Дополнительная общеразвивающая программа Фольклорный театр Ермакова О.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Талицкая детская школа искусств»
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол №1 от 29.08.2025г

Утверждено
Приказом и.о директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№289 от 01.09.2025г

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Фольклорный театр»
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил и реализует
Педагог ДО Ермакова.О.А

Талица
2025г

Содержание программы

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3
2.Учебный (тематический) план…………………………………………………………7
3.Содержание программы……………………………………………………………….14
4.Планируемые результаты……………………………………………………………..19
5.Учебно-календарный график…………………………………………………………20
6.Формы аттестации……………………………………………………………………...21
7.Условия реализации программы……………………………………………………..22
8.Оценочные материалы…………………………………………………………………21
9.Нормативные обеспечение программы………………………………………………23
10.Литература……………………………………………………………………………...24
11.Аннотация………………………………………………………………………………25

Пояснительная записка

«Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно».

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный театр»
художественной направленности составлена в соответствии с нормативными
документами. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации". Приказ Минпросвещения России от
27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”.
Актуальность программы определяется острой необходимостью сохранения
и актуализации культурного наследия России. Фольклорный театр,
синтезирующий народную драму, обряды, песни, танцы и игры, является
уникальным средством приобщения детей к традициям, формирования
национального самосознания, развития творческих способностей и успешной
социализации в современном мире через призму культурных корней.
Новизна программы заключается в интеграции методик театральной
педагогики (актерское мастерство, сценическая речь и движение) с глубоким
погружением в традиционную народную культуру. Через форму фольклорных
игр, обрядовых действ и театрализации народных сюжетов у обучающихся
развивается не только коммуникативная и эмоциональная сферы, но и
формируется уважение к истории и традициям своего народа.
Педагогическая
целесообразность
программы
обусловлена
ее
направленностью на комплексное развитие личности ребенка: развитие
творческих способностей (воображение, способности к импровизации,
выразительность). Формирование ключевых компетенций (внимание, память,
логичность и стройность мышления, коммуникабельность).Воспитание
нравственных
качеств
(коллективизм,
уважение
к
старшим,
патриотизм).Освоение основ традиционной культуры (фольклорные жанры,
обряды, этикет).Физическое развитие (пластика, координация, дыхание).
Игра и творчество – естественные спутники детства. Фольклорная игра,
обладая мощной воспитательной силой, подготавливает ребенка к жизни в
социуме, учит взаимодействию, преодолению трудностей, дает радость
открытия и самовыражения в рамках культурного кода. Важен не столько
результат игры-действа, сколько процесс познания, открытия себя и традиций,
умения выразить их через действие.

Отличительные особенности программы:

Фольклорная основа: Программа базируется на аутентичном материале
(сказки, былины, песни, обряды, игры, малый фольклор) различных регионов
России Синкретизм: Единство слова, музыки, движения, костюма, предмета в
процессе создания образа и действия. Игровая природа Все обучение строится
на принципах народной игры и театральной игры. Коллективность: Акцент на
совместном творчестве, взаимопомощи, чувстве ансамбля. Практическая
направленность: итогом каждого года являются открытые фольклорнотеатрализованные представления.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Наглядность: Использование аутентичных предметов (костюмы, утварь,
инструменты), иллюстраций, видео- и аудиоматериалов.
Доступность: Материал адаптирован с учетом возрастных особенностей,
обучение идет от простого к сложному.
Проблемность: Поиск решений в игровых и сценических ситуациях на основе
традиционных моделей.
Культуросообразность: Погружение в контекст традиционной культуры.
Деятельностный подход: Освоение традиции через активное действие (пение,
танец, игра, драматизация).
Развивающий и воспитательный характер: Расширение кругозора, развитие
познавательных процессов и нравственных качеств.

