МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАЛИЦКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
СОГЛАСОВАНО
Заведующий
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Дворец творчества
Н.С. Третьякова
________________
_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный мир английского языка»
(к адаптированной дополнительной общеразвивающей программе
«Волшебный мир английского языка»
социально-гуманитарной направленности
для обучающихся с 11 до 15 лет)
Срок реализации – 2025-2026 учебный год
Педагог дополнительного образования
Шульгина Л.В.
Проверил методист
________Кузьмина Е.А.
Талица
2025 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учитывает нормативно-правовые документы и
методические рекомендации Министерства образования и науки Российской
Федерации:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). Федеральный закон Российской
Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ. «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от
24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (в редакции 2013 г.). Концепция
развития
дополнительного
образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.Стратегия развития
воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29
мая 2015г. № 996-р).Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм». Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых». Приказ
Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
2
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»». Постановление Правительства Свердловской области от
07.12.2017 года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года». Устав МКУДО «Дворец творчества».
Программа «Волшебный мир английского языка» - социальногуманитарной направленности.
Актуальность программы обусловлена вовлечением детей с
ограниченными возможностями здоровья в изучение мирового языкового
пространства. Раннее обучение иностранному языку детей с ограниченными
возможностями здоровья помогает им преодолеть, помимо языкового барьера,
психологический барьер, который часто возникает у таких обучающихся, в связи
с дефицитом кадров и образовательных программ, направленных на вовлечение
обучающихся с ОВЗ, в социально-культурную деятельность. Такой подход
позволит эффективно решать проблемы укрепления их психического здоровья,
преодолевать комплексы, улучшить психоэмоциональное состояние и развитие.
Новизна программы. В программе предусмотрено значительное
увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающегося
в динамичную деятельность, на обеспечение понимания им языкового материала
и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной
деятельности.
Особенность программы. Понятие “задержка психического развития”
(ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими
или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также
длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них
характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие
познавательной деятельности.
Обучающиеся с диагнозом ЗПР характеризуются нарушением
познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых
функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и
эмоционально-волевой сферы. Обучаемость у них значительно снижена. Как же
обучать этих детей иностранному языку? Это возможно при постановке цели не
практического владения языком, а общего развития детей. На первое место
должна быть поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация
3
их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем
мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет.
Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой
задачи. При изучении английского языка дети с ЗПР испытывают определенные
трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала,
синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи;
затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике.
Грамматически сложнопостроенную речь им не освоить, так как степень
обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка.
Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них
характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно
связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в
звуковом анализе и фонематическом слухе». Они нечетко воспринимают
обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки. Дети с диагнозом ЗПР
овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением
(устной речью), аудированием. Основная цель изучения иностранных языков в
таких классах – развивающая, «не знания, а развитие». На занятиях
иностранного языка необходимо развивать у обучающихся: память, речь,
восприятие, мышление, кругозор.
Сложные конструкции и клише обучающиеся не смогут усвоить, так как
у них очень низкий уровень развития родного языка. Такую работу, возможно,
проводить лишь с целью ознакомления. Ошибки — желательно не исправлять.
Оценивать работу таких обучающихся следует с позитивным уклоном.
Необходимо поддерживать интерес к иностранному языку.
Педагог имеет право: уменьшить объем изучаемой лексики; выбрать для
предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике; подобрать
упрощенные тексты; снизить требования к изучению иностранного языка.
Необходимо оценивать обучающихся не столько по достигнутым
результатам, а за старание и усилия обучающихся.
Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза,
не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический
материал. Дети с диагнозом ЗПР требуют к себе особого внимания, понимания
их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.
Специфика обучения иностранному языку детей в дополнительном
образовании предполагает использование на занятиях большое количество
игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем,
4
необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических
структур.
Задания являются более конкретными, практически направленными.
Педагог постоянно помогает обучающимся выполнять их работу,
указывает конкретные разделы на повторение и подбирает эффективные, но
посильные упражнения для ликвидации ошибок.
Основное внимание уделяется подбору текстов для чтения. Тщательно
отбирается материал – лексический и грамматический минимум, учитывая
посильность его усвоения и интересы детей этого возраста. Расширяется
интернациональная лексика, которую легко понять при чтении. Узнавание таких
слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются звукобуквенные
соответствия.
Особенность заключается в том, что отсутствует строгий регламент учета
знаний, но развитие творческого потенциала, игровые моменты,
нетрадиционные методы обучения и конкурсы позволяют наблюдать за
динамикой повышения качества знаний, развития умений и навыков.
Программа реализуется от простого к сложному. Учитываются
индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ: особенности его памяти,
воображения, внимания, восприятия, здоровья.
Категория и возраст: 11-15 лет, индивидуальное обучение
Уровень программы: 1 год и 2 год обучения- стартовый, 3-5 год
обучения-базовый.
Срок реализации программы: 5 лет.
Объем программы:
учебный план составляет для 1, 2, 3, 4 и 5 года обучения 70 аудиторный занятий
в по 2 академических часа в неделю.
