ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Палитра» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Палитра», которая ставит своей целью создание условий для развития личностного творческого потенциала ребенка и формирование его духовности и эстетической культуры. Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни. Адресована обучающимся 12-17 лет и рассчитана на 3 года обучения. В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети: 11-12 лет, 1-й год обучения, общий объем часов – 105. 12-13 лет, 2-й год обучения, общий объем часов – 105. Количество групп 1-го года обучения – 1. Количество групп 2-го года обучения – 1. Количество обучающихся в группе – 1кл. -12 человек, 2 кл. - 12 человек. Занятия в группе 1 –го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 3 часа, 2-го года обучения 1 раз в неделю по 3 часа. Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные. В соответствии с программой каждое занятие: первый год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и практической части (83 часов в год) второй год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и практической части (83 часов в год) третий год обучения состоит из теоретической части (23 часов в год) и практической части (117 часов в год) Формы обучения: • теоретические - рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии. • практические - выполнение заданий, овладение приемами работы, приобретение навыков. Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах: тестирование, выставки. Промежуточная аттестация проводится в период: 21.10.2024 - 25.10.2024, 23.12.2024 -27.12.2024, 17.03.2025 - 21.03.2025. 19.05.2025-23.05.2025. Планируемые результаты первого года. Личностные результаты: - освоение древних корней искусства своего народа и народов мира; - формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре России и другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; - формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; Метапредметные результаты: - научиться классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям; познакомиться с художественными материалами и их выразительными возможностями. -определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге. -осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками. - выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей); - осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивать новые социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека. - осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. Предметные результаты Обучающийся научится: - понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; - осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; - осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы. - понимать связи искусства с всемирной историей и историей России; - осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию - передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; - эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; - понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; - создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; - различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. Календарный (тематический) план Год обучения – первый Группа (класс) -1 «Путешествие в мир искусства» Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным директором. План № Дата 05.09.2024 1 12.09.2024 2 3 19.09.2024 26.09.2024 4 03.10.2024 5 6 10.10.2024 Название раздела, темы Коррекция Форма занятий Кол-во часов Форма контроля Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. Вводное занятие 3 Фронтальная беседа. «Мировое древо» Ознакомит ельное 3 Беседа. Наблюдение «Мировое древо» Тематичес кое 3 Наблюдение 3 Областная выставка работ «#ВместеЯрч е» 3 Беседа, наблюдение «Энергосберегающая шкатулка», «Экология и энергосбережение», «Управляя энергией» (композиция на заданную тему) Занятиеимпровиза ция «Осенние чудеса природы» (пейзаж, натюрморт, портрет на осеннюю тему по выбору) Занятие по памяти «Осенние чудеса природы» (пейзаж, натюрморт, портрет на осеннюю тему по выбору) Занятие по памяти 3 Районная выставка «Осенние чудеса природы» Дата Название раздела, темы Форма занятий Количест во часов Форм а контр оля 7 17.10.2024 8 24.10.2024 9 07.11.2024 10 11 14.11.2024 28.11.2024 13 05.12.2024 15 16 «Тайны Египта» Рельеф (лепка) Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. «Мифы Древней Греции» (композиция) «Мифы Древней Греции» (композиция) 12.12.2024 19.12.2024 26.12.2024 Ознакомит ельное Тематичес кое Ознакомит ельное Тематичес кое 3 3 3 3 «Храмы Греции» Тематичес кое 3 Хроматическая композиция с изображением человеческой фигуры Ознакомит ельное 3 Оригинальная ахроматическая композиция по представлению («Китайский храм», «Закат солнца», «Морской пейзаж», «Китайский дракон» и т.