Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Я открываю мир шахмат и шашек Охоткина Н.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАЛИЦКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол № 1 от 29.08.2025г.

Утверждено
Приказом И.о. Директора
МКУДО Талицкая ДШИ
М.А. Ермаковой
№ 289 от 01.09.2025г.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

«Я открываю мир шахмат и шашек»
Возраст обучающихся: 8-18 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
педагог ДО Охоткина Н.В.

г. Талица

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Основные характеристики общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

7

1.3.

Учебный план (тематический)1 года обучения

10

1.4.

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения

14

1.5.

Планируемые результаты 1 года обучения

21

1.6.

Учебный план (тематический) 2 года обучения

22

1.7.

Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения

26

1.8.

Планируемые результаты 2 года обучения

33
36

1.9.

Учебный план (тематический) 3 года обучения

1.10. Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения

41

1.11. Планируемые результаты 3 года обучения

47

2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации программы

48

2.1.

Календарный учебный график

48

2.2.

Условия реализации программы

48

2.3.

Формы аттестации

50

2.4.

Оценочные материалы

51

2.5.

Методические материалы

58

Аннотация

59

Сведения о разработчике

60

Список литературы

61

Приложение 1

65

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Направленность адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы «Я открываю мир шахмат и шашек» - физкультурно-спортивная.
Уровень – базовый.
Актуальность
Программа разработана в соответствии с нормативными и
методическими документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
4. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Группа детей с ОВЗ в детском творческом объединении «Я открываю
мир шахмат и шашек» чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными
нарушениями развития: речи (ТНР), интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая с расстройствами
аутистического спектра (РАС), с задержкой психического развития (ЗПР), с
комплексными нарушениями развития. В этих условиях организация
дополнительного образования должна быть адаптивна к потребностям и
возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ. Поэтому
ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал
в соответствии со своим уровнем развития и природо- образующими
способностями. Работа с обучающимися строится не с учетом возраста, а с
учетом того, на каком уровне развития он находится. Социально-позитивная
деятельность обучающихся с ОВЗ в МКУДО «Талицкая ДШИ» в первую
очередь, ориентирована на создание ситуации успеха обучающегося.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных
института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей
ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между
собой. Роль педагога ДТО «Я открываю мир шахмат и шашек» в судьбе
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа
с родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог,
родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом
эффективности
реализации
дополнительной
общеразвивающей
(адаптированной) программы дополнительного образования и процесса
социализации.
3

Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. В
центре они учатся не только содержательному взаимодействию со своим
ребёнком, но и осваивают новые формы и методы общения с ним. Кроме того,
на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка
и свои требование к нему. Поэтому программой предусмотрено привлечение
родителей к событиям в жизни детей. Участие в мероприятиях МКУДО
«Талицкая ДШИ» (экскурсии, походы, праздники, конкурсы, занятия)
родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов,
пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном
итоге, к положительному результату.
Совместные с обучающимися родительские собрания, шахматные
турниры семейных команд, позволяют продемонстрировать успехи детей в
дополнительном образовании. В результате такой работы родители видят, что
вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;
убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в
развитии ребенка ведет к успеху. Такое сотрудничество с педагогом ДТО «Я
открываю мир шахмат и шашек» помогает родителям применять полученные
знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким,
какой он есть – во всех его проявлениях. Работа с родителями строится через
индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы «Я открываю мир шахмат
и шашек» объясняется тем, что курс обучения игре в шахматы и шашки
максимально прост и доступен детям с особыми образовательными
потребностями. Стержневым моментом занятий становится деятельность
самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала,
включение в занятия игровых ситуаций. Важное значение, при изучении
шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на
занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создания игровых
ситуаций. Игра в шахматы и шашки дисциплинирует мышление, воспитывает
сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы
способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость,
внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шахматы и шашки
положительно влияют на совершенствование у детей с ОВЗ многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Программа «Я открываю мир шахмат и шашек» скорректирована с
учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны
дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно
важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Детям
необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я
4

могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и
самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать
материал в соответствии со своим уровнем развития и природобразующими
способностями. Работа с обучающимися, строится не с учетом возраста, а с
учетом того, на каком уровне развития он находится.
Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы,
поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей,
эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок
нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть
максимально гармонизировано.
Программа отражает социальный заказ образовательной организации на
обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем,
чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной
активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и
обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).
Условия организации данного вида деятельности представляют
собой:
- дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных
нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка);
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности;
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики развития ребёнка;
- комплексное воздействие на детей, осуществляемое на
индивидуальных и групповых занятиях;
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение
санитарно-гигиенических правил и норм).
В данной программе все занятия имеют гибкую структуру,
разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени
выраженности дефекта. Занятия с детьми по программе проходят в микро
группах с учетом индивидуальных возможностей, интересов и форм
5

нарушений каждого ребенка. Для каждой группы используется система
заданий различного уровня сложности. При планировании занятий 1 года
обучения предусмотрено частое переключение видов деятельности, что
повышает работоспособность, нормализует темп работы. Следовательно,
можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Занятия строятся
на основе принципов интегрирования (включение элементов упражнения для
развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ, дидактические
игры, комплекс телесно-ориентированных упражнений), системности и
преемственности.
Актуальность программы
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в
развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений
деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства
труда и социального развития, Министерства здравоохранения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой
социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья
и развития оказывают существенное влияние на формирование детской
инвалидности.
В современной ситуации потребность детей с
ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу,
стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием
понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не
подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего
человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на
серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому
внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития
детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять
активную социальную позицию.
Главными ценностями программы являются:
- Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в
зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание
условий для его самореализации.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья.
- Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в
ходе реализации программы «Я открываю мир шахмат и шашек»
Адресат программы:
Данная программа разработана для индивидуальной и групповой работы
с детьми с ОВЗ 1,2,3 года обучения. Возраст обучающихся 7-18 лет.
Объем реализации программы:

6

Объем программы (групповые
обучения: общее количество учебных
неделю).
Объем программы (групповые
обучения: общее количество учебных
неделю).
Объем программы (групповые
обучения: общее количество учебных
неделю).

занятия) для обучающихся 1 года
часов – 140 часов (2 часа 2 раза в
занятия) для обучающихся 2 года
часов – 140 часов (2 часа 2 раза в
занятия) для обучающихся 3 года
часов – 140 часов (2 часа 2 раза в

Форма организации занятий: групповые и индивидуальные, все занятия
проводятся в течение дня, продолжительность занятий – 40минут; для детей с
задержкой психического развития 30 минут.
Состав группы постоянный.
Уровень: базовый.
Формы и методы проведения занятий:
Формы обучения: очная, дистанционная, электронная.
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – упражнения, тестовые задания, практическая работа,
дидактическая игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Продолжительность реализации программы - 3 год обучения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческого и интеллектуального
потенциала средствами игры в шахматы и шашки, удовлетворение
образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья, сохранение и поддержание его физического и
психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- учить ориентироваться на плоскости, думать, запоминать, сравнивать,
обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой
фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил игры в шахматы и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре
шахмат и шашек;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная
доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная
7

позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной
доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные
часы.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через
вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного
образования.
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление
помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим:
дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность.
Развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей,
посредством
проведения
мероприятий
психолого-педагогической
реабилитации;
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение
анализировать;
-развивать внимание, образное мышление, эмоциональный настрой
познавательный интерес;
- развивать межполушарное взаимодействие.
Режим занятий
Все занятия проводятся в течение дня. Продолжительность групповых
занятий 1 года обучения – 40 минут (140 часов в год), 2 года обучения – 40
минут, 3 года обучения – 30 минут для детей с задержкой психического
развития (140 часов в год) между занятиями проводится перерыв 10 минут в
процесс занятия, вводятся физкультминутки. Расписание составляется с
учетом возрастных особенностей детей, состояния здоровья и санитарными
нормативами. Набор детей - свободный, осуществляется по желанию ребёнка
и родителей (или его законных представителей).
Форма организации занятий: групповые и индивидуальные.

