ОП художественной направленности Палитра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 2 от 31.08.2022 г

Утверждено
Приказом ИО Директора
МКУДО «Дворец творчества»
О.О.Смолиной
№ 217 от 31.08.2022 г

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Палитра»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 3 года

Программу составил и реализует
педагог ДО Рябкова М.А.

Талица
2022г

СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные характеристики программы……………………………………………….

3

1.1Пояснительная записка……………………………………………………………………

3

1.2Цель и задачи программы…………………………………………………………………

3

Учебный (тематический) план первого года обучения……………………………………...

9

Содержание первого года обучения………………………………………………………….

11

Планируемые результаты первого года обучения…………………………………………..

16

Учебный (тематический) план второго года обучения……………………………………

17

Содержание второго года обучения………………………………………………………….

20

Планируемые результаты второго года обучения…………………………………………..

24

Учебный (тематический) план третьего года обучения……………………………………..

26

Содержание третьего года обучения…………………………………………………………

30

Планируемые результаты третьего года обучения………………………………………….

34

2.Организационно - педагогические условия реализации программы…………………39
2.1 Примерный календарный учебный график………………………………………………..39
2.2 Условия реализации программы……………………………………………………………40
2.3 Формы подведения итогов реализации программы……………………………………… 41
2.4 Оценочные материалы……………………………………………………………………… 41
2.5 Нормативные документы………………………………………………………………….. 49
Список литературы……………………………………………………………………………. 50
Аннотация………………………………………………………………………………………. 53

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Программа «Палитра» художественной направленности, ориентирована на
эстетическое, художественное развитие детей среднего и старшего школьного возраста.
Предлагаемая

программа

построена

так,

чтобы

дать

обучающимся

ясные

представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности
является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить
источником самостоятельных творческих поисков.
Художественная

деятельность

на

занятиях

находит

разнообразные

формы

выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению);

декоративная

и

конструктивная

работа;

восприятие

явлений

действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного
творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные
контакты детей с искусством, приобщить их к художественной культуре. В основу
программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение
работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.
На занятиях изостудии дети получат возможность расширить свои знания, овладеть
новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами.
Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить
интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к
искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.
Уровень программы – первый-второй год обучения - «базовый», предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно - тематического направления
программы;
третий год обучения - «базовый+», предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках
содержательно тематического направления программы.
Актуальность настоящей программы в том, что искусство и детская художественная

деятельность рассматриваются в ней не как самоцель, а как мощное средство
формирования отношения ребѐнка к миру и к себе, как средство духовного воспитания.
Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В нее включены
задания, которые выполняются в разных техниках, а также направленные на развитие
аналитического мышления и зрительной памяти.
Новизна программы состоит в том, что ее разделы выстроены так, чтобы дать
обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с
опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого
интеллекта, духовности обучающихся через мастерство. Целый ряд специальных заданий
на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих
в этой области заключается в том, что программа ориентирована на то, чтобы дети
приобрели определѐнные знания по истории и теории изобразительного искусства, а
также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Программа дает
основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной
деятельности и создаѐт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного
развития.
Для

выполнения

творческих

заданий

используются

разнообразные

художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, пастель и др.
При разработке содержания дополнительной общеразвивающей программы
«Путешествие в мир искусства» были изучены материалы следующих программ:
дополнительная общеобразовательная программа «Апрель» (автор И.И. Волобуева),
дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная кисточка» (автор И.Е.
Кациель); дополнительная общеобразовательная программа «Акварель» (автор С.Р.
Нагуманова) и других.
Формы

проведения

занятий

разнообразны:

вводное,

традиционное,

занятие

ознакомления, повторения, практическое, обобщения и контроля. Стимулируют интерес к
обучению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, конкурсов, выставок.
Программа предусматривает выполнение, как индивидуально-фронтальных творческих
работ, так и коллективных. Специальная подготовка для того, чтобы заниматься по
данной программе не требуется, так же не важен пол ребенка и его физическое здоровье,
ведь изобразительное творчество доступно всем без исключения. Группы формируются по

