1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Компьютерное моделирование»
разработана на основе
дополнительной общеразвивающей программы «Компьютерное моделирование», которая
ставит своей целью: развитие и формирование интеллектуальных и практических
компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение элементов основных
навыков по трехмерному моделированию. Адресована обучающимся 9 -13 лет и рассчитана
на 2 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети
- 9-13 лет, общий объем часов 140 ч.
Количество групп: 1 – 7 человек,
Занятия в группе проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие состоит из: теоретической части (38
часов в год) и практической части (102 часов в год).
Формы обучения
Теоретические:
инструктажи,
беседы,
разъяснения;
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);
- познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации
гарантированного успеха и т.д.;
- метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка работ).
Практические - работа в программе SketchUp
Промежуточная аттестация проводится в период с 19.05. по 26.05 В 2024-2025 учебном
Цели и задачи программы: развитие и формирование интеллектуальных и
практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение
элементов основных навыков по трехмерному моделированию.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о трехмерном моделировании, назначении,
перспективах развития;
- формировать умения обосновывать целесообразности моделей при создании
проектов;
- формировать умения ориентироваться в трехмерном пространстве;
- формировать умения модифицировать, изменять объекты или их отдельные
элементы;
- формировать умения классифицировать созданные объекты в функциональные
группы;
-формировать умения создавать простые трехмерные модели;
Развивающие:
- развить интерес к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с
помощью программы SketchUp;
-развивать умения оценивать реальность получения результата в обозримое время;
- развивать творческие способности;
- развивать стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
-развивать настойчивость, гибкость, стиль мышления, адекватного требованиям
современного информационного общества – структурного и алгоритмического.
Воспитательные:
воспитывать
позитивное
отношение
обучающегося
к
собственному
интеллектуальному развитию и воспитанию гражданской культуры личности;
- воспитывать умение работать в коллективе - воспитывать умение работать в коллективе.
2
Цель первого года обучения: развитие конструкторских способностей и
формирование пространственного представления за счет освоения базовых возможностей
среды трехмерного компьютерного моделирования.
Планируемы результаты первого года обучения
Личностные
- демонстрируют позитивное отношение обучающегося к собственному
интеллектуальному развитию и воспитанию гражданской культуры личности;
- умеют работать в коллективе.
Метапредметные
- проявляют интерес к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с
помощью программы SketchUp;
-умеют оценивать реальность получения результата в обозримое время;
- проявляют творческие способности;
- проявляют стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
-проявляют настойчивость, гибкость, стиль мышления, адекватного требованиям
современного информационного общества – структурного и алгоритмического.
Предметные
- знают о трехмерном моделировании, назначении, перспективах развития;
- умеют обосновывать целесообразности моделей при создании проектов;
- умеют ориентироваться в трехмерном пространстве;
- умеют модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы;
- умеют классифицировать созданные объекты в функциональные группы;
- умеют создавать простые трехмерные модели.
Цель второго года обучения: развитие и формирование интеллектуальных и практических
компетенций в области создания пространственных моделей через проектную деятельность.
Планируемы результаты второго года обучения
Личностные
- демонстрируют мотивацию и познавательную активность к разработке собственных
проектов в программе для 3D моделирования;
- профориентирован на инженерные профессии.
Метапредметные
- умеют общаться в информационной среде;
- умеют сотрудничать в коллективе;
- умеют задать вопрос – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации;
- умеют точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умеют проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических
соображений.
Предметные
- используют ИКТ для 3D моделирования;
- знают о трехмерном моделировании, назначение, промышленном и бытовом применении,
перспективах развития;
- умеют работать с программным обеспечением для 3D моделирования;
3
- умеют приводить примеры ситуаций, в которых требуется программное обеспечение для
создания 3D моделей;
- умеют составлять план исследования и использовать навыки проведения исследования с
3D моделью:
 умеют применять основные приемы и навыки решения изобретательских задач и
использовать в процессе выполнения проектов;
 умеют применять основные обобщенные методы работы с информацией с использованием
программ 3D моделирования;
 умеют использовать знания, полученные за счет самостоятельного поиска в
процессе реализации проекта.
4
Календарный (тематический) план
Группа (класс) 1 класс
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным
директором.
№
п/п
Дата
1.
04.09.2025
2.
05.09.2025
3.
11.09.2025
4.
12.09.2025
5.
18.09.2025
6.
19.09.2025
7.
25.09.2025
8.
26.09.2025
9.
02.10.2025
10.
03.10.2025
11.
09.10.2025
Тема занятия
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Основные понятия
компьютерной графики.
Интерфейс программы
SketchUp.
Элементы интерфейса
программы SketchUp.
Инструменты
рисования.
Панели инструментов
работа с панелью
инструментов
Основные инструменты
упражнения «Лесенка»,
«Коробочка», «Кольцо»,
«Пирамида»,
Копирование
задания «Кубики»,
«Шашки», «Шахматы»,
Форма
занятия
Коли
чест
во
часо
в
Форма контроля
Комбинирова
нное занятие
Беседа
2
Опрос
2
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
2
2
2
2
2
2
2
2
Коррекция
Дата
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Темы занятий
Форма
занятия
Количес
тво
часов
Форм
ы
контр
оля
выполнить по образцу.