8

Краткое содержание программы 1 года обучения
Содержание программы «Я открываю мир шахмат и шашек» 1 года
обучения знакомит детей со следующими направлениями: «Русские шашки»,
«Шахматная доска», «Шахматная партия».
Направление - «Русские шашки». В этом разделе дети знакомятся с
историей возникновения шашечной игры, с легендой о возникновении шашек.
Изучают поля, линии, их обозначение, ходы и взятие фигур. Выполняют
упражнения ходов пешками, тренировочные упражнения. Знакомятся со
способами защиты, открытые и двойные ходы. Обучаются алгоритму хода, а
так же решению упражнений на выигрыш в различное количество ходов. В
разделе рассматриваются общие принципы разыгрывание партии, понятие о
шашечном турнире, правила поведения при игре в шашечных турнирах,
правила поведения в соревнованиях.
Направление - «Шахматная доска». В этом направлении обучающиеся
знакомятся с историей происхождения шахмат, а так же с сильными и
слабыми, с легкими и тяжелыми фигурами в шахматах. Выполняют задания,
используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих».
Знакомство с расположением каждой из фигур в начальной позиции, с
правилом «ферзь любит свой цвет» и связью между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур происходит в
игровой форме. «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка
формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая функция мышления.
Направление - «Шахматная партия». Игра всеми фигурами из
начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную
партию), запись партии, шахматная нотация. Демонстрация коротких партий.
Так как в первый год обучения детям предложены комбинации определенного
содержания, например, комбинации, основанные на ударной силе коня,
комбинации на перекрытие и так далее. Следовательно, обучающимся дается
для решения определенное количество различных комбинаций без наводящих
указаний. Это значительно усложнит задачу, но примеры не должны быть
трудными. Итоговое занятие «Шахматный турнир».
Краткое содержание программы 2 года обучения
Содержание программы 2 года обучения знакомит детей с принципами
развития дебюта, с основными целями дебюта. Выделяет главное – быстрое
развитие фигур и борьба за центр. Обучающиеся изучают классификацию
дебюта, с которого нередко делается мат и преждевременный выход ферзем.
Знакомятся с простейшими схемами достижения матовых ситуаций:
мат в один ход, двойной, вскрытый шах; линейный мат двумя ладьями; мат
ферзем и ладьей. Постановка шаха и мата.
Сквозное нападение (рентген), перекрытие; сочетание приемов
нападения; угроза мата в один ход. Создание угрозы мата, о противодействии
угрозы мата, а так же изучают полезные и опрометчивые шаги. Нападение на
фигуру с созданием удара, нападение на фигуру устрашением защищающего
9

удара. Первоначальные понятия Тактика. Двойной, вскрытый шах, линейный
мат двумя
ладьями, мат ферзем и ладьей, детский мат. Курс шахматных
окончаний. Принципы развития дебюта. Проводятся тренировочные партии.
Краткое содержание программы 3 года обучения
Содержание программы 3 года обучения знакомит детей с системой и
организацией и проведения соревнований, с великими шахматистами
шахматных обществ. А также с тактическими приемами в миттельшпиле:
борьба за центр, контроль открытых линий, комбинации и защита короля;
с эндшпильными приемами, противостояния королей, с видами оппозиций.
Принципы развития дебюта. Проводятся тренировочные партии.

10

1.3 Учебный (тематический) план 1 года обучения
(групповое занятия по 2 часа 2 раза в неделю)
Цель 1 года обучения: формирование у обучающихся умение
эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил игры в шахматы и умения ставить мат.
1.4 Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения
В результате освоения программы 1 года обучения обучающимися будут
достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
- социализация в образовательном пространстве общеобразовательного
учреждения;
- выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения, имеет
первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое
плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу
о младших;
- адекватно понимает причины успешности/не успешности творческой
деятельности;
- имеет индивидуальные достижения по освоению программы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- проявляет познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывает выделенные педагогом ориентиры действия
в незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
- умеет соблюдать корректность в высказываниях;
- использует речь для регуляции своего действия;
- с учетом целей коммуникации умеет достаточно полно и точно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- владеет монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД
- анализирует объекты, выделяет главное;
- проводит сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- строит рассуждения об объекте;
Предметные результаты:
- имеет понятие о физической культуре;
- умеет записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
11

- может реализовывать материальный перевес (матовать одинокого
короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
- проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на
выигрыш материала.

Учебный (тематический) план 2 года обучения
(групповое занятия по 2 часа 2 раза в неделю)
Цель 2 года обучения: применение на практике различные методы и
приемы в игре шахмат.
1.8. Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения
Личностные результаты:
- знает понятия – конфликт, контакт; качества, важные для общения,
дружбы;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения, стремится
поступать «хорошо»;
- адекватно понимает причины успешности/не успешности творческой
деятельности;
- имеет индивидуальные достижения по освоению программы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- проявляет познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывает выделенные педагогом ориентиры действия
в незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения шахматного хода.
Коммуникативные УУД
- умеет соблюдать правила игры в шахматах;
- использует речь для регуляции своего действия;
- владеет монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД
- анализирует расстановку фигур на шахматной доске, выделяет главное;
- проводит сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- строит рассуждения об объекте;
Предметные результаты:
- имеет понятие о физической культуре;
- умеет записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
- может реализовывать материальный перевес (матовать одинокого
короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
- проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на
выигрыш материала.
12

