ОП Школа вожатских наук 22-23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022г.

Утверждено
Приказом И.о.Директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О. Смолиной
№ 217 от 31.08.2022г.

Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Школа вожатских наук»
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил и реализует
педагог ДО Беспоместных Е.Е

Талица
2022

Оглавление

1. Основные характеристики программы ……………………………….…… ..3
1.1 Пояснительная записка………………………………………… …….........3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................... 4
1.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................. 5
1.4 Планируемые результаты освоения программы ....................................... ..12
2. Комплекс организационно - педагогических условий .................................. 13
2.1 Календарный учебный график ....................................................................... 13
2.2 Условия набора и режим занятий ................................................................. 13
2.3 Условия реализации программы……………………………………………14
2.4 Формы аттестации .......................................................................................... 15
2.5 Оценочные материалы… ............................................................................... 15
2.6 Формы организации образовательного процесса ........................................ 21
Аннотация к программе ....................................................................................... 22
Нормативно-правовые документы… ..................................................................24
3. Список литературы ........................................................................................... 26
- литература для обучающихся… ................................................................. 27
- литература для педагога ...............................................................................28
- литература для родителей…………………………………………………28

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа вожатских
наук»
является
программой
социально-гуманитарной
направленности и ориентирована на социальную адаптацию,
повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию,
формирование социально успешной личности, воспитание социальной
компетентности. Программа составлена в соответствии с нормативноправовыми
документами
проектирования
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, а также с
использованием следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года»
Общеразвивающая программа предназначена для детей 14-16 лет.
Обучающиеся пройдут теорию и практику по приобретению знаний и
созданию необходимых условий для личностного развития,
позитивной социализации и обеспечение духовно-нравственного,
гражданского, патриотического, трудового воспитания; формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Актуальность дополнительной общеразвивающейся программы
обусловлена тем, что она реализуется в целях всестороннего
удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества,
государства.
Организация отдыха
и
оздоровления
детей
рассматривается в последние годы каксоставляющая государственной
социальной политики в отношении семьи и детей. Значимую роль в
летней кампании играют старшеклассники-вожатые.
Подростковый возраст характеризуется стремлением проявить
лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и
заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти
возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в
дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии.

Идеи программы неразрывно связаны с положениями современной
гуманистической педагогики и психологии, где воспитание творческой
и деятельной личности является залогом будущего процветания
государства. В современных условиях востребован молодой человек,
способный активноучаствовать в жизни своей страны, готовый взять на
себя ответственность, обладающий интеллектом, умеющий работать в
команде. Особенности современного подростка и условия, в которых
работают вожатые, требуют от них знаний, практических умений и
творческого отношения к работе. Для того, чтобы правильно
действовать, нужно иметь знания и представления о том, как это делать.
Сегодня актуальна организация обучения, способствующего
становлению активной жизненной позиции подростков, развитию их
лидерских, творческих, коммуникативных навыков и дающего
возможность попробовать себя в педагогической деятельности.
Не так важно, сколько времени обучающиеся детского творческого
объединения «Школа вожатских наук» смогут работать вожатыми в
дальнейшем, навыки профессии «Вожатый» пригодятся в любом
возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими
будущими детьми, работа в команде, публичные выступления и т.д.
Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания. Пройдя
обучение по программе, подростки смогут уверенно работать
вожатыми в летних лагерях.
Педагогической целесообразностью считаем ценностно-смысловое
содержание программы, избранные методы, технологии, формы и
средства её реализации, позволяющие полноценно обучать
обучающихся вожатскому делу. Знания, получаемые в результате
изучения программы, необходимы обучающимся для формирования
нравственных ориентиров в жизненном самоопределении.
Отличительные особенности:
программа способствует формированию отряда вожатых для
работы в лагерях дневного пребывания образовательных учреждений,
что является выполнением социального заказа учреждения на
качественную организацию каникулярного и внеурочного отдыха
детей;
программа «Школа вожатских наук» реализуется на основе
современных педагогических технологий;
программа «Школа вожатских наук» способствует социальной
адаптации, развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также
лидерских способностей обучающихся, организует их социальный

досуг и призвана содействовать жизненному самоопределению
учащихся.
Уровень: стартовый
Адресат общеразвивающей программы
Набор обучающихся в детское творческое
осуществляется без конкурса. Возраст:14-16 лет

объединение

Количество обучающихся в группе 10-15 человек.
Режим занятий
Один раз в неделю по 3 часа. Продолжительность одного заняти 40 минут,
перерыв10 минут
Срок освоения общеразвивающей программы - 1 год.
Общеразвивающая
программа
«Школа
вожатских
предусматривает индивидуально-групповую, групповую
обучения.

наук»
формы

Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер–класс,
презентация, конференция, самостоятельная работа, проектная
деятельность и др.
Формы
подведения
результатов:
беседа,
аттестация,
самостоятельная работа, мастер-класс, практическое занятие, конкурс,
выставка, презентация, самооценивание и др.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
В «Стратегии социально-экономического развития Свердловской
области на период до 2030г.» в главе 5.18 о гражданском обществе есть
задача обеспечения работы «социальных лифтов», а именно содействие
в продвижении каждого человека на основе его способностей, таланта
и потенциала для достижения социального благополучия, поддержка
молодежных инициатив. Данной задаче соответствует образовательная
деятельность по программе «Школа вожатских наук».
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, способствующих самоопределению, самопознанию,
программированию своего будущего через обучение вожатскому
мастерству.
Задачи:
Обучающиеся
 получить знания для успешной трудовой деятельности в
должности вожатого;

 формировать вожатские умения и навыки;
 освоить педагогические технологии, необходимые для вожатого.
Развивающиеся
 развить организаторские и социально - коммуникативные навыки;
 развить ответственность и творческое отношения к работе с детьми;
 развить умения работать в команде.
Воспитательные
 воспитывать активную жизненную позицию обучающихся;
 формировать мотивации к самосовершенствованию, к
творческойдеятельности;
 воспитывать значимые качества вожатого - ответственность,
патриотизм, толерантность;
 воспитывать уважения к результатам личного и коллективного труда.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Содержание и условия реализации общеразвивающей программы
соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям
обучающихся по программе.
Система занятий основана на следующих принципах:
1.
Принцип доступности – материал дается в доступной для
обучающихся форме, возможен вариант игры, викторины,
коллективной работы;
2.
Принцип преемственности и последовательности – обучение
ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением
поставленных задач.
3.
Принцип научности – все обучение ведется с опорой на
учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и
технологии;
4.
Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог
внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более
удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь
на возрастные ииндивидуальные особенности каждого ребенка.
Результатом освоения программы является:
 имеет представления об эффективном взаимодействии лидера с
группой;
 обладает способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания.

 работает с различными источниками информации;
 умеет исполнять заданную роль в различных формах организации
игрового моделирования.
Оценка качества реализации программы является промежуточная
и итоговая аттестация.
Формы
подведения
результатов:
беседа,
аттестация,
самостоятельная работа, мастер-класс, практическое занятие, конкурс,
выставка, презентация, самооценивание и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».