МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 2 от 31.08.2022г Утверждено Приказом ИО Директора МКУДО «Дворец творчества» О.О. Смолиной № 217 от 31.08.2022 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Сундучок идей» Возраст обучающихся 7-9 лет Срок обучения – 3 года Программу составила и реализует: Педагог ДО Багина Л. В. Талица 2022г Содержание 1.Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка…..……..……………………………………...…....3 1.2. Учебный (тематический) план 1-го года обучения (68 ч) ………………7 1.3. Содержание программы 1-го года обучения (68 ч) ……..………………..13 1.4. Планируемый результат 1-ого года обучения…………………………….16 1.5. Учебный (тематический) план 2-го года обучения (70 ч)…..................17 1.6. Содержание программы 2-го года обучения (70 ч) …….…….................23 1.7. Планируемый результат 2-ого года обучения…………………………….26 1.8. Учебный (тематический) план 3-го года обучения (70 ч) …….………..28 1.9. Содержание программы 3-го года обучения (70 ч)………..……...….…33 1.10. Планируемый результат 3-ого года обучения…………………………...36 2.Организационно-педагогические условия реализации программы: 2.1. Планируемые результаты…………………………………..………………37 2.2. Примерный календарный учебный график………………………………..39 2.3. Условия реализации программы……………………...……........................39 2.4. Формы аттестации…………………………………………………………. 40 2.5. Педагогический мониторинг……………………………...…..……….…..43 2.5. Аннотация к программе……………………………….………………..….47 Нормативно-правовое обеспечение……………………….………………....…49 Список используемой литературы………………………………………….…..50 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сундучок идей» художественной направленности составлена с опорой на нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании, но и в духовнонравственном становлении, приобщении к истокам и традициям его Родины. Ребѐнок не готовится жить – он живѐт, а каким он вырастет – трудолюбивым или нет – во многом зависит от окружающей его среды. Ребѐнку от природы даны все эстетические, творческие интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтобы с годами огонѐк разгорался всѐ ярче и ярче. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Возможность научиться изготавливать сувениры собственными руками позволяет правильно оценивать и уважать как собственный труд, так и чужой, что очень важно для обучающихся по программе «Сундучок идей». Актуальность данной программы определяется тем, что в последние годы у обучающихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Данная программа предоставляет возможность в полной мере реализовать обучающимся все свои творческие способности и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни. В наше время покупка качественных сувениров в магазине дорогостоящая - вещь. Поэтому хорошей альтернативой такой дорогой покупке является изготовление сувениров в подарок своими руками. Сувениры ручной работы очень высоко ценятся, оригинальны и дороги сердцу близких людей, поскольку сделаны с душой и старанием. Новизна программы «Сундучок идей» определяется тем, что она интегрирована по видам деятельности, так как включает в себе изучение нескольких различных видов декоративно-прикладного искусства. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса организации дополнительного образования является художественно- эстетическое развитие обучающихся. Залог эффективности решения этой задачи заключается в тесном взаимодействии двух образовательных систем: основного и дополнительного. Главной задачей этих систем является воспитание всестороннее развитой, гармоничной личности. В связи с этим особую важность приобретают общеразвивающие программы, формирующие духовность подрастающего поколения и способствующие формированию устойчивой нравственной позиции, высокой внутренней культуры личности, а также еѐ социальной адаптации в условиях современной жизни. Достижение поставленных задач предполагает решение многих проблем: выявление, раскрытие и развитие всех заложенных в ребѐнке творческих способностей. Эти задачи развивают образное видение и творческое мышление, формируют и укрепляют качества личности: терпение, целеустремлѐнности, трудолюбие, стремление к совершенству, творческому росту. Они пробуждают интерес у обучающихся к процессу создания подарков своими руками. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях. Повышается уровень внутренней культуры личности и еѐ гармонизации в целом. Такой программой разработанная на основе может быть программы программа «Когда мы «Сундучок идей», творим чудеса» А.А.Киселѐвой. Цель программы: развитие образного мышления, фантазии, творческого воображения. Основные задачи программы: 1.Образовательные: Формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству. Научить приѐмам составления композиций в различных материалах и техниках. Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов ДПИ. 2.Развивающие: Развивать самостоятельность и творческие способности в процессе принятия решений и выполнения практических задач; формировать и развивать способы организации проектной деятельности; развивать желание совершенствования в данном направлении; развивать творческое мышление, моделировать и создавать оригинальные сувениры. 3.Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, художественную инициативу; воспитывать нравственные качества личности: ответственности, трудолюбия и подготовка к осознанному выбору профессии. Цель и задачи 1 года обучения: Цель: развитие образного мышления обучающихся при работе с бумагой и творческого воображения при изготовлении игрушки в разной технике и материале. Развитие эстетического вкуса и эмоционально-чувствительного отношения обучающихся к предметам. 1.Образовательные: - познакомить обучающихся с историей развития и современными направлениями декоративно-прикладного творчества; 2.Развивающие: - развивать способность видеть и понимать прекрасное. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок. 3.Воспитательные: - учить умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Цель и задачи 2 года обучения: Цель: развитие творческого мышления, а также раскрытия их потенциальных творческих способностей. развитие эстетического восприятия, воображения и эмоционально-чувствительного отношения обучающегося к предметам через работу с разными материалами. Развитие творческого мышления, а также раскрытия их потенциальных творческих способностей. 1.Образовательные: - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; 2.Развивающие: - развивать способности самостоятельно искать и использовать информацию; планировать свою деятельность; определять проблемы и их причины, содержать в порядке своѐ рабочее место; развивать внимание, память, фантазию, воображение и художественное видение. 3.Воспитательные: - воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помощь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой. Воспитывать усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе. Цель и задачи 3 года обучения: Цель: развитие творческих способностей и возможностей развития личностных качеств обучающихся, средствами декоративно-прикладного искусства. 1.Образовательные: - научить технологиям разных видов рукоделия. 2.Развивающие: - развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. 3.Воспитательные: - воспитывать эстетический вкус и совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда. Адресат программы: обучающиеся 7-9 лет. Состав группы 8-12 человек Срок реализации программы и режим занятий. 1 год обучения- 68 часов, 1 раз в неделю по 2 часа. 2 год обучения – 70 часа, 1 раз в неделю по 2 часа. 3 год обучения – 70 часа, 1 раз в неделю 2 часа. Уровни обучения детей по программе: 1-ый год обучения – стартовый уровень 2-ой год обучения – базовый уровень 3-ий год обучения – продвинутый уровень