Рабочася программа Юный програмист Марьин В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный программист»
разработана в соответствии с нормативной базой документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
Программа «Юный программист» способствует освоению обучающимися
навыков работы с компьютером и основами программирования на начальном уровне.
Адресована обучающимся 10-12 лет и рассчитана на 2 год обучения.
Сформированы группы:
-первого года обучения:1 группа, 12 человек
-второго года обучения: 1 группа, 5 человек
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети: - 8-12 лет, общий объем –
1год обучения -140 часов, 2 год обучения – 140 часов.
Цели изучения программы
Цель: формирование и развитие информационных компетенций, логического
мышления обучающихся посредством решения задач в сфере освоения языка
программирования и создания программных продуктов. Обучение основам
программирования,
способствующее
дальнейшему
профессиональному
самоопределению в современном мире.
Задачи:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.

Образовательные:
овладеть навыками составления алгоритмов;
изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
сформировать представление о профессии «программист»;
сформировать навыки разработки программ;
познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов,
интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных
презентаций.
Развивающие:
способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого
мышления;
развить внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес;
развить умение работать с компьютерными программами и дополнительными
источниками информации;
развить навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитательные:

1. воспитать положительное отношение к информатике и ИКТ;
2. воспитать самостоятельность и умение работать в паре или в малой группе;
3. формировать умение, демонстрировать результаты своей работы.
Количество групп – 2
Количество обучающихся в группе: 10 человек
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса:
 групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа
выполняет определенное задание);
 индивидуальная (каждый ребёнок делает свою работу);
 коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной
работы дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (52
часов в год) и практической части (88 час в год).
Формы обучения
Теоретические:

устное изложение,

беседа,

рассказ,

лекция
Практические:
 практические занятия;
 конкурсы;
 соревнования;
 выставки;
Текущая и промежуточная, итоговая аттестации осуществляются в следующих
формах:

тесты;

самостоятельная работа;

контрольная работа;

выставка;

защита проекта;
Текущая аттестация проводится в период с 25.12 по 30.12. Промежуточная (итоговая)
аттестация проводится в период с 21.05 по 26.05.
Планируемые результаты первого года обучения
Личностные

Имеют социальный опыт участия в индивидуальных и командных
состязаниях;

Применяют свои методы и востребованные навыки для продуктивного
участия в командной работе;

Умеют использовать навыки критического мышления в процессе работа
над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов;

Укрепили и усовершенствовали в себе чувство самоконтроля и
ответственности за вверенные ценности;


Развили внимательное и предупредительное отношение к окружающим
людям и оборудованию в процессе работы.

Метапредметные

Знают практическое применение и связь теоретических знаний,
полученных в рамках школьной программы;

Применяют практические навыки планирования своей краткосрочной и
долгосрочной деятельности;

Умеют выработать стиль работы с ориентацией на достижение
запланированных результатов;

Умеют использовать творческие навыки и эффективные приемы для
решения простых технических задач;

Применяют на практике знания об устройствах механизмов и умение
составлять алгоритмы решения различных задач;

Умеют использовать полученные навыки работы различным
инструментом в учебной и повседневной жизни.




Предметные:
Знают о назначении среды программирования Скретч и основных элементах ее
интерфейса;
Знают об алгоритме и исполнителях: о сценарном плане;
Знают основные этапы разработки программы (проекта в среде
программирования Скретч): постановка задачи, разработка сценарного плана,
алгоритмизация, кодирование, тестирование, отладка;
Применяют базовые алгоритмические конструкции (ветвления и циклы) и их
реализацию в среде программирования Скретч; возможности дублирования и
клонирования спрайтов;
Знают о программном коде и составляющих его командах.
Знают понятия «трехмерная графика», «трехмерная игра»,



Знают общие принципы создания трехмерной компьютерной игры;



Знают виды и способы создания трехмерных объектов;






Планируемые результаты второго года обучения

Личностные

Имеют социальный опыт участия в индивидуальных и
командных состязаниях;

Применяют свои методы и востребованные навыки для
продуктивного участия в командной работе;

Умеют использовать навыки критического мышления в
процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении
созданных роботов;

Укрепили и усовершенствовали в себе чувство самоконтроля и
ответственности за вверенные ценности;

Развили внимательное и предупредительное отношение к
окружающим людям и оборудованию в процессе работы.
Метапредметные

Знают практическое применение и связь теоретических
знаний, полученных в рамках программы;

Применяют практические навыки планирования своей
краткосрочной и долгосрочной деятельности;

Умеют выработать стиль работы с ориентацией на достижение
запланированных результатов;

Умеют использовать творческие навыки и эффективные
приемы для решения простых технических задач;

Применяют на практике знания об устройствах механизмов и
умение составлять алгоритмы решения различных задач;

Умеют использовать полученные навыки работы различным
инструментом в учебной и повседневной жизни.


