Рабочая программа Палитра Рябкова М.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Палитра» разработана на основе дополнительной
общеразвивающей программы «Палитра», которая ставит своей целью создание
условий для развития личностного творческого потенциала ребенка и формирование
его духовности и эстетической культуры. Интерес к искусству и эмоциональная
отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку,
получаемую в школе и повседневной жизни. Адресована обучающимся 12-17 лет и
рассчитана на 3 года обучения.
В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети:
11-12 лет, 1-й год обучения, общий объем часов – 105.
12-13 лет, 2-й год обучения, общий объем часов – 105.
13-14 лет, 3-ий год обучения, общий объем часов – 105.
Количество групп 1-го года обучения – 1.
Количество групп 2-го года обучения – 1.
Количество групп 3-го года обучения – 2.
Количество обучающихся в группе – 1кл. (Талица) - 9 человек,
2 кл. (Талица) -12 человек, 3 кл. (Талица)- 6 человек, 3 кл. (Троицкий) - 10 человек.
Занятия в группе 1 – го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 3 часа, 2-го
года обучения 1 раз в неделю по 3 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные.
В соответствии с программой каждое занятие:
первый год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и практической
части (83 часов в год)
второй год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и практической
части (83 часов в год)
третий год обучения состоит из теоретической части (15 часов в год) и практической
части (90 часов в год)

Формы обучения:
•
теоретические - рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, демонстрация
педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения
обучающихся, экскурсии.
•
практические - выполнение заданий, овладение приемами работы,
приобретение навыков.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
тестирование, выставки.
Промежуточная аттестация проводится
в
период:
21.10.2024 - 25.10.2024, 23.12.2024 - 28.12.2024, 17.03.2025 - 21.03.2025.
Итоговая аттестация проводится в период 19.05.2025-24.05.2025.
Планируемые результаты первого года.
Личностные результаты:
- освоение древних корней искусства своего народа и народов мира;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям,
культуре России и другого народа, готовности достигать взаимопонимания при
обсуждении спорных вопросов;
- формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства,
готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
Метапредметные результаты:
- научиться классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных
искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям
(конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять
пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям;
познакомиться с художественными материалами и их выразительными
возможностями.
-определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов
искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и
возможности), излагать свое мнение в диалоге.
-осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо

учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда
выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в учебной
ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в диалоге,
корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей);
- осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивать новые
социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека.
- осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию;
адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и
многообразие взглядов на него.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании
материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей России;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных
представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать
на основе произведений искусства морально-нравственную позицию
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать
своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
- различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой,
исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла.

Календарный (тематический) план
Год обучения – первый
Группа (класс) -1 (Талица) «Путешествие в мир искусства»
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным директором.
План
№ раздела
(блока,
темы) в
соответстви
ис
программой
учебного
предмета
(занятия)

Дата

Коррекция

Название раздела,
темы

Форма
занятий

Кол-во
часов

Форма
контроля

1

02.09.2024

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО.

Вводное
занятие

3

Фронтальная
беседа.

2.1

09.09.2024

«Мировое древо»

Ознаком
ительное

3

Беседа.
Наблюдение

2.2

16.09.2024

«Мировое древо»

Тематиче
ское

3

Наблюдение

3

Областная
выставка
работ
«#ВместеЯрч
е»

3

Беседа,
наблюдение

16.1

16.2

16.3

23.09.2024

30.09.2024

07.10.2024

«Энергосберегающая
шкатулка», «Экология и
энергосбережение»,
«Управляя энергией»
(композиция на заданную
тему)
«Осенние чудеса
природы»
(пейзаж, натюрморт,
портрет на осеннюю тему
по выбору)

Занятиеимпровиз
ация

«Осенние чудеса
природы» (пейзаж,
натюрморт, портрет на
осеннюю тему по выбору)

Занятие
по
памяти

Занятие
по
памяти

3

Районная
выставка
«Осенние
чудеса
природы»

