МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 2 от 31.08.2022 г. Утверждено Приказом И.о.Директора МКУДО «Дворец творчества» О.О. Смолиной № 217 от 31.08.2022 г. Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Вектор движения» Возраст обучающихся: 12-16 лет Срок реализации: 2 года Программу составил и реализует педагог ДО Беспоместных Е.Е. Талица 2022 Содержание 1. Основные характеристики программы …………………………………...………2 1.1 Пояснительная записка……………………………………………….……...……2 1.2 Цель и задачи программы……………………………………………………....…4 1.3 Содержание программы……………………………………………….….…….....5 2 Организационно - педагогические условия реализации программы……..…..…14 2.1 Календарный учебный график……………………………………………..….…21 2.2 Средства, необходимые для реализации программы…………………….….…22 2.3 Условия набора и режим занятий……………………………………........….…22 2.4 Особенности организации образовательного процесса………………….….…23 2.5 Формы организации образовательного процесса………………………….…...23 2.6 Формы подведения итогов………………………………………………….........24 2.7 Оценочные материалы………………………………………...……….…....…...24 3. Методическое обеспечение программы……………………………………….…31 4. Кадровое обеспечение………………………………………………….….......…..32 Аннотация к программе…………………………………………………….…...…...34 Сведения об авторе………………………………………………………….….…….35 Список литературы……………………………………………………….…………..35 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Вектор движения» является программой социально-гуманитарной направленности и ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию, формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также с использованием следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 5. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3); Общеразвивающая программа предназначена для детей 12-16 лет. Программа модифицированная. Обучающиеся пройдут теорию и практику по приобретению знаний и созданию необходимых условий для личностного развития, позитивной социализации и обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Новизна предлагаемой программы заключается в том, что в ней не ставится задача специальной подготовки обучающихся к лидерской деятельности, а приоритетным является развитие таких качеств личности, которые будут способствовать самоопределению и самореализации обучающихся, получению социального опыта и знаний самостоятельно. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время проблема лидерства в современной жизни является одной из наиболее важных и дискуссионных проблем на протяжении многих лет, по специфике функционирования которой до сих пор нет единого мнения. Данная проблематика особенно актуальна на современном временном этапе, когда происходит переход к информационному обществу и формируется новая корпоративная культура путём приобретения новых совокупных моделей поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде. Особенно это важно в подростковой и молодежной среде, поскольку данная категория социума является наиболее мобильной частью общества. Поэтому необходимо создавать условия для развития лидерства в этой среде, где значение лидерства принимает особо важный смысл. Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что овладение основами лидерства представляется одним из эффективных средств формирования у подростков социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей и социальной активности. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь обучающимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своего муниципального образования и поселка. Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего и старшего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте. Программа включает в себя различные формы работы, что способствует активному вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы. Основные методы и формы работы: При реализации программы используются следующие методы: 1. Словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при объяснении теоретического материала. 2. Наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых действий. Используются электронные презентации, видеоматериалы, наглядные пособия и другие дидактические материалы; 3. Практическая работа (выполнение упражнения по образцу, самостоятельная отработка навыков стрельбы в лазерном тире, отработка навыков работы с картами, отработка навыков действий на местности). Формы организации обучающихся на занятии: - групповые – при изучении теоретического материала; - работа в парах – при изучении нового материала; - индивидуально-групповые – при проведении практических занятий. Формы проведения занятий: - рассказ; - беседа; - практическое занятие; - игра, квест; - соревнование; - викторина; - вахта памяти. Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 12 до 16 лет. Сроки реализации программы Два года Форма обучения: очная. Уровень: стартовый 1 год обучения. Базовый: 2 год обучения. Срок реализации программы и режим занятий: дополнительная общеразвивающая программа «Вектор движения» рассчитана на 2 год обучения –210 часов. 1 год обучения- 105 часов, 1 раз в неделю по 3 часа. Продолжительность занятия- 40 минут. 2 год обучения- 105 часов, 1 раз в неделю по 3 часу. Продолжительность занятия- 40 минут. 1.2 Цель и задачи программы Цель: формирование у обучающихся нравственной и гражданской ответственности и позиции на основе присущей российскому обществу системе ценностей. Задачи: Обучающие возможность каждому обучающему условия для предоставить проявления социальной инициативы, достижение жизненного успеха; обучить приемам самоуправления; обучить навыкам общения со сверстниками и взрослыми; Развивающие развить у обучающихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности; развивать творческие способности, потребность в саморазвитии; Воспитательные привить положительное отношение подростков и молодежи к организаторской деятельности; формировать гражданскую позицию, патриотизм; воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу; воспитывать чувство товарищества, чувства личной ответственности; формировать готовность к осознанному выбору участия в социальнозначимой деятельности. Цель программы первого года обучения: формирование и развитие творческих способностей обучающихся, развитие социального опыта подростков через их объединение, включение в совместную социально значимую деятельность и общение. Задачи: Обучающие: формировать начальные навыки социального проектирования и реализации социально-значимых проектов; развивать коммуникативные умения и навыки эффективного взаимодействия, сотрудничества; развивать творческие способности в процессе коллективной деятельности Развивающие: формировать устойчивый интерес и мотивацию к обучению и самообразованию; содействовать профессиональному самоопределению обучающихся; развивать навыки публичных выступлений, а также визуального представления информации о собственных проектах. Воспитательные: воспитать этику групповой работы; воспитать положительное отношение к деловому сотрудничеству и взаимоуважению; воспитать стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков. Цель программы второго года обучения: формирование у обучающихся культуры социальной инициативы в общественной деятельности. Задачи: Обучающие: – дать знания по основным этапам развития детского общественного движения; – научить извлекать необходимую информацию о деятельности РДШ из официальных источников информации, а также сайтов других региональных отделений; Воспитательные: – побуждать к осознанному ценностно-смысловому самоопределению в деятельности первичного отделения; – убеждать в значимости нравственной мотивации проявления социальной инициативы; – приучать к системному анализу: разнообразных процессов в жизнедеятельности коллектива первичного отделения, а также своей деятельности как лидера первичного отделения; Развивающие: – развивать организаторские способности и специальные умения: строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять во времени решение разнообразных жизненно важных задач; – развивать умение оценивать собственный опыт и опыт других, учиться на собственном опыте и опыте других, извлекать уроки на будущее, осваивать опыт согласованного взаимодействия; – развивать умение преодолевать трудности в выполнении задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей, передавать им свой опыт и использовать опыт других. Формы отслеживания и фиксирования результатов: Отличительной особенностью программы «Вектор движения» можно считать то, программа дает ребятам знания и умения, необходимые для успешной социализации и конкурентоспособности в обществе. Программа строится с учетом возрастных психологических особенности детей среднего и старшего школьного возраста. Средний школьный возраст характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлению признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость. Для этого возраста свойственно стремление утвердить свое «Я», показать и проверить его. В старшем подростковом возрасте происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего ускоряются процессы формирования его личности, а учение временно уходит на второй план. В юношеском возрасте усиливается тяга к межличностному одновозрастному общению. Обучение по данной программе рассчитано на 2 года и представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов. Проводятся обсуждения и дискуссии на и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Обучающийся получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации. Кроме того, программа имеет разделы по различным направлениям: лидерское, правовое, экологическое, волонтерское, гражданскопатриотическое, творческое, а также включает социальное проектирование. Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого стола, квеста, игры, тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.