Предметные:

Знают о назначении среды программирования Скретч и
основных элементах ее интерфейса;

Знают о приемах разработки трёхмерных цифровых
программных продуктов.

Знают об алгоритме и исполнителях: о сценарном плане;

Знают основные этапы разработки программы (проекта в среде
программирования Скретч): постановка задачи, разработка сценарного
плана, алгоритмизация, кодирование, тестирование, отладка;

Применяют базовые алгоритмические конструкции (ветвления и
циклы) и их реализацию в среде программирования Скретч; возможности
дублирования и клонирования спрайтов;

Знают о программном коде и составляющих его командах

Календарный (тематический) план первого года обучения.
Группа (класс) – 1а, б класс
План
№ п/п

1.
2.
3.

4.
5.

6.
7.

8.
9.

Дата

Название учебного
элемента

02.09.25 Знакомство со средой
Scratch.

Форма
занятий
Лекция,
презентация

04.09.25 Особенности среды
Лекция,
Scratch.
презентация
09.09.25
Лекция,
Выбор и создание спрайта. практическая
работа
11.09.25
Лекция, опрос,
Управляющие программы
практическая
– скрипты.
работа
16.09.25
Лекция,
Блок внешнего вида.
практическая
работа
18.09.25
Лекция,
Блок внешнего вида.
практическая
работа
23.09.25
Лекция,
Блок движения
практическая
работа
25.09.25
Лекция,
Блок движенияя
практическая
работа
30.09.25
Лекция,
Блок рисования
практическая
работа

Корреция
Количе
Формы
ство
аттестации/контроля
часов
Опрос.
2
Опрос.

2

Беседа, наблюдение
2
Беседа, наблюдение
2
Беседа, наблюдение
2
Беседа, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2

Дата

Темы Форма занятий Количес
Формы
занятий
тво аттестации/ко
часов
нтроля

02.10.25
Блок рисования

10.
11.

07.10.25
Блок чисел.
09.10.25
Блок чисел.

12.
13.

14.10.25
Блок контроля.
16.10.25
Блок контроля.

14.
15.

21.10.25
Блок сенсоров.
23.10.25
Блок сенсоров.

16.
17.

06.11.25
Блок звуков.
11.11.25
Блок звуков.

18.
19.

13.11.25
Блок переменных.
18.11.25

20.

Блок переменных.

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа

Опрос, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2
Опрос, беседа
2
Опрос, беседа
2
Опрос, беседа
2
Опрос, беседа
2
Беседа, наблюдение
2
Беседа, наблюдение
2
Беседа, наблюдение
2
Беседа, наблюдение
2

21.
22.

23.

24.

20.11.25

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
Управление спрайтами с
практическая
помощью клавиатуры.
работа
Изменение цвета.
Лекция,
практическая
работа
Анимация спрайта.
Лекция,
практическая
работа
Проект в Scratch.
Лекция,
презентация
Сценарий проекта.
Лекция,
презентация
Проект мультипликации. Лекция,
практическая
работа
Проект взаимодействия
Лекция, опрос.
объектов.
Разработка собственного Лекция,
проекта.
презентация
Программирование
Самостоятельн
проекта.
ая работа
Программирование
Самостоятельн
проекта.
ая работа
Дизайн и оформление
Самостоятельн
проекта.
ая работа
Защита проекта.
Самостоятельн
ая работа
Понятие
Лекция,
информационного
презентация
пространства сети.

Беседа, наблюдение

Управление и контроль.
25.11.25

27.11.25

02.12.25

25.

04.12.25

26.

09.12.25

27.

11.12.25

28.

16.12.25

29.

18.12.25

30.

23.12.25

31.

25.12.25

32.

30.12.25

33.

13.01.26

34.

15.01.26

2
Самостоятельная
работа

2

Беседа, наблюдение
2
Опрос, беседа
2
Беседа, наблюдение
Опрос, беседа
Самостоятельная
работа
Опрос, наблюдение
Опрос, наблюдение
Опрос, наблюдение
Опрос, наблюдение
Самостоятельная
работа
промежуточная
аттестация
Опрос, беседа

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

35.

