Дополнительная общеразвивающая программа Я открываю мир шахмат Охоткина Н.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАЛИЦКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Утверждено
Приказом И.о. Директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№ 289 от 01.09.2025 г.

Дополнительная общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности

«Я открываю мир шахмат»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
педагог ДО Охоткина Н.В.

Талица

СОДЕРЖАНИЕ:
1.

Основные характеристики общеразвивающей программы……… 3

1.1.

Пояснительная записка ……………………………………………...3

1.2.

Цель и задачи программы………………………………………..

6

1.3.

Учебный план (тематический)1 года обучения………………..

8

1.4.

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения … 12

1.5.

Планируемые результаты 1 года обучения…………………….

19

1.6 Учебный план (тематический) 2 года обучения………………..

21

1.7.

Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения … 25

1.8.

Планируемые результаты 2 года обучения…………………….

32

2.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы………………………………………………………………. 33
2.1.

Календарный учебный график……………………………………... 33
20

2.2.

Условия реализации программы………………………………..

2.3.

Формы аттестации ………………………………………………… 35

2.4.

Оценочные материалы …………………………………………

2.5.

Методические материалы…………………………………………. 45

34

36

Аннотация………………………………………………………………….. 46
Сведения о разработчике
Список литературы
Приложение 1

………………………………………………48

……………………………………………………..49

……………………………………………………………53

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Я
открываю мир шахмат» - физкультурно-спортивная. Уровень – стартовый.
Актуальность
Программа разработана в соответствии с нормативными и
методическими документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
4. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Педагогическая целесообразность программы «Я открываю мир
шахмат» объясняется тем, что курс обучения игре в шахматы максимально
прост и доступен детям. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятия игровых ситуаций. Важное значение, при
изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий,
создания игровых ситуаций. Игра в шахматы дисциплинирует мышление,
воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти.
Таким образом, игра в шахматы способствует зарождению логического
мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость,
целеустремленность. Шахматы и шашки положительно влияют на
совершенствование у детей с ОВЗ многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Программа «Я открываю мир шахмат» скорректирована с учетом
интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны
дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно
важно в работе детьми. Обучающимся необходимо осознать свои
возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять
помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

3

Условия организации данного вида деятельности представляют
собой:
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают
решение задач интеллектуального, личностного развития. Это позволяет
рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения
и нести ответственность за них. На занятиях используется материал,
вызывающий особый интерес детей: загадки, стихи, сказки о шахматах,
шахматные миниатюры и инсценировки
Актуальность программы
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий — способности
действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс
наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную
значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга,
когда-либо придуманных человечеством. Обучение игре в шахматы с самого
раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих
сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе
остаются, прежде всего, игрой. Сейчас шахматы стали профессиональным
видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
4

направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через
шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке
ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность,
волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания,
смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды
спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у
ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств
характера.
Адресат программы:
Данная программа разработана для групповой работы с детьми 1 года
обучения, 2 года обучения. Возраст обучающихся 7 -12 лет.
Объем реализации программы:
Объем программы (групповые занятия) для обучающихся 1 года
обучения и 2 года обучения – 140 часов (2 часа 2 раза в неделю).
Форма организации занятий: групповые, все занятия проводятся в
течение дня, продолжительность занятий – 40 минут.
Состав группы постоянный.
Уровень: стартовый.
Формы и методы проведения занятий:
Формы обучения: очная, дистанционная, электронная.
Методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике,
подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и продуктивный
методы. Они применятся:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных
этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
5

При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется
в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно.
В
программе
предусмотрены
материалы
для
самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания, специально
подобранная шахматная литература, картотека дебютов). На более поздних
этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования
тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов). Метод проблемного обучения. Разбор партий, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Продолжительность реализации программы - 1 год обучения.
1.2Цель и задачи программы
Цель: Обучение детей правилам игры в шахматы, формирование умения
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- учить ориентироваться на плоскости, думать, запоминать, сравнивать,
обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой
фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил игры в шахматы и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре
шахмат и шашек;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная
доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная
позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной
доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные
часы.
Воспитательные:
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление
помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим:
дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность.
Развивающие:
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение
анализировать;
- развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Режим занятий
6