д.) Оригинальная ахроматическая композиция по представлению («Китайский храм», «Закат солнца», «Морской пейзаж», «Китайский дракон» и т.д.) Тематичес кое Промежуто чная аттестация Беседа Наблюдение 3 «Храмы Греции» Хроматическая композиция с изображением человеческой фигуры Беседа Наблюдение Наблюдение Ознакомит ельное 21.11.2024 12 14 «Тайны Египта» Рельеф (лепка) Наблюдение Наблюдение Беседа. Наблюдение Наблюдение 3 Ознакомит ельное Беседа. Наблюдение 3 Тематичес кое 3 Промежуто чная аттестация 17 18 19 09.01.2025 16.01.2025 23.01.2025 20 30.01.2025 21 06.02.2025 22 23 13.02.2025 20.02.2025 24 27.02.2025 25 06.03.2025 26 27 13.03.2025 Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. Оригинальная иллюстрация по выбранному хокку (хайку) или танка (композиция) Оригинальная иллюстрация по выбранному хокку (хайку) или танка (композиция) «Индийское сари» (композиция с элементами ДПИ) «Индийское сари» (композиция с элементами ДПИ) Иллюстрации к сказкам братьев Гримм (композиция) Иллюстрации к сказкам братьев Гримм (композиция) «Фламенко» (композиция) «Фламенко» (композиция) Иллюстрации к сказкам Ш.Перро (композиция) Иллюстрации к сказкам Ш.Перро (композиция) 20.03.2025 «Сказочный мир Англии» (композиция) Ознакомит ельное 3 Беседа. Наблюдение Тематичес кое 3 Наблюдение Ознакомит ельное 3 Беседа. Наблюдение Тематичес кое 3 Наблюдение 3 Наблюдение 3 Наблюдение 3 Беседа. Наблюдение 3 Наблюдение 3 Беседа. Наблюдение 3 Наблюдение 3 Наблюдение Занятиеимпровиза ция Занятиеимпровиза ция Ознакомит ельное Тематичес кое Ознакомит ельное Тематичес кое Занятиеимпровиза ция 28 29 03.04.2025 10.04.2025 30 17.04.2025 31 24.04.2025 32 33 34 08.05.2025 15.05.2025 22.05.2025 Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. «Сказочный мир Англии» (композиция) Занятиеимпровиза ция «Корабли и море» Ознакомит ельное 3 «Корабли и море» Тематичес кое 3 Наблюдение Ознакомит ельное 3 Беседа.Набл юдение Тематичес кое 3 Наблюдение 3 Итоговая выставка творческих работ 1,5 Итоговая выставка творческих работ «Мы в стране индейцев». Хроматическая композиция с изображением людей «Мы в стране индейцев». Хроматическая композиция с изображением людей Декоративный пейзаж («На берегу», «Закат солнца», «Морской пейзаж», «Саванна» и т.д.) Объединение тем Декоративный пейзаж («На берегу», «Закат солнца», «Морской пейзаж», «Саванна» и т.д.) Итоговое занятие. Итоговая выставка Занятиеимпровиза ция Занятиеимпровиза ция Итоговая аттестация 3 Наблюдение Беседа. Наблюдение 1,5 2 год обучения. «Россия от истоков» Цель: создание условий для развития художественных навыков через знакомство с формой предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы Задачи. Обучающие (образовательные (предметные): • формировать навыки построения композиции; • обучать приемам создания эскизов, выбору рисунка схем. изучить особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; • знакомить с разнообразием выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; • обучать основам графики. Развивающие (метапредметные): • развивать способности различать передний и задний план на плоскостных изображениях; • развивать навык работы с кистью и красками; • развивать наблюдательность и образное мышление при рисовании натюрморта с натуры. • Воспитательные (личностные): • воспитывать уважения к труду окружающих и бережного отношения к результатам творческой деятельности других обучающихся; • воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Планируемые результаты второго года обучения. Личностные результаты: - сформированность патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; сформированность бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей; - сформированность ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; - развитие эстетической потребности в изучении народного декоративноприкладного искусства, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. Метапредметные результаты: -определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге. -осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками. - выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей); - осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. Предметные результаты: Обучающийся научится: - умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства; - создавать художественно – декоративные объекты предметной среды, объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера); - работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием вещной среды; - выстраивать декоративные композиции; - создавать художественно – декоративные объекты предметной среды; - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства; - владеть навыками работы в конкретном материале. Календарный (тематический) план Год обучения – 2 Группа (класс) – 2 «Россия от истоков» № п/п План Дата Название темы 04.09.2024 Вводное занятие. 1 2 3 Цель и задачи второго года обучения. Режим работы. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. 11.09.2024 «Боги древних славян» 18.09.2024 25.09.2024 4 02.10.2024 5 Коррекция Форма занятий Количе Формы ство Аттестации часов и контроля Вводное занятие 3 Ознакомитель 3 ное «Боги древних славян» Тематическое 3 «Энергосберегающая шкатулка», Занятие3 «Экология и энергосбережение», импровизация «Управляя энергией» (композиция на заданную тему) «Осенние чудеса природы» Занятие по 3 (пейзаж, натюрморт, портрет на памяти осеннюю тему по выбору) «Осенние чудеса природы» Занятие по 3 (пейзаж, натюрморт, портрет на памяти осеннюю тему по выбору) 6 09.10.2024 7 16.10.2024 «Легенды о русалке» Ознакомитель 3 ное Фронтальная беседа. Беседа. Наблюдение Наблюдение Областная выставка работ «#ВместеЯрче» Беседа, наблюдение Районная выставка «Осенние чудеса природы» Беседа. Наблюдение Дата Название темы Форма занятий Количество Формы часов Аттестации и контроля 8 23.10.2024 «Легенды о русалке» Тематическое 3 9 06.11.2024 Инструктаж по ТБ и ОТ на Ознакомитель 3 ное Промежуточная аттестация Беседа. Наблюдение 10 13.11.2024 «Наличники на окна» (Полкан, Тематическое 3 Наблюдение 11 Лев,Сирин и т.д) 20.11.2024 «Русская изба» 12 27.11.2024 «Русская изба» Ознакомитель 3 ное Тематическое 3 13 04.12.2024 «Прогулка по улочкам древнего Ознакомитель 3 14 11.12.2024 «Прогулка по улочкам древнего 15 18.12.2024 Лубок Беседа. Наблюдение Промежуточная аттестация Беседа. Наблюдение Беседа. Наблюдение Наблюдение 16 25.12.2024 17 15.01.2025 18 22.01.2025 19 29.01.2025 20 05.02.2025 21 12.02.2025 22 19.02.2025 23 26.02.2025 занятиях ИЗО. «Наличники на окна» (Полкан, Лев,Сирин и т.д) города» ное Тематическое 3 города» Занятие – 3 импровизация Лубок Занятие – импровизация Инструктаж по ТБ и ОТ на Занятие по занятиях ИЗО. Натюрморт по памяти представлению («В избе», «Праздники», «Завтрак», «Вечер», и т.д.) Натюрморт по представлению Занятие по («В избе», «Праздники», памяти «Завтрак», «Вечер», и т.д.) Оригинальная иллюстрация по Занятие – выбранному произведению В. импровизация Васнецова «Древняя Москва» Оригинальная иллюстрация по Занятие – выбранному произведению В. импровизация Васнецова «Древняя Москва» «Храм Василия Блаженного» Ознакомитель (бумагопл) ное «Храм Василия Блаженного» Тематическое (бумагопластика) Экслибрис (графика) Ознакомитель ное 3 3 Промежуточная аттестация Беседа.Наблюден ие. 3 Наблюдение. 3 Беседа.Наблюден ие. 3 Наблюдение 3 Беседа.Наблюден ие. Наблюдение. 3 3 Беседа.Наблюден ие. 24 25 05.03.2025 Экслибрис (графика) 12.03.2025 «На балу» (композиция) Тематическое Занятие – импровизация 3 3 Наблюдение Беседа.Наблюден ие. 26 19.03.2025 «На балу» (композиция) 3 Наблюдение 27 02.04.2025 «Портрет девушки в Занятие – импровизация Занятие с натуры 3 Беседа.Наблюден ие. 28 09.04.2025 Занятие с натуры 3 Наблюдение 29 16.04.2025 Занятие с натуры 3 Беседа.Наблюден ие. 30 23.04.2025 Занятие с натуры 3 Наблюдение 31 30.04.2025 3 32 07.05.2025 Беседа.Наблюден ие. Наблюдение 33 14.05.2025 34 21.05.2025 Занятие – импровизация Занятие – импровизация Ознакомитель ное занятие Тематическое занятие национальном костюме» (портрет) Инструктаж по ТБ и ОТ на занятиях ИЗО. «Портрет девушки в национальном костюме» (портрет) Декоративный натюрморт с предметами декоративного творчества Урала (композ) Декоративный натюрморт с предметами декоративного творчества Урала (композ) Ромбокс «Театр – интерьер и экстерьер» Ромбокс «Театр – интерьер и экстерьер» «Девушка в наряде 18 века» (портрет) «Девушка в наряде 18 века» (портрет) Итого: 3 3 3 105 Беседа.Наблюден ие. Выставка работ