Дополнительная общеразвивающая программа Каллиграфия Змартновская О.П.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАЛИЦКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Утверждено
Приказом И.о. директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№ 289 от 01.09.2025 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Каллиграфия»
Возраст обучающихся: 7 – 12 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Кузьмина Е.А., педагог
дополнительного образования

Талица

СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка

3
3

1.2

Цель и задачи программы

6

1.3

Содержание программы

8

•

Учебный (тематический план) 1 года обучения

8

•

Содержание учебного плана 1 года обучения

11

•

Планируемые результаты 1 года обучения

13

•

Учебный (тематический) план 2 года обучения

14

•

Содержание учебного плана 2 года обучения

17

•

Планируемые результаты 2 года обучения

19

2. Организационно-педагогические условия реализации 20
программы
2.1 Календарный учебный график
20
2.2. Условия реализации программы

21

2.3 Формы подведения итогов реализации программы

22

2.4. Оценочные материалы

22

2.5 Методические материалы

26

Аннотация

28

Сведения о разработчике

29

Список литературы

30

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная
общеразвивающая
программа
"Каллиграфия" социально-гуманитарной направленности (далее – Программа)
разработана на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом».
Формирование письма в начальной школе имеет большое
общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной
небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания
читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Овладение навыком письма
- длительный и трудоёмкий процесс. Подобранные упражнения способствуют
развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию
навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия,
произвольного внимания. Каллиграфически правильное письмо обучающегося
способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у
обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при
изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к
русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма.
Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы,
тренировка мелкой моторики руки, развитие оптического контроля, привитие
аккуратности, воспитание усидчивости.
Новизна программы. Письмо называют «базовым» навыком. Навыком,
на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит,
обучающийся, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе.
Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению.
Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки,
формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.
Данная программа построена в трёх направлениях: развитие ручной
умелости; развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в
линейку); развитие графического умения. Ручная умелость развиваются в
процессе выполнения поделок с помощью инструментов (аппликация,
проволочные фигурки, мозаика и т.д.). Пространственные представления, общие
направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад)
формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной
программе. Развитие графических умений формируется через штриховку,
рисование, графические упражнения.
Актуальность. Каллиграфия призвана развивать мелкую моторику рук,
усидчивость, внимание, терпеливость, аккуратность.

Письмо каллиграфическими инструментами способствует активизации
«спящих» зон головного мозга, которые не задействованы при письме
шариковой ручкой, в результате чего лучше развивается способность учащегося
координировать свои действия, точнее выполнять сложные манипуляционные
движения. Каллиграфия способствует развитию оптической точности
(глазомера), развитию трехмерного пространственного видения.
В настоящее время каллиграфия приобретает особую ценность, как
занятие для развития и формирования личности молодого поколения, она
снимает стрессовое состояние, успокаивает нервную систему, способствует
нормализации состояния гиперактивных детей, помогает структурировать
мысли и ощущения. Механизм реализации каллиграфии восполняет
современному человеку, много работающем с компьютерными технологиями,
недостаток в тонком интеллектуально-физическом труде, что необходимо для
полноценного умственного и физического развития. Поэтому каллиграфию
можно рассматривать в настоящий день в роли компенсирующей технологии для
тех, кто нуждается в вышеизложенном. Для талантливых в изобразительной
области детей каллиграфия станет весомым трамплином к освоению в
дальнейшем профессии графического дизайнера, художника, архитектора.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии
памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует
вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь,
формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия,
способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных
особенностей и закономерностей развития.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Каллиграфия» имеет базовый уровень - формирует у обучающихся интерес,
устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности; расширяет спектр
специализированных знаний для дальнейшего самоопределения, развития
личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебнопознавательных, информационных, коммуникативных.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Отличительной особенностью программы является ориентированость на
создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных
навыков обучающихся в системе дополнительного образования. Процесс
овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую
структур: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование
и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента,
а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Так же в работе используется несколько принципов. Принцип
наглядности, особенно важен в обучении чистописанию. Он обеспечивается
демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников,
применением прописей и других пособий. Невозможно учить чистописанию,
давая только устные знания, так как путь подражания почерка учителя и
копирование образцов хорошего письма - один из основных путей формирования
четкого почерка. Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма
было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та
или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем
с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв,
как держать ручку, сидеть при письме и др. Сознательному усвоению
графических навыков письма способствует также умение детей замечать свои и
чужие недочеты.
Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков
письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется,
приобретает точность и скорость. Обучение графическим навыкам письма
обязательно проводится с учетом особенностей детей: развития восприятия,
скорости движения, анатомического аппарата движений кисти и нервномышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы.
Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке
количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Важно, чтобы
обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему
формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания
трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе
работы над формами букв. Непосредственно организация работы над формами
букв называется генетическим принципом. Обучая детей чистописанию, учитель
должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей:
хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения,
замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников
позволяет
учителю
правильно
организовывать
работу,
подбирать
индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.
Работа по чистописанию направлена на формирование двигательного навыка,
поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень
важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и
способствовал овладению наиболее прочными и скоростными движениями всех
звеньев руки.
Режим занятий. Занятия имеют следующую структуру: 1 раз в неделю по
1 часу. Продолжительность занятий: 40 минут.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Количество часов для освоения программы – 140 часов: 1 год обучения – 70
часов, второй год обучения – 70 часов.
Форма обучения – очная.