Все занятия проводятся в течение дня. Продолжительность групповых
занятий 1 года обучения – 40 минут (140 часов в год), между занятиями
проводится перерыв 10 минут в процесс занятия, вводятся физкультминутки.
Расписание составляется с учетом возрастных особенностей детей, и
санитарными нормативами. Набор детей - свободный, осуществляется по
желанию ребёнка и родителей (или его законных представителей).
Форма организации занятий: групповые.
Краткое содержание программы 1 года обучения
Содержание программы «Я открываю мир шахмат» 1 года
обучения знакомит детей со следующими направлениями: «Шахматная
доска», «Шахматная партия».
Направление - «Шахматная доска». В этом направлении обучающиеся
знакомятся с историей происхождения шахмат, а так же с сильными и
слабыми, с легкими и тяжелыми фигурами в шахматах. Выполняют задания,
используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих».
Знакомство с расположением каждой из фигур в начальной позиции, с
правилом «ферзь любит свой цвет» и связью между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур происходит в
игровой форме. «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка
формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая функция мышления.
Направление - «Шахматная партия». Игра всеми фигурами из
начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную
партию), запись партии, шахматная нотация. Демонстрация коротких партий.
Так как в первый год обучения детям предложены комбинации определенного
содержания, например, комбинации, основанные на ударной силе коня,
комбинации на перекрытие и так далее. Следовательно, обучающимся дается
для решения определенное количество различных комбинаций без наводящих
указаний. Это значительно усложнит задачу, но примеры не должны быть
трудными.
Знакомство детей с принципами развития дебюта, с основными целями
дебюта. Выделяет главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр.
Обучающиеся изучают классификацию дебюта, с которого нередко делается
мат и преждевременный выход ферзем. Знакомятся с простейшими схемами
достижения матовых ситуаций: мат в один ход, двойной, вскрытый шах;
линейный мат двумя ладьями; мат ферзем и ладьей. Постановка шаха и мата.
Заключительное занятие: «Шахматный турнир».

7

Краткое содержание программы 2 года обучения
Содержание программы 2 года обучения знакомит детей с принципами
развития дебюта, с основными целями дебюта. Выделяет главное – быстрое
развитие фигур и борьба за центр. Обучающиеся изучают классификацию
дебюта, с которого нередко делается мат и преждевременный выход ферзем.
Знакомятся с простейшими схемами достижения матовых ситуаций:
мат в один ход, двойной, вскрытый шах; линейный мат двумя ладьями; мат
ферзем и ладьей. Постановка шаха и мата.
Сквозное нападение (рентген), перекрытие; сочетание приемов
нападения; угроза мата в один ход. Создание угрозы мата, о противодействии
угрозы мата, а так же изучают полезные и опрометчивые шаги. Нападение на
фигуру с созданием удара, нападение на фигуру устрашением защищающего
удара. Первоначальные понятия Тактика. Двойной, вскрытый шах, линейный
мат двумя
ладьями, мат ферзем и ладьей, детский мат. Курс шахматных
окончаний. Принципы развития дебюта. Проводятся тренировочные партии.

8

Учебный (тематический) план 1 года обучения
(групповое занятия по 2 часа 2 раза в неделю)
Цель 1 года обучения: формирование у обучающихся умение
эффективно играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил игры в шахматы и умения ставить мат.
1.4 Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения
В результате освоения программы 1 года обучения обучающимися будут
достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
-расширение
круга
общения,
возможностей
полноценного
самовыражения, самореализации
- выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний;
- адекватно понимает причины успешности/не успешности творческой
деятельности;
- имеет индивидуальные достижения по освоению программы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- проявляет познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывает выделенные педагогом ориентиры действия
в незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
- умеет соблюдать корректность в высказываниях;
- использует речь для регуляции своего действия;
- с учетом целей коммуникации умеет достаточно полно и точно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- владеет монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД
- анализирует объекты, выделяет главное;
- проводит сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- строит рассуждения об объекте;
Предметные результаты:
- имеет понятие о физической культуре;
-обучающиеся будут иметь представления о шахматном поле и
основных понятиях: горизонталь, диагональ, вертикаль, ход; игровых
возможностях
шахмат.
- умеет записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
- может реализовывать материальный перевес (матовать одинокого
короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
9

- проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на
выигрыш материала.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
(групповое занятия по 2 часа 2 раза в неделю)
Цель 2 года обучения: применение на практике различные методы и
приемы в игре шахмат.
1.8. Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения
Личностные результаты:
- знает понятия – конфликт, контакт; качества, важные для общения,
дружбы;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения, стремится
поступать «хорошо»;
- адекватно понимает причины успешности/не успешности творческой
деятельности;
- имеет индивидуальные достижения по освоению программы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- проявляет познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывает выделенные педагогом ориентиры действия
в незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения шахматного хода.
Коммуникативные УУД
- умеет соблюдать правила игры в шахматах;
- использует речь для регуляции своего действия;
- владеет монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД
- анализирует расстановку фигур на шахматной доске, выделяет главное;
- проводит сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- строит рассуждения об объекте;
Предметные результаты:
- имеет понятие о физической культуре;
- умеет записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
- может реализовывать материальный перевес (матовать одинокого
короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
- проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на
выигрыш материала.

10

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
4 недель. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.

11

2.1Условия реализации программы
Условиями для реализация дополнительной общеразвивающей
программы является наличие группы школьников от 8 до 12 лет не более 8
человек. Основной формой работы с детьми являются занятия
продолжительность которых соответствует возрастным нормам детей: 2 раз в
неделю
по
40
минут.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа подразумевает групповую организацию работы
с детьми.

12

Материально-техническое обеспечение
- специальный кабинет, оборудованный специальной мебелью: шкафы
для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, ученические
столы;
- оборудования: компьютер, проекционное оборудование;
- шахматная доска, фигуры к ним (деревянные, пластмассовые),
демонстрационная доска, фигуры к ней.
- подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия)
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение программы предусматривает наличие
необходимых курсов повышения квалификации по шахматам. Программу
может реализовывать педагог дополнительного образования, имеющий
среднее или высшее педагогическое образование.

13

2.3. Формы аттестации
Формы аттестации. Программой предусмотрено использование таких
видов контроля, как входной, текущий, промежуточный, итоговый, а также
индивидуальных форм аттестации обучающихся с целью установления
исходных способностей обучающихся, определения соответствия результатов
освоения программы заявленным целям и планируемым результатам
обучения.
•Входной контроль осуществляется после прохождения стартового
уровня (октябрь).
•Текущий контроль проводится в течение всего года и представляет
собой основную форму контроля. Используются такие методы как
наблюдение, опрос, тестовые задания, где дети могут применить свои знания
на практике, выполняя работу.
•Промежуточный контроль проводится по окончании полугодия в
форме тренировочных соревнований.
•Итоговый аттестационный контроль проводится в конце учебного года
(май).

14

2.4. Оценочные материалы
Уровень теоретической подготовки определяется через тесты, задания
и опросы. Уровень практической подготовки определяется с помощью
контрольно-практических заданий, выполнение тестовых заданий, участия в
конкурсах. Для проведения мониторинга образовательной деятельности
используются диагностика учебных достижений обучающегося по
дополнительной общеобразовательной программе.
В качестве методов диагностики личностных изменений обучающегося
можно
использовать
наблюдение,
анкетирование,
тестирование,
диагностическую беседу, метод рефлексии.
Результат фиксируется в диагностической карте мониторинга в виде
учета индивидуального результата каждого обучающегося.
Диагностика
учебных
достижений,
обучающегося
по
дополнительной общеобразовательной программе
1-я группа показателей - Теоретическая подготовка ребенка. Она
включает:
- теоретические знания по программе (то, что обычно определяется
выражением «дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (т.е.
набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета).
2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. Она
включает;
- практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что
обычно определяется выражением «дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым
для освоения курса;
- творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте).
3-я группа показателей – Общеучебные умения и навыки ребенка.
Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их
приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь
представлены:
- учебно-интеллектуальные умения;
- учебно-коммуникативные умения;
- учебно-организационные умения и навыки.
Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность
признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей
(явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний,
умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает
перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и
общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При
15

этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном
аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими
тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество
баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим
педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив
каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению
педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени
выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню
может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному- 10
баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить,
добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное
количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуться» от среднего уровня к
максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти
несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть
обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не
выделены, поскольку их может определить только сам педагог).
При определении уровня освоения ребенком программы можно
пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не
использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную
систему, принятую в общеобразовательной школе). Например, можно
присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д.,
либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых
показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог
будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным
требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение,
тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ
контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ
исследовательской работы обучающегося и др.).
Показатели

Критерии

Степень выраженности

(оцениваемые

оцениваемого качества

параметры)

Возм
ожное

Методы
Диагностики

колво
балло
в
I. Теоретическая подготовка:

1.1Теоретические

Соответствие

минимальный уровень
16

1

Наблюдение,

знания
(по основным
разделам учебнотематического

теоретических

плана программы)

требованиям

знаний ребенка
программным

(ребёнок овладел менее чем
1/2 объема знаний,
предусмотренных
программой);
- средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более 1/2);

Тестирование
Контрольный
опрос.

5

- максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период).

10

1

1.2. Владение

Осмысленность

- минимальный уровень

специальной

и правильность

терминологией

использования

(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные термины);

специальной

- средний уровень

терминологии

(ребенок сочетает
специальную терминологию с
бытовой);

Собеседование

5

- максимальный
уровень (специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием).

10

II. Практическая подготовка обучающегося:

2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные п
рограммой (по
основным разделам
учебно

Соответствие

- минимальный уровень

практических

(ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков);

умений и навыков
программным
требованиям

- средний уровень (объем

17

1

Контрольное
задание

тематического
плана программы)

усвоенных умений и навыков
составляет более 1/2);

программой (по

- максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период).

основным
разделам учебнотематического
плана программы)

5

10

2.2. Владение

Отсутствие

специальным

затруднений

оборудованием и

в использовании

оснащением

специального
оборудования
и оснащения

-минимальный уровень
умений (ребёнок испытывает
серьёзные затруднения при
работе с оборудованием);

1

Контрольное
задание

-средний уровень(работает с
оборудованием с помощью
педагога);
- максимальный
уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).

5

10

2.3. Творческие

Креативность

навыки

в выполнении
практических
заданий

- начальный (элементарный)
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога);
- репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на основе
образца);

18

1

Контрольное
задание

- творческий
уровень (выполняет
практические задания с
элементами творчества).

5

10
III. Общеучебные умения и навыки ребенка:
3.1 Умение
пользоваться
компьютерными

Самостоятельност
ь в пользовании
компьютерными
источниками
информации

источниками
информации

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с компьютером,
нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);

Контрольное
задание

-средний уровень (работает с
компьютером с помощью
педагога или родителей);
- максимальный
уровень(работает с
компьютером самостоятельно,
не испытывает особых
затруднений).

5

10
3.2.Учебно-

Адекватность

коммуникативные
умения:

восприятия
информации,
идущей от
педагога.

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с компьютером,
нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);

19

Наблюдение,
Тестирование
Контрольный
опрос

- средний уровень (работает с
компьютером с помощью
педагога или родителей);
-максимальный
уровень(работает с
компьютером самостоятельно,
не испытывает особых
затруднений).

5

10
3.3 Умение

Свобода владения

слушать
и слышать
педагога

Наблюдение,

и подачи
обучающимся

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения
слушать

подготовленной

и слышать

опрос

информации

педагога, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);

Тестирование
Контрольный

- средний уровень (работает с
помощью педагога или
родителей);
- максимальный
уровень(работает с
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).

