УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАЛИЦКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Утверждено
Приказом И.о. директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№ 289 от 01.09.2025 г.
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Адаптированная дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«МЫ ВМЕСТЕ»
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
педагог ДО Дмитриева Е. Н.
Талица
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Комплекс основных характеристик программы ………….…....3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………..…3
1.2. Цель и задачи программы…………………………...………….......9
1.3. Содержание программы первого года обучения ………………..11
Учебный (тематический) план первого года обучения.......................11
Содержание учебного (тематического) плана первого года
обучения…………………………………………………………….…..17
1.4. Планируемые результаты первого года обучения……...…….…25
1.5. Содержание программы второго года обучения .…………...…..26
Учебный (тематический) план второго года обучения........…...........26
Содержание учебного (тематического) плана второго года
обучения……………………………………………………………...…31
1.6. Планируемые результаты второго года обучения………….…...40
1.7. Учебный (тематический) план третьего года обучения...........…41
Содержание учебного (тематического) плана третьего года
обучения…………………………………………………………….......46
1.8. Планируемые результаты третьего года обучения………..…….53
1.9. Содержание программы четвертого года обучения …………...54
Учебный (тематический) план четвертого года обучения..................54
Содержание учебного (тематического) плана четвертого года
обучения…………………………………………………………….......60
1.10. Планируемые результаты четвертого года обучения…………67
2. Комплекс организационно-педагогических условий…..…..…68
2.1. Календарный учебный график ……………..……………..…. . 68
2.2. Условия реализации программы…………………………….…...68
2.3.Кадровое обеспечение программы…………………………….... 68
2.4. Форма аттестации………………………………………….....…...68
2.5. Оценочные материалы …………………………………..……….69
2.6.Методические материалы……………………………….……...…74
Аннотация……………………………………………………......... .75
Сведения о разработчике……………………………………….….76
Список литературы………………………………………….…......77
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности «Мы вместе», ориентирована
для детей от 9 до 12 лет с ограниченными возможностями
здоровья. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеразвивающую деятельность эффективно позволяет решать проблемы
укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса
неполноценности, улучшения эмоционального состояния и развития. Для
решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями
здоровья в социуме, их личностного развития данная программа создаёт
условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и
физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от
природы.
Актуальность. Адаптированная дополнительная общеразвивающая
программа «Мы вместе» ориентирована для детей с ОВЗ.
Данная программа разработана с учетом особенностей детей с ОВЗ и в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
4. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года
«Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Мы
вместе» социально – гуманитарной направленности.
Актуальность
разработки
и
реализации
адаптированной
дополнительной общеразвивающей программы «Мы вместе» для детей с ОВЗ
базируется
на
современных
требованиях
системы
образования. Приоритетным направлением государственной образовательной
политики в настоящее время становится развитие дополнительного
образования детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями
здоровья. В связи с этим, одна из приоритетных задач российского
3
образования - обеспечение доступности качественного дополнительного
образования детей данной категории, так как, именно, дополнительное
образование обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности, что очень важно для детей с ОВЗ
(Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 75 п.10).
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме
обучения и воспитания детей, отличающихся от нормально развивающихся
сверстников, существует несколько обозначений данной категории в
зависимости от научнотеоретического понимания проблемы. Наиболее
распространенный термин для определения данной категории детей - «дети с
ограниченными возможностями здоровья» (далее – дети с ОВЗ). Дети с
ограниченными возможностями здоровья (применительно к обучающимся) лица с особыми образовательными потребностями, так как ограничение
возможностей участия человека с отклонениями в развитии в традиционном
образовательном процессе вызывает у него особые потребности в
специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти
ограничения, затруднения.
Детям с ОВЗ свойственен ряд специфических особенностей: быстрая
утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой
деятельности. У детей с ОВЗ снижение работоспособности и неустойчивость
внимания проявляются в зависимости от их индивидуальных особенностей. У
одних детей наиболее высокий уровень напряжения внимания и
работоспособности обнаруживается в начале выполнения задания и снижается
к концу работы; у других – наибольшая работоспособность наступает через
какое-то время после начала работа; у третьих – отмечаются периодические
колебания внимания и работоспособности на протяжении выполнения
задания. Внимание детей с ОВЗ характеризуется неустойчивостью,
повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на
объекте. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах
ощущения и восприятия. У детей с ОВЗ наблюдается более низкий, по
сравнению с нормой, уровень восприятия. Существенными недостатками
восприятия являются замедленный темп переработки получаемой ребенком
информации, нарушение функций поиска.
