ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Палитра» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Палитра», которая ставит своей целью создание условий для развития личностного творческого потенциала ребенка и формирование его духовности и эстетической культуры. Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни. Адресована обучающимся 12-17 лет и рассчитана на 3 года обучения. В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети: 11-12 лет, 1-й год обучения, общий объем часов – 105. Количество групп 1-го года обучения – 1. Количество обучающихся в группе – 1кл. (с. Бутка) -6 человек, Занятия в группе 1 –го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 3 часа. Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные. В соответствии с программой каждое занятие: первый год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и практической части (83 часов в год) второй год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и практической части (83 часов в год) третий год обучения состоит из теоретической части (23 часов в год) и практической части (117 часов в год) Формы обучения: • теоретические - рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии. • практические - выполнение заданий, овладение приемами работы, приобретение навыков. Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах: тестирование, выставки. Промежуточная аттестация проводится в период: 23.10.2024 - 27.10.2024, 25.12.2024 - 30.12.2024, 18.03.2025 - 22.03.2025. Итоговая аттестация проводится в период 20.05.2025-25.05.2025. Планируемые результаты первого года. Личностные результаты: - освоение древних корней искусства своего народа и народов мира; - формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре России и другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; - формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; Метапредметные результаты: - научиться классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям; познакомиться с художественными материалами и их выразительными возможностями. -определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге. -осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками. - выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей); - осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивать новые социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека. - осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. Предметные результаты Обучающийся научится: - понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; - осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; - осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы. - понимать связи искусства с всемирной историей и историей России; - осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию - передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; - эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; - понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; - создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; - различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. Календарный (тематический) план Год обучения – первый Группа (класс) -1 (с.Бутка) «Путешествие в мир искусства» Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным директором. План № раздела (блока, темы) в соответстви ис программой учебного предмета (занятия) Дата Коррекция Название раздела, темы Форма занятий Кол-во часов Форма контроля 1 05.09.2024 Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. Вводное занятие 3 Фронтальная беседа. 2.1 12.09.2024 «Мировое древо» Ознаком ительное 3 Беседа. Наблюдение 2.2 19.09.2024 «Мировое древо» Тематиче ское 3 Наблюдение 3 Областная выставка работ «#ВместеЯрч е» 3 Беседа, наблюдение 16.1 16.2 16.3 26.09.2024 03.10.2024 10.10.2024 «Энергосберегающая шкатулка», «Экология и энергосбережение», «Управляя энергией» (композиция на заданную тему) «Осенние чудеса природы» (пейзаж, натюрморт, портрет на осеннюю тему по выбору) Занятиеимпровиз ация «Осенние чудеса природы» (пейзаж, натюрморт, портрет на осеннюю тему по выбору) Занятие по памяти Занятие по памяти 3 Районная выставка «Осенние чудеса природы» Дата Название раздела, темы Форма занятий Количест во часов Форм а контр оля 3.1 17.10.2024 «Тайны Египта» Рельеф (лепка) Ознаком ительное 3 Тематиче ское 3.2 4.1 4.2 4.3 4.4 5.1 5.2 24.10.2024 «Тайны Египта» Рельеф (лепка) 07.11.2024 Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. «Мифы Древней Греции» (композиция) 14.11.2024 «Мифы Древней Греции» (композиция) 21.11.2024 28.11.2024 05.12.2024 12.12.2024 «Храмы Греции» «Храмы Греции» Хроматическая композиция с изображением человеческой фигуры Хроматическая композиция с изображением человеческой фигуры Беседа Наблюдение Промежуто чная аттестация Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. 3.2 Ознаком ительное Тематиче ское Ознаком ительное 3 «Тайны Египта» Рельеф (лепка) Беседа Наблюдение 3 Наблюдение 3 Наблюдение 1,5 Тематиче ское 3 Наблюдение Тематиче ское Ознаком ительное 26.10.2022 Тематичес кое 1,5 4.2 Беседа. Наблюдение Наблюдение 3 4.3 16.11.2022 «Мифы Древней Греции» (композици я) 23.11.2022 «Храмы Греции» Тематичес кое 1,5 Ознакомит ельное 1,5 6.1 6.2 7.1 7.2 19.12.2024 26.12.2024 09.01.2025 16.01.2025 8.1 23.01.2025 8.2 30.01.2025 9.1 06.02.2025 9.2 13.02.2025 Оригинальная ахроматическая композиция по представлению («Китайский храм», «Закат солнца», «Морской пейзаж», «Китайский дракон» и т.д.) Оригинальная ахроматическая композиция по представлению («Китайский храм», «Закат солнца», «Морской пейзаж», «Китайский дракон» и т.д.) Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. Оригинальная иллюстрация по выбранному хокку (хайку) или танка (композиция) Оригинальная иллюстрация по выбранному хокку (хайку) или танка (композиция) «Индийское сари» (композиция с элементами ДПИ) «Индийское сари» (композиция с элементами ДПИ) Иллюстрации к сказкам братьев Гримм (композиция) Иллюстрации к сказкам братьев Гримм (композиция) Ознаком ительное Беседа. Наблюдение 3 Тематиче ское 3 Ознаком ительное 3 Промежуто чная аттестация Беседа. Наблюдение Тематиче ское 3 Наблюдение Ознаком ительное 3 Беседа. Наблюдение Тематиче ское 3 Наблюдение 3 Наблюдение 3 Наблюдение Занятиеимпровиз ация Занятиеимпровиз ация Ознаком ительное 3 Беседа. Наблюдение 3 Наблюдение 3 Беседа. Наблюдение 3 Наблюдение 3 Наблюдение 3 Наблюдение 10.1 20.02.2025 «Фламенко» (композиция) 10.2 27.02.2025 «Фламенко» (композиция) 11.1 06.03.2025 Иллюстрации к сказкам Ш.Перро (композиция) 11.2 13.03.2025 Иллюстрации к сказкам Ш.Перро (композиция) 20.03.2025 «Сказочный мир Англии» (композиция) 12.2 03.04.2025 Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. «Сказочный мир Англии» (композиция) Занятиеимпровиз ация 13.1 10.04.2025 «Корабли и море» Ознаком ительное 3 «Корабли и море» Тематиче ское 3 Наблюдение Ознаком ительное 3 Беседа.Набл юдение Тематиче ское 3 Наблюдение 3 Итоговая выставка творческих работ 12.1 13.2 14.1 14.2 15.1 17.04.2025 24.04.2025 01.05.2025 08.05.2025 «Мы в стране индейцев». Хроматическая композиция с изображением людей «Мы в стране индейцев». Хроматическая композиция с изображением людей Декоративный пейзаж («На берегу», «Закат солнца», «Морской пейзаж», «Саванна» и т.д.) Тематиче ское Ознаком ительное Тематиче ское Занятиеимпровиз ация Занятиеимпровиз ация Беседа. Наблюдение 15.2 17 15.05.2025 22.05.2025 Декоративный пейзаж («На берегу», «Закат солнца», «Морской пейзаж», «Саванна» и т.д.) Объединение тем Итоговое занятие Занятиеимпровиз ация 3 Подведен ие итогов года 3 Итого 105 Итоговая выставка Промежуто чная аттестация