МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Талицкая детская школа искусств»
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол №1 от 29.08.2025г
Утверждено
Приказом и.о директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№289 от 01.09.2025г
Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ткацкий дворик»
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
Суслова Т.О.
педагог дополнительного образования
Талица
2025
Содержание.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
−
пояснительная записка……………………………………………… 3
−
учебный тематический план 1 год обучения……………………….13
−
содержание программы 1 год обучения…………………………….
−
планируемые результаты 1 год обучения…………………………..
−
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
−
календарный учебный график……………………………………….
−
условия реализации программы……………………………………...
−
методические материалы……………………………………………..
−
список литературы …………………………………………………...
Приложения……………………………………………………………...
Аннотация……………………………………………………………….
Раздел
№
1
«Комплекс
основных
характеристик
программы»:
Пояснительная записка.
Дополнительная
ориентирована
на
общеразвивающая
активное
декоративно-прикладному
программа
приобщение
творчеству.
детей
«Ткацкий
дворик»
к
художественному
Программа
художественной
направленности, дополняет и углубляет школьные программы. По
функциональному
предназначению
программа
является
учебно-
познавательной.
Программа разработана на основании нормативно правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской федерации». Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от
18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Декоративное творчество является составной частью художественной
направленности внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с
другими
видами
искусства
готовит
обучающихся
к
пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания,
развивает широту интересов и любознательность.
Программа «Ткацкий дворик» развивает детей в соответствии с
приоритетными направлениями, отраженными в нормативно - правовых
документах об образовании в Российской Федерации, знакомит со
следующими направлениями декоративно – прикладного творчества:
•узорное ткачество,
•ковровое ткачество,
•набойка по ткани,
•батик,
•шитье,
•плетение из трав,
•изготовление изделий в смешанных техниках.
Обучающиеся, прошедшие обучение, будут свободно ориентироваться в
этих видах декоративно-прикладного творчества, знать основы технологий.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных
условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и
присвоение негативного опыта подрастающим поколением, становится
педагогической проблемой. Именно творчество позволит подрастающему
человеку гармонично развиваться, снимать эмоциональное напряжение,
растворяясь в любимом деле, развить эстетический вкус, чувство прекрасного.
В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное
значение программы «Ткацкий дворик». При этом следует учитывать, что
программа направлена на:
- развитие мелкой моторики;
- развитие мотиваций к познанию и творчеству;
- создание условий для развития ребенка;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых
можно сделать поделки, сувениры, игрушки из различных материалов;
- участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно
связанных с определенными событиями, темами;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия
подарка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает
в
качестве
приоритетной
проблему
развития
творчества,
мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой
личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Основная
задача программы заключается в том, чтобы способствовать проявлению
интереса со стороны детей к рукоделию. Материалы, инструменты и
приспособления для вышивания, изготовления изделий из текстильных
материалов доступны каждому. Творческая деятельность позволит детям
приобрести важное чувство уверенности, успешности, а, следовательно,
внутренней и социальной защищённости. Занятия способствуют обогащению
духовной жизни ребёнка, становлению его эмоционально- ценностного
отношения к миру, развитию эстетических познаний и художественного вкуса,
самоутверждения и адаптации в социуме.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на
основе умений и знаний, приобретаемых по программе «Ткацкий дворик»,
ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной
системе
позитивных
социальных
ценностей.
У
него
повышается
самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что
существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так,
что это доставляет радость и другим.
Новизна программы состоит в том, что программа – комплексная, дети
учатся сразу нескольким техникам рукоделия: узорное ткачество, ковровое
ткачество, набойка по ткани, батик, шитье, плетение из трав, смешанные виды
техники. Дети на занятиях обучаются изготовлению предметов, которые
можно подарить. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к
занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых
мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих
работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество.
В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые
способствуют формированию умений осознанно применять полученные
знания на практике по изготовлению художественных ценностей из
текстильных материалов.
На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на
соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на
рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к
инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных
изделий.
Программа
знакомит
с
увлекательными
видами
рукоделия.
В
содержание обучения входит ознакомление обучающихся с историей
возникновения видов художественной обработки материалов, организацией
рабочего
места,
с
правилами
безопасной
работы,
с
материалами,
инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий.