Дата

Название
раздела,
темы

Форма
занятий

Количест
во часов

Форм
а
контр
оля

3.1

3.2

4.1

4.2

14.10.2024

«Тайны Египта»
Рельеф (лепка)

21.10.2024

«Тайны Египта»
Рельеф (лепка)

11.11.2024

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО. «Мифы
Древней Греции»
(композиция)

18.11.2024

«Мифы Древней Греции»
(композиция)

Ознаком
ительное
Тематиче
ское

Промежуто
чная
аттестация

Ознаком
ительное

Беседа
Наблюдение

Тематиче
ское

4.3

25.11.2024

«Храмы Греции»

Ознаком
ительное

4.4

02.12.2024

«Храмы Греции»

Тематиче
ское

5.1

5.2

6.1

09.12.2024

16.12.2024

23.12.2024

Хроматическая
композиция с
изображением
человеческой фигуры
Хроматическая
композиция с
изображением
человеческой фигуры
Оригинальная
ахроматическая
композиция по
представлению
(«Китайский храм», «Закат
солнца», «Морской
пейзаж», «Китайский
дракон» и т.д.)

3

Беседа
Наблюдение

Ознаком
ительное
Тематиче
ское

3

Наблюдение
3

Наблюдение
3

1,5

Наблюдение

1,5

Беседа.
Наблюдение
Наблюдение

3

Ознаком
ительное

Беседа.
Наблюдение
3

6.2

7.1

7.2

13.01.2025

20.01.2025

27.01.2025

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО.
Оригинальная
ахроматическая
композиция по
представлению
(«Китайский храм», «Закат
солнца», «Морской
пейзаж», «Китайский
дракон» и т.д.)
Оригинальная
иллюстрация
по
выбранному хокку (хайку)
или танка (композиция)
Оригинальная
иллюстрация
по
выбранному хокку (хайку)
или танка (композиция)
«Индийское
сари»
(композиция с элементами
ДПИ)

Тематиче
ское

Промежуто
чная
аттестация

Ознаком
ительное

3

Тематиче
ское

3

Наблюдение

Ознаком
ительное

3

Беседа.
Наблюдение

Тематиче
ское

3

Наблюдение

3

Наблюдение

3

Наблюдение

3

Беседа.
Наблюдение

3

Наблюдение

3

Беседа.
Наблюдение

8.1

03.02.2025

8.2

10.02.2025

9.1

17.02.2025

9.2

24.02.2025

Иллюстрации к сказкам
братьев Гримм
(композиция)

Занятиеимпровиз
ация
Занятиеимпровиз
ация

10.1

03.03.2025

«Фламенко» (композиция)

Ознаком
ительное

10.2

10.03.2025

«Фламенко» (композиция)

11.1

17.03.2025

Иллюстрации к сказкам
Ш.Перро (композиция)

«Индийское
сари»
(композиция с элементами
ДПИ)
Иллюстрации к сказкам
братьев
Гримм
(композиция)

3

Тематиче
ское
Ознаком
ительное

Беседа.
Наблюдение

Тематиче
ское

31.03.2025

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО.
Иллюстрации к сказкам
Ш.Перро (композиция)

12.1

07.04.2025

«Сказочный мир Англии»
(композиция)

12.2

14.04.2025

«Сказочный мир Англии»
(композиция)

13.1

21.04.2025

«Корабли и море»

Занятиеимпровиз
ация
Ознаком
ительное

«Корабли и море»

Тематиче
ское

3

Наблюдение

Ознаком
ительное

3

Беседа.Набл
юдение

Тематиче
ское

3

Наблюдение

3

Итоговая
выставка
творческих
работ

11.2

13.2

14.1

14.2

15.1

15.2
17

28.04.2025

05.05.2025

12.05.2025

19.05.2025

26.05.2025

«Мы в стране индейцев».
Хроматическая
композиция с
изображением людей
«Мы в стране индейцев».
Хроматическая
композиция с
изображением людей
Декоративный пейзаж
(«На берегу», «Закат
солнца», «Морской
пейзаж», «Саванна» и
т.д.)
Декоративный пейзаж
(«На берегу», «Закат
солнца», «Морской
пейзаж», «Саванна» и т.д.)
Итоговое занятие

Занятиеимпровиз
ация

Занятиеимпровиз
ация
Занятиеимпровиз
ация
Итого

04.11.2024 – праздничный нерабочий день.