Формы занятий: урок, урок-игра, урок-интерактивная игра, уроксоревнование, урок-проект, урок-праздник, урок-интервью, урок-путешествие,
урок-смотр знаний, видео-урок, урок-просмотр мультфильма, интегрированный
урок, урок-беседа, урок-контроль знаний, урок-экскурсия.
Количество обучающихся: 1 человек.
Продолжительность занятий: 40 мин.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Развитие ребёнка через процесс овладения иностранным языком
(английским), создание основы для дальнейшего овладения языком и
повышения результативности его освоения.
5
Задачи программы:
Обучающие: познакомить с соответствующим возрасту зарубежным
фольклором, базовыми понятиями английского языка;
Развивающие:
- развивать мышление, память, речь;
- развивать творческие способности, самостоятельность, эстетические вкусы;
- формировать мотивацию в изучении английского языка;
- приобщать обучающихся к новому для них миру общения на изучаемом языке,
преодолевать языковой и культурный барьер.
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение и уважение к представителям иных
культур, ответственное отношение к занятиям и порученному делу, чувство
патриотизма;
- воспитывать качества личности обучающихся, их нравственно-ценностную
ориентацию, эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать интерес к изучению иностранного языка;
- формировать общую культуру обучающихся.
ЦЕЛЬ 6 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Создание условий для успешной реализации и поддержания устойчивой
мотивации к изучению языка через освоение новых форматов деятельности
ЗАДАЧИ 6 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Образовательные :
· Активизировать и закрепить лексико-грамматический материал прошлых лет
в новых, практически ориентированных ситуациях (в рамках игр, проектов).
· Сформировать и отработать навыки работы с цифровыми инструментами для
изучения языка (образовательные платформы, приложения, сервисы для
создания презентаций, простых видеороликов или комиксов).
· Освоить новые формулы речевого этикета и клише, необходимые для
выбранных форматов деятельности (например, фразы для ведения игры,
комментариев в блоге, презентации своего проекта).
· Расширить страноведческие знания через мультимедийный контент (короткие
видео, подкасты, виртуальные туры), соответствующие интересам ученика.
Развивающие:
- продолжать развивать мышление, память, речь;
- развивать творческие способности, самостоятельность, эстетический вкус;
- развивать и поддерживать интерес к изучению английского языка;
- расширять представление ребенка об окружающем мире.
6
Воспитательные:
- продолжать воспитывать толерантное отношение и уважение к
представителям иных культур, ответственное отношение к занятиям и
порученному делу, чувства патриотизма;
- продолжать воспитывать качества личности обучающихся, их нравственноценностную ориентацию, эмоционально-чувственную сферу;
- продолжать формировать общую культуру обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:
Предметные результаты
· Сформированность и активизация лексико-грамматического материала:
Обучающийся использует изученную лексику и грамматические структуры
(в рамках пройденных тем) для создания и презентации небольших
творческих продуктов (видео, комикса, презентации, поста в блоге).
· Владение конкретными речевыми клише: Обучающийся применяет
освоенные формулы речевого этикета и клише для решения задач игровой и
проектной деятельности (например, фразы для объяснения правил игры,
представления своего проекта, комментирования фактов).
· Навык работы с цифровыми инструментами: Обучающийся демонстрирует
умение пользоваться выбранными цифровыми сервисами и приложениями
(например, PowerPoint, простыми видеоредакторами, образовательными
платформами типа LearningApps или Wordwall), цифровыми редакторами
(типа InShort) для выполнения творческих заданий на английском языке.
· Страноведческие знания: Обучающийся понимает и интерпретирует
основные реалии и факты культуры англоговорящих стран, представленные
в адаптированных аудио- и видеоматериалах, используемых в проектах.
Метапредметные результаты
· Развитие креативного мышления: Обучающийся проявляет творческий
подход и генерирует идеи при создании собственных аудиовизуальных
продуктов на английском языке.
· Развитие познавательной активности: Обучающийся способен
самостоятельно найти и отобрать необходимую информацию (изображения,
факты, музыку) для реализации своего проекта в соответствии с поставленной
задачей.
7
· Развитие навыков саморефлексии: Обучающийся даёт оценку процессу и
результату своей деятельности (например, «Мне было сложно записать видео,
но я справился», «Мой комикс получился интересным»).
· Развитие коммуникативных навыков (при групповой работе): Обучающийся
взаимодействует с педагогом и/или другими обучающимися в процессе
совместной проектной деятельности.
Личностные результаты
(Какие внутренние установки и мотивацию приобрел)
- Сформированность устойчивой мотивации: Обучающийся демонстрирует
интерес к занятиям и положительно эмоционально реагирует на
предложенные форматы деятельности (игры, проекты).
- Развитие самостоятельности: Проявляет готовность браться за новые задачи
и демонстрирует свои работы педагогу и родителям.
- Формирование толерантности: Обучающийся проявляет уважительное
отношение к культурным особенностям, которые представляет в своих
проектах.
