УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКУДО «Дворец творчества» Протокол № 1 от 30.08.2024 Утверждено Приказом и.о.директора МКУДО «Дворец творчества» М.А. Ермакова № 234 от 02.09.2024 Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мультипликация» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 2 года Автор – составитель педагог дополнительного образования Зенкова Л. Е. Талица СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Основные характеристики программы……………................ Пояснительная записка………………………………………….. Цель и задачи программы……………………………………….. Содержание программы…………………………………………. Учебный (тематический) план 1год обучения……………......... Содержание учебного (тематического) плана1год обучения… Планируемые результаты 1 год обучения……………………… Учебный (тематический) план 2год обучения………………… Содержание учебного (тематического) плана 2год обучения... Планируемые результаты 2 года обучения……………………. Организационно – педагогические условия реализации программы………………………………………………………. Календарный учебный график………………………………….. Условия реализации программы………………………………… Формы подведения итогов реализации программы…………….. Оценочные материалы……………………………………………. Методические материалы…………………………………………. Аннотация к программе………………………………………… Сведения об авторе………………………………………………. Список литературы……………………………………………… Приложения………………………………………………………. 3 3 5 6 6 7 10 11 12 14 15 15 15 16 16 17 19 19 20 22 1. Основные характеристики программы 1.1Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мультипликация» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок). 11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»». Одной из задач сегодняшнего дня является повышение в обучении роли медиаобразования. В поисках нестандартного подхода к развитию творческих и информационных возможностей ребенка педагоги обратились к мультипликации – методу создания авторской анимации с применением компьютерных программ. Использование компьютерной аудио-, видеотехники делает доступным человеческому воображению новые реальности. Детская мультипликация – это игра, в которой ребенок может придумать и оживить своих героев, наделить их определенными качествами, проиграть разные жизненные или сказочные ситуации. Детская мультипликация уникальна тем, что включает в себя огромное число различных видов деятельности. Работа над мультфильмом стимулирует детей придумывать новые сюжеты для сценариев, создавать декорации и персонажи мультфильмов, озвучивать роли, дети пробуют себя в качестве аниматоров, операторов аудио- и видеосъемки, изучают специальные компьютерные программы для анимации, осуществляют монтаж отснятого материала. Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, потому как создание фильма — это сложный, многоструктурный процесс, результат которого зависит от слаженности в работе всего детско-взрослого творческого коллектива. Актуальность предлагаемой программы обусловлена востребованностью в социуме личности творческой, способной мобильно и нестандартно решать текущие и стратегические задачи. В условиях высокоразвитых технологий XXI века техническая направленность осваиваемого вида деятельности актуальна тем, что направлена на формирование и развитие творческих способностей и технических навыков обучающихся. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий, используемых при создании мультфильма, имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для обучения в школе, в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Отличительные особенности: программа «Мультипликация» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ: Баженова Л. Н. «Азбука кино», А. Петрова «Классическая анимация – нарисованное движение», «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации». Программа предусматривает активное включение обучающихся в создание анимационных фильмов; а также участие в конкурсах любого уровня, имеют деятельностно-практический характер. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия программы «Мультипликация» помогают школьникам лучше учиться, у них повышается творческая активность, навыков работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Уровень усвоения программы 1-й год обучения – Стартовый уровень 2-й год обучения – Базовый уровень Адресат программы. Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 7 до 10 лет. У детей в этом возрасте хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания. Использование современных технических средств придают учебному процессу творческий, поисковый характер, что способствует развитию творческих способностей, обучающихся и повышению интереса. В первую очередь, это касается вопросов организации и контроля психических процессов: восприятия, внимания, памяти и др. Сроки реализации программы Два учебных года. Первый год обучении стартовый уровень включает следующие направления: обучения азы мультипликации. Особенностью обучения на первом этапе является знакомство детей с лучшими образцами отечественной мультипликации. Учащиеся знакомятся с оборудованием – видеокамерой, софитами, штативами – и учатся его правильно устанавливать и использовать(140 ч.) Второй год обучения - программа базового уровня реализуется в течение одного года, направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения. Обучающиеся применяют технические средства и уже знакомые технологии создания мультфильмов, в основном, на основе сценариев собственного сочинения. Им предоставляется большая самостоятельность в изготовлении декораций и реквизита, съемке кадров мультфильма, в компьютерной обработке. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса предполагает создание для учащихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. Исходя из психофизических особенностей детей младшего и среднего возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики. Зачисление в детское объединение происходит по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. 1 учебный год – возраст 7-9 лет, 2 раза в неделю по 2 академических часа (согласно санитарных требований к возрасту детей младшего школьного возраста) – что составляет 140 часов в год; 2 учебный год – возраст 9-10 лет, 2 раза в неделю по 2 академических часа – что составляет 140 часов в год. Всего 280 часов Продолжительность учебного часа -40 мин., перерыв –10 мин. Наполняемость групп от 7 человек. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества через создание мультипликационных фильмов. Задачи: Обучающие: − познакомить детей с классическими и современными шедеврами анимации, дать представление об ее истории; − познакомить с технологиями создания мультипликационного фильма; − изучить основы создания детской анимации, специальную терминологию; − применить полученные знания при создании собственного мультипликационного фильма; − формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Развивающие: − способствовать выявлению и развитию творческих способностей, образного мышления, моторики, художественного вкуса; − развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов; − развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; − развивать речь, воображение, абстрактное и творческое мышление, актерских способностей посредством создания визуальных образов мультипликации; − развивать навыки проектно-исследовательской деятельности; − способствовать развитию мотивации к исследовательской и проектной деятельности; − способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Воспитательные: − способствовать формированию личности, разделяющей традиционные российские духовные ценности; − воспитывать в детях уважение друг к другу, к общему делу; − воспитывать умение доводить начатое дело до конца; − поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности; − способствовать формированию устойчивого интереса к анимационному творчеству, в том числе для выбора будущей профессии Сведения об авторе ФИО: Зенкова Людмила Евгеньевна Место работы, должность: МКУДО «Дворец творчества» Центр творческого развития «Академия детства», педагог дополнительного образования. Образование: высшее