3

Наблюдение

3

Наблюдение

3

Наблюдение
Беседа.

3
Наблюдение

Итоговая
выставка
3

102

2 год обучения. «Россия от истоков»
Цель: создание условий для развития художественных навыков через
знакомство с формой предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать
узор с учетом украшаемой формы
Задачи.
Обучающие (образовательные (предметные):
• формировать навыки построения композиции;
• обучать приемам создания эскизов, выбору рисунка схем. изучить
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
• знакомить с разнообразием выразительных средств: цвет, свет, линия,
композиция, ритм;
• обучать основам графики.
Развивающие (метапредметные):
• развивать способности различать передний и задний план на
плоскостных изображениях;
• развивать навык работы с кистью и красками;
• развивать наблюдательность и образное мышление при рисовании
натюрморта с натуры.
• Воспитательные (личностные):
•

воспитывать уважения к труду окружающих и бережного отношения к
результатам творческой деятельности других обучающихся;

• воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело
до конца.

Планируемые результаты второго года обучения.
Личностные результаты:
- сформированность патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину,
многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего
народа;
сформированность бережного отношения к рукотворным памятникам старины,
к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами
России, ответственными за сохранение народных художественных традиций,
спасение культурных ценностей;
- сформированность ответственного отношения к обучению и познанию
искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- развитие эстетической потребности в изучении народного декоративноприкладного

искусства,

творческих

способностей,

наблюдательности,

зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного
отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков
в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
-определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение
видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные
средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге.
-осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо
учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью
(команда выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в
учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в
диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих
товарищей);
- осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную
ситуацию;

адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность
мира и многообразие взглядов на него.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;
- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды,
объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали
интерьера);
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и
проектированием вещной среды;
- выстраивать декоративные композиции;
- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства;
- владеть навыками работы в конкретном материале.

Календарный (тематический) план
Год обучения – 2
Группа (класс) – 2 (Талица)
«Россия от истоков»
№
п/п

План

Дата

1

02.09.2024

2.1

09.09.2024

2.2
16.1

16.09.2024
23.09.2024

16.2

30.09.2024

16.3

07.10.2024

Название темы

Форма
занятий

Вводное занятие.
Вводное
Цель и задачи второго года занятие
обучения. Режим работы.
Правила техники
безопасности. Инструменты
и материалы, необходимые
для работы. Организация
рабочего места.
«Боги древних славян»
Ознакомитель
ное
«Боги древних славян»
Тематическое
«Энергосберегающая
Занятиешкатулка», «Экология и
импровизация
энергосбережение»,
«Управляя энергией»
(композиция на заданную
тему)
«Осенние чудеса природы» Занятие по
(пейзаж, натюрморт,
памяти
портрет на осеннюю тему
по выбору)
«Осенние чудеса природы» Занятие по
(пейзаж, натюрморт,
памяти
портрет на осеннюю тему
по выбору)

Коррекция

Количе Формы
ство
Аттестации
часов
и контроля

3

Фронтальная
беседа.

3
3
3

Беседа.
Наблюдение
Наблюдение
Областная
выставка работ
«#ВместеЯрче»

3

Беседа,
наблюдение

3

Районная
выставка
«Осенние чудеса
природы»

Дата

Название темы Форма занятий

Количество Формы
часов
Аттестации
и контроля

2.3

14.10.2024

«Легенды о русалке»

Ознакомитель 3
ное
Тематическое 3

2.4

21.10.2024

«Легенды о русалке»

3.1

11.11.2024

Ознакомитель 3
ное

3.2

18.11.2024

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО. «Наличники
на окна» (Полкан,
Лев,Сирин и т.д)
«Наличники на окна»
(Полкан, Лев,Сирин и т.д)

