Рабочася программа Ментальная арифметика Романова Е.П.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Ментальная арифметика» разработана на основе
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ментальная
арифметика», которая ставит своей целью: формирование и развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, восприятия и обработки
информации, через использование методики устного счета, адресована обучающимся
7-11 лет и рассчитана на 3 года обучения. В 2025-2026 учебном году по программе
обучаются дети 7 лет -1 год обучения, общий объем - 68 часов, дети 8 лет- 2 год
обучения- общий объем 70 часов.
Образовательный процесс по программе «Ментальная арифметика» ведется на
основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
15. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»».
Цель программы 1 года обучения: формирование навыков сложения и вычитания
«Уровень Просто».
Задачи программы:
образовательные:
формировать вычислительные навыки (сложения и вычитания) с помощью
арифметических счёт Абакус;
обучить техникам устного счета;
стимулировать мелкую моторику.
развивающие:
развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное
мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность;
развивать посредством занятий способность к визуализации;
развить творческий потенциал обучающегося, исходя из его природных
способностей;
воспитательные:
воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
воспитывать интерес к занятиям.
Цель и задачи 2 года обучения

Цель: формирование навыков сложения и вычитания с применением формул
«Братья» и «Друзья».
Задачи:
образовательные:
обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на Абакусе и ментально;
увеличить объем долговременной и визуальной памяти;
запустить работу левого и правого полушария головного мозга.
развивающие:
развивать практические навыки логического мышления обучающихся посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
развивать личностные качества, умение работать в команде;
развивать внимание, оперативную и зрительную память.
воспитательные:
воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
воспитывать интерес к учебному процессу.
Количество групп 1-го года обучения –1. Количество обучающихся в группе – 10
человек. Количество групп 2-го года обучения –1. Количество обучающихся в группе
– 11 человек.
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. (Продолжительность 1 часа30 минут с перерывом 10 минут).
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической и
практической части.
Формы обучения: очная, игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение
проблемных ситуаций и др. На занятиях используется демонстрационный абакус и
индивидуальные абакусы обучающихся.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
устная проверка - устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме
беседы, собеседования и др.; письменная проверка – письменные ответы. Формами
проведения является тестовый контроль - проверка уровня теоретических знаний с
использованием карточек-заданий по темам изучаемого материала.
Текущая аттестация проводится в
период
с 20.10 по 24.10, с 22.12 по
26.12, с 23.03 по 27.03. Промежуточная аттестация проводится в период с 18.05 по
22.05.
Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения:
1. Личностные результаты освоения программы:
• умеет ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивает аргументацию, приводит
примеры;
• умеет распознавать логически некорректные задачи;
• умеет контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;

2. Метапредметные результаты освоения программы:
• самостоятельно планирует альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умеет осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
• умеет создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умеет понимать и использовать математические средства наглядности для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
3. Предметные результаты освоения программы:
• иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и
его конструкции;
• знает правила передвижения косточек (цифры от 0 до 9), использования
большого и указательного пальцев;
• умеет правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
• умеет набирать числа (1-1000) на абакусе;
• владеет простым сложением и вычитанием на абакусе;
• владеет методом сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
• имеет конкретные представления о составе многозначных чисел;
• владеет ментальным счётом.
•
Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения:
1 Личностныерезультаты освоения программы:
• умеет использовать математические знания, умения инавыки в учебной
деятельности и в повседневной жизни;
• осознает и оценивает свои мысли, действия и выражает их вречи, соотносит
результат действия с поставленной целью;
• способен к организации самостоятельной учебной деятельности.
2 Метапредметныерезультаты освоения программы:
• принимает и сохраняет учебную задачу и активно включается в деятельность,
направленную на её решение, планирует свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями еереализации, в том числе во внутреннем плане;
• различает способ и результат действия;
• контролирует процесс и результаты деятельности;
• вносит необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его
• оценки и учета характера сделанных ошибок;
• адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности и ищет
способы их преодоления.
• осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
сиспользованием учебной литературы;
• осуществляет синтез как составление целого из частей;
• проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

3 Предметные результаты освоения программы:
• имеет полное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его
конструкции;
•умеет считать ментально (1-100);
• умеет правильно использовать обе руки при работе на воображаемом Абакусе;
•умеет набирать числа (1-1000) на Абакусе;
• владеет методом сложения и вычитания «Брат», «Друг» на Абакусе.
Особенностями организации образовательного процесса в текущем учебном
году являются следующие: изменение количества занятий, объединение тем в связи с
праздничными нерабочими и неучебными датами.

Календарный (тематический) план
Год обучения 1 Группа (класс) 1
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
№р
азде
ла,
бло
ка, Дата
тем
ыв
соо
тве
тст
вии
с
про
гра
ммо
й
уче
бно
го
пре
дме
та
(зан
яти
я)
04.09.
2025
1

Коррекция
План
Дата Тема занятия
Форма
контроля

Тема занятия

Форма
занятия
Знакомство с детьми.
Инструктаж по ТБ детей.
Знакомство с
ментальной
арифметикой.