Внимание детей с ОВЗ характеризуется неустойчивостью, повышенной
отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах ощущения и
восприятия. У детей с ОВЗ наблюдается более низкий, по сравнению с нормой,
уровень восприятия. Существенными недостатками восприятия являются
замедленный темп переработки получаемой ребенком информации,
нарушение функций поиска. Особенно следует отметить недостатки
пространственного восприятия, которое формируется в процессе
взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. По мнению
4
ряда зарубежных психологов, отставание в развитии пространственного
восприятия является одной их причин трудностей в обучении, испытываемых
детьми с ОВЗ. У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм
мышления, низкий уровень познавательной активности, малый объем памяти,
неточность в воспроизведении информации. Устная речь содержит негрубые
нарушения, как произношения, так и грамматического строя. У таких детей
беден словарный запас, нарушено логическое построение связанных
высказываний, наблюдается «застревание» на второстепенных деталях и
пропуск важного логического звена. Учебная мотивация детей с ОВЗ
отсутствует или выражена крайне слабо. Ведущей деятельностью для них
является игра.
Однако дети с ОВЗ всегда способны использовать оказанную им в
процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят
этот принцип на выполнение других сходных заданий, т.е. они могут
впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент выполняют
с помощью педагога. В связи с вышесказанным обучение данной категории
обучающихся требует применения особых форм, приемов и методов
обучения и
воспитания,
специальных
дидактических
материалов,
позволяющих активизировать познавательную деятельность детей с ОВЗ,
путем усиления мотивации, сосредоточения внимания обучающихся на
задании.
В содержание программного материала максимально включены занимательный материал, использование наглядности для коррекции развития
познавательной сферы, а также активные формы, методыи приемы обучения,
которые являются одним из необходимых средств повышения эффективности
коррекционно – развивающего процесса.
Условия организации данного вида деятельности представляют
собой:
-дифференцированные
условия
(оптимальный
режим
образовательных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей обучающегося);
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности;
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики развития ребёнка;
5
- комплексное воздействие на детей, осуществляемое на
индивидуальных занятиях;
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение
санитарно-гигиенических правил и норм).
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом
возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта.
Занятия с детьми по программе проходят сучетом индивидуальных
возможностей, интересов и форм нарушений каждого ребенка. Для каждого
обучающегося используется система заданий различного уровня
сложности. Занятия строятся на основе принципов интегрирования
(включение элементов муз-терапии, изо-терапии), системности и
преемственности.
Адресат программы.
По данной программе занимаются обучающиеся школьного возраста
от 9 до 12 лет. Эти дети в силу своих психофизических возможностей не умеют
быстро переключаться по указанию педагога с одного задания на другое,
быстро утомляются, их работоспособность падает с увеличением нагрузки.
Они достаточно сообразительны в пределах имеющихся ограниченных
знаний. У детей преобладает непроизвольное внимание, недостаточно
сформированы представления об окружающем мире, ограничен кругозор,
отсутствует умение устанавливать причинно-следственные связи. Они
нуждаются в развитии речи, в развитии эмоционально-чувственного
восприятия и познавательной сферы, умений обобщать, сравнивать,
анализировать; в развитии мелкой моторики рук.
Данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми
ОВЗ.
Общие особенности детей с ОВЗ и детей, поступающих на
индивидуальное обучение в МКУДО «Талицкая ДШИ»:
- недостаточное физическое развитие, включая нарушения общей и мелкой
моторики;
нарушения
интеллекта
различной
степени
выраженности;
- нарушения в развитии
познавательной
и
речевой
деятельности;
недостаточное
развитие
коммуникативных
навыков
и
навыков самообслуживания.
Дети этого возраста уже готовы овладеть осознанно правильным
отношением к объектам ближайшего окружения, с которыми они вступают в
непосредственный контакт. Общественная среда, в которой они живут,
являются основными источниками их впечатлений.
Объем программы общее количество учебных часов:
1 год обучения (индивидуальные занятия): 70 (1 час 2 раза в неделю).
6
2 год обучения (индивидуальные занятия): 70 (1 час 2 раза в неделю).
3 год обучения (индивидуальные занятия): 70 (1 час 2 раза в неделю).
4 год обучения (индивидуальные занятия):70 (1 час 2 раза в неделю)
Форма организации занятий: индивидуальные.
Продолжительность каждого занятия – 40 минут. Во время занятия
предусмотрены перерывы для отдыха детей. Однако, возможна длительность
перерыва в зависимости от эмоционального состояния детей с ОВЗ, уровня
напряжения их внимания и работоспособности, степени утомляемости и
других особенностей.
Программа 1 и 2 года обучения имеет стартовый уровень, 3 и 4 года
обучения - базовый уровень.
Формы проведения занятий:
Наблюдение - чувственное познание объектов окружающей
действительности через различные способы восприятия (зрительное,
слуховое, тактильное и др.).
