Общеразвивабщая программа Путешествие в страну Лего

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

Утверждено
Приказом и.о.директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А.Ермакова
№ 234 от 02.09.2024г.

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Дворец творчества»
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

Дополнительная
общеразвивающая (адаптированная) программа
технической направленности

«Путешествие в страну Лего»
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель
педагог ДО Лаврова Л.В.

Талица

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3

1.4
1.5

1.6
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

3
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
8
Содержание программы
9
Учебный (тематический) план 1года обучения
9
Содержание учебного (тематического) плана 1года обучения. 11
Планируемые результаты 1года обучения.
13
Содержание программы
Учебный (тематический) план 2 года обучения.
16
Содержание учебного (тематического) плана 2года обучения 19
Планируемые результаты 2 года обучения.
22
Организационно – педагогические условия реализации 24
программы
Календарный учебный график
24
Условия реализации программы
24
Формы подведения итогов реализации программы
25
Оценочные материалы
26
Методические материалы
27
31
Аннотация к программе
32
Сведения об авторе
33
Список литературы
33
Приложения

1. Основные характеристики программы
1.2Пояснительная записка
Образовательная адаптированная программа «Путешествие в страну
лего» является программой технической направленности, и имеет стартовый
уровень обучения.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире,
который предъявляет серьезные требования к ним. Программа помогает
детям адаптироваться к жизни. Одним из вариантов помощи являются
занятия, где дети комплексно используют свои знания.
Сущность и основное назначение дополнительного образования
заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей,
способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
организации их свободного времени.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс
образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Часть 3 статьи 79 ФЗ
№ 273 определяет специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ. Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
Программа «Путешествие в страну лего» является коррекционноразвивающей программой для ребят с ОВЗ и является равноправным
компонентом образовательного пространства в Центре творческого развития
«Академия детства» Лего интересно детям, и с помощью конструктора очень
легко и увлекательно работать над развитием пространственного,
математического мышления.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и
интеллектуальным развитием обучающихся. Особое значение оно имеет для
совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных
качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и
размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением
соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять предметы в различных пространственных положениях,

мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа
над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих
задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение
словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и
пространственного мышления.
Обучающиеся
учатся
работать с
предложенными инструкциями.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по
условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая
модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При
конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия,
которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки
должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по
замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних
ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в
материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования
лучше остальных развивает творческие способности.
Образовательная программа «Путешествие в страну лего» направлена на
поддержку среды для детского научно-технического творчества и
обеспечение возможности самореализации обучающихся. Содержание
программы направлено на создание условий для развития личности ребенка,
развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение
эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к
общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное
развитие личности обучающихся.
Результаты интеграции для обучающихся:
увеличивает пространство развития творческой и познавательной
активности;
 позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию
обучения;
 расширяет тематику изучаемого материала;
 демонстрирует
способности,
невостребованные
основным
образованием;
 увеличивает спектр изучаемого материала;
 повышает роль самостоятельной работы;
 реализует лучшие личностные качества;
 увеличивает возможности профориентации.
Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в
свете внедрения комплексной программы «Уральской инженерной школы» в
реализации школьного образования, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития
обучающихся;


- осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развития обучающихся;
- поддерживают инициативу обучающихся;
- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования;
- приобщают обучающихся к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия
обучающихся в различных видах деятельности;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной
деятельностью,
предоставляют
обучающемуся возможность
экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных
института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей
ценности обучающегося и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя
между собой. Роль педагога ДТО «Путешествие в страну лего» в судьбе
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего
работа с родителями. Проведение совместных занятий обучающийся,
педагог, родитель и их включенность в образовательный процесс является
залогом эффективности реализации дополнительной общеразвивающей
(адаптированной) программы дополнительного образования и процесса
социализации
Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее
проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают
интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас
повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных,
строительных и других машин.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового
поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий
чередование практических и умственных действий ребёнка. Использование
Лего конструкторов в развивающей деятельности с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья повышает мотивацию обучающихся к
обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных
дисциплин от искусств и истории до математики и естественных
наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к
разработке и постройке различных деталей. Дети с удовольствием посещают
игровые занятия. Лего-конструирование – это современное средство
обучения детей. Внедрение разнообразных Легоконструкторов в
развивающую деятельность с детьми, имеющими ограниченные возможности

здоровья поможет решить проблему адаптации детей к образовательной
среде, а также способствует всестороннему развитию личности ребенка и
побуждает получать знания дальше.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе
деятельностного подхода в обучении.
Программа отражает социальный заказ образовательной организации
на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с
тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной
активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и
обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного
процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).
Условия организации данного вида деятельности представляют собой:
- дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных
нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка);
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности;
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики развития ребёнка;
- комплексное воздействие на обучающихся, осуществляемое на
индивидуальных и групповых занятиях;
- здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Актуальность программы.
Обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной
информатизации и раскрывает для школьника мир и возможности
конструирования из Лего. Сегодня обществу необходимы социально
активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
Лего -конструирование больше, чем другие виды деятельности,
подготавливает почву для развития технических способностей детей с ОВЗ.
Лего –конструирование объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-

речевую деятельность обучающихся, развивает конструкторские способности
и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует
интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на
более высокий уровень развитие познавательной активности обучающихся с
ОВЗ.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным
интеллектуальным развитием ребенка.
Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающими в
форме
познавательной
деятельности
раскрыть
практическую
целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в
дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование
различных образовательных областей в детском творческом объединении
открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся,
овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Адресат программы:
Данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми с
ОВЗ, 1 года обучения. Возраст обучающихся 8 лет.
Объем реализации программы:
Объем программы (индивидуальные занятия) 1и 2 года обучения:
общее количество учебных часов – 70 (2 часа 1 раз в неделю).
Продолжительность учебного часа - 30 минут.
Форма организации занятий: индивидуальные.
Формы и методы проведения занятий:
Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные
способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.).
Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и
со средой обитания).
Занятие теоретическое и практическое (важное средство образовательной
работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной
деятельности).
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – тренинг, практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Продолжительность реализации программы - 2 года обучения.

1.3 Цель и задачи образовательной программы.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей

обучающихся с ОВЗ и удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном развитии через LEGO-конструирование.
Задачи:
Обучающие:
 формировать у обучающихся познавательную и исследовательскую
активность, стремление к умственной деятельности;
 обеспечить
соблюдение комфортного для обучающегося с ОВЗ
психоэмоционального режима;
 способствовать укреплению психологического и физиологического
здоровья;
 стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его
творческого потенциала;
 обучить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
Развивающие:
 осуществлять коррекцию недостатков личностного развития обучающихся,
посредством проведения мероприятий психолого-педагогической
реабилитации;
 Развить интерес к занятиям;
 Развить умение ориентироваться в деталях лего;
 Развить память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу,
познавательные интересы, фантазию;
 развить у обучающегося самостоятельность, умение сделать выбор,
привить чувство ответственности к результатам своего труда.
Воспитательные

воспитывать умение и желание трудиться, выполнять задания в
соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое
дело до конца, планировать будущую работу.
 воспитывать систему ценностей, основанную на трудолюбии,
творческом поиске нестандартных решений; творческих способностей,
научно-технической направленности мышления.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые
игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор
открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе
работы приобретать такие социальные качества как любознательность,
активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я
умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и
мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и
чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности обучающиеся становятся
строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и
воплощают в жизнь свои идеи.

Сведения о разработчике:
1. Лаврова Людмила Васильева
2. МКУДО «Дворец творчества» Центр творческого развития «Академия
детства»
3. Педагог дополнительного образования, высшей квалификационной
категории
4. Стаж работы 24 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».