Беседа.
Наблюдение
Промежуточная
аттестация
Беседа.
Наблюдение

Тематическое 3

Наблюдение

4.1

25.11.2024

«Русская изба»

4.2

02.12.2024

«Русская изба»

Ознакомитель 3
ное
Тематическое 3

5.1

09.12.2024

5.2

16.12.2024

6.1

23.12.2024

«Прогулка
по
улочкам
древнего города»
«Прогулка по улочкам
древнего города»
Лубок

Беседа.
Наблюдение
Промежуточная
аттестация
Беседа.
Наблюдение
Беседа.
Наблюдение
Наблюдение

6.2

13.01.2025

7.1

20.01.2025

7.2

27.01.2025

8.1

03.02.2025

8.2

10.02.2025

Ознакомитель 3
ное
Тематическое 3

Занятие –
3
импровизация
Инструктаж по ТБ и ОТ на
Занятие –
занятиях ИЗО. Лубок
импровизация
Натюрморт
по Занятие по
представлению («В избе»,
памяти
«Праздники»,
«Завтрак»,
«Вечер», и т.д.)
Натюрморт
по Занятие по
представлению («В избе», памяти
«Праздники»,
«Завтрак»,
«Вечер», и т.д.)
Оригинальная иллюстрация
Занятие –
по
выбранному импровизация
произведению В. Васнецова
«Древняя Москва»
Оригинальная иллюстрация
Занятие –
по
выбранному импровизация
произведению В. Васнецова
«Древняя Москва»

3
3

Промежуточная
аттестация
Беседа.Наблюден
ие.

3

Наблюдение.

3

Беседа.Наблюден
ие.

3

Наблюдение

9.1

17.02.2025

9.2

24.02.2025

10.1

03.03.2025

«Храм
Василия
Блаженного» (бумагопл)
«Храм
Василия
Блаженного»
(бумагопластика)
Экслибрис (графика)

10.2
11.1

10.03.2025
17.03.2025

Экслибрис (графика)
«На балу» (композиция)

11.2

31.03.2025

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО. «На балу»
(композиция)

12.1

07.04.2025

12.2

14.04.2025

13.1

21.04.2025

13.2

28.04.2025

14.1

05.05.2025

14.2

12.05.2025

15.1

19.05.2025

15.2
16

26.05.2025

«Портрет девушки в
национальном костюме»
(портрет)
«Портрет девушки в
национальном костюме»
(портрет)
Декоративный натюрморт с
предметами декоративного
творчества Урала (композ)
Декоративный натюрморт с
предметами декоративного
творчества Урала (композ)
Ромбокс «Театр – интерьер
и экстерьер»
Ромбокс «Театр – интерьер
и экстерьер»
«Девушка в наряде 18 века»
(портрет)
«Девушка в наряде 18 века»
(портрет) Итоговое занятие

Итого:

Ознакомитель
ное
Тематическое

3

Ознакомитель
ное
Тематическое
Занятие –
импровизация
Занятие –
импровизация

3

Занятие с
натуры

3

Беседа.Наблюден
ие.

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

Занятие с
натуры

3

Беседа.Наблюден
ие.

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

Занятие –
импровизация
Занятие –
импровизация
Ознакомитель
ное занятие
Тематическое
занятие

3

Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение

3

3
3
3

3
3
3

102

Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение.
Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение
Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение

Беседа.Наблюден
ие.
Выставка работ

04.11.2024 –
праздничный нерабочий
день.

Третий год обучения «Эпохи и стили в изобразительном искусстве».
Цель: создание условий для приобретения навыков создания тематической
композиции, изображения группы предметов, логически связанных между
собой.
Задачи:
Обучающие: (образовательные (предметные):
•
закрепить значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт,
линейная и воздушная перспективы;
•
знакомить с различными видами декоративного творчества, основы
дизайна;
•
знакомить с творчеством мастеров русского и зарубежного искусства
разных направлений искусства.
•
изучить правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Развивающие (метапредметные):
•
развивать самостоятельность в решении творческих задач;
•
развивать наблюдательность и образное мышление;
•
развивать умение выбирать художественные средства и техники
изображения.
• развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Воспитательные (личностные):
• воспитывать бережное отношения к наследию мировой культуры;
• формировать культуру взаимоотношений;
• формировать художественный вкус.
Планируемые результаты третьего года обучения
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и
способности