Элементарный эксперимент - дает реальные представления о
различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими
объектами и с окружающей средой.
Занятие теоретическое и практическое - важное средство
образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию
элементов учебной деятельности.
Методы обучения:
- словесные: устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные: показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические: практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Срок реализации программы - 4 года обучения.
Программа «Мы вместе» скорректирована с учетом интеллектуальных,
физических возможностей детей, разработаны дидактическое и методическое
сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с
ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои
возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять
помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Обучающийся не ограничен во времени, он в своем темпе может
усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и
природообразующими способностями. Работа с обучающимися, строится не с
учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.
Каждое занятие должно давать обучающемуся радость, веру в свои
силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей,
эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы
ребенокнормально развивался в социальном плане, обучение должно быть
максимально гуманизированно.
7
Программа отражает социальный заказ образовательной организации
на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с
тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной
активной общественной жизни. Обучающимся создаются все условия, и
обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).
Содержание и материал программы организован по принципу
дифференциации в соответствии стартового уровня сложности. Стартовый
уровень
сложности
предполагает
использование
и
реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
8
1.2. Цель и задачи образовательной программы.
Цель программы: создание условий, способствующих адаптации и
социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
обществе, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и
формирования мотивации на здоровый образ жизни; формирование навыков и
умений, необходимых для успешного вхождения в общество в процессе
трудового, социально бытового обучения.
Задачи программы:
Обучающие:
- повышать уровень познавательной активности и расширять объем
имеющихся знаний и представлений об окружающем
мире;
- сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у
них на здоровый образ жизни;
- способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его
кругозора в соответствии с его особенностями психофизического развития,
склонностями, интересами
ивозможностями.
Воспитательные:
- формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в
общество в процессе трудового, социально бытового
обучения;
- воспитать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять
работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за
выполнением операций), находчивость, аккуратность,
бережливость;
- воспитать доброжелательное отношение к окружающим:
дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность.
Развивающие:
- развить у обучающихся умения и навыки необходимые для общения и
взаимодействия с другими
людьми;
- осуществлять коррекцию недостатков
личностного развития детей, посредством проведения мероприятий
психолого-педагогической реабилитации.
Опыт педагогов дополнительного образования показывает, что ребенок
с ОВЗ успешно усваивает комплекс экологических знаний при определенном
наборе условий. Во-первых - если учитываются особые образовательные
потребности обучающегося с ОВЗ, и создаются специальные условия для
получения образования и адаптации программы дополнительного
9
образования. Во-вторых, если знания преподносятся на эмоциональном
уровне в доступной, увлекательной форме. В-третьих, если учитывается
неоднородность отношения обучающихся к миру природы: преобладание
познавательного, эстетического или гуманистического компонента.
Данная программа имеет ряд особенностей:
1. Программа учитывает имеющееся у детей преобладание
эстетической и гуманистической направленностей в отношении к
окружающей действительности, миру вещей, людям и себе при
недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления и быстрой
перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности. Поэтому в процессе
обучения используются принципы развивающего обучения, которые
позволяют развивать разные виды отношений обучающегося
к
окружающему миру.
2. Программа учитывает преобладание игровых интересов и
максимально использует игру, являющуюся ведущей деятельностью в жизни
детей школьного возраста. На каждом занятии предполагается использовать
различные игры - подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные,
иллюстративные, творческие. Игровое взаимодействие с живыми объектами,
познание мира игровым способом, позволяет сделать процесс получения
новой информации увлекательным и интересным, пережить ее, донести до
других, испытать положительные эмоции - интерес, радость, чувство
удовлетворенности, что значительно облегчает, активизирует обучение и
воспитание школьника.
3.Программа использует естественную потребность обучающихся
этого возраста отображать окружающий мир в цвете. Поэтому почти на
каждом занятии они имеют возможность средствами изобразительного
искусства или закрепить полученные знания, или выразить свое особое
цветовое видение окружающей действительности.
4.Программа дает возможность не только усваивать теоретические
знания, но и приобретать простейшие навыки: делать что-то своими руками и
с помощью педагога, родителей, развивать свои творческие способности.
Поэтому большинство занятий строится на различных видах художественной
деятельности.
Реализация данной цели в программе «Мы вместе» опирается на
следующие методологические
принципы:
- учет индивидуальных
особенностей и возможностей, обучающихся с ОВЗ;
- систематичность и
последовательность;
- уход от жесткого
регламентирования обучения;
использование многообразных форм организации
обучения;
- широкое использование методов,
активизирующих мышление,
воображение;
10
- создание эмоционально значимых для обучающихся
ситуаций;
- выделение в качестве ведущей диалоговой формы общения
педагога и ребенка, детей между собой, что формирует уважение, доверие и
совместное творчество.
