УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом ЦТР «Академия детства» Протокол № 1 от 30.08.2024г Утверждено Приказом и.о. Директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г Дополнительная общеразвивающая (адаптированная) программа художественной направленности «Школа шитья» Возраст обучающихся: 13-17 лет Срок реализации: 1 год Автор –составитель: Педагог ДО Багина Л.В. Талица 2024 1.Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Школа шитья» художественной направленности. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». В основу данной программы положена дополнительная общеобразовательная программа «Страна мастеров» художественной направленности А.А.Ушаков. п.Хор Хабаровского края 2015 г. В указанную программу внесены изменения и дополнения в учебно-тематическом плане, содержании, режиме занятий. Актуальность программы Актуальность программы заключается в разработке и реализации программы группового образования детей с ограниченными возможностями здоровья в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. Главными ценностями программы являются: - Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. - Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. - Право педагога на творчество и профессиональную деятельность. - Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия. - Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации программы «Школа шитья» Программа разработана для учреждения дополнительного образования, что актуально, так как в дополнительном образовании образовательная деятельность должна быть направлена на «социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе». Новая Концепция развития дополнительного образования нацеливает учреждения дополнительного образования на «превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство». Основные особенности программы. Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование детской инвалидности. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Настоящая программа рассчитана только на работу в детском объединении в системе дополнительного образования. Уровень программы: стартовый. Особое внимание уделяется практическому выполнению ручных стежков и машинных швов, уделено внимание тому, чтобы обучающиеся знали и правильно употребляли термины. Отличительные особенности: Программа отличается тем, что она нацелена на интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности обучающихся. Программа «Школа шитья» является однопрофильной, представляет собой самостоятельное направление (шитьё). Предпочтение отдаётся небольшим по объёму изделиям, на которые не требуется много материалов и времени, что также очень важно для обучающихся, которые хотят, как можно быстрее увидеть результат своего труда. Материал для работы подбирается индивидуально, в зависимости от его психомоторных особенностей. Методы и технология обучения используются с учётом особенностей обучающегося. Форма обучения – очная. Форма организации занятий: групповое занятие. Адресат программы: данная программа разработана для групповой работы с детьми ОВЗ, обучающиеся с 13-17 лет. Количество детей в группе от 1 до 3. Режим занятий: Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. На реализацию программы в год отводится: 70 часов. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном, художественно- эстетическом развитии, формирование основных навыков швейного дела с помощью швейной машины. Поставленная цель программы определяет решение ряда задач: Образовательные: • научить различным способам соединения деталей; • способствовать овладению основными приемами работы с тканью; • научить ручным стежкам и машинным швам. • обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ психоэмоционального режима; •способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья; Воспитательные: • формировать у обучающихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования. • воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания; • воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением операций), находчивость, аккуратность, бережливость; Развивающие: • Осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; • Развивать интерес к занятиям; • Развивать умение ориентироваться в задании; Цель и задачи первого года обучения. Цель первого года обучения: развитие художественных и творческих способностей обучающихся при изготовлении швейных изделий. Образовательные: •стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его творческого потенциала; Воспитательные: • формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь, тактичность, умение идти на компромисс; Развивающие: • Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, фантазию; Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты: - обучающийся проявляет инициативу в разных видах деятельности — совместной творческой работе, общении; - обучающийся взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных видах деятельности; Метапредметные результаты: РегулятивныеУУД: - принимает и сохраняет творческую задачу; - учитывает выделенные в пособиях этапы работы; Коммуникативные УУД: - допускает существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; Познавательные УУД: - осуществляет поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет; - высказывается в устной и письменной форме; - перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Предметные результаты: - формирует цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функции по пошиву современной одежды: - владеет правилами снятия мерок, качественно выполняет ручные стежки и швы: - умеет заправлять и работать на швейной машинке, устранять неполадки, которые могут возникнуть в процессе работы - знает основные виды ручных и машинных швов, устройство швейной машинки; - знает технологию изготовления отдельных видов изделий – прихватки, шопер, подушка, косметичка, простая мягкая игрушка. Умеет выполнять действия по созданию данного изделия.