36.
37.
39.

40.
41.
42.
43.

44.

45.
46.
47.

48.

49.

20.01.26 Этика общения в сети.
Сообщество Scratch

Лекция,
презентация

22.01.26 Публикация собственного
проекта на сайте.
27.01.26 Использование чужих
проектов
29.01.26 Особенности среды
Scratch.

Самостоятельн Самостоятельная
ая работа
работа
Лекция, опрос. Опрос, беседа

03.02.26 Блоки и команды

Лекция,
презентация

Лекция,
презентация
05.02.26 Управляющие программы Лекция,
– скрипты.
презентация
10.02.26 Анимация спрайта.
Практическая
работа
12.02.26 Управление несколькими Лекция, опрос,
объектами.
практическая
работа
17.02.26 Последовательное и
Лекция, опрос,
одновременное
практическая
выполнение.
работа
19.02.26 Линейный алгоритм.
Лекция,
презентация
24.02.26 Линейный алгоритм.
Лекция,
презентация
26.02.26 Разветвляющийся
Лекция, опрос,
алгоритм.
практическая
работа
03.03.26 Разветвляющийся
Лекция, опрос,
алгоритм.
практическая
работа
05.03.26 Циклический алгоритм.
Лекция, опрос,
практическая

Опрос, беседа
2
2
2

Опрос, беседа
2
Опрос, наблюдение
Опрос, наблюдение
Опрос, наблюдение

2
2
2

Опрос
2
Опрос
2
Опрос
Опрос

2
2

Опрос
2
Опрос
2
Опрос

2

работа
50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

10.03.26 Циклический алгоритм.
12.03.26 Случайные числа.
17.03.26 Диалог с пользователем.
19.03.26 Использование слоев.
24.03.26 Анимация полета.
26.03.26 Создание плавной
анимации.
07.04.26 Разворот в направление
движения.

57.

09.04.26 Изучаем повороты.

58.

14.04.26 Изменение движения в
зависимости
от условия.
16.04.26 Графические эффекты
картинок.

59.

60.

21.04.26 Проект в Scratch.

Лекция, опрос,
практическая
работа
Лекция, опрос,
практическая
работа
Лекция, опрос,
практическая
работа
Лекция, опрос,
практическая
работа
Лекция, опрос,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция, опрос.

Опрос

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
презентация

Опрос, наблюдение

2
Опрос, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2
Опрос
2
Беседа, опрос
2
Самостоятельная
работа

2

Опрос, беседа
2
Опрос, наблюдение

2
2

Опрос, наблюдение
2
Опрос наблюдение

2

61.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

23.04.26 Проект «Игра с
Самостоятельн Самостоятельная
геометрическими
ая работа
работа
фигурами»
28.04.26 Проект «Игра с буквами» Практическая Самостоятельная
работа
работа
30.04.26 Проект «Игра со
Практическая Самостоятельная
случайными надписями». работа
работа
05.05.26 Проект «Сказка»
Практическая Самостоятельная
работа
работа
07.05.26 Проект «Квест»
Практическая Самостоятельная
работа
работа
12.05.26 Разработка собственного Самостоятельн Самостоятельная
проекта.
ая работа
работа
14.05.26 Программирование
Самостоятельн Самостоятельная
проекта.
ая работа
работа
19.05.26 Дизайн и оформление
Лекция,
Опрос, беседа
проекта.
презентация
21.05.26 Дизайн и оформление
Лекция,
Опрос, беседа
проекта.
презентация
26.05.26 Защита и публикация
Опрос.
Защита проекта,
проекта.
итоговая аттестация
Итого:
04.11.2025 праздничный день в учебном периоле

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
140

Календарный (тематический) план второго года обучения.
Группа (класс) – 2 класс
План
№ п/п

1.

2.

3.

4.
5.

6.
7.

Дата

Название учебного
элемента

Форма
занятий

Корреция
Количе
Формы
ство
аттестации/контроля
часов

02.09.25 Правила работы
Лекция,
презентация
компьютерном классе.
Запуск среды
программирования Скретч

Опрос.

04.09.25 Игра «Пинг-понг».
Изучение инструкции.
09.09.25 Игра «Угадай-ка».
Самостоятельная работа
по созданию игры
«Угадай-ка».

Лекция,
презентация
Лекция,
практическая
работа

Опрос.

