ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Палитра» разработана на основе дополнительной
общеразвивающей программы «Палитра», которая ставит своей целью
создание условий для развития личностного творческого потенциала ребенка и
формирование его духовности и эстетической культуры. Интерес к искусству и
эмоциональная
отзывчивость
на
всё
прекрасное
снимут
негативную
психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни.
Адресована обучающимся 12-17 лет и рассчитана на 3 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети:
11-12 лет, 1-й год обучения, общий объем часов – 105.
12-13 лет, 2-й год обучения, общий объем часов – 105.
13-14 лет, 3-ий год обучения, общий объем часов – 105.
Количество групп 3-го года обучения – 1.
Количество обучающихся - 3 кл. (Талица) - 8 человек.
Занятия в группе 3 – го года обучения 1 раз в неделю по 3 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные.
В соответствии с программой каждое занятие:
третий год обучения состоит из теоретической части (15 часов в год) и
практической части (90 часов в год)
Формы обучения:
− теоретические - рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция,
демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий,
самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии.
− практические - выполнение заданий, овладение приемами работы,
приобретение навыков.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих
формах: тестирование, выставки.
Промежуточная аттестация проводится
в
период:
21.10.2025 - 24.10.2025, 23.12.2025- 26.12.2025, 23.03.2026 - 27.03.2026.
Итоговая аттестация проводится в период 19.05.2026-24.05.2026.
Третий год обучения «Эпохи и стили в изобразительном искусстве».
Цель: создание условий для приобретения навыков создания тематической
композиции, изображения группы предметов, логически связанных между
собой.
Задачи:
Обучающие: (образовательные (предметные):
•
закрепить значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт,
линейная и воздушная перспективы;
•
знакомить с различными видами декоративного творчества, основы
дизайна;
•
знакомить с творчеством мастеров русского и зарубежного искусства
разных направлений искусства.
•
изучить правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Развивающие (метапредметные):
•
развивать самостоятельность в решении творческих задач;
•
развивать наблюдательность и образное мышление;
•
развивать умение выбирать художественные средства и техники
изображения.
• развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Воспитательные (личностные):
• воспитывать бережное отношения к наследию мировой культуры;
• формировать культуру взаимоотношений;
• формировать художественный вкус.
Планируемые результаты третьего года обучения
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой
деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
развитие
визуально-пространственного
мышления
как
формы
эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и
кино);
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках.
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусств; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Обучающийся научится:
- понимать место и значение изобразительного искусства в жизни человека и
общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь
представления о многообразии образных языков искусства и особенностях
видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного
изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь
представление
об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории
искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах
портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре
великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности
ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их
значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими
материалами (гелиевая ручка, соус, сангина, пастель);
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие
правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными
правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры,
по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведению искусства;
- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для
анализа
развития искусства и понимания изменений видения мира,
следовательно, и способов его изображения;
- знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и
ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и
библейская темы в искусстве);
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой
работы, роль эскизов и этюдов;
- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о
композиционном построении произведения, роли формата, выразительном
значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении
каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в
творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении
значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении
человеком своего бытия и красоты мира;
- знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в
создании культурного контекста;
- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех
жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине;
о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи,
графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
- понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины
XIX—XX столетий;
- иметь представление об историческом художественном процессе, о
содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о
существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой
индивидуальности художника;
- иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном
художественными событиями пути российского и мирового изобразительного
искусства в XX веке;
- получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры
человека с натуры и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном
возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения
окружающей
ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия
реальности;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами
художественной культуры; получить творческий опыт в построении
тематических
композиций,
предполагающий
сбор
художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной
теме и поиски способа ее выражения.
Календарный (тематический) план.
Третий год обучения.
Группа (класс) 3 (Талица)
«Эпохи и стили в изобразительном искусстве»
№п/
п
1
1.
План
Дата
04.09.2025
11.09.2025
2
2.1
3 18.09.2025
2.2
25.09.2025
4
2.3
5
2.4
02.09.2025
6
3.1
09.10.2025
7
3.2
16.10.2025
Название темы
Форма
занятий
Вводное
Вводное занятие.
занятие
Цель и задачи третьего
года обучения. Режим
работы. Правила техники
безопасности.
Инструменты и
материалы, необходимые
для работы. Организация
рабочего места.