1.3. Содержание программы первого года обучения.
Учебный (тематический) план первого года обучения
Цель первого года обучения: удовлетворение образовательных
потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
создание и обеспечение коррекционно-развивающих условий,
способствующих максимальному развитию личности и творческих
способностей, обучающихся с ОВЗ.
1.4. Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения.
Личностные результаты:
- проявляет инициативу в разных видах деятельности — совместной
творческой работе, общении;
- взаимодействует со сверстниками и взрослыми, будет вовлечен в совместные
виды деятельности;
- проявляет свои чувства, в том числе, чувство веры в себя;
- проявляет умение слышать других и стремиться быть понятым другими;
- овладеет широкой мотивационной основой художественно-творческой
деятельности, включающей социальные, познавательные и внешние мотивы;
-проявляет интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения.
Предметные результаты:
- использует в работе различные способы, приемы, техники в создании
творческих работ;
- владеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, склеивание;
- оформляет красиво, выразительно и эстетически грамотно свои творческие
работы;
- осуществляет собственный творческий замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки, посуды или предмета быта;
- создает конструкции на основе образца и на основе собственного замысла.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- принимает и сохраняет творческую задачу;
- умеет учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
11
- планирует свои действия;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль;
- умеет адекватно воспринимать оценку педагога;
- умеет различать способы и результаты действия;
- умеет вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок.
Коммуникативные УУД:
- допускает существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывает разные мнения, стремиться к координации при выполнении
совместных работ;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- умеет договариваться и приходит к общему решению.
Познавательные УУД:
- умеет высказываться в устной и письменной форме;
- перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате
совместной работы.
1.5. Содержание программы второго года обучения.
Учебный (тематический) план второго года обучения
Цель второго года обучения: сохранение и поддержание физического и
психического здоровья обучающихся, адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья к новым социальным условиям; формирование и
развитие творческих способностей обучающихся.
1.6. Планируемые результаты 2 года обучения
Личностные:
- умеет принимать ответственное решение в различных ситуациях;
- соблюдает и осознанно выполняет правила поведения в обществе и в быту;
- ответственно относиться к сохранению личного здоровья, осознание
ответственности за общее благополучие;
- положительно относиться к занятиям по программе «Мы вместе»;
- знает элементарные правила дорожного движения;
Предметные:
- умеет познавать мир средствами игры;
- умеет пользоваться новыми творческими действиями накопленного
опыта;
- умеет анализировать причинно – следственные связи в окружающем
мире;
- умеет самостоятельно изыскивать, анализировать и отбирать информации о
ближайшем окружении, с использованием различных источников и новых
информационных
12
технологий;
- умеет взаимодействовать с окружающими, в выполнении различных
социальных ролей в обществе.
Метапредметные:
- умеет составлять небольшие простые предложения с опорой на картинки;
- умеет задавать вопросы, вступать в диалог;
- умеет пользоваться приобретенными знаниями по ПДД.
1.7. Учебный (тематический план) 3 год обучения
(индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 1 часу)
Цель третьего года обучения: Формирование у обучающихся
навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми,
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, всесторонняя
подготовка обучающихся к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
1.8. Планируемые результаты 3 года обучения
Личностные:
умеет регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и
правилами, проявлять кооперативные умения в процессе игры, соблюдая
отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми,
стремиться к самостоятельности, проявлять относительную независимость от
взрослого;
- владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
- сформирована творческая активная позиция в духовном мире ощущений и
чувств.
- сформированы положительная мотивация и познавательный интерес к
занятиям по программе «Мы вместе»;
- умеет адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные:
- усвоил значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
- умеет использовать в процессе продуктивной деятельности все виды
словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и
словесного планирования деятельности;
- обучен самостоятельно получатьновую информацию (задавать вопросы,
экспериментировать);
- обучен составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных
картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
13
будет обучен составлять с помощью взрослого небольшие сообщения,
рассказы из личного опыта;
- получил навыки и умения взаимодействия с окружающими, в выполнении
различных социальных ролей в обществе.
Метапредметные:
- владеет основными видами продуктивной деятельности, будет обучен
проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в
игре, общении, конструировании;
- обучен устанавливать причинно-следственные связи между условиями
жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и
растительном мире на основе наблюдений и практического
экспериментирования;
- обучен проявлять приобретенные знания в беседах, в личном контакте с
педагогом и товарищами, полученные в ходе экскурсий, наблюдений,
знакомства с художественной литературой, картинным материалом,
народным творчеством, историческими сведениями.