вести диалог

с другими

людьми

и

достигать в нем

взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

нравственных

чувств

на
и

основе

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;
-

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со
сверстниками,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

творческой

деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы
эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и
кино);

-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках.
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и
оценки
произведений искусств; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Обучающийся научится:
- понимать место и значение изобразительного искусства в жизни человека и
общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь
представления о многообразии образных языков искусства и особенностях
видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного
изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь
представление
об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории
искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в
жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном
искусстве;

- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре
великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива),
особенности ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их
значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими
материалами (гелиевая ручка, соус, сангина, пастель);
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать
общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными
правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с
натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведению искусства;
- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира,
следовательно, и способов его изображения;
- знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и
ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и
библейская темы в искусстве);
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа
этой работы, роль эскизов и этюдов;
- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о

композиционном построении произведения, роли формата, выразительном
значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении
каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в
творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении
значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении
человеком своего бытия и красоты мира;
- знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в
создании культурного контекста;
- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех
жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в
картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в
живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной
иллюстрации;
- понимать особую культуростроительную роль русской тематической
картины XIX—XX столетий;
- иметь представление об историческом художественном процессе, о
содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о
существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой
индивидуальности художника;
- иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном
художественными событиями пути российского и мирового изобразительного
искусства в XX веке;
- получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры
человека с натуры и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном
возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения
окружающей

ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия
реальности;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами
художественной культуры; получить творческий опыт в построении
тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной
теме и поиски способа ее выражения.

Календарный (тематический) план.
Третий год обучения.
Группа (класс) 3 (Талица)
«Эпохи и стили в изобразительном искусстве»
№п/
п

1
1.

План
Дата

02.09.2024

09.09.2024
2
2.1
3 16.09.2024
2.2
23.09.2024
4
2.3

5
2.4

30.09.2024

6
3.1

07.10.2024

7
3.2

14.10.2024

Название темы

Форма
занятий

Вводное
Вводное занятие.
занятие
Цель и задачи третьего
года обучения. Режим
работы. Правила техники
безопасности.
Инструменты и
материалы, необходимые
для работы. Организация
рабочего места.
«Натюрморт с античной
Занятие с
капителью»
натуры
Занятие с
«Натюрморт с античной
натуры
капителью»
«Парадный зал дворца 18 Занятие по
века с учетом
памяти
перспективы» (рисунок)
«Парадный зал дворца 18 Занятие по
века с учетом
памяти
перспективы» (рисунок)
«Царство чувств»
Занятие(композиция)
импровизация

«Царство чувств»
(композиция)

Занятиеимпровизация

Коррекция
Кол-во
часов

Формы
аттестации и
контроля

3

3
3

Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение

3

Беседа.Наблюден
ие.

3

Наблюдение

3

Наблюдение

3

Наблюдение

Дата

Название Форма
темы занятий

Количество
Формы
часов аттестации
контроля

8
4.1

21.10.2024

Натюрморт в холодной
гамме

Занятие с
натуры

3

9
4.2

11.11.2024

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО. Натюрморт

Занятие с
натуры

3

10
4.3

18.11.2024

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

11
4.4

25.11.2024

Натюрморт в теплой
гамме

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

12
5.1

02.12.2024

Натюрморт в теплой
гамме стилизация

Занятие с
натуры

3

Беседа.
Наблюдение.

13
5.2

09.12.2024

Натюрморт в теплой
гамме стилизация

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

14
6.1

16.12.2024

«Переплет окна»

Занятиеимпровизация

3

Беседа.
Наблюдение.