К
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
ч
а
с
о
в
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая,
беседа

2

Форма
занятия

Ко Форма
ли контроля
чес
тв
о
ча
сов

2

11.09.
2025

3

18.09.
2025

4

25.09.
2025

5

02.10.
2025

6

09.10.
2025

7

16.10.
2025

8

23.10.
2025

9

06.11.
2025

Абакус
и
его
конструкция.
Что такое ментальная
арифметика.
Обозначение числа на
Абакусе.
Правила счёта на
нижней части
Абакуса 1,2,3,4.
Правила счета на
верхней и нижней
частях Абакуса
(числа 5,6,7,8).
Обозначение числа 9 и
10 на Абакусе.
Знакомство с флешкартами Понятие флешкарта в
ментальной арифметике.
Набор цифр на абакусе
по флеш-картам.
Знакомство с
ментальной картой.
Понятие ментальная
карта в ментальной
арифметике.
Навыки работы на
Абакусе по
ментальной карте.
Аттестация.
Простое сложение.
Основы сложения на
Абакусе.

Групповая,
беседа

2

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа
Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа
Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
беседа,
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

10

13.11.
2025

11

20.11.
2025

12

27.11.
2025

13

04.12.
2025

14

11.12.
2025

15

18.12.
2025

16

25.12.
2025

17

15.01.
2026

18

22.01.
2026

19

29.01.
2026

Выполнение заданий,
решение примеров на
закрепление темы.
Срез знаний.
Простое
вычитание.
Основы вычитания
на Абакусе.
Выполнение
заданий, решение
примеров на
закрепление темы.
Учимся прибавлять к 5.
Учимся прибавлять к 5
(5+1; 5+2)

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Учимся прибавлять к 5
(5+3; 5+4)

2

Групповая
практическая
работа
Учимся
Групповая
вычитать 5. Учимся
практическая
вычитать. Вычитание
работа,
числа 5 (5-5; 6-5;7-5)
опрос
Учимся
вычитать. Групповая
Вычитание числа 5 (9-5; практическая
8-5). Аттестация.
работа,
Учимся прибавлять к 6.
Групповая
Учимся прибавлять к 6
практическая
(6+1; 6+2; 6+3)
работа
Учимся прибавлять к 6
Групповая,
(1+6; 2+6; 3+6)
практическая
работа
Учимся прибавлять к 7.
Групповая
Учимся прибавлять к 7
практическая
( 7+1;7+2)
работа

2

2
2
2
2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

20

05.02.
2026

21

12.02.
2026

22

26.02.
2026

23

05.03.
2026

24

12.03
2026

25

19.03.
2026

26

26.03.
2026

27

09.04.
2026

28

16.04
2026

Учимся прибавлять к 7
(1+7; 2+7)

Групповая
практическая
работа
Учимся прибавлять к 8,
Групповая
9. Учимся прибавлять к
беседа
8, 9 (8+1; 9+0)
практическая
работа
Учимся прибавлять к 8, 9 Групповая
(1+8; 0+9)
беседа,
практическая
работа
Учимся вычитать числа
Групповая
9, 8. Учимся вычитать
практическая
числа 9, 8
работа,
(9-9; 9-8; 8-8).
Учимся вычитать числа
Групповая
9, 8
практическая
(9-9;
9-8;
8-8). работа,
Практические навыки.
Объединение тем.
Групповая
практическая
Учимся вычитать число
работа
7. Учимся вычитать
число 7 (9-7, 8-7, 7-7).
Практические навыки.
Учимся вычитать число
Групповая
6. Учимся вычитать
практическая
число 6 (9-6; 8-6; 7-6).
работа
Аттестация.
Учимся вычитать число
Групповая
6 (9-6; 8-6; 7-6).
практическая
Практические навыки.
работа,
опрос
Знакомство с
Групповая
двухзначными
практическая
числами. Двузначные
работа

2
2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

29

23.04.
2026

30

30.04.
2026

31

07.05.
2026

32

14.05.
2026

33

21.05.
2026

числа. Правила
набора на Абакусе.
Выполнение заданий,
решение
примеров на закрепление
темы.
Сложение с двухзначных
чисел. Правила сложения
двузначных
чисел на Абакусе.
Выполнение
заданий, решение
примеров на
закрепление темы.
Вычитание двухзначных
чисел. Правила
вычитания
двухзначных чисел на
Абакусе.
Итоговое
занятие.
Аттестация.
Итого:

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
Беседа,
практическая
работа
Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
Опрос.

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

66

26.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
16.02.2026 – 22.02.2026 – дополнительные каникулы для первых классов
29.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы
27.05.2026 – 31.08.2026 - каникулы

Календарный (тематический) план
Год обучения 2 Группа (класс) 1
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
№р
азде
ла,
бло
ка, Дата Тема занятия
тем
ыв
соо
тве
тст
вии
с
про
гра
ммо
й
уче
бно
го
пре
дме
та
(зан
яти
я)

Коррекция
План
Дата Тема занятия
Форма
контроля

Форма
занятия

К
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
ч
а
с
о
в

Форма
занятия

Ко Форма
ли контроля
чес
тв
о
ча
сов

1
2

3
4

5

04.09. Повторение.
Правила
2025 набора. Счет уровень
«Просто».
11.09. Правило №1 на состав
2025 числа 5. Переход
при сложении из
нижней части Абакуса
в верхнюю.
Правило добавления +4.
18.09. Решение примеров с
2025 «Брат 1». Работа
на тренажере.
25.09. Правило №2 на состав
2025 числа 5. Переход
при сложении из
нижней части Абакуса
в верхнюю.
Правило добавления+3.
02.10. Решение примеров с «Брат
2025 2». Работа на тренажере.

