МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 2 от 31.08.2022г Утверждено Приказом ИО Директора МКУДО «Дворец творчества» О.О. Смолина № 217 от 31.08.2022 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мягкая игрушка» Возраст обучающихся: 7- 12 лет Срок реализации: 3 года Программу составил и реализует педагог ДО Романова Е.П. Талица 2022г Содержание. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: пояснительная записка…………………………………………………… 3 учебный (тематический) план 1 год обучения…………………………..12 содержание программы 1 года обучения ………………………………17 планируемые результаты 1 года обучения ……………………………..24 учебный (тематический) план 2 год обучения…………………………..26 содержание программы 2 года обучения ……………………………….36 планируемые результаты 2 года обучения ……………………………..40 учебный (тематический) план 3 год обучения…………………………..42 содержание программы 3 года обучения ……………………………….47 планируемые результаты 3 года обучения ……………………………..51 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»: календарный учебный график……………………………….....................53 условия реализации программы…………………………………………..54 оценочные материалы……………………………………………………..55 методические материалы………………………………………………….62 список литературы…………………………………………………………65 Приложения………………………………………………………………...69 Аннотация…………………………………………………………………..94 Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: Пояснительная записка Мягкая игрушка - прекрасное древнее и нестареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Мягкая игрушка, как любой предмет прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется, поэтому на этих занятиях есть возможность проявить творчество каждому. Игрушка всегда сопутствовала человеку – она является одним из самых давних видов декоративно – прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Лучшие традиции швейной игрушки из ткани и меха живут и развиваются в самодельной игрушке. На занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мягкая игрушка» обучающиеся пробуют свои силы в разных видах мягкой игрушки (плоская, полуобъемная, объемная) учитывая современные тенденции. При изготовлении мягкой игрушки дети знакомятся с видами ткани и их особенностями, приобретают навыки шитья и выкраивания деталей из ткани. Учатся оформлять и украшать свои работы. Все это поможет ребенку быть успешным на уроках технологии в школе и в домашнем творчестве. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Программа составлена на основе программ: «Мастерская мягкой игрушки» Головко Л.А., «Мягкая игрушка и сувенир» Скакуновой В.В., «Мягкая игрушка» Гунбининой Д.И. Направленность программы – художественная. Актуальность программы: Программа направленна на формирование у ребенка способности воспринимать прекрасное в искусстве и творчестве, на развитие творческого мышления, воспитание любви к труду, на формирование представления о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями. Педагогическая целесообразность. Реализация данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития творческих способностей учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств, поэтому целесообразно применение наглядных и практических методов. Новизна данной программы заключается в том, что материал дается на дидактических принципах педагогики, где используется авторский подход при создании каждой модели игрушки, где обучающиеся активно включаются в процесс создания своих игрушек, это располагает к формированию творчества и конструкторских умений каждого ребенка. Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и составлена с учетом возможности самостоятельного выбора обучающимся наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него. Форма обучения – очная. Характеристика образовательного процесса Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся в возрасте 7 – 12 лет. Состав группы 6-10 чел. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребѐнка. Допускается формирование смешанных групп (девочки и мальчики). Запись в объединение осуществляется по желанию детей. Ребенок, владеющий навыками работы с тканями и швейной иглой, имеющий представление о форме, объеме и цвете по результатам входной аттестации может быть зачислен на 2 год обучения. Методика работы с обучающимися предполагает развитие способностей детей к выполнению работ с нарастающей степенью сложностей. Срок освоения программы: программа рассчитана на 3 года обучения. Объѐм программы -174 часа; 1 год - стартовый уровень-34 часа, 2 годбазовый уровень - 70 часов, 3 год – продвинутый -70 часов. Данное количество часов в программе оптимально (достаточно) для овладения навыками изготовления плоской, полуобъемной и объемной игрушки из различных видов ткани. Продолжительность учебного часа, согласно Прил. 3 СанПин 2.4.3648-20, 40 мин., перерыв –10 мин. № Уровни Год обучения Уровень освоения программы реализации программы 1 Стартовый 1 год обучения Общее представление о мягкой игрушке, как виде декоративно-прикладного творчества. Ознакомление с техникой изготовления мягкой игрушки и выполнение несложных изделий. 