11.09.25 Добавление внешнего
спрайта. Спрайт Черепаха
и ее костюмы.
16.09.25 Линейные алгоритмы.
Черепаха рисует по
координатам.
18.09.25 Проект «Мой рисунок по
координатам».
Программирование
рисунка.
23.09.25 Циклические алгоритмы с
использованием

Лекция, опрос, Беседа, наблюдение
практическая
работа
Лекция,
Беседа, наблюдение
практическая
работа
Лекция,
Беседа, наблюдение
практическая
работа
Лекция,
практическая

2

2

Беседа, наблюдение
2

Опрос, наблюдение

2

2

2

2

Дата

Темы Форма занятий Количес
Формы
занятий
тво аттестации/ко
часов
нтроля

8.

9.

координат. Обучение
Черепахи.
25.09.25 Процедуры. Процедуры с
параметрами. Процедура
«Многоугольник» с
параметрами.
30.09.25 Проект «Мои
многоугольники».
02.10.25

10.
11.

07.10.25

09.10.25
12.

13.

14.10.25

16.10.25
14.
15.

21.10.25

23.10.25
16.

работа
Лекция,
практическая
работа

Опрос, наблюдение

Лекция,
практическая
работа
Арт-проект
Лекция,
«Центрический орнамент». практическая
Публикация проекта.
работа
Онлайн-практикум
Лекция,
«Программируй с Анной и практическая
Эльзой».
работа
Расширение «Играть на
Лекция,
инструментах и
практическая
барабанах». Команды
работа
«Барабану играть», «Пауза
в течение бит», «Играй
ноту»
Вкладка «Звуки».
Лекция,
Библиотека звуков.
практическая
работа
Проект «Создай музыку». Лекция,
практическая
работа
Лекция,
Проект «Музыка чисел». практическая
работа
Проект «Басни Крылова». Лекция,
практическая
работа

Опрос, наблюдение

2

2
Опрос, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2

Опрос, беседа
2
Опрос, беседа
2
Опрос, беседа
2
Опрос, беседа
2

17.

18.

19.

20.
21.
22.

23.

24.

25.

26.

06.11.25 Дублирование спрайтов.
. Проект «Снегопад-1».

Лекция,
практическая
работа
11.11.25 Клонирование и
Лекция,
дублирование спрайтов
практическая
работа
13.11.25 Команды «Создать клон», Лекция,
«Удалить клон», «Когда я практическая
начинаю как клон»
работа
Проект «Снегопад-2».

Беседа, наблюдение

18.11.25 Создание проектов
«Листопад», «Дождик»,
«Шарики»
20.11.25
Таймер и особенности его
работы

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа

Беседа, наблюдение

27.11.25 Проект «Солнечные сутки
Земли». Публикация
проекта.
02.12.25 Использование таймера в
играх.
Игры с таймером.

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа

Беседа, наблюдение

04.12.25 Игра «Шерлок Холмс»
Публикация проекта.

Лекция,
презентация

Беседа, наблюдение

09.12.25 Игра «Собери урожай»
Публикация проекта.

Лекция,
презентация

Опрос, беседа

25.11.25 Планирование
последовательности
событий. Использование
таймера.

2
Беседа, наблюдение
2
Беседа, наблюдение
2

2
Беседа, наблюдение
2
Беседа, наблюдение
2

2
Опрос, беседа
2

2
2

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

11.12.25 Лабиринт. Игра «Яблоко
раздора».
Публикация проекта.

Лекция,
практическая
работа

Самостоятельная
работа

16.12.25 Игра «Выход из
лабиринта».
Публикация проекта.

Лекция, опрос. Опрос, наблюдение

18.12.25 Игра «Похитители
сокровищ».
Публикация проекта.

Лекция,
презентация

23.12.25 Рюкзак Скретч –
инструмент для переноса
кода, спрайтов, костюмов,
фонов, музыки в другие
проекты.
25.12.25 Создание многоуровневой
игры «Лабиринт».
Публикация проекта.

Самостоятельн Опрос, наблюдение
ая работа

2

2
Опрос, наблюдение
2

2
Самостоятельн Опрос, наблюдение
ая работа

30.12.25 Компьютерные
игры. Самостоятельн Опрос, беседа
История
компьютерных ая работа
игр.
Классификация
компьютерных игр.
13.01.26 Игры «Морской бой»,
Самостоятельн Опрос, беседа
«Змейка», алгоритмы
ая работа
реализации.
15.01.26 Игры «Марио», «Ну,
Лекция,
Опрос, беседа
погоди!», «Гонки».
презентация
алгоритмы реализации.

2

2

2

2

35.

36.

37.