6

09.10.
2025

7

16.10.
2025

8

23.10.
2025

2
2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа
Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа
Правило №3 на состав
Групповая
2
числа 5. Переход при
практическая
сложении из нижней части работа
Абакуса в верхнюю.
Правило добавления +2.
Решение примеров с «Брат Групповая
2
3». Работа на тренажере.
практическая
работа
Правило №4 на состав
Групповая
2
числа 5. Переход при
практическая
сложении из нижней части работа
Абакуса в верхнюю.
Правило добавления+1.
Аттестация.

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая,
беседа
Групповая,
беседа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

9

10

11
12

13
14

15

16

06.11. Решение примеров с «Брат Групповая
2025 4». Работа на тренажере.
беседа,
практическая
работа
13.11. Правило №5 на состав
Групповая
2025 числа 5. Переход из
практическая
верхней части Абакуса
работа
в нижнюю.
Правило вычитания – 4 из 5.
20.11. Решение примеров с
Групповая
2025 «Брат 1». Работа
практическая
на тренажере.
работа
27.11. Правило №6 на состав
Групповая
2025 числа 5. Переход из
практическая
верхней части Абакуса
работа
в нижнюю.
Правило вычитания -3из 5.
04.12. Решение примеров с «Брат Групповая
2025
практическая
2». Работа на тренажере.
работа
11.12. Правило №7 на состав Групповая
2025 числа 5. Переход
практическая
из верхней части Абакуса в работа
нижнюю.
Правило
вычитания -2 из 5.
18.12. Решение примеров с
Групповая
2025 «Брат 3». Работа
практическая
на тренажере.
работа,
опрос
25.12. Правило №8 на состав Групповая
2025 числа 5. Переход из практическая
верхней части Абакуса в работа,
нижнюю.
Правило
вычитания
-1
из
5.
Аттестация.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

2
2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

17
18
19
20
21

22

23
24

25

26
27

15.01. Решение примеров с «Брат Групповая
2026 4». Работа на тренажере.
практическая
работа
22.01. Знакомство с «Другом 9 ». Групповая,
2026 Однозначные числа на практическая
абакусе и ментально.
работа
29.01. Знакомство с «Другом 9 ».Групповая
2026 Двухзначные числа
практическая
на абакусе и ментально.
работа
05.02. Знакомство с «Другом 8 ». Групповая
2026 Однозначные числа на
практическая
абакусе и ментально.
работа
12.02. Знакомство с «Другом 8 ». Групповая
2026 Двухзначные числа на
беседа
абакусе и ментально.
практическая
работа
19.02. Знакомство с «Другом 7 ».Групповая
2026 Однозначные числа
беседа,
на абакусе и ментально.
практическая
работа
26.02. Знакомство с «Другом 7 ».Групповая
2026 Двухзначные числа
практическая
на абакусе и ментально
работа,
05.03 Знакомство с «Другом 6» Групповая
2026 Однозначные числа на практическая
абакусе и ментально.
работа,
12.03. Знакомство с «Другом 6 ».
2026 Двухзначные
числа на
абакусе и ментально.
19.03. Знакомство с «Другом 5».
2025 Однозначные числа на
абакусе и ментально.
26.03. Знакомство с «Другом 5».
2026 Двухзначные числа на
абакусе и ментально.

2
2
2
2
2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

2

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Групповая
2
практическая
работа
Групповая
2
практическая
работа,

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

Аттестация.

опрос

28

09.04 Знакомство с «Другом 4».
2026 Однозначные числа на
абакусе и ментально.

Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

29

16.04. Знакомство с «Другом 4».
2026 Двухзначные числа на
абакусе и ментально.
23.04. Знакомство с «Другом 3».
2026 Однозначные числа на
абакусе и ментально.

Групповая
2
практическая
работа
Групповая
2
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

31

30.04. Знакомство с «Другом 3».
2026 Двухзначные числа на
абакусе и ментально.

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

32

Групповая
2
Беседа,
практическая
работа
Групповая
2
практическая
работа

07.05. Объединение тем.
2026 Знакомство с «Другом 2».
Однозначные числа на
абакусе и ментально.
Двухзначные числа на
абакусе и ментально.
14.05. Знакомство с «Другом 1». Групповая
2
2026 Однозначные числа на практическая
абакусе и ментально.
работа

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

21.05. Знакомство с «Другом 1». Групповая
2026 Двухзначные
числа на Опрос.
абакусе и ментально.
Срез знаний. Аттестация.
Итого:

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

30

33

34

2

68

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос.

26.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
29.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы
27.05.2026 – 31.08.2026 - каникулы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».