Основные разделы программы.
Ткачество - вид декоративно-прикладного искусства, известный с
древнейших времён. Заключается в создании полотна или другого
текстильного изделия на ткацком станке или ткацкой раме. Современное
ткачество развивает мелкую моторику рук, координацию движений,
внимание, память, мышление, воображение, воспитывает художественный
вкус, учит аккуратности, усидчивости, терпению, формирует умение
планировать свою работу и доводить начатое дело до конца.
Плетение - способ создания изделий из гибких материалов растительного
и животного происхождения: прутьев, стеблей, корней; изготовление корзин,
шляп, лаптей, рогож, циновок, ковриков путём витья, последовательного
перекрещивания нитей, проволоки и других материалов.
Также плетение применяют в изготовлении украшений, одежды, посуды,
мебели.
Рисунок на ткани – художественный способ и набор техник для создания
уникальных вещей своими руками, при помощи трафаретов и шаблонов,
штампов, кистей на ткани.
Рисовать можно по натуральной ткани - шелк, хлопок - так и на
синтетической ткани, используя краски для батика, акриловые краски по
ткани, а так же акварель.
Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта,
интерьера, одежды.
Приобщение детей к ручному труду, способствует воспитанию
трудолюбия, аккуратности, хорошего эстетического вкуса; развитию мелкой
моторики рук и глазомера, памяти, внимания, мышления, воображения;
благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от
выполненной работы. Данная программа способствует развитию таких
качеств, как настойчивость, терпение; обогащению собственного досуга
рукоделием; развитию творческих и коммуникативных способностей.
Данным видам рукоделия могут обучаться школьники с 3 класса. При
подборе
изделий
учитывается
доступность
и
посильность
работы,
возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. В
зависимости от уровня подготовки, возраста и пола обучающихся
предлагаются разнообразные по сложности работы для выполнения.
На каждом этапе обучения обучающиеся изучают новые приемы и
способы данных видов рукоделия, знакомятся с их условными обозначениями,
а также идет постепенное усложнение заданий и увеличивается объем работ.
Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам составлять
цветные схемы для вышивки. Свободно пользоваться этими схемами и теми,
которые печатаются в журналах по вышиванию. Происходит усложнение
выполняемых изделий. «Новички», прошедшие первый год обучения на
втором году вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом
они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения
и навыки.
В процессе реализации программы у обучающихся формируются
умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, происходит
обучение
рациональному
использованию
материалов
и
правильной
организации труда, развиваются творческие способности. Дети учатся
работать не только самостоятельно, но и коллективно.
По окончании 1 года обучения дети могут самостоятельно изготовить
понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами
оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение,
фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и
для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов
дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается
благоприятный
эмоциональный
фон,
способствующий
формированию
творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный
в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественнополезной деятельности.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения
Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и
составлена с учетом возможности самостоятельного выбора, обучающимся
наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него.
Форма обучения – очная.
Адресат программы: Программа рассчитана на возраст детей от 8 до 14 лет.
Особенности возрастного периода.
Младший школьный возраст (8-10) К 8 годам ребенок достигает такого
уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе.
Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития
мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того,
чтобы систематически учиться. Младшие школьники с готовностью и
интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Для
познавательной деятельности младшего школьника характерна, прежде всего,
эмоциональность восприятия. Образность проявляется и в мыслительной
деятельности детей. Учитывая образность мышления, учитель применяет
большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных
понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И
запоминают младшие школьники то, что произвело на них наибольшее
впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или
ново. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит
учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому
очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
Особенности обучающихся 11 лет. Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6
классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к
подростковому. Этот
возрастной
период
принято
называть
младшим
подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства
взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от
взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым
влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Подростки 13-14 лет отличаются своеобразными особенностями,
которые необходимо учитывать в процессе художественного воспитания и
совершенствования. К 13-14 годам у ребят, в основном, завершается процесс
формирования психомоторных функций, временные трудности в образовании
условных рефлексов; увеличение скрытых периодов реакции на словесные
раздражители; повышенная возбудимость и эмоциональность; преобладание
процессов
возбуждения
над
торможением;
появление
психической
неуравновешенности. Следовательно, отсюда могут возникнуть смена
настроений, критическое отношение к окружающим, и в первую очередь к
взрослым, неадекватность ответных реакций. Изменения проявляются и в
функциях вегетативной нервной системы. Они выражаются в повышенной
потливости, в колебаниях частоты пульса. В подростковом возрасте возникает
повышенный интерес к своей личности. Если раньше подростки подражали
взрослым, то теперь пытаются быть самостоятельными, независимыми,
стремятся по-своему отстоять это право, стремятся занять достойное
положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. Как и
любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной
ситуации развития.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
•
доступности (простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
•
наглядности (иллюстративность, наличие различных материалов);
•
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
•
научности (обоснованность, наличие практической базы и теоретической
основы);
•
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Формы
занятий: занятия
включают
в
себя
теоретическую
и
практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных
занятий. Практическая часть представлена в виде практического изготовления
изделий.
