1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Компьютерное моделирование» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Компьютерное моделирование», которая ставит своей целью: развитие и формирование интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение элементов основных навыков по трехмерному моделированию. Адресована обучающимся 9 -13 лет и рассчитана на 2 года обучения. В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети - 9-13 лет, общий объем часов 274 ч. 1 год обучения – 136 часов 2 год обучения – 138 часов Формы обучения Теоретические: инструктажи, беседы, разъяснения; - инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой); - познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.; - метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка работ). Практические - работа в программе SketchUp Количество групп: 1 «А» – 5 человек, 1 «Б» - 12 человек, 2кл - 7 человек Занятия в группе проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа. Формы организации учебного процесса: групповые. В соответствии с программой каждое занятие состоит из: теоретической части (38 часов в год) и практической части (102 часов в год). Промежуточная аттестация проводится в период с 19.05. по 26.05 Цели и задачи программы: развитие и формирование интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение элементов основных навыков по трехмерному моделированию. Задачи: Образовательные: - формировать представление о трехмерном моделировании, назначении, перспективах развития; - формировать умения обосновывать целесообразности моделей при создании проектов; - формировать умения ориентироваться в трехмерном пространстве; - формировать умения модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы; - формировать умения классифицировать созданные объекты в функциональные группы; -формировать умения создавать простые трехмерные модели; Развивающие: - развить интерес к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с помощью программы SketchUp; -развивать умения оценивать реальность получения результата в обозримое время; - развивать творческие способности; - развивать стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию; -развивать настойчивость, гибкость, стиль мышления, адекватного требованиям современного информационного общества – структурного и алгоритмического. Воспитательные: 2 воспитывать позитивное отношение обучающегося к собственному интеллектуальному развитию и воспитанию гражданской культуры личности; - воспитывать умение работать в коллективе - воспитывать умение работать в коллективе. Цель первого года обучения: развитие конструкторских способностей и формирование пространственного представления за счет освоения базовых возможностей среды трехмерного компьютерного моделирования. Планируемы результаты первого года обучения Личностные - демонстрируют позитивное отношение обучающегося к собственному интеллектуальному развитию и воспитанию гражданской культуры личности; - умеют работать в коллективе. Метапредметные - проявляют интерес к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с помощью программы SketchUp; -умеют оценивать реальность получения результата в обозримое время; - проявляют творческие способности; - проявляют стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию; -проявляют настойчивость, гибкость, стиль мышления, адекватного требованиям современного информационного общества – структурного и алгоритмического. Предметные - знают о трехмерном моделировании, назначении, перспективах развития; - умеют обосновывать целесообразности моделей при создании проектов; - умеют ориентироваться в трехмерном пространстве; - умеют модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы; - умеют классифицировать созданные объекты в функциональные группы; - умеют создавать простые трехмерные модели. Цель второго года обучения: развитие и формирование интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей через проектную деятельность. Планируемы результаты второго года обучения Личностные - демонстрируют мотивацию и познавательную активность к собственных проектов в программе для 3D моделирования; - профориентирован на инженерные профессии. разработке Метапредметные - умеют общаться в информационной среде; - умеют сотрудничать в коллективе; - умеют задать вопрос – инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации; - умеют точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умеют проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из моральноэтических соображений. Предметные 3 - используют ИКТ для 3D моделирования; - знают о трехмерном моделировании, назначение, промышленном и бытовом применении, перспективах развития; - умеют работать с программным обеспечением для 3D моделирования; - умеют приводить примеры ситуаций, в которых требуется программное обеспечение для создания 3D моделей; - умеют составлять план исследования и использовать навыки проведения исследования с 3D моделью: умеют применять основные приемы и навыки решения изобретательских задач и использовать в процессе выполнения проектов; умеют применять основные обобщенные методы работы с информацией с использованием программ 3D моделирования; умеют использовать знания, полученные за счет самостоятельного поиска в процессе реализации проекта. 4 Календарный (тематический) план Группа (класс) 1 «А», 1 «Б» Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным директором. № п/п Дата 1. 03.09.2024 2. 05.09.2024 3. 10.09.2024 4. 12.09.2024 5. 17.09.2024 6. 19.09.2024 7. 24.09.2024 8. 26.09.2024 9. 01.10.2024 10. 03.10.2024 11. 08.10.2024 Тема занятия Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Основные понятия компьютерной графики. Интерфейс программы SketchUp. Элементы интерфейса программы SketchUp. Инструменты рисования. Панели инструментов работа с панелью инструментов Основные инструменты упражнения «Лесенка», «Коробочка», «Кольцо», «Пирамида», Копирование задания «Кубики», «Шашки», «Шахматы», Форма занятия Коли честв о часов Форма контроля Комбинирова нное занятие Беседа 2 Опрос 2 Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 Коррекция Дата Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Темы занятий Форма занятия Количест во часов Формы контроля выполнить по образцу. Масштабирование 12. 