1.2.

Цель и задачи программы

Цель:
формирование
у
младших
школьников
навыков
каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных
на занимательном материале.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для
занятия чистописанием и приемами работы с ними.
− формировать умения анализировать полученную информацию;
− обучить применять полученные сведения в процессе учения;
− расширить практическую деятельность обучающихся по изучению
каллиграфии и приемами работы с ней.
Развивающие:
- развить мелкую моторику рук с использованием ритмики и пальчиковой
гимнастики;
− развить психические функций: мышление, внимание, память, речь.
− развить чувство ритма;
- развить воображение, творческие и художественные способности.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность,
самодисциплину.

Планируемые результаты 1 года обучения
Личностные результаты:
- интересуется письмом как к акту творчества, способу самовыражения;
- имеет познавательный интерес к новым способам письма;
- адекватное воспринимает причины успешности/не успешности
творческой деятельности.
- умеет осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умеет осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
- умеет чувствовать красоту и выразительность написанной буквы,
орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию
собственного письма;
- осознает ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся умеет:
•
планировать свои действия;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
различать способ и результат действия.
•
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
проявлять познавательную инициативу;
•
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся могут:
•
допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при
выполнении коллективных работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
•
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•
владеть монологической и диалогической формой речи;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД:
Обучающийся умеет:
•
осуществлять поиск нужной информации для выполнения
каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернет;
•
высказываться в устной и письменной форме;
•
анализировать объекты, выделять главное;
•
осуществлять синтез (целое из частей);
•
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения об объекте.
Предметные результаты:
- сохраняет правильную посадку и положение рук при письме; правильно
располагает тетрадь при письме; правильно держит ручку и карандаш;
- умеет ориентироваться на листе тетради; соблюдает гигиенические
навыки письма.

Планируемые результаты 2 года обучения
Личностные результаты
•
Осознает роль языка и речи в жизни людей;
•
эмоционально «проживает» текст, выражает свои эмоции;
•
понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;
•
обращает внимание на особенности устных и письменных
высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков
препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•
определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя;
•
умеет высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с материалом;
•
умеет работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
•
находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
делает выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•
преобразует информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
•
оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
•
слушает и понимает речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
•
выразительно читает и пересказывает текст;
•
умеет работать в паре, группе; выполняет различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметные результаты:
- сохраняет правильную посадку и положение рук при письме; правильно
располагает тетрадь при письме; правильно держит ручку и карандаш;
- умеет ориентироваться на листе тетради; соблюдает гигиенические
навыки письма;
- умеет создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону,
выполняет различные способы штриховки;
- умеет определять высоту букв, отрабатывает форму букв, способы
соединения букв;
- выполняет каллиграфические упражнения по предупреждению
фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;
- умеет списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умеет работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умеет создавать собственный текст на основе художественного
произведения.