Тематика
занятий
строится
с
учетом
интересов
обучающихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков,
уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа
позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет
интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить
работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Уровень освоения программы: стартовый.
Методика работы с обучающимися предполагает развитие способностей
детей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности.
Объём программы: первый год обучения – 70 часов (1 раз в неделю-2
часа). Продолжительность учебного часа, согласно СанПин- 40 мин., перерыв
–10 мин.
Число обучающихся в данном творческом объединении не менее 3-10
человек. Состав – постоянный.
Целью программы является развитие творческой личности, способной к
самовыражению
в
области
декоративно-прикладного
творчества,
понимающей и уважающей родную культуру, готовой к социально-полезной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
•
познакомить детей с различными видами рукоделия, историей декоративноприкладного творчества;
•
научить ткать, выполнять работу в технике ткачество, плетение, батик;
•
научить приёмам работы с инструментами и различными материалами;
•
научить планировать цель и порядок своей работы;
•
научить читать схемы;
•
научить приемам самостоятельной разработки изделий.
Развивающие:
•
развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
•
развивать образное мышление, воображение, внимание и память;
•
развивать самостоятельность, аккуратность;
•
развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
•
воспитывать уважение к труду и людям труда;
•
формировать чувство коллективизма;
•
формировать культуру общения и поведения в социуме.
Учебный (тематический) план
№
Наименование темы
п/п
Общее
Теор Практ Формы
кол-во
етич
ическ аттестации
учебных
ески
их
часов
х
1
Вводное занятие
2
1
1
Наблюдение
2
Модуль 1. Ткачество
26
3
23
Опрос,
Практическая
работа
2.1
Книжная закладка в технике 4
1
3
1
3
0
2
технике 4
0
4
Гобелен на вертикальном 4
1
3
ткачество на дощечках
2.2
Брошка в технике махровое 4
ткачество
2.3
Браслет/брелок в технике 2
ткачество на «ниту»
2.4
Эко-панно
в
ткачество на бердо
2.5
станке
2.6
Панно в технике тафтинг
4
0
4
2.7
Половик на станке Кросно
4
0
4
3
Модуль 2. Плетение
24
4
20
Опрос,
Практическая
работа
3.1
Витой браслет
2
0
2
3.2
Браслет
в
2
1
1
4
0
4
из 4
1
3
4
1
3
Коврик плетеный по кругу на 4
1
3
0
4
4
12
традиционной
технике дëргание.
3.3
Плетёные шнурки для
кросовок
в
техники
кумихимо.
3.4
Плетёная
прихватка
трикотажной пряжи
3.5
Браслет по спирали в
технике макраме.
3.6
обруче.
3.7
Коврик лабиринт иглой с 4
крючком на сетке
4
Модуль
3.
Рисунок
на 16
текстиле.
Опрос,
практическая
работа
4.1
Панно в технике холодный 2
1
1
0
2
1
1
батик
4.2
Сервировочная салфетка для 2
стола
4.3
Косметичка расписанная с
применением техники
солевание
2
4.4
Панно в технике горячий
2
1
1
Свободно-кистьевая роспись 2
0
2
2
0
2
4.7
Панно в смешанной технике 4
1
3
5
Заключительное занятие
0
2
батик
4.5
шелкового шарфа
4.6.
Трафаретная роспись по
ткани
2
«Ткацкий дворик»
Итого
Выставка
работ
70
12
58
Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения.
1.Вводное занятие 2ч.