10.10.2024 13. 15.10.2024 14. 17.10.2024 15. 22.10.2024 16. 24.10.2024 17. 05.11.2024 Практика в масштабировании Размеры, вспомогательные линии тренировка в точном построении Фигуры вращения. Полигоны. Ручной метод 18. 07.11.2024 Автоматический метод 19. 12.11.2024 создание тел вращения. 20. 14.11.2024 21. 19.11.2024 22. 21.11.2024 23. 26.11.2024 24. 28.11.2024 25. 03.12.2024 построение: «Конус», «Шарики», «Строим тор», работа с трансформацией. Шрифты. Надписи. Вращения. Текстовые трёхмерные объекты тренировка в создании 3D – текста, «Повороты, развороты», Тренировка в создании 3D – текста, «Вращения в разных плоскостях» Текстуры 26. 05.12.2024 27. 10.12.2024 алгоритм добавления материала в библиотеку Виды. Строим дом Практическая работа Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 Практическая работа Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальное представление работ, защита Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальное Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение 2 Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение 6 28. 12.12.2024 изометрия Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Выставка 2 29. 17.12.2024 30. 19.12.2024 31. 24.12.2024 32. 26.12.2024 33. 09.01.2025 тренировка построения дома тренировка построения дома тренировка построения дома тренировка построения дома Компоненты. Группы 2 принцип создания групп и компонентов Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие Самостоятель на работа Самостоятель на работа 34. 14.01.2025 35. 16.01.2025 тренировка создания групп «Домино» Самостоятель на работа 2 Индивидуальная, наблюдение 36. 21.01.2025 Рельефы. Создаем ландшафт. Самостоятель на работа 2 Индивидуальная, наблюдение 37. 23.01.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 38. 28.01.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 39. 30.01.2025 инструмент «Песочница», «Контур», «Царапины», «Присоска». Инструмент «Штамп», «Драпировка», «Добавить детали», «Отобразить ребро». Построение рельефа по образцу «горы», «реки». Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 40. 04.02.2025 Сцены Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 41. 06.02.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 42. 11.02.2025 Создание полноэкранных презентаций в SketchUp, Создание сцен в SketchUp Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 2 2 2 2 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение 7 43. 13.02.2025 Проектирование Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 44. 18.02.2025 Проект «Загородный дом» Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 45. 20.02.2025 Проект «Загородный дом» Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 46. 25.02.2025 Проект «Загородный дом» Выставка 2 47. 27.02.2025 Проект «Мировые достопримечательност» Комбинирова нное занятие 2 48. 04.03.2025 Проект «Мировые достопримечательност» 49. 06.03.2025 Проект «Мировые достопримечательност» Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 50. 11.03.2025 Проект «Мировые достопримечательност» Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 51. 13.03.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 52. 18.03.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 53. 20.03.2025 Проект «Достопримечательност и нашего города» Проект «Достопримечательност и нашего города» Проект «Интерьер комнаты» Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 54. 01.04.2025 Проект «Интерьер комнаты» Самостоятель ная работа 2 Индивидуальная, наблюдение 55. 03.04.2025 Самостоятель ная работа 2 Индивидуальная, наблюдение 56. 08.04.2025 Моделирование трехмерного объекта на свободную тему по выбору обучающегося Моделирование трехмерного объекта на свободную тему по выбору обучающегося Самостоятель ная работа 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение 2 8 Моделирование трехмерного объекта на свободную тему по выбору обучающегося Моделирование трехмерного объекта на свободную тему по выбору обучающегося Моделирование трехмерного объекта на свободную тему по выбору обучающегося Печать лучших авторских проектов Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 24.04.2025 Подготовка лучших работ к выставке Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 62. 29.04.2025 Работа над проектом Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 63. 06.05.2025 . Работа над проектом Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 64. 08.05.2025 Работа над проектом Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 65. 13.05.2025 Работа над проектом Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 66. 15.05.2025 Работа над проектом 2 Индивидуальная, наблюдение 67. 20.05.2025 Объединение тем. Работа над проектом Комбинирова нное занятие 1 1 Защита проектов 68. 22.05.2025 Объединение тем. Защита проектов Итоговое занятие выставка 1 1 Защита проектов 57. 10.04.2025 58. 15.04.2025 59. 17.04.2025 60. 22.04.2025 61. Праздничные дни в учебные периоды 01.05.2025 9 Календарный (тематический) план Группа (класс) 2 Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным директором. № п/п Дата 1. 02.09.2024 2. 04.09.2024 3. 09.09.2024 4. 11.09.2024 5. 16.09.2024 6. 18.09.2024 7. 23.09.2024 Тема занятия Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с детьми Инструктаж по санитарии. Распорядок дня. Расписание занятий. Основные правила и приемы решения нестандартных задач. . Методы работы над решением нестандартной задачи. Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения. Методы решения творческих задач Логические и эвристические методы решения задач. Форма занятия Колво часо в 2 Форма контроля Беседа 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Коррекция Дата Опрос 10 Темы занятий Форма занятия Кол-во часов Формы контроля 8. 