Организационно-педагогические условия реализации программы
1.1 Календарный учебный график
Продолжительность
учебного
года
составляет
39
недель.
Продолжительность учебных занятий 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4
недель
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для эффективной реализации программы необходимо следующее
материально-техническое обеспечение:
- необходимо наличие кабинета. Площадь кабинета, мебель и освещение
должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам;
- для размещения дидактического материала нужны: полки, стенды,
шкафы;
- для организации занятий нужны: ученические столы, стол педагога,
школьная доска, компьютер, проектор;
- наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
- методическая литература: книги, журналы;
- оборудование: книги, карандаши, ручки;
- материалы: − Альбомы или листы для рисования
•
− Тетради в косую линейку
•
− Линейки-трафареты
•
− картинки-иллюстрации
•
− Доска
•
− Цветные мелки и карандаши
•
− Компьютер и мультимедийный проектор
•
− Мультимедийные презентации (буквы и их соединения)
Информационное и методическое обеспечение программы:
Обучение носит наглядно-действенный характер с использованием
различных технических и игровых форм. Последовательность и строго
определенная система подачи знаний определяет успешное усвоение детьми
учебного материала. Программа обеспечена наглядными пособиями: предметные картинки, сюжетные картинки, художественную литературу, видеоматериалы на электронных носителях.
Кадровые условия.
Программу может реализовывать педагог дополнительного образования,
имеющий высшее и среднее профессиональное педагогическое образование.
Место работы МКУДО «Талицкая ДШИ».

2.3. Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль успеваемости и аттестация обучающихся
проводится в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации
обучающихся», с целью выявления уровня освоения обучающимися
дополнительной общеразвивающей программы и приобретения ими умений и
навыков. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение
учебного периода в целях:
- контроля уровня достижения обучающимися результатов,
предусмотренных дополнительной общеразвивающей программой;
- проведения обучающимися самооценки, оценки его работы педагогом
дополнительного образования с целью возможного совершенствования
образовательного процесса.
Виды аттестации
В ходе предварительной аттестации осуществляется оценка исходного
уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса,
который позволяет уровень мотивации, подготовленности и развитости детей в
начале цикла обучения. Проведённое исследование на начальном этапе дает
возможность подобрать оптимальный объём учебного материала, определить
точки роста обучающихся.
В ходе промежуточной аттестации осуществляется оценка качества
освоения содержания конкретных дополнительных общеразвивающих
программам по итогам очередного учебного года. Позволяет определить степень
освоения обучающимися учебного материала, оценить динамику развития и рост
мастерства на данном этапе. Результаты промежуточной аттестации
фиксируются в форме аналитической справки промежуточной аттестации
обучающихся.
Формами промежуточной аттестации являются:
- устная проверка - устный ответ обучающегося на один или систему
вопросов в форме беседы, собеседования и др.;
- письменная проверка – письменные ответы в форме теста.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как
правило, по четырёх-балльной системе от 0 до 3 (0 - отсутствие знаний, умений,
и навыков (далее - ЗУН) у обучающегося, 1 - низкий уровень ЗУН, 2 - средний
уровень ЗУН, 3 - высокий уровень ЗУН. В ходе итоговой аттестации
осуществляется оценка овладения обучающимися содержания конкретной
образовательной программы, степень достижения результатов обучения,
закрепления знаний, умений и навыков. Проводится по сумме показателей за
время обучения в творческом объединении. Итоговый контроль проводится в
конце учебного года (май). Формами проведения является тестовый контроль проверка уровня теоретических знаний с использованием карточек-заданий по
темам изучаемого материала.

