Управление образования и молодежной политики Талицкого МО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Талицкая детская школа искусств»
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол №1 от 29.08.2025г
Утверждено
Приказом и.о директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№289 от 01.09.2025г
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Введение в мир классической гитары»
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Срок реализации: 3 года
Программу составил
педагог ДО Отрадных Т.Н.
Г. Талица
2025 г
СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.4
Основные характеристики программы
Пояснительная записка…………………………………………
Учебный (тематический) план 1 год обучения
(2 часа в неделю)
1.5 Содержание учебного плана 1год обучения
(2 часа в неделю)
1.6 Планируемые результаты первого года обучения
1.7 Учебный (тематический) план 2 год обучения
(3 часа в неделю)
1.8 Содержание учебного плана 2 год обучения
(3 часа в неделю)
1.9 Планируемые результаты второго года обучения
1.10 Учебный (тематический) план 3 год обучения
(3 часа в неделю)
1.11 Содержание учебного плана 3 год обучения
(3 часа в неделю)
1.12 Планируемые результаты третьего года обучения
2.
Организационно – педагогические условия реализации
программы
2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации
2.5 Методические материалы
3
10
11
17
14
15
17
18
19
21
22
22
23
24
Нормативно-правовые
основания
проектирования 25
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Список литературы
27
Аннотация к программе
28
Приложения
30
Годовой календарный график
Учебный план
1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка.
Каким бы простым ни был музыкальный инструмент, посредством
своего звучания он способен донести до нас дух великого артиста и даже более
того - дух целого поколения, эпохи. Гитара, в силу своего старинного
происхождения, заслуживает не меньшего уважения, чем инструменты самого
высокого артистического класса. Действительно, никакой другой инструмент
не обладает столькими возможностями при исключительной простоте средств.
С помощью самых минимальных усилий на гитаре можно добиться ярчайшей
окраски. Говорят, что гитара сочетает в себе звучность арфы, выразительность
смычковых инструментов и полифонические возможности клавира. Если это
так, то тем более сложной должна быть подлинно художественная игра на ней,
что, в свою очередь, увеличивает заслуги хорошего гитариста.
Дополнительная общеразвивающая программа «Введение в мир
классической гитары» направлена на приобщение обучающихся к основам
гитарного искусства, посвящена освоению нотной грамоты, работе над
базовыми техниками: постановкой рук, посадкой, звукоизвлечением,
приемами игры, техникой аккомпанемента и сольной игры. По окончании
обучения подросток получает основу для самостоятельного творчества. В
сочетании с развитием творческих способностей, это дает бесчисленное
множество вариантов дальнейшего cамосовершенствования как музыканта,
так и Личности.
Программа «Введение в мир классической гитары» составлена в
соответствии требованиями основных законодательных документов и
подзаконных актов в сфере дополнительного образования детей:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Дополнительная общеразвивающая программа «Введение в мир
классической гитары» относится к программам художественной
направленности.
Срок реализации программы – 3 года.
Актуальность данной программы обусловлена востребованностью
среди
молодежи
дополнительных
общеразвивающих
программ
художественной направленности, дающих возможность реализовать личные
амбиции, притязания, быть в центре внимания сверстников и друзей,
противостоять влиянию субкультуры насилия, тоталитарных молодежных
группировок, сформировать толерантное мышление подростков, чувства
ответственности за свою жизнь, умения самостоятельно и адекватно ставить
личные задачи и решать их.
Логика взаимодействия во время обучения позволяет педагогу в
сотрудничестве, со-творчестве, само-деятельности с каждым ребенком влиять
на его личностное развитие, формирование системы нравственных и духовных
ценностей, раскрытие индивидуальности каждого подростка в различных
видах гитарного искусства: классическом, джазовом, современном.
Педагогическая целесообразность и новизна программы
состоит в том, что использующиеся методические и дидактические
технологии способствуют созданию образовательной среды, формирующей и
развивающей коммуникативные и ценностно-смысловые компетенции
обучающихся: мировоззрение, смысловые и целевые установки, способность
принимать решения, нести за них ответственность, работать в команде. В
процессе реализации программы формируются такие общекультурные
компетенции, как знание мировой музыкальной культуры, мотивация к
самостоятельному изучению МХК, культурологическое понимание мира.
Отличительной особенностью является то, что используемые в
программе формы и методы организации образовательного процесса
учитывают физиологические и психологические особенности обучающихся
подросткового возраста, что позволяет решать актуальную проблему
здоровьесбережения детей. Спецификой занятий являются постоянно
меняющиеся формы работы: слушание, разбор нотного материала, рассказ об
авторе, игра на инструменте, что не позволяет детям уставать. За счет такого
переключения они успевают отдохнуть, а занятие проходит продуктивно.
Часть учебного плана отводится на подготовку концертных номеров к
мероприятиям.
Принципы построения программы.