Теория. Знакомство с планом работы. Беседа о видах рукоделия: ткачество,
плетение, роспись по ткани. Беседа по пожарной безопасности и правилам
дорожного движения.
Практика. Демонстрация изделий. Организация рабочего места. Техника
безопасности на занятиях, при работе с инструментами и материалами. Опрос
по изученному материалу.
2. Модуль 1. Ткачество 26ч
2.1. Книжная закладка в технике ткачество на дощечках
Теория: Ткачество как вид искусства. История ткачества. Традиционные и
современные тканые изделия. Виды нитей, пряжи. Способы чтения схем
ткачества на дощечках.
Практика: Расчет длины нитей основы для книжной закладки. Определение
количества нитей по цветовым оттенкам. Заправка дощечек по выбранным
схемам. Творческая работа в технике ткачества.
2.2. Брошка в технике махровое ткачество
Теория: Беседа о ткачестве, как древнем виде рукоделия. Демонстрация
махровых изделий. Современные и традиционные ковры. Из истории пряжи.
Виды пряжи. Прядение. Какие бывают материалы для ткачества. Из истории
войлока. Соответствие толщины ниток основы, утка, жичек. Цветовое
решение. Способы окрашивания пряжи. Подготовка ниток к ткачеству. Схемы
и условные обозначения в ткачестве. Материалы и инструменты для ткачества.
Технический рисунок.
Практика: Снование основы на ткацкой учебной раме. Упражнения по
отработке умений выполнения полуторных и двойных узлов, прокидка
уточных нитей. Анализ и исправление ошибок. Выполнение изделий в технике
махровое ткачество: декоративная брошка.
2.3. Браслет/брелок в технике ткачество на «ниту»
Практика: Изучение нового материала. Демонстрация инструментов и
материалов для ткачества на ниту. Показ приемов работы на ткацкой раме.
Вводный и текущий инструктажи.
Выбор схемы. Расчет длинны нитей основы для браслета/брелока, с учетом
цвета. Распределение нитей основы на слои, согласно схеме. Вязание нита.
Выполнение тканого изделия. Снятие изделия с рамки, оформление краев.
2.4. Эко-панно в технике ткачество на бердо
Практика: Знакомство с инструментом – бердо или бердечко. Демонстрация
готового изделия. Виды схем ткачества на бердо.
Подбор инструментов, схемы и материалов (нити, травы, веточки). Расчет
нитей основы Длина нитей рассчитывается по формуле: необходимая длина
изделия+20% + 60 см. Заправка нитей в бердо, согласно выбранной схеме и
заправка челнока. Изготовление панно.
2.5. Гобелен на вертикальном станке
Теория. История и особенности изготовления гобелена на вертикальном
станке.
Практика. Подготовка основы для натяжения нитей. Натяжение основы.
Подготовка эскиза. Изготовление заработки (кромки). Закрепление эскиза.
Ткачество по эскизу. Выполнение узора.
2.6. Панно в технике тафтинг
Практика. Тафтинг —техника вышивания стежками. Выбор идеи панно,
дизайна, узора. Подготовка рамки для крепления панно. Креп основу панно к
рамке. Перенос рисунка на ткань. Вышивка узора. Изготовление подкладки
для панно.
2.7. Половик на станке Кросно
Практика. Устройство станка и принцип его работы. Технология работы на
станке: прокладывание челноком уточной нити, прижимание её, смена
нитченок, прихлопывание утка. Натяжение нитей основы. Ткацкий узел. Виды
половиков (по узору). Подготовка материала для тканья половика: нарезание
полосок ткани. Тканье пёстрого половика. Закрепление нитей основы.
Освоение ткацкого узла. Тканье половика с чередованием цветных полос.
3. Модуль 2. Плетение 28 ч.
3.1. Витой браслет
Практика. Техника плетения витого браслета. Изготовление браслета.
3.2. Браслет в традиционной технике дëргание
Теория. История плетения. Техники плетения: «Спираль», «Волна».
Практика. Подготовка петель. Крепление ниток. Размещение петель на
пальцах. Перенос петли. Повторение процесса в зеркальном отображении.
Плетение тесемки в технике дёрганье. Оформление браслета.
3.3. Плетёные шнурки для кроссовок в техники кумихимо
Практика. Зарождение кумихимо. Кумихимо сегодня.