Учебный (тематический) план 3 года обучения
(групповые и индивидуальные занятия по 2 часа 2 раза в неделю)
Цель 3 года обучения: формирование у обучающихся умение
эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил игры в шахматы и умения ставить мат.
1.8. Планируемые результаты освоения программы 3 года обучения
Личностные результаты:
- знает понятия – конфликт, контакт; качества, важные для общения,
дружбы;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения, стремится
поступать «хорошо»;
- адекватно понимает причины успешности/не успешности творческой
деятельности;
- имеет индивидуальные достижения по освоению программы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- проявляет познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывает выделенные педагогом ориентиры действия
в незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения шахматного хода.
Коммуникативные УУД
- умеет соблюдать правила игры в шахматах;
- использует речь для регуляции своего действия;
- владеет монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД
- анализирует расстановку фигур на шахматной доске, выделяет главное;
- проводит сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- строит рассуждения об объекте;
Предметные результаты:
- имеет понятие о физической культуре;
- умеет записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
- может реализовывать материальный перевес (матовать одинокого
короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
- проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на
выигрыш материала.

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
4 недель. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
1.1. Условия реализации программы
Обучение, соответствует срокам, установленным годовым календарным
графиком. Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными,
интеллектуальными психофизическими возможностями детей с ОВЗ, с учетом
рекомендации Министерства здравоохранения, Министерства общего и
профессионального образования по охране здоровья и предупреждения
учебной перегрузки обучающихся.
Закон об образовании в РФ даёт педагогическим работникам свободу в
выборе средств, методов обучения и воспитания. Но следует помнить, что
специфика работы требует профессионализма, знаний особенностей развития
детей с особыми потребностями, определённых знаний по использованию
современных образовательно-воспитательных технологий, поэтому работать с
такими
детьми
должны педагогические
работники,
прошедшие
соответствующую переподготовку.

14

Материально-техническое обеспечение
- специальный кабинет, оборудованный специальной мебелью: шкафы
для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, ученические
столы;
- оборудования: компьютер, проекционное оборудование;
- шахматная доска, фигуры к ним (деревянные, пластмассовые),
демонстрационная доска, фигуры к ней.
- подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия)
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение программы предусматривает наличие
необходимых курсов повышения квалификации у педагогов для работы с
детьми с ОВЗ. Программу может реализовывать педагог дополнительного
образования, имеющий среднее или высшее педагогическое образование.

15

2.3. Формы аттестации
Формы аттестации. Программой предусмотрено использование таких
видов контроля, как входной, текущий, промежуточный, итоговый, а также
индивидуальных форм аттестации обучающихся с целью установления
исходных способностей обучающихся, динамики развития детей с ОВЗ,
определения соответствия результатов освоения программы заявленным
целям и планируемым результатам обучения.
•Входной контроль осуществляется после прохождения стартового
уровня (октябрь).
•Текущий контроль проводится в течение всего года и представляет
собой основную форму контроля. Используются такие методы как
наблюдение, опрос, тестовые задания, где дети могут применить свои знания
на практике, выполняя коллективную или индивидуальную работу.
•Промежуточный контроль проводится по окончании полугодия в
форме тренировочных соревнований.
•Итоговый аттестационный контроль проводится в конце учебного года
(май).

16

2.4. Оценочные материалы
Уровень теоретической подготовки определяется через тесты, задания и
опросы. Уровень практической подготовки определяется с помощью
контрольно-практических заданий, выполнение тестовых заданий, участия в
конкурсах. Для проведения мониторинга образовательной деятельности
используются диагностика учебных достижений обучающегося по
дополнительной общеобразовательной программе.
В качестве методов диагностики личностных изменений обучающегося
можно
использовать
наблюдение,
анкетирование,
тестирование,
диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного
предложения (Приложение 1).
Результат фиксируется в диагностической карте мониторинга в виде
учета индивидуального результата каждого обучающегося.
Диагностика
учебных
достижений,
обучающегося
по
дополнительной общеобразовательной программе
1-я группа показателей - Теоретическая подготовка ребенка. Она
включает:
- теоретические знания по программе (то, что обычно определяется
выражением «дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (т.е.
набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета).
2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. Она
включает;
- практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что
обычно определяется выражением «дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым
для освоения курса;
- творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте).
3-я группа показателей – общеучебные умения и навыки ребенка.
Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их
приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь
представлены:
- учебно-интеллектуальные умения;
- учебно-коммуникативные умения;
- учебно-организационные умения и навыки.
Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность
признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей
(явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний,
умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает
перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и
общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При
17

этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном
аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими
тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество
баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим
педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив
каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению
педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени
выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню
может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному- 10
баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить,
добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное
количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуться» от среднего уровня к
максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти
несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть
обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не
выделены, поскольку их может определить только сам педагог).
При определении уровня освоения ребенком программы можно
пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не
использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную
систему, принятую в общеобразовательной школе). Например, можно
присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д.,
либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых
показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог
будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным
требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение,
тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ
контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ
исследовательской работы обучающегося и др.).
Показатели

Критерии

Степень выраженности

(оцениваемые

оцениваемого качества

параметры)

Возм
ожное

Методы
Диагностики

колво
балло
в
I. Теоретическая подготовка:

1.1Теоретические

Соответствие

минимальный уровень
18

1

Наблюдение,

знания
(по основным
разделам учебнотематического

теоретических

плана программы)

требованиям

знаний ребенка
программным

(ребёнок овладел менее чем
1/2 объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более 1/2);

Тестирование
Контрольный
опрос.

5

- максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период).

10

1

1.2. Владение

Осмысленность

- минимальный уровень

специальной

и правильность

терминологией

использования

(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные термины);

специальной

- средний уровень

терминологии

(ребенок сочетает
специальную терминологию с
бытовой);

5

- максимальный
уровень (специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием).
II. Практическая подготовка обучающегося:

19

10

Собеседование

2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные п
рограммой (по
основным разделам
учебно
тематического
плана программы)

Соответствие

- минимальный уровень

практических

(ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков);

умений и навыков
программным
требованиям

1

Контрольное
задание

- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более 1/2);

5

- максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период).

программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы

10
2.2. Владение

Отсутствие

специальным

затруднений

оборудованием и

в использовании

оснащением

специального
оборудования
и оснащения

-минимальный уровень
умений (ребёнок испытывает
серьёзные затруднения при
работе с оборудованием);

1

Контрольное
задание

-средний уровень(работает с
оборудованием с помощью
педагога);
- максимальный
уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).

5

10
2.3. Творческие

Креативность

навыки

в выполнении
практических
заданий

- начальный (элементарный)
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога);

1

- репродуктивный
уровень (выполняет в

5

20

Контрольное
задание

основном задания на основе
образца);
- творческий
уровень (выполняет
практические задания с
элементами творчества).

10

III. Общеучебные умения и навыки ребенка:
3.1 Умение
пользоваться
компьютерными

Самостоятельност
ь в пользовании
компьютерными
источниками
информации

источниками
информации

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с компьютером,
нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
-средний уровень (работает с
компьютером с помощью
педагога или родителей);
- максимальный
уровень(работает с
компьютером самостоятельно,
не испытывает особых
затруднений).

3.2.Учебно-

Адекватность

коммуникативные
умения:

восприятия
информации,
идущей от
педагога.

-максимальный
уровень(работает с
компьютером самостоятельно,
не испытывает особых
затруднений).
3.3 Умение

Свобода владения

слушать

и подачи
обучающимся

и слышать

5

10

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с компьютером,
нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
- средний уровень (работает с
компьютером с помощью
педагога или родителей);

Наблюдение,
Тестирование
Контрольный
опрос

5

10

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения
слушать
21

Контрольное
задание

Наблюдение,
Тестирование
Контрольный

педагога

подготовленной

и слышать

информации

педагога, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);
- средний уровень (работает с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный
уровень(работает с
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).

3.4Умение
выступать перед
аудиторией

Самостоятельность в построении
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств

опрос

5

10

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения при
дискуссионном выступлении,

Наблюдение,

логике в построении
доказательств, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);

опрос

-средний
уровень (дискуссионное
выступление,

5

логика в построении
доказательств,
с помощью педагога или
родителей);
-максимальный
уровень(дискуссионное
выступление, логика в
построении доказательств,
выполняет самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).