5

10
3.4Умение
выступать перед
аудиторией

Самостоятельность в построении
дискуссионного
выступления,

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения при
дискуссионном выступлении,

20

Наблюдение,
Тестирование
Контрольный

логика в
построении
доказательств

логике в построении
доказательств, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);

опрос

-средний
уровень (дискуссионное
выступление,
логика в построении
доказательств,
с помощью педагога или
родителей);
-максимальный
уровень(дискуссионное
выступление, логика в
построении доказательств,
выполняет самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).

5

10
3.5. Умение

Способность

организовать

самостоятельно

свое рабочее

готовить свое

(учебное) место

рабочее место
к деятельности
и убирать его
за собой

- минимальный уровень умений 1
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения
самостоятельно готовить свое
рабочее место, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);
-средний уровень (готовит свое
рабочее место с помощью
педагога или родителей);
- максимальный
уровень(готовит рабочее место
самостоятельно, не
испытывает особых
5
затруднений).
21

Наблюдение,
Тестирование
Контрольный
опрос

10

3.6. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соответствие

- минимальный
уровень (ребенок овладел
реальных навыков менее чем 1/2

1

Наблюдение,
Тестирование

соблюдения

объема навыков соблюдения

контрольный

правил
безопасности
программным

правил безопасности,
предусмотренных
программой);

опрос

требованиям

- средний уровень (объем
усвоенных навыков составляет
более 1/2);
- максимальный
уровень (ребенок освоил
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период).

5

10

22

2.5. Методические материалы
Формы и методы проведения занятий:
- наблюдение (чувственное познание природных объектов через
различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.);
- элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со
средой обитания);
- теоретическое и практическое (важное средство образовательной
работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной
деятельности);
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- дидактический материал;
- беседы;
- турниры.

23

Аннотация
к дополнительной общеразвивающей программе
«Я открываю мир шахмат»
Разработчик: Охоткина Надежда Васильевна - педагог дополнительного
образования первой квалифицированной категории МКУДО «Талицкая ДШИ».
Программа детского творческого объединения «Я открываю мир шахмат»
разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации". Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 определяет
специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Программа имеет
физкультурно-спортивную направленность.
Срок реализации программа - 1 года;
Уровень: 1год – стартовый.
Форма обучений – групповая.
Продолжительность занятий (2 часа) – 40 минут занятие с перерывом 10 минут.
Цель: Обучение детей правилам игры в шахматы, формирование умения играть
каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Обучающие:
- учить ориентироваться на плоскости, думать, запоминать, сравнивать, обобщать,
предвидеть результаты своей деятельности;
- формировать у обучающихся умение эффективно играть каждой фигурой в
отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил игры в шахматы
и умения ставить мат;
- учить применять на практике различные методы и приемы в игре шахмат и шашек;
- способствовать освоению основных шахматных понятий: шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная
нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных
фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
Воспитательные:
- формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь,
тактичность, умение идти на компромисс;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие,
готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность.
Развивающие:
- развивать концентрацию и устойчивое внимание, умение анализировать;
- развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Результатом освоения программы «Я открываю мир шахмат» является приобретение
обучающимся следующих знаний, умений и навыков:
В результате освоения программы обучающимися будут достигнуты
следующие результаты.
Личностные результаты:
-расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации
- выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний;
- адекватно понимает причины успешности/не успешности творческой
деятельности;
- имеет индивидуальные достижения по освоению программы.
Метапредметные результаты:
24

Регулятивные УУД:
- проявляет познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывает выделенные педагогом ориентиры действия в
незнакомом материале;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находит варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
- умеет соблюдать корректность в высказываниях;
- использует речь для регуляции своего действия;
- с учетом целей коммуникации умеет достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеет монологической и диалогической формой речи.
Познавательные УУД
- анализирует объекты, выделяет главное;
- проводит сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- строит рассуждения об объекте;
Предметные результаты:
- имеет понятие о физической культуре;
-обучающиеся будут иметь представления о шахматном поле и основных понятиях:
горизонталь, диагональ, вертикаль, ход; игровых возможностях шахмат. - умеет записывать
шахматную партию краткой и полной нотацией;
- может реализовывать материальный перевес (матовать одинокого короля
тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
- проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на выигрыш
материала.
Оценка качества реализации программы «Я открываю мир шахмат» включает в себя
выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития
теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым
результатам образовательной программы. Итоговая срез знаний «Шахматный турнир».
Критерии оценки качества освоения программы «Я открываю мир шахмат».
Теоретическая подготовка – соответствие теоретических знаний обучающегося
программным требованиям; осмысленность и правильность использования специальной
терминологии.
Практическая подготовка обучающегося – соответствие практических умений и
навыков программным требованиям; отсутствие затруднений в использовании
специального оборудования и оснащения; креативность в выполнении практических
заданий; соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным
требованиям.