8
Календарный (тематический) план
«Волшебный мир английского языка»
Год обучения 6
Форма обучения индивидуальная
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным директором.
Дата
Тема занятий Всего
Форма
Тема
Вс
Форма
Формы
контроля
часов
занятий
его
час занятий
ов
№
Дата
1.
04.09.
2025
Вводный урок.
пожаловать
Повторение
Добро
2
Беседа
Беседа, словесная
похвала
11.09.
2025
18.09.
2025
Животные, что они умеют
2
Урок-игра
Съемки видеоролика (в
живом уголке)
2
Урокпроект
Опрос, словесная
похвала
Словесная похвала,
опрос,
диагностические
игры
2
Урок-игра
Беседа, опрос,
наблюдение за
творческим
развитием ребенка
2
Урок-игра
2
Урок
Диагностические
игры
Диагностические
игры
2
Урок-игра
Опрос, словесная
похвала
2
Урокпросмотр
Диагностические
игры
2.
2.1
2.2
3
3.1
25.09.
2025
3.2
02.10.
2025
09.10.
2025
3.3
4
4.1
16.10.
2025
4.2
23.10.
2025
Школа
Съемки
рекламы
школьных
принадлежностей. (it is a
pen/ It’s blue …)
Числительные.
Интерактивные игры
Мои любимые школьные
предметы
Предпочтения
Съемки
видеоролика
«Мои гастрономические
предпочтения» (prefer)
(а что предпочитаешь ты?)
Проект «Что у нас в
холодильнике»
9
Форма
контро
ля
видеофильм
а
5
5.1
06.11.
2025
5.2
13.11.
2025
5.3
20.11.
2025
27.11.
2025
04.12.
2025
11.12.
2025
5.4
5.5
5.6
6
6.1
6.2
6.3
18.12.
2025
25.12.
2025
15.01.
2026
7
7.1
22.01.
2026
Чтение с увлечением
Учимся высказывать идею
по тексту. Работа с текстом
1. (I have read the text/ The
main idea…)
Учимся дать совет по
прочтению книги Работа с
текстом 2.
Учимся
оценивать
главных героев в тексте 3.
Учимся находить главную
мысль в тексте
Составляем высказывание
по прочитанному тексту
Создание гида для чтения
(для друга, который хочет
начать читать)
Читай и рисуй
Части тела
2
Урок
Диагностические
игры
2
Урок-
2
Урок
2
Урок-беседа
2
Урок-беседа
2
Урокпроект
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием ребенка
Диагностические
игры
Диагностические
игры
Диагностические
игры
Беседа, опрос
Наблюдение за
творческим
развитием ребенка.
Диагностические
игры
2
Урок-игра
Диагностические
игры, похвала
2
Урок-игра
Диагностические
игры, похвала
2
Урок-беседа
Диагностические
игры, похвала
Внешность
Графические
(предлоги
направления,
горизонта)
Праздники
диктанты
времени,
стороны
Тематическая песня/стих
10
7.2
7.3
29.01.
2026
05.02.
2026
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
9.2
9.3
9.4
9.5
10
2
Урок-игра
Игры
2
Урок-игра
Диагностические
игры, похвала
Диагностические
игры, похвала.
Наблюдение за
творческим
развитием ребенка
Интерактивные игры
12.02.
2026
19.02.
2026
26.02.
2026
Числительные до 1000
2
Урок- игра
Глагол to be
2
Урок-беседа
Притяжательные
местоимения
2
Урок- игра
Диагностические
игры
05.03.
2026
12.03.
2026
19.03.
2026
Создание
игры
Создание
игры
Создание
игры
Сказки
2
Урок-игра
Диагностические
игры
2
Урок
Беседа, опрос
26.03.
2026
09.04.
2026
Работа с текстом сказки
2
Практика
Работа над интонацией
2
Практика
Диагностические
игры
Наблюдение за
творческим
развитием ребенка
16.04.
2026
23.04.
2026
30.04.
2026
Развитие навыков чтения
2
Создаем иллюстрации к
сказке
Создание
проекта
(озвучивание созданных
иллюстраций)
Повторение
2
Урок-беседа
2
Урок-игра
9
9.1
Беседа о праздниках
интерактивной
Диагностические
игры
Беседа, опрос
интерактивной
интерактивной
Беседа, опрос,
словесная похвала
Беседа, опрос,
словесная похвала
11
10.1
07.05.
2026
Игры на повторение
2
Практика
10.2
14.05.
2026
2
Урок-игра
11
21.05.
2026
Объединение тем
Работа с песней
Читаем и играем
Заключительный урок.
Срез знаний. Подводим
итоги
2
Урок-игра
Итого
68
ч
Наблюдение за
творческим
развитием ребенка
Опрос, словесная
похвала
Беседа, опрос.
Наблюдение за
творческим
развитием ребенка
26.10.2025 - 02.11.2025 – каникулы
31.12.2025 – 11.01.2026 – каникулы
29.03.2026 – 05.04.2026 – каникулы
27.05.2026 – 31.08.2026 - каникулы
12