Дополнительная общеразвивающая программа Школа креативного мышления Малетина С.Н.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУ ДО «Дворец творчества»
Протокол № от г

Утверждено
Приказом Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А. Ермакова
№ от
г

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Школа креативного мышления»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: педагог ДО
Кузьмина Е.А.

Талица

1

Содержание
1.
1.1
1.2
1.3.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Цель и задачи курса «Занимательная математика»
Учебный (тематический) план «Занимательная математика»
Содержание учебного (тематического) плана «Занимательная
математика»

3
3
9
11
12
12
15

Планируемые результаты курса «Занимательная математика»

20

Цель и задачи курса «Грамотейка»

21

Учебный (тематический) план «Грамотейка»
Содержание учебного (тематического) плана «Грамотейка»
Планируемые результаты курса «Грамотейка»
Организационно
–
педагогические
условия
реализации
программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы подведения итогов реализации программы
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Аннотация
Сведения о разработчике

23
26
33
34
34
35
36
37
40
42
44
45

2

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Программа
«Школа
креативного
мышления»,
социальногуманитарной направленности, разработана на основе программы
«Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет), М.:
Просвещение, 2012).
Актуальность программы. Переход от дошкольного детства к
школьному - один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для
детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения
всех жизненных сил, перестройки работы организма.
Иногда дошкольная подготовка сводится к обучению их счету, чтению,
письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагоговпрактиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те
дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и
навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным
набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе
и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то
новое.
В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится
на основе следующей системы дидактических принципов:
- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
- у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор
на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- у обучающихся формируется умение решать задачи в нестандартных
ситуациях;
- обучающиеся учатся креативно мыслить в любой ситуации.
3

Новизна и педагогическая целесообразность программы
Успешный переход с одной ступени образования на другую - задача
комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её
решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся
развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в
основе успешной учебной деятельности в будущем, во-вторых,
необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким,
как элементы письма, чтения, счёта, и, в-третьих, ко всем процессам ребенка
нужно научить творческому подходу.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе.
Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в
школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил
бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких
детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень
произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словеснологического мышления, неправильное формирование способов учебной
работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение
операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля,
отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Ведущей деятельностью данной программы является: игра,
продуктивная и творческая деятельность, конструирование и моделирование.
Содержание программы носит деятельностный характер. В целях повышения
эффективности качества образовательного процесса, формирования
устойчивого интереса детей к изучаемым предметам и развития основных
внеучебных навыков предполагает использование вариативных форм и
методов обучения:
• Информационные технологии
• Технологии личностно-ориентированного обучения
• Проблемно-развивающие технологии
• Игровые технологии
• Здоровьесберегающие технологии
• Технологие «ТРИЗ»
• Решение логических задач
• Моделирование и анализ проблемных ситуаций
• Групповая работа.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти
впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за
собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться
4

не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно
из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка
потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение.
Не все родители обеспокоены проблемами адаптации детей: в школу приходят
дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности
об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как
интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс
дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике
ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы
вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него
отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия
успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации
появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность
подготовить к адаптации в школе. Занятия с будущими первоклассниками
позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и быть
успешным в обучении.
Нормативно-правовая основа для реализации образовательной
программы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН).

5

7. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
11.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
12.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
13.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».

6

Предшкольный возраст – очень серьезный этап в жизни дошкольника.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной и творческой
активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы
психических функций.
Программа решает задачи комплексного развития будущего
первоклассника, его коммуникативных, социальных и психологических
функций, необходимых для успешного обучения в школе.
Основные положения программы: программа носит развивающий
характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных
установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; учит обучающихся
принимать самостоятельное решение в нестандартных ситуациях;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Программа работы с дошкольниками идет по следующим
направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Развитие умственных способностей.
4. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с
другими).
5. Развитие волевой готовности ребенка.
6. Развитие творческого потенциала.
7. Развитие креативности в принятии решений.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования; сотворчество педагогов, обучающихся и родителей.
Основные функции программы: 1. Коммуникативная - направлена на
создание условий для развития уровня коммуникативных качеств будущих
7

первоклассников, возможности их продуктивного общения со сверстниками и
педагогами. 2. Развивающая – направлена на развитие самостоятельности,
творческих
способностей,
познавательной
активности
детей.
3.
Корректирующая - направлена на создание условий для выявления «факторов
риска» в развитии конкретного ребѐнка, планирование работы по еѐ коррекции
и созданию предпосылок успешного обучения в школе.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 6 – 7 лет.
Обучающиеся являются воспитанниками подготовительных групп детских
дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным
причинам, не посещающих ДОУ.
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и
перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка:
нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок
быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят
существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим
характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени
приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в
период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более
высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные
умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным
обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в
школе.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
• формируется устойчивая структура мотивов;
• зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении
и признании взрослого, желание выполнять важные для других,
«взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании
сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к
коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в
игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;
• появляется потребность поступать в соответствии с установленными
правилами и этическими нормами и т.д.);
• возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа
произвольного поведения;
8

ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей,
моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях
он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать
не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется
посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом
или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в
обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).
Программа «Школа креативного мышления» имеет стартовый
уровень обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа «Школа креативного мышления» предлагает систему
адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Занимательная
математика», «Грамотейка».
Режим занятий: занятия имеют следующую структуру: 2 занятия в
день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным
перерывом.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов для освоения программы - 68 ч.
Особенности программы: внимание с содержания обучения переносится
на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как
ими усваиваются; комплексность, т.е. каждый день занятия объединены одной
темой; большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом
возрастных особенностей детей; развитие общеучебных навыков и навыков
совместной учебной деятельности.
•

9

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – формирование готовности к самореализации детей
в системе социальных отношений на основе креативного мышления в
нестандартных ситуациях.
Основные задачи:
Обучающие:
- формировать у ребенка необходимые для адаптации знания, умения и
навыки;
- способствовать пробуждению у ребенка любознательности,
исследовательских интересов, формировать на этой основе умения учиться;
- формировать навыки творческого мышления и развивать умение решать
нестандартные задачи;
- научить приемам поисковой и творческой деятельности;
- познакомить детей с понятиями «гибкость ума», «фантазия»,
«креативность», «творческие способности».
Развивающие:
- развивать личностные качества ребенка;
- развивать у детей коммуникативные способности и социальные навыки;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную
деятельность обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать желание креативно мыслить для успешной адаптации на
следующей ступени обучения;
- воспитывать умения ориентироваться на систему правил, необходимых для
учебной работы.

10

Планируемые результаты курса
«Занимательная математика».
Предметные результаты:
• называет числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
• ведет счет предметов в пределах 20;
• соотносит число предметов и цифру;
• сравнивает группы предметов с помощью составления пар;
• составляет математические рассказы и отвечать на поставленные
учителем вопросы: сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• классифицирует объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
• устанавливает пространственно-временные отношения с помощью слов:
слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше –
ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
• распознает известные геометрические фигуры (треугольник, круг,
квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов
окружающей действительности;
• обводит заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и
изображать простейшие фигуры «от руки»;
• ориентируется в пространстве с использованием себя или выбранного
объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Решает логические задачи.
Личностные результаты:
- сформирована Я концепция и самооценка при подготовке к обучению
в школе;
- сформировано положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определяет и формулирует цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
- умеет работать по предложенному плану;
- умеет проговаривать последовательность действий на занятии; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- умеет отличать верно выполненное задание от неверного;
- умеет давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и
деятельности всего класса;
Познавательные УУД:
- умеет ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
11

- умеет ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении,
в условных обозначениях);
- умеет находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- умеет сравнивать и группировать различные объекты (числа,
геометрические фигуры, предметные картинки);
- умеет классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
Коммуникативные УУД:
- умеет называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- умеет слушать и понимать речь других; - учиться ориентироваться на
позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку
зрения;
- умеет оформлять свои мысли в устной форме.

12

Планируемые результаты курса
«Обучение грамоте и подготовка руки к письму».
Предметные:
• знает и различает звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и
мягкие согласные звуки;
• различает звук, слог, слово;
• различает понятия слово и предложение;
• называет, приводит примеры звуков: гласных, согласных (мягких,
твёрдых);
• называет, приводит примеры слов, называющих предметы, действия
предмета и признак предмета;
• находит слова с определенным звуком;
• определяет место звука в слове;
• соблюдает орфоэпические нормы произношения;
• составляет предложения по опорным словам, по заданной теме;
• составляет рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
• пересказывает по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию
сказки, рассказы.
• умеет правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.
• умеет штриховать предметы вертикально и горизонтально, применяет
штриховки в творчестве;
• решает проблемные ситуации, анализируя, обобщая, рассуждая;
• умеет принимать самостоятельное решение в нестандартных ситуациях;
• сочиняет стихи, применяя метод «синквейн».
Метапредметные:
• умеет отвечать на вопросы.
• умеет составлять небольшие простые предложения, дополнять их
недостающими словами, применяет творчество в заданной ситуации.
• умеет задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог.
Личностные:
• Соблюдает элементарные гигиенические правила.
• Положительно относится к обучению.

13

Сведения о разработчике
ФИО – Кузьмина Екатерина Алексеевна
Должность – педагог дополнительного образования МКУДО «Дворец
творчества» Центр творческого развития «Академия детства»
Категория - первая
Образование - высшее

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».