25

Сведения о разработчике
ФИО – Охоткина Надежда Васильевна
Должность – педагог дополнительного образования МКУДО «Талицкая
ДШИ»
Категория - первая
Образование - высшее
Стаж – 9 лет

26

Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
4. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5.
Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Государственная программа РФ «Развитие образования»,
утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N
1642.
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования
27

к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"
14. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
15. Письмо Министерства Просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС – 551/07
«О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
16. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года
«Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Литература для педагога
1.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение,
1983.
2.
Дорофеева А. Хочу учиться шахматам. Школьный шахматный
учебник. М.: Русский шахматный дом, 2013.
3.
Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций (том «1а» и том
«1b»). М.: Русский шахматный дом, 2013.
4.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
5.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней
начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
6.
Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф.
«Основы специальной педагогики и психологии.- СПб.: Питер, 2005.
7.
Сажина, С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ.
Методические рекомендации. - Текст С. Д. Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с..

28

Приложение1 Критерии оценивания «личностного развития обучающихся»
Мониторинг личностного развития обучающихся.
Оценочные материалы
Показатели
оценивания

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Уровень
оценки

Организационно волевые качества
* Терпение
Способность
●
терпения хватает меньше, чем низкий
* Воля
выдерживать
на ½
* Самоконтроль учебные
занятия, волевые условия
нагрузки,
побуждаются педагогом, воспитанник
побуждать себя к действует под воздействием
практическим
контроля;
действиям,
●
терпения хватает больше, чем средний
контролировать на ½
поступки
занятия, иногда проявляются волевые
качества, может контролировать себя
сам;
●
терпения хватает на всё
высокий
занятие,
волевые качества ярко выражены,
постоянно контролирует себя
Ориентационные
Интерес к
Осознание
●
интерес к занятию слабо
низкий
занятиям в
участия
выражен, самооценка занижена;
объединении, обучающегося в ●
интерес поддерживать самим
самооценка
освоении
воспитанником, самооценка занижена; средний
программы,
●
постоянный интерес к занятию,
способность
самооценка нормальная
воспитывать себя
адекватно
высокий
реальным
достижениям
Поведенческие качества
Конфликтность, Умение
●
провоцирует конфликт,
низкий
тип
контролировать сотрудничает
сотрудничества себя в
по принуждению педагога;
конфликтной
●
сторонний наблюдатель
средний
ситуации, умение конфликта,
сотрудничать
проявляет желание к сотрудничеству;
●
доброжелательный,
неконфликтный,
высокий
проявляет инициативу в
сотрудничестве
Личностные достижения воспитанника
Участие в
Степень и
●
не принимает участия;
низкий
мероприятиях качество
●
принимает участие при
средний
различного
поддержке взрослого;
уровня
●
самостоятельно проявляет
высокий
инициативу
29

Методы
диагностик
и
Наблюдение

Анкетирова
ние,
тестировани
е

Наблюдени
е,
тестировани
е

Наблюдени
е

1 группа показателей – организационно-волевые качества: терпение, воля,
самоконтроль.
2 группа показателей – ориентационные качества: интерес к занятиям, самооценка.
3

группа

показателей

–

поведенческие

качества:

конфликтность,

тип

сотрудничества.
В совокупности, приведённые в таблице, личностные качества (свойства) отражают
многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности
детей ; легко наблюдаемые, доступные для анализа любому педагогу и не требующие
привлечения других специалистов.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно
использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод
рефлексии, метод незаконченного предложения и др.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».