22

10

Тестирование
Контрольный

3.5. Умение

Способность

организовать

самостоятельно

свое рабочее

готовить свое

(учебное) место

рабочее место
к деятельности
и убирать его
за собой

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения
самостоятельно готовить свое
рабочее место, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);

Наблюдение,
Тестирование
Контрольный
опрос

-средний уровень (готовит свое
5
рабочее место с помощью
педагога или родителей);
- максимальный
10
уровень(готовит рабочее место
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).

3.6. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соответствие

- минимальный
уровень (ребенок овладел
реальных навыков менее чем 1/2
соблюдения

1

Тестирование
контрольный

объема навыков соблюдения

правил
безопасности
программным

правил безопасности,
предусмотренных
программой);

требованиям

- средний уровень (объем
усвоенных навыков составляет 5

опрос

более 1/2);
- максимальный
уровень (ребенок освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период).

23

Наблюдение,

10

2.5. Методические материалы
Формы и методы проведения занятий:
- наблюдение (чувственное познание природных объектов через
различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.);
- элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со
средой обитания);
- теоретическое и практическое (важное средство образовательной
работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной
деятельности);
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- дидактический материал;
- беседы;
- конкурсы.

24

Аннотация
к дополнительной общеразвивающей адаптированной программе
«Я открываю мир шахмат и шашек»
Разработчик: Охоткина Надежда Васильевна - педагог дополнительного
образования первой квалифицированной категории МКУДО «Талицкая ДШИ»
Программа детского творческого объединения «Я открываю мир шахмат и шашек»
разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации". Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 определяет
специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Программа имеет
физкультурно-спортивную направленность.
Срок реализации программа - 3 года;
Уровень: 1год – стартовый 2 год – базовый, 3 год- базовый.
Форма обучений – групповая.
Продолжительность занятий (1час) –30, 40 мин.
Целью программы является создание коррекционно-развивающих условий,
способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей,
удовлетворению образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического
здоровья, адаптации детей с ОВЗ к новым социальным условиям.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его кругозора в
соответствии с его особенностями психофизического развития, склонностями,
интересами и возможностями.
Воспитательные:
- формировать у обучающегося навыки эффективного социального взаимодействия,
способствующие успешной социализации ребенка с ОВЗ, через вовлечение его в
активную творческую деятельность дополнительного образования.
Развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков личностного развития ребенка, посредством
проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации;
Результатом освоения программы «Я открываю мир шахмат и шашек» является
приобретение обучающимся следующих знаний, умений и навыков:
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится
поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
- самостоятельно находит варианты решения творческой задачи;
-умеет
достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир
для построения действия;
- умеет эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами без нарушений правил игры в шахматы и умения ставить мат.
Оценка качества реализации программы «Я открываю мир шахмат и шашек»
включает в себя выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня
развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия
прогнозируемым результатам образовательной программы. Итоговая аттестация
«Шахматный турнир».
Критерии оценки качества освоения программы «Я открываю мир шахмат и
шашек». Теоретическая подготовка – соответствие теоретических знаний обучающегося
программным требованиям; осмысленность и правильность использования специальной
терминологии.
25

Практическая подготовка обучающегося – соответствие практических умений и
навыков программным требованиям; отсутствие затруднений в использовании
специального оборудования и оснащения; креативность в выполнении практических
заданий; способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и
убирать его за собой; соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности
программным требованиям.

26

Сведения о разработчике
ФИО – Охоткина Надежда Васильевна.
Должность – педагог дополнительного образования МКУДО «Талицкая
ДШИ».
Категория – первая.
Образование - высшее.
Стаж – 9 лет.

27

Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
4. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5.
Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Государственная программа РФ «Развитие образования»,
утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N
1642.
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования
28

к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"
14. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
15. Письмо Министерства Просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС – 551/07
«О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
16. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года
«Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Литература для педагога
1.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение,
1983.
2.
Грабов А.Н. «Основы олигофренопедагогики».- М.: Классик
Стиль, 2005.
3.
«Использование современных образовательных технологий при
обучении детей с ОВЗ».,Холодова Н.Ю., 2012.
4.
Дорофеева А. Хочу учиться шахматам. Школьный шахматный
учебник. М.: Русский шахматный дом, 2013.
5.
Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций (том «1а» и том
«1b»). М.: Русский шахматный дом, 2013.
6.
«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
(Олигофренопедагогика)»: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений/ Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; под ред Б.П.
Пузанова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7.
«Основы олигофренопедагогики»: учеб. пособие для студ. сред.
учеб. заведений/ В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина.- М.:
Издательский центр «Академия», 2006.
8.
«Производственные технологии как инструмент формирования
профессиональных компетенций будущих специалистов», Родионова Н.В.,
2014г.
9.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней
начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
11. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф.
«Основы специальной педагогики и психологии.- СПб.: Питер, 2005.