2.4 Оценочные материалы
Приложение № 1. "Определение результатов обучения по
дополнительной общеобразовательной программе
Показате
Критерии
Степень
Бал
ли (оцениваемые
выраженности
лы
параметры)
оцениваемого
качества
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.
Соответствие
Минимальный
3
Теоретические
теоретических
уровень
(ребенок
знания
(по знаний
ребенка овладел менее чем 1/2
основным
программным
объема
знаний,
разделам
требованиям
предусмотренных
7
программы)
программой);
Средний
уровень
(объем
10
усвоенных
знаний
составляет более 1/2)
Максимальны
й уровень (ребенок
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
1.2.
Осмысленнос
Минимальный
3
Владение
ть и правильность уровень (ребенок, как
специальной
использования
правило,
избегает
терминологией
специальной
употреблять
терминологией
специальные
термины);
7
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальную
10
терминологию
с
бытовой)
Максимальны
й
уровень
(специальные
термины употребляет
осознанно в полном
соответствии с их
содержанием)

Вывод:

Уровень
теоретической
подготовки

Низкий
Средний
Высокий

До 9
1014
1520

2. Практическая подготовка ребенка.
2.1.
Соответствие
Минимальный
Практические
практических умений уровень
(ребенок
умения и навыки, и
навыков овладел менее чем
предусмотренные программным
1/2,
программой (по требованиям
предусмотренных
основным
умений и навыков);
разделам учебноСредний
тематического
уровень
(объем
плана
усвоенных умений и
программы)
навыков составляет
более 1/2)
Максимальны
й
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
2.2.
Отсутствие
Минимальный
Владение
затруднений
в уровень
(ребенок
специальным
использовании
испытывает
оборудованием и специального
серьезные
оснащением
оборудования
и затруднения
пр
оснащения
работе
с
оборудованием);
Средний
уровень (работает с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальны
й уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
2.3.Творче
Креативность
Начальный
ские навыки
в
выполнении (элементарный
уровень
развития

2

3

7

2

3
7

2

практических
заданий

Вывод:

Уровень
практической
подготовки

креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие задания
педагога);
Репродуктивн
ый
уровень
(выполняет
в
основном задания на
основе образца)
Творческий
уровень (выполняет
практические задания
с
элементами
творчества)
Низкий
Средний
Высокий

3
7

До 6
7-14
1521

3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Уровни - По
УчебноАдекватность аналогии с п. 3.1.1.
коммуникативн восприятия
ые умения:
информации, идущей
7
3.1.1.
от педагога
Умение слушать
и
слышать
10
педагога
3.1.2.
Свобода
Уровни - По
Умение
владения и подачи аналогии с п. 3.1.1.
выступать перед ребенком
аудиторией
подготовленной
информации
3.1.3.
Самостоятель
Уровни - По
Умение
вести ность в построении аналогии с п. 3.1.1.
полемику,
дискуссионного
участвовать
в выступления, логика
дискуссии
в
построении
доказательств
3.2.
Способность
Уровни - По
Учебносамостоятельно
аналогии с п. 3.1.1.
организационны готовить
свое
е
умения
и рабочее место к
навыки:
деятельности
и
убирать за собой

3

3
7
10
3
7
10

3
7
10

3.2.1.
Умение
организовать свое
рабочее место
3.2.2.
Навыки
соблюдения
в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соответствие
реальных
навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям

Минимальный
уровень
(ребенок
овладел менее чем 1/2
объема
навыков
соблюдения
ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных навыков
составляет более 1/2)
Максимальны
й уровень (ребенок
овладел практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
3.2.3.
Аккуратность
Удовлетворит
Умение
и ответственность в ельно
аккуратно
работе
Хорошо
выполнять работу
Отлично
Вывод:
Уровень
Низкий
общеучебных
Средний
18
умений и навыков
Высокий
41