Адресат программы. Дети 8-14 лет, без специального отбора. Группы
формируются с учетом возраста: 8-10 лет (младшая), 11-14 лет (старшая).
Состав группы постоянный.
Объем и срок освоения программы: Выполнение программы рассчитано на
2 года обучения, 210 часов – каждый учебный год.
Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа
Форма обучения. Очная
Уровень освоения программы: 1 год обучения – стартовый, 2 год обучения
-базовый.

Особенности организации образовательного процесса.
Группа формируются из обучающихся разного возраста, соответственно
возрастным и психологических особенностям детей. Состав группы
постоянный.
ЦЕЛЬ программы: развитие творческого потенциала личности ребенка, его
духовно-нравственных качеств и успешной социализации через приобщение к
традиционной народной культуре средствами фольклорного театра.

ЗАДАЧИ
обучающие:
• Обучить основам актерского мастерства, сценической речи и движения
в контексте фольклорной эстетики.
• Сформировать навыки фонационного дыхания, четкой дикции,
выразительной речи на основе малых фольклорных форм.
• Обучить основам народного пения, танца, игры на простейших
шумовых инструментах.
• Познакомить с разнообразием жанров русского фольклора (сказки,
былины, песни календарные, лирические, хороводные, обряды, игры,
малые формы).
• Научить основам сценического взаимодействия в ансамбле.
развивающие:
• Развивать
творческое
воображение,
образное
мышление,
ассоциативную память.
• Развивать эмоциональную сферу, умение выражать чувства адекватно
ситуации.
• Развивать пластическую выразительность, чувство ритма, координацию
движений.
• Развивать внимание (слуховое, зрительное, моторное), память.
• Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
воспитывающие:
• Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям,
родному языку.
• Воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
• Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
• Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
• Формировать раскрепощенную, контактную, творческую личность.

СОДЕЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Первый год обучения. Знакомство с миром фольклора: Жанры, сказки,
былины, малые формы (потешки, заклички, пословицы). Основы ремесла:
Дыхание, дикция, артикуляция через фольклорные тексты. Освоение
простейших народных песен (детский фольклор, хороводные). Основы
пластики, ритма, снятия зажимов. Народная хореография (шаги, простые
хороводы). Работа с простейшими шумовыми инструментами. Актерские
навыки в традиции: Развитие внимания, воображения, памяти на фольклорном
материале. Этюды "от себя" и "от образа" в народном контексте (быт, сказка).
Парное и групповое взаимодействие в играх и этюдах. Знакомство с народным
костюмом и предметом (платок, лента).Элементы народного театра:
Кукольный театр (Петрушка), Вертеп. Итог: Фольклорный праздник или
мини-спектакль по мотивам сказки/обряда.
Второй год обучения. Углубление в традицию: Календарный цикл (зимавесна-лето), лирические, свадебные песни, частушки, былины, народная
драма. Совершенствование мастерства: Усложненные техники речи
(диалекты, говорки), пластики (характерность, пляска), пения (ансамбль,
многоголосие основы). Импровизация. Работа с конфликтом и
контрдействием. Создание образа: Символика костюма, региональные
особенности. Создание сценического образа. Грим. Изготовление костюмов и
реквизита. Основы режиссуры: Драматургия народного действия, работа над
сценарием, мизансценирование, ритм, музыкальное оформление. Авторский
проект: От идеи до воплощения – создание коллективного фольклорнотеатрального действия (спектакль на основе народной драмы, масштабный
календарный праздник, фольклорная композиция).
Формы обучения и виды занятий.
Занятие состоит из нескольких частей:
Вводная часть - Комплексная разминка (направлена на развитие умения
концентрировать внимание, снятие телесных зажимов, зарядку для
артикуляционного аппарата)
Основная часть - беседы на различные темы; работа над этюдами, игры с
текстами, творческие задания, театральные игры различной направленности,
проблемные ситуации

Заключительная - подведение итогов, двигательная,
музыкальная импровизация, релаксационные упражнения.
Формы организации учебного занятия:
-соревнование экскурсия;
-занятие-путешествие;
-заочная экскурсия;
-творческая мастерская;
-игровое занятие

игровая

или


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».