1.9. Учебный (тематический план) 4 год обучения
(индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 1 часу)
Цель четвертого года обучения: Формирование у обучающихся
навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми,
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, всесторонняя
подготовка обучающихся к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
1.10. Планируемые результаты 4 года обучения
Личностные:
- Владеет коммуникативной культурой, умеет вести диалог;
- Проявляет творческую активность, инициативность и любознательность;
- Владеет ценностями здорового и безопасного образа жизни;
- Проявляет умение слышать других и стремиться быть понятым другими;
- Умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с педагогом;
Предметные результаты:
- Понимает необходимость добросовестного отношения к
общественнополезному труду;
- Умеет подбирать приемы и техники для выполнения работ средней и
высокой сложности;
- Владеет образным мышлением, воображением, фантазией и техническим
мышлением;
- Владеет навыками работы с инструментами для обработки материалов,
14
технологиями обработки различных материалов;
- Умеет самостоятельно подбирать материал для обработки и технику
выполнения работы;
- Владеет навыками использования ранее изученных приемов и технологий в
новых комбинациях и сочетаниях;
- Умеет проводить окончательную обработку изделия и оформлять в рамку;
- Знает правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
- Знает правила организации рабочего места;
Метапредметные:
- Осуществляет действия по образцу и заданному правилу, сохраняет
заданную цель;
- Планирует свои действия в соответствии с конкретной задачей;
- Умеет контролировать свою деятельность по результату;
- Умеет работать по инструкции взрослого;
- Владеет навыками адекватно понимать оценку взрослого;
- Умеет организовать рабочее место в соответствии с используемым
материалом; поддерживать порядок во время работы;
- Соблюдает правила безопасной работы инструменами;
- Умеет экономно и рационально расходовать материалы;
- Создает сувенирные изделия, выполоненные в различных техниках из
различных материалов, используя приобретенные знания и умения.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Примерный календарный учебный график.
Продолжительность учебного года составляет 39 недель.
Продолжительность учебных занятий для обучающихся дошкольного
возраста 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
5 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2.2.
Условия реализации программы.
Программа реализуется на базе МКУДО «Талицкая ДШИ»
Материально-техническое оснащение программы:
15
- специальный кабинет, оборудованный специальной мебелью
- шкафы для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, рабочие
столы, стулья;
- оборудования: доска для оформления выставок детских работ;
- наборов инструментов для занятий изобразительной деятельностью
включающие различные кисти, ножницы (в том числе специализированные,
для фигурного вырезания), стаканчики-непроливайки для воды, палитры;
- рабочих альбомов с материалом для раскрашивания, рисования;
видеофильмов, презентаций, аудиозаписей;
- расходного материала для изобразительной деятельности: бумага (белая,
цветная, ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и
др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага для
рисования А-3, А-4, альбомы для рисования;
- вспомогательного расходного материала: глина, пищевая пленка, бумажные
салфетки, нитки разной толщины, мятая и гофрированная бумага.
2.3. Кадровое обеспечение реализации образовательной программы.
Программу может реализовывать педагог дополнительного
образования,
имеющий
высшее
или
среднее
профессиональное
педагогическое образование.
2.4. Формы проведения итоговой аттестации и контроля.
Текущий контроль - проводится по окончанию изучения темы в виде
устного опроса, практической работы, через просмотры работ, при этом
оцениваются усвоение и качество выполнения изучаемых на занятиях
приемов и операций, выявление ошибок и успехов в работе.
Мониторинг развития качеств личности обучающихся проводится в
конце учебного года по таким качествам личности как активность,
организаторские способности; коммуникативные навыки, коллективизм;
ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;
нравственность, гуманность; креативность.
2.5. Оценочные материалы
Критерии оценивания «личностного развития обучающихся».
Мониторинг личностного развития обучающихся.
Степень
Уровен Методы
Показатели
выраженности
Критерии
ь
диагности
оценивания
оцениваемого
оценки ки
качества
Организационно волевые качества
Способность •
терпения
низкий
выдерживать хватает меньше, чем
* Терпение
учебные
на ½
* Воля
Наблюдени
нагрузки,
занятия, волевые
*Самоконтро
е
побуждать
условия побуждаются
ль
себя к
педагогом,
практическим воспитанник
16
действиям,
действует под
средни
контролирова воздействием
й
ть поступки контроля;
• терпения хватает
больше, чем на ½
занятия, иногда
проявляются волевые высоки
качества, может
й
контролировать себя
сам;
• терпения хватает на
всё занятие,
волевые качества ярко
выражены, постоянно
контролирует себя
Ориентационные
•
интерес к
Осознание
занятию слабо
низкий
участия
выражен, самооценка
обучающегос
занижена;
я в освоении
Интерес к
•
интерес
средни
программы,
занятиям в
поддерживать самим
й
способность
объединении,
воспитанником,
воспитывать
самооценка
самооценка занижена;
себя
•
постоянный
адекватно
интерес к занятию,
высоки
реальным
самооценка
й
достижениям
нормальная
Поведенческие качества
•
провоцирует
конфликт,
сотрудничает
низкий
по принуждению
Умение
педагога;
контролирова
Конфликтнос
•
сторонний
средни
ть себя в
ть, тип
наблюдатель
й
конфликтной
сотрудничест
конфликта,
ситуации,
ва
проявляет желание к
умение
сотрудничеству;
сотрудничать
•
доброжелательн высоки
ый, неконфликтный,
й
проявляет инициативу
в сотрудничестве
Личностные достижения воспитанника
17
Анкетирова
-ние,
тестирован
ие
наблюдени
е,
тестирован
ие
не принимает
низкий
участия;
Участие в
средни
•
принимает
мероприятиях Степень и
й
Наблюдени
участие при
различного
качество
е
поддержке взрослого;
уровня
высоки
•
самостоятельно
й
проявляет инициативу
1 группа показателей – организационно-волевые качества: терпение, воля,
самоконтроль.
