные техники:
-Отпечатывание (оттиск) штампами,
-Рисование пластилином, «приѐмом вливание одного цвета в другой»,
-Выдавливание пластилина из шприца, с использованием бросового
материала (бисер, манка, вата, семечки, пуговицы, фантики и т.д.).
- Прямая пластилинография;
- Обратная пластилинография (витражная);
- Контурная пластилинография;
- Многослойная пластилинография;
- Модульная пластилинография;
- Мозаичная пластилинография;
- Смешивание цветов пластилина;
- Фактурная пластилинография;
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики
выступает процесс «открытия мира». Занятия представляют, большую
возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких
психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию
творческих способностей. Пластилинография способствует развитию
восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации
детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными,
а движения пальцев дифференцируются, ребенок 6 подготавливает руку к
освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует
хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств
занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является
интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией
позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий
тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они
осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и
природой, развитию речи и т. д.).
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
образовательной программы заключается в реализации познавательной
активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет
практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них
жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых
объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в
долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применять первые варианты обобщения.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 6 – 7 лет.
Обучающиеся являются воспитанниками подготовительных групп детских
дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным
причинам, не посещающих ДОУ.
Режим занятий: занятия имеют следующую структуру: 2 занятия в
день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным
перерывом.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения,
34 недели. Общее количество часов для освоения программы - 68 ч.
Особенности программы:
- внимание с содержания обучения переносится на его средства, то есть на то,
каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются;
- комплексность, то есть каждый день занятия объединены одной темой;
- большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учетом
возрастных особенностей детей;
- развитие общеучебных навыков и навыков совместной учебной
деятельности.