Чтение схемы; выполнение простейшего кумихимо. Виды шнуров кумихимо:
круглые, плоские, полые. Количество нитей, необходимых для плетения.
Изготовление шнурков для кроссовок.
3.4. Плетёная прихватка из трикотажной пряжи
Теория. Прихватки- необходимый помощник на кухне. Материалы, из
которых можно сделать прихватку. Виды и варианты прихваток.
Практика. Вторая жизнь старым вещам. Техника создания трикотажной
пряжи. Переработка старых трикотажных вещей, нарезание ткани,
сматывание в клубки. Техника плетения из трикотажной пряжи.
Изготовление прихватки.
3.5. Браслет по спирали в технике макраме
Теория. История макраме. Инструменты и приспособления для работы. Виды
узлов.
Практика.
Расчет нитей на изделие. Выполнение простых узлов. Изготовление браслета
в технике макраме.
3.6. Коврик плетеный по кругу на обруче.
Теория. Теоретические основы плетения по кругу.
Практика.
Подготовка пряжи и инструментов для изготовления коврика.
Плетение коврика по кругу на обруче.
3.7. Коврик лабиринт иглой с крючком на сетке
Практика. Подготовка сетки, пряжи и инструментов для работы. Изучение
техники вязания коврика -лабиринта на сетке. Изготовление коврика.
4. Модуль 3. Рисунок на текстиле 16 ч.
4.1. Панно в технике холодный батик
Теория. Понятие «холодный батик». Последовательность изготовления панно
в технике холодного батика.
Практика. Нанесение рисунка на ткань. Натягивание ткани на подрамник.
Нанесение
резервного
состава по
контуру
рисунка.
Роспись
рисунка анилиновыми красителями. Сушка изделия. Оформление панно в
рамку под стекло.
4.2. Сервировочная салфетка для стола в технике кракле
Практика. Кракелюр -искусственное состаривание поверхности предметов
интерьера. Подготовка инструментов и материалов для нанесения кракелюра.
Подготовка ткани для салфетки. Подогрев парафина. Нанесение горячего
парафина на ткань, охлаждение, надламывание, окрашивание.
4.3. Косметичка в техники солевание
Теория. Солевая
техника (холодный батик). Последовательность этапов
работы.
Практика.
рисунка.
Выбор
композиции.
Нанесение
контурного
Резервирование. Роспись фона. Роспись цветов. Закрепление
рисунка. Оформление.
4.4. Панно в технике горячий батик
Теория.
История
возникновения
техники
«Горячий
батик».
Последовательность этапов работы. Однослойный и многослойный горячий
батик.
Практика. Подготовка ткани.. Нанесение рисунка на ткань. Закрепление ткани
на рамке. Нанесение воска и краски по слоям.
4.5. Свободно-кистьевая роспись шелкового шарфа
Практика. Практическое занятие по росписи шарфа в технике горячий батик,
свободно-кистьевая роспись.
4.6. Трафаретная роспись по ткани
Практика. Роспись простого трафаретного рисунка на светлом и темном фоне.
Прямой и обратный (роспись по краю) трафарет. Трафаретная роспись с
элементами наложения. Роспись по трафарету в сочетании с техникой
монотип. Теоремная роспись (роспись без мостиков). Пейзаж в трафаретной
технике.
4.7. Панно в смешанной технике.
Теория. Декоративное панно – как оригинальное дизайнерское решение,
живописное произведение, выполненное в одной, или нескольких техниках.
Практика. Выбор материалов, инструментов. Создание эскиза панно.
Продумывание деталей. Создание панно.
5. Заключительное занятие «Ткацкий дворик» 2 ч.
Праздник «Ура, каникулы!». Выставка.
Планируемые результаты 1-го года обучения.
Предметные результаты.
- приобретение навыков самообслуживания;
- овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
- ознакомление детей с различными видами рукоделия, историей декоративноприкладного творчества;
- приобретение навыков ткать, выполнять работу в технике ткачество,
плетение, батик;
-приобретение навыков работы с инструментами и различными материалами
-усвоение правил техники безопасности.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к труду
- интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической
деятельности;
- этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности при
изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта);
- потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов
и материалов для качественного выполнения изделия;
- простейшие навыки самообслуживания;
Метапредметные результаты: у обучающихся будут сформированы
умения:
- принимать и сохранять задачу при выполнении изделия;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при
помощи педагога;
- осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
- контролировать свою деятельность при выполнении изделия
- проводить оценку своих действий и корректировать их при
необходимости.