25.09.2024 9. 30.09.2024 10. 02.10.2024 11. 07.10.2024 12. 09.10.2024 13. 14.10.2024 14. 16.10.2024 15. 21.10.2024 16. 23.10.2024 17. 06.11.2024 18. 11.11.2024 19. 13.11.2024 20. 18.11.2024 Создание алгоритма выполнения индивидуального дизайн-проекта. Как можно сделать жизнь легче, моделируя в программе SketchUp. Стадии, компоненты дизайн-проектирования для индивидуального Стадии, компоненты проекта. дизайн-проектирования для индивидуального проекта. Что такое дизайн и над какими проектами работать. Техническое описание индивидуального дизайн-проекта. Техническое описание индивидуального дизайн-проекта. Техническое описание индивидуального дизайн-проекта. Техническое описание индивидуального дизайн-проекта. Алгоритм проектирования. Постановка целей, задач, для выполнения проекта. Выполнение индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Выполнение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Практическая работа 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальное представление работ, защита Индивидуальная, наблюдение Комбинирова 2 2 Индивидуальная, 11 21. 20.11.2024 22. 25.11.2024 23. 27.11.2024 24. 02.12.2024 25. 04.12.2024 26. 09.12.2024 27. 11.12.2024 28. 16.12.2024 29. 18.12.2024 30. 23.12.2024 индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Выполнение индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Выполнение индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Выполнение индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Выполнение индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Выполнение индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Выполнение индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Защита проекта «Дизайн интерьера», участие в конкурсах. Защита проекта «Дизайн интерьера», участие в конкурсах. Алгоритм проектирования. Постановка целей, задач, для выполнения проекта. нное занятие наблюдение Практическая работа 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальное Комбинирова нное занятие Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение 2 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие Выставка 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение 2 12 31. 25.12.2024 32. 30.12.2024 33. 13.01.2025 34. 15.01.2025 35. 20.01.2025 36. 22.01.2025 37. 27.01.2025 38. 29.01.2025 39. 03.02.2025 40. 05.02.2025 Выполнение индивидуального проекта «Новогодний дизайн» Выполнение индивидуального проекта «Новогодний дизайн» Выполнение индивидуального проекта «Новогодний дизайн» Выполнение индивидуального проекта «Новогодний дизайн» Выполнение индивидуального проекта «Дизайн интерьера» Выполнение индивидуального проекта «Новогодний дизайн» Выполнение индивидуального проекта «Новогодний дизайн» Выполнение индивидуального проекта «Новогодний дизайн» Защита проекта «Новогодний дизайн», участие в конкурсах. Защита проекта «Новогодний дизайн», участие в конкурсах. Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Самостоятель на работа 2 Индивидуальная, наблюдение Самостоятель на работа 2 Индивидуальная, наблюдение Самостоятель на работа 2 Индивидуальная, наблюдение Самостоятель на работа 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 13 41. 10.02.2025 Алгоритм проектирования. Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 42. 12.02.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 43. 17.02.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 44. 19.02.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 45. 24.02.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 46. 26.02.2025 Выставка 2 47. 03.03.2025 Комбинирова нное занятие 2 48. 05.03.2025 Комбинирова нное занятие 2 49. 10.03.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 50. 12.03.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 51. 17.03.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 52. 19.03.2025 Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 53. 31.03.2025 Постановка целей, задач, для выполнения проекта. Выполнение индивидуального проекта «Архитектура» Выполнение индивидуального проекта «Архитектура» Выполнение индивидуального проекта «Архитектура» Выполнение индивидуального проекта «Архитектура» Выполнение индивидуального проекта «Архитектура» Выполнение индивидуального проекта «Архитектура» Выполнение индивидуального проекта «Архитектура» Выполнение индивидуального проекта «Архитектура» Защита проекта «Архитектура», участие в конкурсах. Защита проекта «Архитектура», участие в конкурсах. Алгоритм проектирования. Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Индивидуальная, наблюдение 14 54. 02.04.2025 55. 07.04.2025 56. 09.04.2025 57. 14.04.2025 58. 16.04.2025 59. 21.04.2025 60. 23.04.2025 61. 28.04.2025 62. 30.04.2025 63. 05.05.2025 Постановка целей, задач, для выполнения проекта. Выполнение индивидуального проекта «Техника победы» Выполнение индивидуального проекта «Техника победы» Выполнение индивидуального проекта «Техника победы» Выполнение индивидуального проекта «Техника победы» Выполнение индивидуального проекта «Техника победы» Выполнение индивидуального проекта «Техника победы» Выполнение индивидуального проекта «Техника победы» Выполнение индивидуального проекта «Техника победы» Защита проекта «Техника победы», участие в конкурсах. Самостоятель ная работа 2 Индивидуальная, наблюдение Самостоятель ная работа 2 Индивидуальная, наблюдение Самостоятель ная работа 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 15 64. 07.05.2025 65. 12.05.2025 Защита проекта «Техника победы», участие в конкурсах. Творческая мастерская 66. 14.05.2025 Творческая мастерская 67. 19.05.2025 Творческая мастерская 68. 21.05.2025 Творческая мастерская 69. 26.05.2025 Объединение тем. Творческая мастерская Итоговое занятие Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Индивидуальная, наблюдение Комбинирова нное занятие 2 Защита проектов выставка 1 1 Демонстрация лучших проектов Праздничные дни в учебные периоды: 04.11.2024, 01.05.2025 16