УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» Утверждено Приказом и.о.директора МКУДО «Дворец творчества» М.А.Ермакова № 234 от 02.09.2024г. «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКУДО «Дворец творчества» Протокол № 1 от 30.08.2024 г. Дополнительная общеразвивающая (адаптированная) программа технической направленности «Путешествие в страну Лего» Возраст обучающихся: 10-11 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель педагог ДО Лаврова Л.В. Талица СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 Основные характеристики программы Пояснительная записка 3 Цель и задачи программы 8 Содержание программы 9 Учебный (тематический) план 1года обучения 9 Содержание учебного (тематического) плана 1года обучения. 11 Планируемые результаты 1года обучения. 13 Содержание программы Учебный (тематический) план 2 года обучения. 16 Содержание учебного (тематического) плана 2года обучения 19 Планируемые результаты 2 года обучения. 22 Организационно – педагогические условия реализации 24 программы Календарный учебный график 24 Условия реализации программы 24 Формы подведения итогов реализации программы 25 Оценочные материалы 26 Методические материалы 27 31 Аннотация к программе 32 Сведения об авторе 33 Список литературы 33 Приложения 1. Основные характеристики программы 1.2Пояснительная записка Образовательная адаптированная программа «Путешествие в страну лего» является программой технической направленности, и имеет стартовый уровень обучения. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Программа помогает детям адаптироваться к жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), организации их свободного времени. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 определяет специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" Программа «Путешествие в страну лего» является коррекционноразвивающей программой для ребят с ОВЗ и является равноправным компонентом образовательного пространства в Центре творческого развития «Академия детства» Лего интересно детям, и с помощью конструктора очень легко и увлекательно работать над развитием пространственного, математического мышления. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием обучающихся. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Образовательная программа «Путешествие в страну лего» направлена на поддержку среды для детского научно-технического творчества и обеспечение возможности самореализации обучающихся. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное развитие личности обучающихся. Результаты интеграции для обучающихся: увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности; позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения; расширяет тематику изучаемого материала; демонстрирует способности, невостребованные основным образованием; увеличивает спектр изучаемого материала; повышает роль самостоятельной работы; реализует лучшие личностные качества; увеличивает возможности профориентации. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения комплексной программы «Уральской инженерной школы» в реализации школьного образования, так как: - являются великолепным средством для интеллектуального развития обучающихся; - осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развития обучающихся; - поддерживают инициативу обучающихся; - позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - приобщают обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формируют познавательные интересы и познавательные действия обучающихся в различных видах деятельности; - формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; - объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют обучающемуся возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности обучающегося и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Роль педагога ДТО «Путешествие в страну лего» в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с родителями. Проведение совместных занятий обучающийся, педагог, родитель и их включенность в образовательный процесс является залогом эффективности реализации дополнительной общеразвивающей (адаптированной) программы дополнительного образования и процесса социализации Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Использование Лего конструкторов в развивающей деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья повышает мотивацию обучающихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Дети с удовольствием посещают игровые занятия. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Внедрение разнообразных Легоконструкторов в развивающую деятельность с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья поможет решить проблему адаптации детей к образовательной среде, а также способствует всестороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Программа отражает социальный заказ образовательной организации на обеспечение оптимальных условий воспитания и обучение детей ОВЗ с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке к самостоятельной активной общественной жизни. Детям создаются все условия, и обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Условия организации данного вида деятельности представляют собой: - дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок); - психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка); - соблюдение комфортного психоэмоционального режима; - использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности; - специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); - дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; - комплексное воздействие на обучающихся, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях; - здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм). Актуальность программы. Обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и раскрывает для школьника мир и возможности конструирования из Лего. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей с ОВЗ. Лего –конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно- речевую деятельность обучающихся, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности обучающихся с ОВЗ. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным интеллектуальным развитием ребенка. Новизна программы заключается в том, что позволяет обучающими в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в детском творческом объединении открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Адресат программы: Данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, 1 года обучения. Возраст обучающихся 8 лет. Объем реализации программы: Объем программы (индивидуальные занятия) 1и 2 года обучения: общее количество учебных часов – 70 (2 часа 1 раз в неделю). Продолжительность учебного часа - 30 минут. Форма организации занятий: индивидуальные. Формы и методы проведения занятий: Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). Занятие теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности). Методы обучения: - словесные – устное изложение, беседа, объяснение; - наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу; - практические – тренинг, практическая работа, игра. Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные. Продолжительность реализации программы - 2 года обучения. 1.3 Цель и задачи образовательной программы. Цель программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии через LEGO-конструирование. Задачи: Обучающие: формировать у обучающихся познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; обеспечить соблюдение комфортного для обучающегося с ОВЗ психоэмоционального режима; способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья; стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его творческого потенциала; обучить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу; Развивающие: осуществлять коррекцию недостатков личностного развития обучающихся, посредством проведения мероприятий психолого-педагогической реабилитации; Развить интерес к занятиям; Развить умение ориентироваться в деталях лего; Развить память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, фантазию; развить у обучающегося самостоятельность, умение сделать выбор, привить чувство ответственности к результатам своего труда. Воспитательные воспитывать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. воспитывать систему ценностей, основанную на трудолюбии, творческом поиске нестандартных решений; творческих способностей, научно-технической направленности мышления. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности обучающиеся становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Сведения о разработчике: 1. Лаврова Людмила Васильева 2. МКУДО «Дворец творчества» Центр творческого развития «Академия детства» 3. Педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории 4. Стаж работы 24 года