3

7
10

3
6
9
До
1942-

59
Заключен
ие

Результат
обучения ребенка
по дополнительной
образовательной
программе

Низкий
Средний
Высокий

До
46
4789
90100

2.5 Методическое обеспечение программы
Формы обучения по программе: очная. Занятия проводятся в
соответствии с расписанием. Формы организации занятий: групповые.
Наполняемость группы: до 16 человек. Продолжительность одного занятия: 40
минут.
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной
образовательной программы является занятие. Это форма обеспечивает
организационную чёткость и непрерывность процесса обучения. Знание
педагогом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет эффективно
использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность
каждого обучающегося.
Неоспоримым преимуществом занятия, является возможность
соединения фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формы занятий: соревнования, выставки, конкурсы, практикум, занятие
– консультация, занятие - ролевая игра, занятие – презентация, занятие проверки
и коррекции знаний и умений.
Методы организации учебного процесса.
● Информационно – рецептивный метод (предъявление педагогом
информации и организация восприятия, осознания и запоминание
обучающимися данной информации).
• Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом
заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и
практической деятельности, руководство и контроль за выполнением;
воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по
образцам, произвольное и непроизвольное запоминание).
● Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и
раскрытие доказательно пути его решения; восприятие и осознание
обучающимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).
Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, планирование и
руководство деятельности учащихся; самостоятельное решение обучающимися
части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение).
● Исследовательский метод (составление и предъявление педагогом
проблемных задач и контроль за ходом решения; самостоятельное планирование
обучающимися этапов, способ исследования, самоконтроль, непроизвольное
запоминание.
● Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной
деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение
проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и
анализирования дополнительной информации по теме.
Учитывая то, что уровень развития детей может быть различным, на всех
этапах занятия используется дифференцированный подход и задания разного
уровня сложности.

Организация дифференцированного подхода на каждом этапе обучения
индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться и для
слабого ученика, и для сильного ученика. Сильный ученик может в виду болезни
или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести
в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно
поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальный
образовательный маршрут может быть коротким или длинным: у слабого
ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному
ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев. Индивидуальный
образовательный маршрут реализуется через различные формы организации
деятельности учащихся.
При работе с одаренными детьми предполагается работа по
индивидуальному маршруту развития, который позволяет спланировать работу
учащихся с заданиями повышенной сложности, но и организовать работу по
самообразованию ребенка.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными
информационными технологиями могут существенно повысить эффективность
образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания
всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Приемы и методы организации занятий.
Методы
организации
и
осуществления
занятий
1.Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной
литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций,
фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно- объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового
знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора
вариантов; д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а)
индуктивные
методы,
дедуктивные
методы,
продуктивный;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение,
абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как
мыслительные операции.
4. Управленческий аспект:
а)
методы
учебной
работы
под
руководством
учителя;
б)
методы
самостоятельной
учебной
работы
учащихся.
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
1.Методы
стимулирования
мотива
интереса
к
занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание

ситуации
новизны,
ситуации
гарантированного
успеха
и
т.д.
2.Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности,
настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности «Каллиграфия».
Разработчик: Кузьмина Екатерина Алексеевна педагог дополнительного
образования 1 категории МКУДО «Талицкая ДШИ».
Программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа «Скорочтение» имеет базовый уровень обучения.
Срок реализации: 2 года.
Форма обучения: очная.
Продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий - 40 минут.
Программа предназначена для обучающихся 7-12 лет.
Актуальность обусловлена тем, что теоретическую основу обучения
каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение
пера в руке, положение тетради, простые и сложные элементы букв. Основу
практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются
свободные писательные движения с участием или без участия плечевого сустава,
предплечья, кисти руки, пальцев. В настоящее время наука подтверждает, что
развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием
психических, когнитивных и умственных особенностей личности.
Цель:
формирование
у
младших
школьников
навыков
каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных
на занимательном материале.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для
занятия
чистописанием и приемами работы с ними.
формировать умения анализировать полученную информацию;
обучить применять полученные сведения в процессе учения;
расширить практическую деятельность обучающихся по изучению
каллиграфии и приемами работы с ней.
Развивающие:
развить мелкую моторику рук с использованием ритмики и
пальчиковой гимнастики;
развить психические функций: мышление, внимание, память, речь.
развить чувство ритма;
развить воображение, творческие и художественные способности;
Воспитательные:
воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в
себе;
воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность,
самодисциплину.

Результатом освоения программы является быстрое чтение текста с
пониманием смысла.
Оценка качества реализации осуществляется по 10 бальной шкале.
Формы аттестации: опрос, анализ контрольного упражнения,
наблюдение, чтение на скорость.

Сведения о разработчике
•
ФИО: Кузьмина Екатерина Алексеевна
•
Место работы, должность: МУДО «Талицкая ДШИ», педагог
дополнительного образования.
•
Квалификационная категория: первая.
•
Образование: высшее, педагогическое.
•
Стаж: 10 лет.