Системность: все знания систематизируются по блокам - темам,
объединенным общей направленностью; Линейность: «от простого к
сложному»: Доступность: учитываются психофизические возможности
обучающихся при подборе форм и методов, используемых на занятиях;
Целостность: последовательное выполнение тем и практических заданий
обеспечивает поступательное творческое развитие обучающихся.
Программа «Введение в мир классической гитары» является
модификацией дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей
программы художественной направленности «Классическая гитара». Авторсоставитель Мединский Г.В., педагог дополнительного образования ДДТ им.
А. Бредова, г. Мурманск, 2023г.
Адресат программы. Обучающиеся 11-17 лет. В объединение
набираются обучающиеся, проявившие способности к игре на гитаре
(музыкально одаренные, способные дети).
В группе предполагается от 4 до 8 обучающихся. Объединение
обучающихся на групповых занятиях делается для того, чтобы они могли
учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента,
а также для работы в ансамбле. Но занятия могут проводиться и по подгруппам
(соответственно задачам занятия). Часть времени отводится на
индивидуальную работу.
Режим занятий. Режим занятий в соответствии с требованиями
СанПин 2.4.3648-20.
1, 2, 3 год обучения (продвинутый уровень)
Часов в год - 105
Занятия 3часа 1 раз в неделю
Формы занятий: Формы занятий определяются:
1)
количеством детей, участвующих в занятии
- групповые (фронтальная работа педагога сразу со всей группой в
едином темпе и с общими задачами)
- по подгруппам, исходя из задач занятия
- индивидуальные
2)
особенностями материала (например, если занятие теоретическое
или тематическое – приглашается вся группа одновременно, если ребёнок
испытывает затруднения в практической работе – он занимается
индивидуально).
Одарённые дети при освоении материала повышенной трудности или
подготовке сольного номера, тоже занимаются индивидуально.
3)
применяемыми средствами
4)
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и
обучающихся используются: рассказ, беседа, практикум, экскурсия,
мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
5)
по дидактической цели используются: вводное занятие, занятие
по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и
обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков,
комбинированные формы занятий.
Кроме того форма занятий определяется в зависимости от
деятельности обучающихся:
- творческая работа
- самостоятельная работа и т.д.
Способы оценки результативности реализации программы.
Мониторинг развития обучающихся включает в себя следующие виды
диагностики: вводную, промежуточную и итоговую. Вводная диагностика
проводится при приеме ребенка в коллектив для предварительного
ознакомления с музыкальными данными обучающихся (чувство ритма,
музыкальный слух). Также обращается внимание на музыкальность,
выразительность и исполнительские задатки. Промежуточная диагностика
проводится два раза в год для наблюдения за творческим развитием
обучающихся в динамике. Итоговая диагностика творческого развития
проводится по окончании обучения. Программой предусмотрена
промежуточная и итоговая аттестация, которая проводится в целях выявления
степени сформированности теоретических знаний, практических умений и
навыков обучающихся посредством педагогических тестов и практических
заданий по следующим параметрам: основные теоретические знания, навыки
игры, разучивание материала. Форма проведения аттестации – тестирование
по теории, практические задания, результаты участия в конкурсных
мероприятиях.
Ожидаемые результаты освоения программы отслеживаются по
трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что
позволяет определить динамическую картину творческого развития каждого
обучающегося.
Способы оценки результативности программы:
- собеседование,
- наблюдение,
- тестирование,
- анализ сохранности контингента,
- диагностика музыкально-творческого развития обучающихся:
первичная, промежуточная, итоговая, − аттестация обучающихся,
- анкетирование,
- конкурсные музыкальные викторины,
- комплексное отслеживание результатов участия в конкурсах,
фестивалях, проектах различного уровня,
− прослушивание обучающихся на зачетных и отчетных мероприятиях
объединения
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей, помощь в
самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в
освоении мира музыкальной культуры.
Одним из условий является осуществление нравственно-эстетического
воспитания подростков средствами и возможностями музыкального
искусства, посредством игры на инструменте, изучения музыкальной
культуры своего народа, при котором развиваются у подростков творческие
способности, стремление к самосовершенствованию и духовному
обогащению,
Образовательные задачи:
• Способствовать освоению нотной грамоты, основных понятий и
терминов.
• Способствовать овладению инструментом; для этого обучать основным
приемам и навыкам игры на классической шестиструнной гитаре;
• Способствовать развитию музыкального кругозора ребенка;
Развивающие задачи:
• Развивать слух, голос, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти;
• Вовлекать детей в мир инструментальной музыки, способствовать
освоению информации об авторах и произведениях;
• Развивать аналитическое мышление, способности к оценочной
деятельности в процессе работы над репертуаром;
• Приобщать к историческим и искусствоведческим (музыковедческим)
знаниям
Воспитательные задачи:
• Вырабатывать у детей социально - ценные навыки поведения и общения
• Воспитывать чувство товарищества, коллективизма
• Развивать трудолюбие, чувство личной ответственности
Большое значение имеет формирование чувства ответственности за
свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед
инвалидами, ветеранами войн, пенсионерами, а также во время фестивалей,
конкурсов, концертов на праздниках.