2 группа показателей – ориентационные качества: интерес к занятиям,
самооценка.
3 группа показателей – поведенческие качества: конфликтность, тип
сотрудничества.
В совокупности, приведённые в таблице, личностные качества (свойства)
отражают многомерность личности; позволяют выявить основные
индивидуальные особенности детей с ОВЗ; легко наблюдаемые, доступные
для анализа любому педагогу и не требующие привлечения других
специалистов.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно
использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую
беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.
Формы проведения итоговой аттестации и контроля.
Текущий контроль - проводится по окончанию изучения темы в виде устного
опроса, практической работы, через просмотры работ, при этом оцениваются
усвоение и качество выполнения изучаемых на занятиях приемов и операций,
выявление ошибок и успехов в работе.
Мониторинг развития качеств личности обучающихся проводится в конце
учебного года по таким качествам личности как активность, организаторские
способности; коммуникативные навыки, коллективизм; ответственность,
самостоятельность, дисциплинированность; нравственность, гуманность;
креативность.
Оценочные материалы
Результаты освоения программы оцениваются исходя из того, насколько
ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был
освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня
развития конструктивных способностей.
Определение результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе
•
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Критерии
18
Баллы
1. Теоретическая подготовка ребенка
Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
знаний,
предусмотренных
программой);
Соответствие
Средний
уровень
1.1. Теоретические
теоретических
(объем
усвоенных
знания
(по
знаний
ребенка знаний
составляет
основным разделам
программным
более 1/2)
программы)
требованиям
Максимальный
уровень
(ребенок
освоил
практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные
термины);
Средний
уровень
Осмысленность и
(ребенок
сочетает
1.2.Владение
правильность
специальную
специальной
использования
терминологию
с
терминологией
специальной
бытовой)
терминологией
Максимальный
уровень (специальные
термины употребляет
осознанно в полном
соответствии с их
содержанием)
Уровень
Низкий
Вывод:
теоретической
Средний
подготовки
Высокий
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические
Соответствие
Минимальный уровень
умения и навыки,
практических
(ребенок
овладел
предусмотренные
умений и навыков менее
чем
1/2,
программой
(по
программным
предусмотренных
основным разделам
требованиям
умений и навыков);
учебно19
1
3
5
1
3
5
До 2
3-6
7-10
2
3
тематического
плана программы)
2.2.Владение
специальным
оборудованием
оснащением
2.3.Творческие
навыки
Средний
уровень
(объем
усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения
при
работе
с
оборудованием);
Средний
уровень
в
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
и
Максимальный
уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
Начальный
(элементарный
уровень
развития
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие задания
в
педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
Творческий
уровень
(выполняет
практические задания
с
элементами
творчества)
Отсутствие
затруднений
использовании
и специального
оборудования
оснащения
Креативность
выполнении
практических
заданий
20
7
2
3
7
2
3
7
Уровень
Вывод:
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебнокоммуникативные Адекватность
умения:
восприятия
3.1.1.
Умение информации,
слушать и слышать идущей
от
педагога
педагога
3.2.УчебноСпособность
организационные
самостоятельно
умения и навыки:
готовить
свое
3.2.1.
Умение рабочее место к
организовать свое деятельности
и
рабочее место
убирать за собой
Низкий
Средний
Высокий
Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.
2
6
8
Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.
3
6
8
Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
Соответствие
навыков соблюдения
реальных навыков ПБ, предусмотренных
соблюдения
программой);
3.2.2.
Навыки
правил
Средний
уровень
соблюдения
в
безопасности
(объем
усвоенных
процессе
программным
навыков
составляет
деятельности
требованиям
более 1/2)
правил
Максимальный
безопасности
уровень
(ребенок
овладел практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
3.2.3.