- слушать собеседника, допускать возможность существования другого
суждения, мнения;
- уметь договариваться и приходить к общему решению
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Личностные результаты
У детей будут развиты:
- Творческое мышление;
- Художественный вкус;
- Устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и
мотивацию
к
самосовершенствованию;
У детей будут воспитаны:
- волевые качества личности, а именно, сдержанность, самостоятельность,
мотивация
к
успеху,
целеустремлённость.
- нравственные качества личности, а именно, доброе отношение к товарищам,
взаимопомощь,
уважительное
отношение
к
семье.
- коммуникативные качества – умение слушать и слышать, открытость,
терпимость.
Метапредметные результаты
У
обучающихся
будут
сформированы
следующие
компетентности:
Ценностно-смысловые компетенции:
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению
к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе
собственных позиций;
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебнопознавательной
деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой
проблеме;
Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей:
учащегося, гражданина, члена семьи; уметь действовать в каждодневных
ситуациях семейно-бытовой сферы;
- иметь представление об истории, традициях.
Коммуникативные компетенции:
-
уметь
представить
себя
устно
и
письменно;
- уметь представлять свой творческий коллектив на выставках, конкурсах
различного
уровня;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми
и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос,
корректно вести учебный диалог.
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
•
Требуется помещение с хорошим дневным и вечерним освещением;
•
Тепловой режим в кабинете должен соответствовать нормам СанПиНа;
•
Рабочее место должно быть организовано так, чтобы дети сидели, не стесняя
друг друга, за каждым закрепляется определённое место: стул, стол;
•
Наличие соответствующих инструментов, приспособлений и материалов;
Для занятий необходимо иметь следующие инструменты, приспособления
и материалы:
•
Канцелярские принадлежности: бумага, картон, калька, ножницы, булавки,
иглы, краски, кисти, карандаши, скотч, стек, клей.
•
Пяльца различных диаметров,
•
Нитки цветные, мулине, ленты, ткани, канва для вышивания и шитья,
•
Фурнитура: кнопки, пуговицы,
•
Шаблоны,
•
Коробки, пакеты, мешки, папки, сумочки, шкатулки, игольницы для хранения
инструментов, приспособлений и материала;
•
Станки ткацкие.
Информационное обеспечение: обучающие видеоролики и презентации,
интернет-ресурсы.
Учебно-наглядные пособия. Для более успешного усвоения материала
используются наглядные пособия: схемы, инструкции, образцы изделий,
чертежи, подборки рисунков.
Кадровое
обеспечение.
Программу
может
реализовать
педагог
дополнительного образования со средним и высшим педагогическим
образованием.
Формы аттестации.
За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной
программы необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после
изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у обучающихся
умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение
выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать.
Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в
виде практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3
работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих
проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.
2.4 Методические материалы.
В процессе обучения используются следующие формы работы с детьми:
•
Теоретическая;
•
Практическая;
•
Групповая;
•
Индивидуальная.
Планируется использовать все перечисленные формы работы с детьми в
основных разделах программы. Выбор таких форм обусловлен успешностью
выполнения будущей работы. Теоретическая форма включает в себя рассказ,
беседу и объяснение, мастер-класс. Практическая форма включает в себя
упражнения в выполнении изделий, показ и демонстрация готовых работ. В
основе практической работы обучающихся лежит выполнение творческих
работ по созданию картин, сувениров, подарков. Практические работы
способствуют развитию у детей творческих способностей, умений создавать
оригинальные изделия, которые можно подарить, или использовать для
украшения интерьера помещения.
Групповая форма включает в себя работу с детьми через выполнение
группового
задания.
Индивидуальная
форма
включает
в
себя
дифференцированное обучение как с одним, так и с подгруппой. В основном
обучающиеся выполняют свои работы индивидуально.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
•
наглядный (показ материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
•
практический (выполнение работ по схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
•
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
•
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
•
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
•
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
•
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
•
групповой – организация работы в группах;
•
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы отслеживания результатов обучения:
•
Проверка знаний в процессе занятий;
•
Наблюдение за выполнением работы;
•
Организация выставок;
•
Участие в районных выставках детских творческих работ, в конкурсах.
