МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 2 от 31.08.2022г. Утверждено Приказом И.о.Директора МКУДО «Дворец творчества» О.О. Смолиной № 217 от 31.08.2022г. Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа вожатских наук» Возраст обучающихся: 14-16 лет Срок реализации: 1 год Программу составил и реализует педагог ДО Беспоместных Е.Е Талица 2022 Оглавление 1. Основные характеристики программы ……………………………….…… ..3 1.1 Пояснительная записка………………………………………… …….........3 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ............................................... 4 1.3 Содержание общеразвивающей программы .................................................. 5 1.4 Планируемые результаты освоения программы ....................................... ..12 2. Комплекс организационно - педагогических условий .................................. 13 2.1 Календарный учебный график ....................................................................... 13 2.2 Условия набора и режим занятий ................................................................. 13 2.3 Условия реализации программы……………………………………………14 2.4 Формы аттестации .......................................................................................... 15 2.5 Оценочные материалы… ............................................................................... 15 2.6 Формы организации образовательного процесса ........................................ 21 Аннотация к программе ....................................................................................... 22 Нормативно-правовые документы… ..................................................................24 3. Список литературы ........................................................................................... 26 - литература для обучающихся… ................................................................. 27 - литература для педагога ...............................................................................28 - литература для родителей…………………………………………………28 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Школа вожатских наук» является программой социально-гуманитарной направленности и ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию, формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности. Программа составлена в соответствии с нормативноправовыми документами проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также с использованием следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» Общеразвивающая программа предназначена для детей 14-16 лет. Обучающиеся пройдут теорию и практику по приобретению знаний и созданию необходимых условий для личностного развития, позитивной социализации и обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Актуальность дополнительной общеразвивающейся программы обусловлена тем, что она реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы каксоставляющая государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Значимую роль в летней кампании играют старшеклассники-вожатые. Подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии. Идеи программы неразрывно связаны с положениями современной гуманистической педагогики и психологии, где воспитание творческой и деятельной личности является залогом будущего процветания государства. В современных условиях востребован молодой человек, способный активноучаствовать в жизни своей страны, готовый взять на себя ответственность, обладающий интеллектом, умеющий работать в команде. Особенности современного подростка и условия, в которых работают вожатые, требуют от них знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Для того, чтобы правильно действовать, нужно иметь знания и представления о том, как это делать. Сегодня актуальна организация обучения, способствующего становлению активной жизненной позиции подростков, развитию их лидерских, творческих, коммуникативных навыков и дающего возможность попробовать себя в педагогической деятельности. Не так важно, сколько времени обучающиеся детского творческого объединения «Школа вожатских наук» смогут работать вожатыми в дальнейшем, навыки профессии «Вожатый» пригодятся в любом возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления и т.д. Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания. Пройдя обучение по программе, подростки смогут уверенно работать вожатыми в летних лагерях. Педагогической целесообразностью считаем ценностно-смысловое содержание программы, избранные методы, технологии, формы и средства её реализации, позволяющие полноценно обучать обучающихся вожатскому делу. Знания, получаемые в результате изучения программы, необходимы обучающимся для формирования нравственных ориентиров в жизненном самоопределении. Отличительные особенности: программа способствует формированию отряда вожатых для работы в лагерях дневного пребывания образовательных учреждений, что является выполнением социального заказа учреждения на качественную организацию каникулярного и внеурочного отдыха детей; программа «Школа вожатских наук» реализуется на основе современных педагогических технологий; программа «Школа вожатских наук» способствует социальной адаптации, развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся, организует их социальный досуг и призвана содействовать жизненному самоопределению учащихся. Уровень: стартовый Адресат общеразвивающей программы Набор обучающихся в детское творческое осуществляется без конкурса. Возраст:14-16 лет объединение Количество обучающихся в группе 10-15 человек. Режим занятий Один раз в неделю по 3 часа. Продолжительность одного заняти 40 минут, перерыв10 минут Срок освоения общеразвивающей программы - 1 год. Общеразвивающая программа «Школа вожатских предусматривает индивидуально-групповую, групповую обучения. наук» формы Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер–класс, презентация, конференция, самостоятельная работа, проектная деятельность и др. Формы подведения результатов: беседа, аттестация, самостоятельная работа, мастер-класс, практическое занятие, конкурс, выставка, презентация, самооценивание и др. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы В «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030г.» в главе 5.18 о гражданском обществе есть задача обеспечения работы «социальных лифтов», а именно содействие в продвижении каждого человека на основе его способностей, таланта и потенциала для достижения социального благополучия, поддержка молодежных инициатив. Данной задаче соответствует образовательная деятельность по программе «Школа вожатских наук». Цель программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся, способствующих самоопределению, самопознанию, программированию своего будущего через обучение вожатскому мастерству. Задачи: Обучающиеся получить знания для успешной трудовой деятельности в должности вожатого; формировать вожатские умения и навыки; освоить педагогические технологии, необходимые для вожатого. Развивающиеся развить организаторские и социально - коммуникативные навыки; развить ответственность и творческое отношения к работе с детьми; развить умения работать в команде. Воспитательные воспитывать активную жизненную позицию обучающихся; формировать мотивации к самосовершенствованию, к творческойдеятельности; воспитывать значимые качества вожатого - ответственность, патриотизм, толерантность; воспитывать уважения к результатам личного и коллективного труда. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Содержание и условия реализации общеразвивающей программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся по программе. Система занятий основана на следующих принципах: 1. Принцип доступности – материал дается в доступной для обучающихся форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы; 2. Принцип преемственности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач. 3. Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии; 4. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные ииндивидуальные особенности каждого ребенка. Результатом освоения программы является: имеет представления об эффективном взаимодействии лидера с группой; обладает способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. работает с различными источниками информации; умеет исполнять заданную роль в различных формах организации игрового моделирования. Оценка качества реализации программы является промежуточная и итоговая аттестация. Формы подведения результатов: беседа, аттестация, самостоятельная работа, мастер-класс, практическое занятие, конкурс, выставка, презентация, самооценивание и др.