УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
ЦТР «Академия детства»
Протокол № 1 от 30.08.2024г
Утверждено
Приказом и.о. Директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г
Дополнительная общеразвивающая
(адаптированная) программа
художественной направленности
«Школа шитья»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор –составитель:
Педагог ДО Багина Л.В.
Талица
2024
1.Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Школа
шитья» художественной направленности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
В
основу
данной
программы
положена
дополнительная
общеобразовательная программа «Страна мастеров» художественной
направленности А.А.Ушаков. п.Хор Хабаровского края 2015 г. В указанную
программу внесены изменения и дополнения в учебно-тематическом плане,
содержании, режиме занятий.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в разработке и реализации
программы группового образования детей с ограниченными возможностями
здоровья в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации
их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими
своих творческих способностей. Главными ценностями программы являются:
- Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в
зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание
условий для его самореализации.
- Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
- Психологический комфорт всех субъектов психологического
взаимодействия.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья.
- Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе
реализации программы «Школа шитья»
Программа разработана для учреждения дополнительного образования,
что актуально, так как в дополнительном образовании образовательная
деятельность должна быть направлена на «социализацию и адаптацию
обучающихся к жизни в обществе».
Новая Концепция развития дополнительного образования нацеливает
учреждения дополнительного образования на «превращение жизненного
пространства в мотивирующее пространство».
Основные особенности программы.
Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в
развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений
деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства
труда и социального развития, Министерства здравоохранения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой
социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья
и развития оказывают существенное влияние на формирование детской
инвалидности.
В современной ситуации потребность детей с ограниченными
возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к
самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания,
уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает
самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с
отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела
общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту
и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными
возможностями, лишая их возможности занять активную социальную
позицию.
Настоящая программа рассчитана только на работу в детском
объединении в системе дополнительного образования.
Уровень программы: стартовый.
Особое внимание уделяется практическому выполнению ручных стежков
и машинных швов, уделено внимание тому, чтобы обучающиеся знали и
правильно употребляли термины.
Отличительные особенности:
Программа отличается тем, что она нацелена на интеграцию различных
видов художественно-творческой деятельности обучающихся. Программа
«Школа шитья» является однопрофильной, представляет собой
самостоятельное направление (шитьё). Предпочтение отдаётся небольшим по
объёму изделиям, на которые не требуется много материалов и времени, что
также очень важно для обучающихся, которые хотят, как можно быстрее
увидеть результат своего труда. Материал для работы подбирается
индивидуально, в зависимости от его психомоторных особенностей. Методы
и технология обучения используются с учётом особенностей обучающегося.
Форма обучения – очная. Форма организации занятий: групповое
занятие.
Адресат программы: данная программа разработана для групповой
работы с детьми ОВЗ, обучающиеся с 13-17 лет. Количество детей в группе от
1 до 3.
Режим занятий: Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1
раз в неделю по 2 часа. На реализацию программы в год отводится: 70 часов.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей,
обучающихся с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном, художественно-
эстетическом развитии, формирование основных навыков швейного дела с
помощью швейной машины.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Образовательные:
• научить различным способам соединения деталей;
• способствовать овладению основными приемами работы с тканью;
• научить ручным стежкам и машинным швам.
• обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ
психоэмоционального режима;
•способствовать укреплению психологического и физиологического
здоровья;
Воспитательные:
• формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через
вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного
образования.
• воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
• воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением
операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
Развивающие:
• Осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей,
посредством
проведения
мероприятий
психолого-педагогической
реабилитации;
• Развивать интерес к занятиям;
• Развивать умение ориентироваться в задании;
Цель и задачи первого года обучения.
Цель первого года обучения: развитие художественных и творческих
способностей обучающихся при изготовлении швейных изделий.
Образовательные:
•стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие
его творческого потенциала;
Воспитательные:
• формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление
помочь, тактичность, умение идти на компромисс;
Развивающие:
• Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую
сферу, познавательные интересы, фантазию;
Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения
В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что
у обучающихся будут сформированы личностные, предметные и
метапредметные результаты.
Личностные результаты:
- обучающийся проявляет инициативу в разных видах деятельности —
совместной творческой работе, общении;
- обучающийся взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных видах деятельности;
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- принимает и сохраняет творческую задачу;
- учитывает выделенные в пособиях этапы работы;
Коммуникативные УУД:
- допускает существования различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
Познавательные УУД:
- осуществляет поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы
в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернет;
- высказывается в устной и письменной форме;
- перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы.
Предметные результаты:
- формирует цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных
функции по пошиву современной одежды:
- владеет правилами снятия мерок, качественно выполняет ручные стежки и
швы:
- умеет заправлять и работать на швейной машинке, устранять неполадки,
которые могут возникнуть в процессе работы
- знает основные виды ручных и машинных швов, устройство швейной
машинки;
- знает технологию изготовления отдельных видов изделий – прихватки,
шопер, подушка, косметичка, простая мягкая игрушка. Умеет выполнять
действия по созданию данного изделия.