15
6.2

23.12.2024

«Переплет окна»

Занятиеимпровизация

3

16
7.1

13.01.2025

Инструктаж по ТБ и ОТ Тематическое
на занятиях ИЗО.
Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане

Наблюдение
Текущая
аттестация.
Беседа.
Наблюдение.

в холодной гамме
Натюрморт в теплой
гамме

3

Текущая
аттестация.
Выставка «Наши
первые успехи»
Наблюдение

03.03.2025

Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане
Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане
Композиция по
выбранному
направлению
Композиция по
выбранному
направлению
Композиция на тему
«Рождение ткани»
Композиция на тему
«Рождение ткани»
Стенгазета

10.03.2025

Стенгазета

Тематическое

3

17.03.2025

Эскизы оформления стен
Занятие(художественная школа, импровизация
кинотеатр, детский сад,
консерватория и т.д.)
Инструктаж по ТБ и ОТ на
Занятиезанятиях ИЗО.
импровизация
Зентангл. «Орнамент в
круге»
Проектирование
Занятиеинтерьера.
импровизация
«Дизайн своей комнаты»
(композиция)
Проектирование
Занятиеинтерьера.
импровизация

3

Беседа.Наблюден
ие.

3

Наблюдение

3

Беседа.Наблюден
ие.

3

Наблюдение

17
7.2

20.01.2025

18
7.3

27.01.2025

19
8.1

03.02.2025

20
8.2

10.02.2025

21
9.1
22
9.2
23
10.1
24
10.2
25
11.1

17.02.2025
24.02.2025

31.03.2025
26
11.2

07.04.2025
27
12.1

14.04.2025
28
12.2

Тематическое

3

Наблюдение

Тематическое

3

Наблюдение

Занятиеимпровизация

3

Беседа.Наблюден
ие.

Занятиеимпровизация

3

Наблюдение

Занятиеимпровизация
Занятиеимпровизация
Тематическое

3

Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение

3
3

Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение

21.04.2025
29
13.1

28.04.2025
30
13.2

05.05.2025
31
13.1
12.05.2025
32
14.2
19.05.2025
33
15.1

26.05.2025
34
15.2
16.

«Дизайн своей
комнаты» (композиция)
Проектирование
комплекта одежды для
выхода (по выбору)
(композиция)
Проектирование
комплекта одежды для
выхода (по выбору)
(композиция)
«Мир кино»
(композиция)
«Мир кино»
(композиция)
Игровые программы,
конкурсы, выставки по
темам года и
Положениям районных,
областных,
Всероссийских и
Международных
конкурсов.
Игровые программы,
конкурсы, выставки по
темам года и
Положениям районных,
областных,
Всероссийских и
Международных
конкурсов. Итоговое
занятие.

Занятиеимпровизация

3

Беседа.Наблюден
ие.

Занятиеимпровизация

3

Наблюдение

Тематическое

3

Тематическое

3

Беседа.
Наблюдение.
Наблюдение

Тематическое

3

Выставка работ

Итоговое

3

Итоговая выставка
творческих работ

04.11.2024 –
праздничный
нерабочий день.

Календарный (тематический) план.
Третий год обучения.
Группа (класс) 3 (Троицкий)
«Эпохи и стили в изобразительном искусстве»
№п/
п

1
1.

План
Дата

07.09.2024

14.09.2024
2
2.1
3 21.09.2024
2.2
28.09.2024
4
2.3

5
2.4

05.10.2024

6
3.1

12.10.2024

Название темы

Форма
занятий

Вводное
Вводное занятие.
занятие
Цель и задачи третьего
года обучения. Режим
работы. Правила техники
безопасности.
Инструменты и
материалы, необходимые
для работы. Организация
рабочего места.
«Натюрморт с античной
Занятие с
капителью»
натуры
Занятие с
«Натюрморт с античной
натуры
капителью»
«Парадный зал дворца 18 Занятие по
века с учетом
памяти
перспективы» (рисунок)
«Парадный зал дворца 18 Занятие по
века с учетом
памяти
перспективы» (рисунок)
«Царство чувств»
Занятие(композиция)
импровизация

Коррекция
Кол-во
часов

Формы
аттестации и
контроля

3

3
3

Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение

3

Беседа.Наблюден
ие.