2 Базовый 2 год обучения Знакомство с новыми видами материалов и особенности их фурнитуры, обработки. Изготовление более сложных игрушек из ткани и меха с применением разнообразных материалов и фурнитуры. Продвинутый 3 3 год обучения Изготовление более сложных игрушек из ткани и меха с применением разнообразных материалов и фурнитуры по образцу и собственному замыслу. Форма обучения очная. В случаях эпидемии, режима самоизоляции и карантина, морозных дней учащимся предлагается возможность обучатся по программе дистанционно. Виды занятий – фронтальная беседа, тестирование, практические работы, выполнение самостоятельной работы, творческие конкурсы, выставочный просмотр, тематические выставки, экскурсии, мастер-класс, открытое занятие. Цель программы: развитие творческих способностей детей в процессе создания различных видов мягкой игрушки, приобщения обучающихся к традициям русского народного творчества. Задачи программы: Образовательные: -обучить основам кройки и шитья мягких игрушек из ткани и меха; -научить основам материаловедения и цветоведения; -научить приемам безопасной работы; -научить творчески использовать полученные умения и практические навыки. -формировать у детей навыки ручного труда; -расшить знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов; Развивающие: -развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал; -обучить приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; -предоставить обучающимся возможности лично саморазвиваться; Воспитательные: -воспитать трудолюбие, аккуратность, -формировать активность и самостоятельность, - формировать культуру общения, умения работать в коллективе. - формировать навыки здорового образа жизни Ожидаемые результаты: личностные результаты - проявление познавательного интереса к творческой деятельности, взаимодействие со активное сверстниками включение на в принципах общение и уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей; метапредметные - научатся планировать работу и видеть ее конечный результат; -научатся выбирать правильный ответ из вариантов; научатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя); -будут уметь выступать с небольшими сообщениями перед группой сверстников. -будут уметь слаженно работать в коллективе; - будут уметь искать информацию из различных источников; - смогут подготовить свои работы для выставки и объективно оценивать их качество; -будут уметь выступать перед коллективом, участвовать в проектно-исследовательской деятельности; предметные - готовить рабочее место и соблюдать правила при работе с швейными инструментами; умение работать с текстильными материалами: размечать, разрезать ножницами, сгибать, применять ручные и машинные швы в соответствии с планируемым результатом; умения работать с различными инструментами и соблюдать технику безопасности; освоение различных способов деятельности, строго соблюдая безопасность работы; знать способы использования материалов; знать технологию кройки и пошива мягких игрушек, уметь выполнять работу аккуратно, качественно, соблюдая этапы изготовления поделки; учиться оценивать результат своей работы; учиться использовать приобретѐнный опыт в практической деятельности и в повседневной жизни. В процессе обучения дети знакомятся: -с предметом труда-используемым материалом; -с орудиями труда-используемыми инструментами; -с деятельностью человека в труде-умением выполнять необходимые операции определѐнными инструментами. Содержание и материал программы «Мягкая игрушка» нацелены на «стартовый, базовый и продвинутый уровни» сложности. «Стартовый уровень» общедоступных минимальную и предполагает универсальных сложность использование форм предполагаемого и организации для освоения реализацию материала, содержания программы. «Базовый уровень» предполагает закрепление определенных знаний, умений, полученных обучающимися за 1 год обучения, дальнейшее развитие интереса к области декоративно-прикладного творчества за счет усложнения и новизны материала, раскрытие индивидуальных способностей детей. «Продвинутый уровень» предполагает закрепление определенных знаний, умений, полученных обучающимися за 2 год обучения, дальнейшее развитие интереса к области декоративно-прикладного творчества за счет усложнения и новизны материала, раскрытие индивидуальных способностей детей, способность применить полученные знания и умения в дальнейшем.