29

12. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.
13. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по
креативной терапии. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.:
Речь, 2003- 156с. ;
14. Сажина, С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ.
Методические рекомендации. - Текст С. Д. Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с..
15. Лобзякова М.И. Учимся правильно говорить / Пособие для
логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вента-Графф, 2003.
16. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребёнка. – М.: АСТ:
апрель, 2008.
Литература для обучающихся
1. П.П.Бажов «Уральские сказы».
2. А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города».
3. А.П.Гайдар «Тимур и его команда.
4. А.П.Гайдар «Чук и Гек».
5. А.П.Гайдар «Голубая чашка».
6. А.С.Грин «Алые паруса».
7. В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы».
8. Н.В.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».
9. А.О.Ишимова «История России в рассказах для детей».
10. В.Л.Кондратьев «Сашка» 11.Н.П.Кончаловская «Наша древняя
столица».
11. «Сокровище нартов: из кабардинских и балкарских сказаний о
богатырях нартах».
12. Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
13. Ю.К.Олеша «Три толстяка».
14. А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая».
15. Л.В.Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине».
16. А.Н.Толстой «Князь Серебряный».
17. Э.Н.Успенский «Дядя Федор, пес и кот».
18. Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
19. Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
Литература для родителей
1.
Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом.
Пер. с англ. Ю.В.Князькиной. Издательство: М.: Теревинф, 2008.— 208
с.— (Особый ребенок).
2.
Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми,
страдающими умственной отсталостью. Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.
3.
Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.
СПб.: Питер, 2008, с.320.Баенская Е.Р.
30

Приложение1 Критерии оценивания «личностного развития обучающихся»
Мониторинг личностного развития обучающихся.
Оценочные материалы
Показатели
оценивания

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Уровень
оценки

Организационно волевые качества
* Терпение
Способность
●
терпения хватает меньше, чем низкий
* Воля
выдерживать
на ½
* Самоконтроль учебные
занятия, волевые условия
нагрузки,
побуждаются педагогом, воспитанник
побуждать себя к действует под воздействием
практическим
контроля;
действиям,
●
терпения хватает больше, чем средний
контролировать на ½
поступки
занятия, иногда проявляются волевые
качества, может контролировать себя
сам;
●
терпения хватает на всё
высокий
занятие,
волевые качества ярко выражены,
постоянно контролирует себя
Ориентационные
Интерес к
Осознание
●
интерес к занятию слабо
низкий
занятиям в
участия
выражен, самооценка занижена;
объединении, обучающегося в ●
интерес поддерживать самим
самооценка
освоении
воспитанником, самооценка занижена; средний
программы,
●
постоянный интерес к занятию,
способность
самооценка нормальная
воспитывать себя
адекватно
высокий
реальным
достижениям
Поведенческие качества
Конфликтность, Умение
●
провоцирует конфликт,
низкий
тип
контролировать сотрудничает
сотрудничества себя в
по принуждению педагога;
конфликтной
●
сторонний наблюдатель
средний
ситуации, умение конфликта,
сотрудничать
проявляет желание к сотрудничеству;
●
доброжелательный,
неконфликтный,
высокий
проявляет инициативу в
сотрудничестве
Личностные достижения воспитанника
Участие в
Степень и
●
не принимает участия;
низкий
мероприятиях качество
●
принимает участие при
средний
поддержке взрослого;
31

Методы
диагностик
и
Наблюдение

Анкетирова
ние,
тестировани
е

Наблюдени
е,
тестировани
е

Наблюдени
е

различного
уровня

самостоятельно проявляет
высокий
инициативу
1 группа показателей – организационно-волевые качества: терпение, воля,
●

самоконтроль.
2 группа показателей – ориентационные качества: интерес к занятиям, самооценка.
3

группа

показателей

–

поведенческие

качества:

конфликтность,

тип

сотрудничества.
В совокупности, приведённые в таблице, личностные качества (свойства) отражают
многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности
детей с ОВЗ; легко наблюдаемые, доступные для анализа любому педагогу и не требующие
привлечения других специалистов.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно
использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод
рефлексии, метод незаконченного предложения и др.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».