«Натюрморт с античной
Занятие с
капителью»
натуры
Занятие с
«Натюрморт с античной
натуры
капителью»
«Парадный зал дворца 18 Занятие по
века с учетом
памяти
перспективы» (рисунок)
«Парадный зал дворца 18 Занятие по
века с учетом
памяти
перспективы» (рисунок)
«Царство чувств»
Занятие(композиция)
импровизация
«Царство чувств»
(композиция)
Занятиеимпровизация
Коррекция
Кол-во
часов
Формы
аттестации и
контроля
3
3
3
Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение
3
Беседа.Наблюден
ие.
3
Наблюдение
3
Наблюдение
3
Наблюдение
Дата
Название Форма
темы занятий
Количество
Формы
часов аттестации
контроля
8
4.1
23.10.2025
Натюрморт в холодной
гамме
Занятие с
натуры
3
9
4.2
06.11.2025
Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО. Натюрморт
Занятие с
натуры
3
10
4.3
13.11.2025
Занятие с
натуры
3
Наблюдение
11
4.4
20.11.2025
Натюрморт в теплой
гамме
Занятие с
натуры
3
Наблюдение
12
5.1
27.11.2025
Натюрморт в теплой
гамме стилизация
Занятие с
натуры
3
Беседа.
Наблюдение.
13
5.2
04.12.2025
Натюрморт в теплой
гамме стилизация
Занятие с
натуры
3
Наблюдение
14
6.1
11.12.2025
«Переплет окна»
Занятиеимпровизация
3
Беседа.
Наблюдение.
15
6.2
18.12.2025
«Переплет окна»
Занятиеимпровизация
3
16
7.1
25.12.2025
Инструктаж по ТБ и ОТ Тематическое
на занятиях ИЗО.
Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане
3
Наблюдение
Текущая
аттестация.
Беседа.
Наблюдение.
в холодной гамме
Натюрморт в теплой
гамме
Текущая
аттестация.
Выставка «Наши
первые успехи»
Наблюдение
17
7.2
Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане
Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане
Композиция по
выбранному
направлению
Композиция по
выбранному
направлению
Композиция на тему
«Рождение ткани»
Тематическое
3
Наблюдение
Тематическое
3
Наблюдение
Занятиеимпровизация
3
Беседа.Наблюден
ие.
Занятиеимпровизация
3
Наблюдение
Занятиеимпровизация
3
Беседа.Наблюден
ие.
Занятиеимпровизация
Тематическое
3
Наблюдение
26.02.2026
Композиция на тему
«Рождение ткани»
Стенгазета
3
05.03.2026
Стенгазета
Тематическое
3
Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение
12.03.2026
Эскизы оформления стен
Занятие(художественная школа, импровизация
кинотеатр, детский сад,
консерватория и т.д.)
Инструктаж по ТБ и ОТ на
Занятиезанятиях ИЗО.
импровизация
Зентангл. «Орнамент в
круге»
Проектирование
Занятиеинтерьера.
импровизация
«Дизайн своей комнаты»
(композиция)
3
Беседа.Наблюден
ие.
3
Наблюдение
3
Беседа.Наблюден
ие.
15.01.2026
22.01.2026
18
7.3
29.01.2026
19
8.1
05.02.2026
20
8.2
12.02.2026
21
9.1
22
9.2
23
10.1
24
10.2
19.02.2026
19.03.2026
25
11.1
26.03.2026
26
11.2
09.04.2026
27
12.1
16.04.2026
28
12.2
23.04.2026
29
13.1
30.04.2026
30
13.2
07.05.2026
31
13.1
14.05.2026
32
14.2
21.05.2026
33
15.1
Проектирование
интерьера.
«Дизайн своей
комнаты» (композиция)
Проектирование
комплекта одежды для
выхода (по выбору)
(композиция)
Проектирование
комплекта одежды для
выхода (по выбору)
(композиция)
«Мир кино»
(композиция)
Занятиеимпровизация
3
Наблюдение
Занятиеимпровизация
3
Беседа.Наблюден
ие.
Занятиеимпровизация
3
Наблюдение
Тематическое
3
Беседа.
Наблюдение.
«Мир кино»
(композиция)
Игровые программы,
конкурсы, выставки по
темам года и
Положениям районных,
областных,
Всероссийских и
Международных
конкурсов.
Игровые программы,
конкурсы, выставки по
темам года и
Положениям районных,
областных,
Всероссийских и
Международных
Тематическое
3
Наблюдение
Тематическое
3
Выставка работ
Итоговое
3
Итоговая выставка
творческих работ
конкурсов. Итоговое
занятие.