возрастному принципу, так же может учитываться и уровень начальной подготовки. При
необходимости дети могут быть объединены и в разновозрастные группы. Единственным
условием приема в студию является желание ребенка творить и научиться делать это
правильно и грамотно.
О своей деятельности обучающиеся отчитываются в виде выставок на праздниках,
участвуют в районных, областных конкурсах детского творчества.
Работа по программе «Палитра» состоит из трех этапов.
Первый этап – ознакомительный (1 год обучения).
Основная цель: развитие творческих способностей обучающихся через овладение
техническими приемами работы с различными материалами.
Основные задачи:
-познакомить

обучающихся

с

названиями

и

характеристиками

различных

художественных материалов;
-познакомить с историей возникновения живописи и первых графических изображений в
разных странах мира.
-способствовать развитию мелкой моторики рук;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- воспитать бережное отношение к наследию мировой культуры;
Второй этап – развивающий (2-й год обучения).
Основная цель: развитие художественных навыков через знакомство с формой предмета,
его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы
Основные задачи:
- изучить особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- знать разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- изучить основы графики;
- способствовать развитию способностей различать передний и задний план на
плоскостных изображениях;
- способствовать развитию навыка работы с кистью и красками;
- способствовать развитию наблюдательности и образного мышления при рисовании
натюрморта с натуры.
- воспитать уважения к труду окружающих и бережного отношения к результатам
творческой деятельности других обучающихся.
Третий этап – исследовательский (3-й год обучения).

Основная цель: развитие креативности, художественного вкуса обучающихся через
приобретение навыков создания тематической композиции, изображения группы
предметов, логически связанных между собой.
Основные задачи:
-изучить значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и
воздушная перспективы;
-знать различные виды декоративного творчества, основы дизайна;
- познакомить с творчеством мастеров русского и зарубежного искусства разных
направлений искусства.
-изучить правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- способствовать развитию самостоятельности в решении творческих задач;
- способствовать развитию наблюдательности и образного мышления обучающихся;
- способствовать развитию умения выбирать художественные средства и техники
изображения.:
- воспитать бережное отношение к наследию мировой культуры;
- способствовать формированию художественного вкуса обучающихся;
-воспитывать уважения к труду окружающих и бережного отношения к результатам
творческой деятельности других обучающихся.
Возраст обучающихся: возраст детей 12-17 лет. Состав группы постоянный от 6-12
человек. Группы формируются по возрасту (12-13,13-14 и 15-17).
Режим занятий: срок реализации программы – 3 года. Режим занятий в соответствии с
требованиями СанПин 2.4.3648-20
Возраст обучающихся

Кол - во часов в

Кол – во часов в год

неделю
12-13лет

3

105

14-15

3

105

16-17

4

140

1.2 Цель и задачи программы
Цель

программы:

формирование

и

развитие

творческих

способностей

обучающихся, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся.
Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всѐ прекрасное снимут
негативную психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни.
Задачи программы:
Образовательные

познакомить с истоками и этапами развития русской и зарубежной культуры;
 изучить законы и правила рисунка и композиции; приемы и средства выразительности;
принципы построения рисунка, декоративной и станковой композиции;
 сформировать умения грамотно и последовательно вести работу над темой; применять
на

практике

основные

законы

и

правила

рисунка

и

композиции;

проявлять

самостоятельность в выборе материала и техники изображения; применять полученные
навыки графических и живописных приемов; создавать и передавать художественный
образ в рамках поставленной задачи; завершать работу.
Развивающие
 развивать изобразительные способности;
 развивать воображение, пространственного, композиционного и образного мышления; а
также внимательность, наблюдательность и концентрацию внимания;
 способствовать приобретению навыков объяснения и отстаивания своей точки зрения,
грамотного и аргументированного ведения дискуссии;
 развивать зрительную память, наблюдательность, усидчивость, аккуратность;
 научить последовательности работы, компоновать, находить цветовое решение,
цветовую гамму и довести работу до завершенности;
 развивать коммуникативные навыки, навыки поведения в социуме.
Воспитательные:
 мотивировать обучающегося к познанию и осмыслению окружающего мира;
 развивать творческий потенциал обучающихся посредством использования различных
приемов обучения (с натуры, по памяти, по представлению);
 создавать художественный образ, передавая свое отношение к изображаемой
действительности;  формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству;


воспитывать

нравственные

качества

по

отношению

(доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены
следующие основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись);
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
- декоративная работа;
- беседы об искусстве;
- экскурсии в музей.

к

окружающим


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».