Масштабирование
12.
10.10.2025
13.
16.10.2025
14.
17.10.2025
15.
23.10.2025
16.
24.10.2025
17.
06.11.2025
Практика в
масштабировании
Размеры,
вспомогательные линии
тренировка в точном
построении
Фигуры вращения.
Полигоны.
Ручной метод
18.
07.11.2025
Автоматический метод
19.
13.11.2025
Создание тел вращения.
20.
14.11.2025
21.
20.11.2025
22.
21.11.2025
23.
27.11.2025
24.
28.11.2025
25.
04.12.2025
Построение: «Конус»,
«Шарики», «Строим
тор», работа с
трансформацией.
Шрифты. Надписи.
Вращения.
Текстовые трёхмерные
объекты
Тренировка в создании
3D – текста, «Повороты,
развороты»,
Тренировка в
создании 3D – текста,
«Вращения в разных
плоскостях»
Текстуры
26.
05.12.2025
27.
11.12.2025
Алгоритм добавления
материала в библиотеку
Виды. Строим дом
Практическая
работа
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
2
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
2
Практическая
работа
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
2
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальное
представление
работ, защита
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальное
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
2
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
2
2
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
6
28.
12.12.2025
Изометрия
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Выставка
2
29.
18.12.2025
30.
19.12.2025
31.
25.12.2025
32.
26.12.2025
33.
15.01.2026
Тренировка построения
дома
Тренировка построения
дома
Тренировка построения
дома
Тренировка построения
дома
Компоненты. Группы
2
Принцип создания
групп и компонентов
Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие
Самостоятель
на работа
Самостоятель
на работа
34.
16.01.2026
35.
22.01.2026
Тренировка создания
групп «Домино»
Самостоятель
на работа
2
Индивидуальная,
наблюдение
36.
23.01.2026
Рельефы. Создаем
ландшафт.
Самостоятель
на работа
2
Индивидуальная,
наблюдение
37.
29.01.2026
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
38.
30.01.2026
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
39.
05.02.2026
Инструмент
«Песочница»,
«Контур», «Царапины»,
«Присоска».
Инструмент «Штамп»,
«Драпировка»,
«Добавить детали»,
«Отобразить ребро».
Построение рельефа по
образцу «горы», «реки».
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
40.
06.02.2026
Сцены
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
41.
12.02.2026
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
42.
13.02.2026
Создание
полноэкранных
презентаций в SketchUp,
Создание сцен в
SketchUp
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
2
2
2
2
2
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
Индивидуальная,
наблюдение
7
43.
19.02.2026
Проектирование
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
44.
20.02.2026
Проект «Загородный
дом»
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
45.
26.02.2026
Проект «Загородный
дом»
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
46.
27.02.2026
Проект «Загородный
дом»
Выставка
2
47.
05.03.2026
Комбинирова
нное занятие
2
48.
06.03.2026
49.
12.03.2026
50.
13.03.2026
51.
19.03.2026
52.
20.03.2026
53.
26.03.2026
Проект «Мировые
достопримечательности
»
Проект «Мировые
достопримечательности
»
Проект «Мировые
достопримечательности
»
Проект «Мировые
достопримечательности
»
Проект
«Достопримечательност
и нашего города»
Проект
«Достопримечательност
и нашего города»
Проект «Интерьер
комнаты»
54.
27.03.2026
55.
09.04.2026
56.
10.04.2026
Индивидуальная,
наблюдение
2
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Проект «Интерьер
комнаты»
Самостоятель
ная работа
2
Индивидуальная,
наблюдение
Моделирование
трехмерного объекта на
свободную тему по
выбору обучающегося
Моделирование
трехмерного объекта на
Самостоятель
ная работа
2
Индивидуальная,
наблюдение
Самостоятель
ная работа
2
Индивидуальная,
наблюдение
8
свободную тему по
выбору обучающегося
Моделирование
трехмерного объекта на
свободную тему по
выбору обучающегося
Моделирование
трехмерного объекта на
свободную тему по
выбору обучающегося
Моделирование
трехмерного объекта на
свободную тему по
выбору обучающегося
Печать лучших
авторских проектов на
3D – принтере
Подготовка лучших
работ к выставке
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
Комбинирова
нное занятие
1
1
Индивидуальная,
наблюдение
08.05.2026
Объединение тем
Ремонт сломанных 3D
изделий
. Работа над проектом
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
64.
14.05.2026
Работа над проектом
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
65.
15.05.2026
Работа над проектом
Комбинирова
нное занятие
2
Индивидуальная,
наблюдение
66.
21.05.2026
Объединение тем
Защита проектов
Комбинирова
нное занятие
1
1
Индивидуальная,
наблюдение
67.
22.05.2026
Объединение тем
Итоговое занятие
Выставка
итого
Комбинирова
нное занятие
1
1
Защита проектов
57.
16.04.2026
58.
17.04.2026
59.
23.04.2026
60.
24.04.2026
61.
30.04.2026
62.
07.05.2026
63.
134
011.05.26 праздничный день в учебном периоде
9
10