Умение Аккуратность
и Удовлетворительно
аккуратно
ответственность в Хорошо
выполнять работу
работе
Отлично
Уровень
Низкий
Вывод:
общеучебных
Средний
умений и навыков Высокий
Результат
Низкий
обучения ребенка
Заключение
Средний
по
Высокий
дополнительной
21
До 6
7-14
15-21
3
6
8
3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100
образовательной
программе
2.6. Методические материалы
Методическое обеспечение программы предусматривает:
Обучение, соответствует срокам, установленным годовым календарным
графиком. Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными,
интеллектуальными психофизическими возможностями детей с ОВЗ, с
учетом рекомендации Министерства здравоохранения, Министерства общего
и профессионального образования по охране здоровья и предупреждения
учебной перегрузки обучающихся.
Дидактические материалы: - подборка сюжетных картинок (в соответствии
с темой занятия)- наличие натуральных объектов; изображений предметов и
явлений природы (картинки, фотографии, иллюстрации) и
последовательности выполнения работ; репродукций картин; альбомов с
демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
содержанием образовательной программы; научно – популярных детских
журналов по экологии, флоре и фауне; плакатов природоохранительного
содержания.
На занятиях обязательно используются элементы
здоровьесберегающих технологий - физ. минутки, упражнения на
расслабление с музыкальным сопровождением, гимнастика для глаз,
пальчиковые игры. Теоретические и практические занятия проводятся на
базе учреждения, экскурсии и некоторые практические
занятия
– в природных
условиях
–в
ближайшем парке
Аннотация
к дополнительной общеразвивающей адаптированной программе
«Мы вместе»
Разработчик: педагог дополнительного образования Дмитриева Е.Н.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Мы вместе»
- социально – гуманитарной направленности, стартового уровня 1 и 2 года
обучения,3 и 4 год обучения - базовый уровень обучения;
рассчитана на детей 9 - 12 лет, предполагает 4 года обучения – 70 часов по
каждому году обучения.
Цель программы: создание условий способствующих адаптации и
социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
обществе, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и
формирования мотивации на здоровый образ жизни; формирование навыков и
22
умений необходимых для успешного вхождения в общество в процессе
трудового, социально бытового обучения.
Задачи:
•
формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности;
•
обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ
психоэмоционального режима;
•
способствовать укреплению психологического и физиологического
здоровья;
•
стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие
его творческого потенциала;
Планируемые результаты:
•
ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже
известного.
•
перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате
работы, сравнивает и группирует предметы и их образы.
Форма работы: индивидуальные занятия (по 1 часу два раза в неделю)
В содержание программы включены теоретический материал и практические
задания, основными формами работы с обучающимися, автором выбраны
практические занятия с включением игровых форм.
Сведения о разработчике:
ФИО: Дмитриева Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования МКУДО «Талицкая
детская школа искусств» Дворец творчества.
Категория: I квалификационная категория
Образование: высшее.
Стаж: 6 лет.
23
Список литературы.
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
24
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
12. ПисьмоМинобрнаукиРоссииот28.08.2015№АК-2563/05
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом».
17. Устав учреждения.
18.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК -641/09 «О
направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных
25
дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей –инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей».
Список литературы для педагогов:
1.Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.:
Лада, 2009. - 240 c.
2. Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М.
Неменского. – М.: Просвещение, 2001.
3. Грабов А.Н. «Основы олигофренопедагогики».- М.: Классик Стиль,
2005.
4. ГульянцЭ. К. Учите детей мастерить.— М.: Просвещение, 2004.
5. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования: Методика
трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.:
Просвещение, 2003. –
Вып.5.
6.Холодова
Н.Ю.«Использование современных образовательных технологий при
обучении детей с ОВЗ», 2012г.
7. Никольская, О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. –
М.:АСТ – ПРЕСС, 2011. – 96 с.
8. Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б «Обучение детей с нарушениями
интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)»: Учеб. Пособие для
студ. высш. пед. учеб.заведений; под ре. Б.П. Пузанова.- М.: Издательский
центр «Академия», 2001
9. Мозговой В.М., Яковлева И. М., «Основы олигофренопедагогики»:
учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений- М.: Издательский центр
«Академия», 2006.
10. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 c.
11. «Производственные технологии как инструмент формирования
профессиональных компетенций будущих специалистов», Родионова Н.В.,
2014г.
12. А. Зайцева «Секреты модульного оригами» /Издательство «Высшая
школа», 2012г.
13. Пронякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами,2010.104
14.
Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. «Основы
специальной
педагогики
и
психологии.СПб.
Питер,
2005.
15. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми
дошкольного возраста».- М.: ТЦ «Сфера», 2000 г.;
26
16.Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. [Текст]/ Т.Цквитария.
– М.: Сфера. – 2011. – 128
с
17. Шпикалова Т.Я.,
Величкина Г.А. «Дымковская игрушка: рабочая тетрадь для уроков труда и
изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы.- Москва:
«Мозаика- синтез», 1998 г. -24 стр.
18. Грабенко, Т. М.,
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие
игры. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб. ДетствоПресс, 2002198с.
19. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по
креативнойтерапии. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.:
Речь, 2003- 156с.;
20. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь»;
21.Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из
современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
22.Лобзякова М.И. Учимся правильно говорить / Пособие для логопедов,
воспитателей, родителей. – М.: Вента-Графф, 2003.
23.Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребёнка. – М.: АСТ: апрель,
2008
.
24.
ПлешаковА.А. «Зеленые страницы»; М. Просвещение 2000
г.
Энциклопедия для детей «Обитатели уголка живой природы»;
М.«РОСМЭН»200.
25. Тарабанина Т.И., Соколова Е.И.«И учеба, и игра: природоведение»; М.
Просвещение 2002
г.
26. Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в
подростковой среде. Программа, разработки занятий, рекомендации.
Волгоград, изд. «Учитель», 2010
г.
27. С
амоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения,
коррекционные программы. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг,2004
г.
28. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития: (программно - методическоие
материалы), под редакцией И.М. Бражноковой. - М.: Гуманитарн. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2007. -239
с.
29. МалерА.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
развитии: Практическое пособие.- М.: АРКТИ,
2000
30. Давыдова М. Зоотерапия как метод
27
коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
посещающими Лекотеку // Психология: инновации и традиции: материалы к
III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март2018 г.). – Самара: ООО
«Издательство АСГАРД», 2018. – С.2022
31. Давыдова. М. Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими
ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях
Лекотеки./Психологические науки: теория и практика: материалы в
Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь2017 г.). – М.: 2017 Буки-Веди, – С.
3338
32.Саул
ина Т. Ф. "Три сигнала светофора"– Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс,
2016.
33. Пикулева Н.Н. "Дорожная азбука".– Изд.– Ростов н/Д.: Феникс,
2017г.
34.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2008. –
72с.
35. Н. Пластилинография. Животные и птицы. – М.: Издательство
СКРИПТОРИЙ 2003, 2017. –
88с.ил.
Список литературы для детей с ОВЗ:
1. П.П.Бажов «Уральские сказы».
2. А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города».
3. А.П.Гайдар «Тимур и его команда.
4. А.П.Гайдар «Чук и Гек».
5. А.П.Гайдар «Голубая чашка».
6. А.С.Грин «Алые паруса».
7. В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы».
8. Н.В.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».
9. А.О.Ишимова «История России в рассказах для детей».
10.Н.П.Кончаловская «Наша древняя
столица».
11.«Сокровище нартов: из кабардинских и
балкарских сказаний о богатырях нартах».
12.Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
13.Н.Н.Носов «Живая шляпа»
14.Н.Н.Носов «Мишкина каша».
15.Ю.К.Олеша «Три толстяка».
16.А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая».
17.Л.В.Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине».
18.А.Н.Толстой «Князь Серебряный».
19.Э.Н.Успенский «Дядя Федор, пес и кот».
20.Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
21.Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
28
22.Троепольский Г.Н. «Белый Бим Черное ухо» Повесть.
– М.:Современник,
1984.
23.Деск
ур Николь « Я, говорит пес»,- Россия: «Имажинария 1993(пер.
с франц.)
24.Напил Франтишек «Я, пес Барин» ( пер. с чешск) М.: Дет.
литература, 1982.
25.Бейле Иво «Письмо собаке»: маленькая повесть; (пер. с
голланд.), М.: Дет. Литература, 1991.26.Ольгин А. «Здравствуй, я
тебя знаю!», М.: Дет. Литература,
1991.
26. Тян
В. На ринг вызываются…Первая всесоюзная выставка служебных собак
отечественных пород.- М.: «Патриот» 1990.28.Михалков С. « О тех, кто
лает». М.: Советская
Россия.
27. Рябинин Б.
«Твой друг», Повести и рассказы и т.д.
Список литературы для родителей:
1.Алвин Дж., Уорик Э.Музыкальная терапия для детей с аутизмом.
Пер. с англ. Ю.В.Князькиной. Издательство: М.: Теревинф, 2008. 208 с.(Особый ребенок).
2.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Азбука для родителей. Движение, игра и
спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью. Минск:
БелАПДИ, 1996.— 108 с.3.Баенская Е.Р. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход. СПб. Питер, 2008, с.320.
4.Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний
возраст). М. Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.
29