23

Список литературы
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

24

12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Список литературы для педагогов:
1. Агаркова, Н.Г. Русская графика. 1 кл. [Текст] : Кн. для учителя / Н.Г.
Агаркова. – М.: Дрофа, 1997. – 56 с. – ISBN 5-7107-0915-8.*
2. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму [Текст] : Метод. пособие
к Прописям / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2002. – 32 с. – ISBN 5-09010692-4.*
3. Декоративные мотивы и орнаменты всех времѐн и стилей. – М.: АСТ:
Астрель,
2010.
–
XIV,
206
с.:
ил.
4. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших
школьников [Текст] : Пособие для учителей четырехлетней нач. шк. / Л.Я.
Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 1987. - с. : ил. – (Б-ка учителя
нач. классов).*
5. Начальная школа: Обучение письму [Текст] : Методика В.А.
Илюхиной: Книга для учителя / Авт.-сост. В.А. Илюхина; Под общ. ред. М.В.
Соловейчика. – М.: Первое сентября, 2003. – 256 с. – (Я иду на урок). – ISBN 58246-0119-6.*
6. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе трехлетней начальной
школы [Текст] : Пособие для учителя / Т.Г. Рамзаева. – Изд. 3-е, перераб. и доп.
–
М.:
Просвещение,
1986.
–
127
с.*
7. Федорова, Г.Н. Каллиграфия [Текст] : Программа экспериментального
учебного курса для 2-8 классов ср. общеобр. шк. / Г.Н. Федорова. – Тутаев:
Соборъ, 2002. – 79, [5] с.*
25

Дополнительная литература
8. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописи к
«Азбуке» О.В. Джежелей [Текст] : Кн. для учителя / Н.Г. Агаркова. – М.: Дрофа,
2002.
–
96
с.
–
ISBN
5-7107-4222-8.*
9. Безруких, М.М. Обучение письму [Текст] : Кн. для учителя / М.М. Безруких. –
М.: Просвещение, 1997. – 112 с. – ISBN 5-09-006911-5.*
10. Всѐ о технике: Каллиграфия. Незаменимый справочник для
художников [оригинальное издание] / пер. с испанского Е.В. Левшуна / М.: –
АРТ-РОДНИК,
2009.
11. Илюхина, В.А. Письмо с «секретом» [Текст] : Из опыта работы по формир.
каллиграф. навыков письма учащихся / В.А. Илюхина. – М.: Новая школа, 1994.
– 48 с. – ISBN 5-7301-0020-5.*
12. Илюхина, В.А. Чистописание. 1 кл. [Текст] : Рабочая тетрадь / В.А.
Илюхина. – М.: Дрофа, 2002. – 32 с. : ил. – ISBN 5-7107-4869-2.*
13. Методика обучения грамоте [Текст] : Учеб.-метод. пособие для
преподавателей и студентов педагогич. учеб. заведений (по специальности
«Учитель начальных классов») / Сост. Т.П. Сальникова. – М.: Институт
практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 192 с. – ISBN 587224-102-Х.*
14. Мухлынина, Л.А. Обучение письму в 1 классе [Текст] : Примерная
разработка уроков / Л.А. Мухлынина. – Изд. 2-е, доп. – М.: Просвещение, 1964.
–
96
с.*
15. Семчанка, П.А. Мелодии каллиграфа [текст]/П.А.Семчанка. – Минск:
Полымя, 1993. – 207 с.
16. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации [текст]/С.И. Смирнов. –
3-е изд., испр. и доп. – М.: Плакат, 1990. – 192 с., ил.
17. Соколова, Е.Н. Обучение чистописанию [Текст] : Пособие для учителей / Е.Н.
Соколова, О.Т. Тарасова; под ред. чл.-корр. АПН СССР Н.А. Менчинской. – М.:
Просвещение, 1969. – 110 с.*
18. Сокольников, Ю. Л. Шрифты [текст]/Ю. Сокольников. – М.: Мангазея,
1994.
19. Щукина, Е. Монограммы и подписи на русских медалях 18 – нач.20 веков
[текст]/Е.Щукина. Киев, 2002. – 180 с.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».