ОП Вектор движения Троицкий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022 г.

Утверждено
Приказом И.о.Директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022 г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Вектор движения»
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок реализации: 2 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Беспоместных Е.Е.

Талица
2022

Содержание
1. Основные характеристики программы …………………………………...………2
1.1 Пояснительная
записка……………………………………………….……...……2
1.2 Цель и задачи
программы……………………………………………………....…4
1.3 Содержание
программы……………………………………………….….…….....5
2 Организационно - педагогические условия реализации
программы……..…..…14
2.1 Календарный учебный
график……………………………………………..….…21
2.2 Средства, необходимые для реализации
программы…………………….….…22
2.3 Условия набора и режим
занятий……………………………………........….…22
2.4 Особенности организации образовательного
процесса………………….….…23
2.5 Формы организации образовательного
процесса………………………….…...23
2.6 Формы подведения
итогов………………………………………………….........24
2.7 Оценочные
материалы………………………………………...……….…....…...24
3. Методическое обеспечение
программы……………………………………….…31
4. Кадровое
обеспечение………………………………………………….….......…..32
Аннотация к
программе…………………………………………………….…...…...34
Сведения об
авторе………………………………………………………….….…….35
Список
литературы……………………………………………………….…………..35

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Вектор движения»
является программой социально-гуманитарной направленности и
ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности
обучающихся к взаимодействию, формирование социально успешной
личности, воспитание социальной компетентности. Программа составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также
с использованием следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
5. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
Общеразвивающая программа предназначена для детей 12-16 лет.
Программа модифицированная. Обучающиеся пройдут теорию и практику
по приобретению знаний и созданию необходимых условий для личностного
развития, позитивной социализации и обеспечение духовно-нравственного,
гражданского, патриотического, трудового воспитания; формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Новизна предлагаемой программы заключается в том, что в ней не
ставится задача специальной подготовки обучающихся к лидерской
деятельности, а приоритетным является развитие таких качеств личности,
которые будут способствовать самоопределению и самореализации
обучающихся, получению социального опыта и знаний самостоятельно.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
проблема лидерства в современной жизни является одной из наиболее
важных и дискуссионных проблем на протяжении многих лет, по специфике
функционирования которой до сих пор нет единого мнения. Данная

проблематика особенно актуальна на современном временном этапе, когда
происходит переход к информационному обществу и формируется новая
корпоративная культура путём приобретения новых совокупных моделей
поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде. Особенно это
важно в подростковой и молодежной среде, поскольку данная категория
социума является наиболее мобильной частью общества. Поэтому
необходимо создавать условия для развития лидерства в этой среде, где
значение лидерства принимает особо важный смысл.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что
овладение основами лидерства представляется одним из эффективных
средств формирования у подростков социального опыта, воспитания
гуманности, морально-нравственных ценностей и социальной активности.
Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут
помочь обучающимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своего
муниципального образования и поселка.
Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего и
старшего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в
соответствии с актуальными потребностями раннего юношества,
возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств,
важных для эффективной самореализации, самоактуализации и
самоопределения в этом возрасте.
Программа включает в себя различные формы работы, что способствует
активному вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс и
более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения
участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Основные методы и формы работы:
При реализации программы используются следующие методы:
1. Словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при
объяснении теоретического материала.
2. Наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при
объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых
действий. Используются электронные презентации, видеоматериалы,
наглядные пособия и другие дидактические материалы;
3. Практическая работа
(выполнение упражнения по образцу,
самостоятельная отработка навыков стрельбы в лазерном тире, отработка
навыков работы с картами, отработка навыков действий на местности).
Формы организации обучающихся на занятии:
- групповые – при изучении теоретического материала;
- работа в парах – при изучении нового материала;
- индивидуально-групповые – при проведении практических занятий.
Формы проведения занятий:

- рассказ;
- беседа;
- практическое занятие;
- игра, квест;
- соревнование;
- викторина;
- вахта памяти.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 12 до 16 лет.
Сроки реализации программы
Два года
Форма обучения: очная.
Уровень: стартовый 1 год обучения. Базовый: 2 год обучения.
Срок реализации программы и режим занятий: дополнительная
общеразвивающая программа «Вектор движения» рассчитана на 2 год
обучения –210 часов.
1 год обучения- 105 часов, 1 раз в неделю по 3 часа. Продолжительность
занятия- 40 минут.
2 год обучения- 105 часов, 1 раз в неделю по 3 часу. Продолжительность
занятия- 40 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся нравственной и гражданской
ответственности и позиции на основе присущей российскому обществу
системе ценностей.
Задачи:
Обучающие
 возможность каждому обучающему условия для предоставить
проявления социальной инициативы, достижение жизненного успеха;
 обучить приемам самоуправления;
обучить навыкам общения со сверстниками и взрослыми;
Развивающие
 развить у обучающихся способности к личностному самоопределению и
творческой самореализации;
 развивать
коммуникативные
навыки,
лидерские
качества,
организаторские способности;
 развивать творческие способности, потребность в саморазвитии;
Воспитательные
 привить положительное отношение подростков и молодежи к
организаторской деятельности;
 формировать гражданскую позицию, патриотизм;

 воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно,
бескорыстно служить обществу;
 воспитывать чувство товарищества, чувства личной ответственности;
 формировать готовность к осознанному выбору участия в социальнозначимой деятельности.
Цель программы первого года обучения: формирование и развитие
творческих способностей обучающихся, развитие социального опыта
подростков через их объединение, включение в совместную социально
значимую деятельность и общение.
Задачи:
Обучающие:
 формировать начальные навыки социального проектирования и
реализации социально-значимых проектов;
 развивать коммуникативные умения и навыки эффективного
взаимодействия, сотрудничества;
 развивать творческие способности в процессе коллективной
деятельности
Развивающие:
 формировать устойчивый интерес и мотивацию к обучению и
самообразованию;
 содействовать профессиональному самоопределению обучающихся;
 развивать навыки публичных выступлений, а также визуального
представления информации о собственных проектах.
Воспитательные:
 воспитать этику групповой работы;
 воспитать положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;
 воспитать стремление к приобретению новых знаний и
совершенствованию имеющихся навыков.
Цель программы второго года обучения: формирование у
обучающихся культуры социальной инициативы в общественной
деятельности.
Задачи:
Обучающие:
– дать знания по основным этапам развития детского общественного
движения;
– научить извлекать необходимую информацию о деятельности РДШ

из официальных источников информации, а также сайтов других
региональных отделений;
Воспитательные:
– побуждать к
осознанному
ценностно-смысловому
самоопределению в деятельности первичного отделения;
– убеждать в значимости нравственной мотивации проявления
социальной инициативы;
– приучать к системному анализу: разнообразных процессов в
жизнедеятельности коллектива первичного отделения, а также своей
деятельности как лидера первичного отделения;
Развивающие:
– развивать организаторские способности и специальные умения:
строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять
во времени решение разнообразных жизненно важных задач;
– развивать умение оценивать собственный опыт и опыт других,
учиться на собственном опыте и опыте других, извлекать уроки на
будущее, осваивать опыт согласованного взаимодействия;
– развивать умение преодолевать трудности в выполнении
задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей,
передавать им свой опыт и использовать опыт других.
Формы отслеживания и фиксирования результатов:
Отличительной особенностью программы «Вектор движения» можно
считать то, программа дает ребятам знания и умения, необходимые для
успешной социализации и конкурентоспособности в обществе.
Программа строится с учетом возрастных психологических особенности
детей среднего и старшего школьного возраста. Средний школьный возраст
характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлению
признаков,
свидетельствующих
о
стремлении
утвердить
свою
самостоятельность, независимость. Для этого возраста свойственно
стремление утвердить свое «Я», показать и проверить его. В старшем
подростковом возрасте происходит смена социальной ситуации развития и
внутренней позиции школьника, в результате чего ускоряются процессы
формирования его личности, а учение временно уходит на второй план. В
юношеском возрасте усиливается тяга к межличностному одновозрастному
общению.
Обучение по данной программе рассчитано на 2 года и представляет собой
систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов.
Проводятся обсуждения и дискуссии на и интересные темы, в процессе
которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или

группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки
зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Обучающийся
получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести
новых друзей, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя
нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной
ситуации. Кроме того, программа имеет разделы по различным направлениям:
лидерское,
правовое,
экологическое,
волонтерское,
гражданскопатриотическое, творческое, а также включает социальное проектирование.
Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого стола,
квеста, игры, тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для
лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется
возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки,
решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать
определенные роли.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».