39.

40.
41.

42.

43.

44.

45.

46.

20.01.26 Программирование одной
или нескольких игр в
среде Scratch.
22.01.26 Программирование одной
или нескольких игр в
среде Scratch.
27.01.26 Программирование одной
или нескольких игр в
среде Scratch.
29.01.26 Тестирование и отладка
игры. Доработка игры.

Лекция,
презентация

Опрос, беседа
2

Самостоятельн Самостоятельная
ая работа
работа

2

Лекция, опрос. Опрос, беседа
2
Лекция,
презентация

03.02.26 Тестирование и отладка Лекция,
игры. Доработка игры.
презентация
05.02.26 Публикация созданных
Лекция,
проектов. Портирование презентация
на Скретч.
10.02.26 Презентация проектов,
Опрос,
выполненных
практическая
обучающимися в рамках работа.
занятий
12.02.26 Знакомство со средой
Лекция, опрос,
визуального
практическая
программирования Kodu работа
Game Lab
17.02.26 Принципы
разработки Лекция, опрос,
игровых приложений.
практическая
работа
19.02.26 Главное меню, панель Лекция,
инструментов
презентация
(редактирование)
24.02.26 Создание ландшафтов
Лекция,
(миров), добавление
презентация
объектов.

Опрос, беседа
2
Опрос, наблюдение

2

Опрос, наблюдение
2
Защита проектов,
промежуточная
аттестация

2

Опрос
2
Опрос
2
Опрос
2
Опрос
2

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

26.02.26 Создание персонажей с
Лекция, опрос,
учетом игровой среды,
практическая
действия персонажей.
работа
03.03.26 Режим программирования, Лекция, опрос,
основные операторы Kodu. практическая
работа
05.03.26 Разработка проекта «Игра- Лекция, опрос,
лабиринт»
практическая
работа
10.03.26 Изучение компонента
Лекция, опрос,
«Счетчик»
практическая
работа
12.03.26 Страницы программ
Лекция, опрос,
практическая
работа
17.03.26 Разработка игры с
Лекция, опрос,
несколькими уровнями
практическая
работа
19.03.26 Создание путей, выбор
Лекция, опрос,
поведения персонажей.
практическая
Создание клонов.
работа
24.03.26 Таймер,
индикаторЛекция, опрос,
здоровья.
Опция практическая
«Родитель»
работа
26.03.26 Создание персонажей с
Лекция,
учетом игровой среды,
практическая
действия персонажей
работа
07.04.26 Управление объектом с
Лекция,
клавиатуры
практическая
работа
09.04.26 Движение объекта по
Лекция, опрос.
заданной траектории.
Создание игры «Сбор
монеток»

Опрос
2
Опрос
2
Опрос
2
Опрос
2
Опрос, наблюдение
2
Опрос, наблюдение
2
Опрос
2
Беседа, опрос
2
Самостоятельная
работа

2

Опрос, беседа
2
Опрос, наблюдение
2

58.

59.

60.
61.

62.

63.
64.
65.

66.
67.
68.
69.

70.

14.04.26 Линейный 2 2
Очная/дистан
Презентация, 20 алгоритм.
Создание игры
«Подводный мир»
16.04.26 Создание клонов и
порождаемых объектов

Лекция,
практическая
работа

Опрос, наблюдение

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
презентация
Самостоятельн
ая работа

Опрос, наблюдение

21.04.26 Разработка собственной
игры
23.04.26 Использование
инструмента кисть.
Создание лабиринта
28.04.26 Использование счетчика. Практическая
Появление объектов по
работа
расписанию
30.04.26 Разработка собственной Практическая
игры
работа
05.05.26 Создание виртуального
Практическая
мира. Циклы с условием работа
07.05.26 Режим программирования, Практическая
основные операторы
работа
KODU.
12.05.26 Разработка собственной Самостоятельн
игры
ая работа
14.05.26 Создание игры
Самостоятельн
«Футбольный симулятор» ая работа
19.05.26 Создание игры
Лекция,
«Футбольный симулятор» презентация
21.05.26 Тестирование и отладка. Лекция,
Подготовка к защите
презентация
проектов.
26.05.26 Защита проектов.
Опрос.

2

2
Опрос наблюдение

2

Самостоятельная
работа

2

Самостоятельная
работа

2

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Опрос, беседа

2
2
2
2
2
2

Опрос, беседа
2
Защита проекта,
итоговая аттестация

2

Итого:

04.11.2025 – праздничный день в учебном периоде

140


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».