Педагогические
технологии:
индивидуальное
технология развивающего обучения, проектной
и
групповое
обучение,
и игровой деятельности,
информационно-коммуникативная
технология
обучения,
технология
коллективной творческой деятельности, здоровье-сберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия:1. Организационная часть. 2. Повторение
пройденного материала. 3. Изложение нового материала. 4. Подготовка к
практической работе.5. Практическое выполнение задания.6. Заключительная
беседа. Подведение итогов.7. Уборка рабочих мест.
Дидактические материалы: раздаточные и учебные материалы - схемы,
рисунки, коллекции тканей, ниток, журналы, книги по вышиванию.
3. Список литературы.
Нормативно - правовое обеспечение программы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
3. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
5. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-p.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
8. «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года».
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
10.«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
11.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП
2.4.3648-20
12.«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее — СанПиН).
13.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
14.Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
15.№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
16.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта
17.«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
18.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее —
Порядок).
19.Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
20.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
21.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
22.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
23.Письмо Министерства
просвещения Российской
Федерации
от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы
в
субъектах
Российской
Федерации»).
24.Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
25.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
26.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги
в социальной сфере».
27.«Реализация
дополнительных
образовательных
программ
в
соответствии с социальным сертификатом».
28. Устав МКУДО «Талицкая детская школа искусств»
Литература для педагога.
1.Григорьева А. «Золотая книга рукоделий» - М.: Белый город, 2008.Вышивка
лентами. Издательство « Ниола-Пресс» Москва.2007.
2.Григорьева. А. «Большая книга рукоделий» — М.: «Белый город», 2008.
3.Давыдов С.Г. Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия. М.: 2005.
4.Забылин М. «Русский народ: его обычаи, предания, обряды». - М.:
«ЭКСМО» 2003.
Информационные ресурсы
1. http://acus.msk.ru/ - сайт "ACUS".
2. http://www. tehnologiya. narod. ru
3. http://www. kru4ok.ru/
4. http://www.tricoter.su/
5. http://www.1001uzor.com/
6. http://www.vishivay.ru/
7. http://kreslo4u.ru/category/aksessu...oskutnoe-shitje-лоскутные идеи для дома.
Литература для обучающихся.
Журналы: «Валя - Валентина», «Лена рукоделие», «Рукоделие для всех»,
Литература для родителей
Электронные ресурсы
1. Сайт «Страна мастеров». Техники.
2. Сайт «Рукоделие. Мастер- классы.»
3. Сайт «Рукоделие и декор. Идеи, советы, уроки.»
4. Сайт «Мастер-классы по рукоделию.»
5. Сайт «Круг мастер-классов. Скрапбукинг.»
6. Сайт «Мастера рукоделия».
•
•
•
Аннотация к программе «Ткацкий дворик».
Разработчик программы Суслова Татьяна Олеговна, педагог
дополнительного образования МКУДО «Талицкая ДШИ Дворец творчества.
Программа разработана на основе Приказа Министерства Просвещения
Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Программа художественной направленности.
Срок реализации: 1 год
Форма обучения: очная (групповая).
Продолжительность занятия: (1 час) - 40 минут; 1 год обучения: 1 раз в
неделю - 2 часа.
Программа предназначена для обучающихся 8-14 лет. Количестве детей в
группе 2-3 чел.
Целью программы является развитие творческой личности, способной к
самовыражению
в
области
декоративно-прикладного
творчества,
понимающей и уважающей родную культуру, готовой к социально-полезной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить детей с различными видами рукоделия, историей декоративноприкладного творчества; научить ткать, выполнять работу в технике
ткачество, плетение, батик;
Развивающие:
развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду и людям труда;
Результатом освоения программы являются способности детей в создании
несложных моделей декоративно-прикладного творчества в техниках:
вышивка, пэчворк, аппликация и декор, мягкая игрушка, батик, смешанные
техники; безопасное использование инструментов при работе.
Оценка качества реализации программы осуществляется по 100 балльной
шкале. Формы: анализ контрольного задания, творческого проекта, групповой
опрос, просмотр работ, выставка.