3

Наблюдение

3

Наблюдение

Дата

Название Форма
темы занятий

Количество
Формы
часов аттестации
контроля

7
3.2

19.10.2024

«Царство чувств»
(композиция)

Занятиеимпровизация

3

8
4.1

09.11.2024

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО Натюрморт

Занятие с
натуры

3

9
4.2

16.11.2024

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

10
4.3

23.11.2024

Натюрморт в теплой
гамме

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

11
4.4

30.11.2024

Натюрморт в теплой
гамме

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

12
5.1

07.12.2024

Натюрморт в теплой
гамме стилизация

Занятие с
натуры

3

Беседа.
Наблюдение.

13
5.2

14.12.2024

Натюрморт в теплой
гамме стилизация

Занятие с
натуры

3

Наблюдение

14
6.1

21.12.2024

«Переплет окна»

Занятиеимпровизация

3

Беседа.
Наблюдение.

15
6.2

28.12.2024

«Переплет окна»

Занятиеимпровизация

3

16
7.1

11.01.2025

Инструктаж по ТБ и ОТ Тематическое
на занятиях ИЗО.
Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане

Наблюдение
Текущая
аттестация.
Беседа.
Наблюдение.

в холодной гамме
. Натюрморт в холодной
гамме

3

Наблюдение
Текущая
аттестация.
Выставка «Наши
первые успехи»

01.03.2025

Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане
Композиция «Декорации
к спектаклю «Сказка о
царе Салтане
Композиция по
выбранному
направлению
Композиция по
выбранному
направлению
Композиция на тему
«Рождение ткани»
Композиция на тему
«Рождение ткани»
Стенгазета

15.03.2025

Стенгазета

Тематическое

3

05.04.2025

Инструктаж по ТБ и ОТ на
занятиях ИЗО.

Занятиеимпровизация

3

Беседа.Наблюден
ие.

3

Наблюдение

3

Беседа.Наблюден
ие.

17
7.2

18.01.2025

18
7.3

25.01.2025

19
8.1

01.02.2025

20
8.2

08.02.2025

21
9.1
22
9.2
23
10.1
24
10.2
25
11.1

15.02.2025
22.02.2025

12.04.2025
26
11.2
19.04.2025
27
12.1

Тематическое

3

Наблюдение

Тематическое

3

Наблюдение

Занятиеимпровизация

3

Беседа.Наблюден
ие.

Занятиеимпровизация

3

Наблюдение

Занятиеимпровизация
Занятиеимпровизация
Тематическое

3

Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение

Эскизы оформления стен
(художественная школа,
кинотеатр, детский сад,
консерватория и т.д.)
Зентангл. «Орнамент в
Занятиекруге»
импровизация
Проектирование
Занятиеинтерьера.
импровизация
«Дизайн своей комнаты»
(композиция)

3
3

Беседа.Наблюден
ие.
Наблюдение

26.04.2025
28
12.2

03.05.2025
29
13.1

10.05.2025
30
14.1
14.2
17.05.2025
31
15.1

24.05.2025
32
15.2

Проектирование
интерьера.
«Дизайн своей
комнаты» (композиция)
Проектирование
комплекта одежды для
выхода (по выбору)
(композиция)

Занятиеимпровизация

3

Наблюдение

Занятиеимпровизация

1,5

«Мир кино»
(композиция)

Тематическое

3

Беседа.
Наблюдение.

Игровые программы,
конкурсы, выставки по
темам года и
Положениям районных,
областных,
Всероссийских и
Международных
конкурсов.
Игровые программы,
конкурсы, выставки по
темам года и
Положениям районных,
областных,
Всероссийских и
Международных
конкурсов.

Тематическое

3

Выставка работ

Тематическое

1,5

Выставка работ

Беседа.Наблюден 13.2
ие.

16.

Проектиро
Занятиевание
импровизация
комплекта
одежды
для
выхода (по
выбору)
(композиц
ия)

Итоговое
занятие.

1,5

Наблюде
ние

1,5

Итоговая
выставка
творчески
х работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».