УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКУДО «Дворец творчества» Протокол № 1 от 30.08.2024 г. Утверждено Приказом и.о. директора МКУДО «Дворец творчества» М.А. Ермаковой № 234 от 02.09.2024 г. Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный программист» Возраст обучающихся: 10-13 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: педагог дополнительного образования, Марьин Владимир Владимирович Талица 1. Содержание Основные характеристики программы ......................................................................... 3 1.1 Пояснительная записка ........................................................................................... 3 1.2 Цель и задачи .......................................................................................................... 5 1.3 Содержание программы .........................................Error! Bookmark not defined. 1.4. Содержание учебного (тематического) плана ......Error! Bookmark not defined. 1.5 Планируемые результаты ....................................................................................... 5 2. Организационно-педагогические условия реализации программы ......... Error! Bookmark not defined. 2.1 Календарный учебный график ...............................Error! Bookmark not defined. 2.2 Условия реализации программы ............................Error! Bookmark not defined. 2.3 Кадровое обеспечение: ...........................................Error! Bookmark not defined. 2.4 Формы аттестации/контроля ..................................Error! Bookmark not defined. 2.5 Оценочные материалы ............................................Error! Bookmark not defined. 2.6 Методические материалы .......................................Error! Bookmark not defined. Календарно тематическое планирование........................Error! Bookmark not defined. Список литературы ....................................................................................................... 6 аннотация ......................................................................Error! Bookmark not defined. 2 1. основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Направленность программы техническая. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный программист» разработана в соответствии с нормативной базой документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). Актуальность программы. В последние годы стал популярным язык и одноименная среда программирования - Scratch. Это можно объяснить потребностью и педагогического сообщества, и самих детей в средстве, которое позволит легко и просто, но не бездумно, исследовать и проявить свои творческие способности. Данная программная среда дает принципиальную возможность составлять сложные по своей структуре программы, не заучивая наизусть ключевые слова, и при этом в полной мере проявить свои творческие способности и понять принципы программирования. Курсы по программированию помогут ребенку сделать первые шаги в мире программирования, позволят познакомиться с сообществом таких же заинтересованных ребят, введут во все подробности и тонкости проектной деятельности. Овладевая навыками программирования, ребенок затрагивает и смежные сферы: логика, вычислительная математика, теория вероятности, а также и другие научные области: география, биология, физика, литература - в зависимости от интересов ребенка и выбора области развития собственного проекта. Когда у ребенка сформирован необходимый набор знаний и умений, выполнен ряд задач и упражнений по разным темам, он может, используя их, работать над собственным проектом. Это позволяет развивать творческие способности, проводить собственные исследования, работать в команде, и, что немаловажно, видеть результат собственной работы, вносить в нее коррективы и развивать ее. Отличительные особенности программы: Данная программа способствует освоению обучающимися навыков работы с компьютером и программированию на начальном уровне. Отличительной особенностью от уже существующих по данному направлению является доступность, адаптированность предлагаемых к изучению материалов для учащихся заявленного возраста (10 - 13 лет). Адаптированность можно рассматривать как новый подход к изучению алгоритмических основ 3 информатики и пропедевтики программирования через среду программирования Scratch. Доступность выражается в свободном доступе программы в сети Интернет. Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, при работе с большим объемом информации; при решении практических и жизненных задач. Курс позволяет создавать собственные проекты через программирование для решения конкретных задач, поставленных на занятиях как педагогом, так и самими обучающимися. Это является отличительной особенностью данной программы. Адресат программы. Программа разработана для обучающихся – от 10 до 13 лет. Возрастные особенности. Средний школьный возраст (от 10-11-ти до 13-ти лет) – переходный от детства к юности. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны занятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Обучающимся интересны занятия, которые помогают активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Уровень программы: базовый. Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения: 35 учебных недель, 140 часов. Форма обучения очная. Особенности организации образовательного процесса. Разновозрастные группы, являющиеся основным составом объединения, состав группы постоянный, количество детей в группе – от 6 до 10 человек. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в каждой группе в год – 140, занятия проходят 2 раза в неделю, количество часов в неделю – 4. Продолжительность учебного часа – 40 мин. 4 1.2 Цель и задачи Цель: формирование и развитие информационных компетенций, логического мышления обучающихся посредством решения задач в сфере освоения языка программирования и создания программных продуктов. Обучение основам программирования, способствующее дальнейшему профессиональному самоопределению в современном мире. Задачи: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. Образовательные: овладеть навыками составления алгоритмов; изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций; сформировать представление о профессии «программист»; сформировать навыки разработки программ; познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки; сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных презентаций. Развивающие: способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления; развить внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес; развить умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации; развить навыки планирования проекта, умение работать в группе. Воспитательные: воспитать положительное отношение к информатике и ИКТ; воспитать самостоятельность и умение работать в паре или в малой группе; формировать умение, демонстрировать результаты своей работы. Планируемые результаты Личностные Имеют социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях; Применяют свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе; Умеют использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов; 5 Укрепили и усовершенствовали в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности; Развили внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы. Метапредметные Знают практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы; Применяют практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности; Умеют выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов; Умеют использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач; Применяют на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач; Умеют использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни. Предметные: Знают о назначении среды программирования Скретч и основных элементах ее интерфейса; Знают об алгоритме и исполнителях: о сценарном плане; Знают основные этапы разработки программы (проекта в среде программирования Скретч): постановка задачи, разработка сценарного плана, алгоритмизация, кодирование, тестирование, отладка; Применяют базовые алгоритмические конструкции (ветвления и циклы) и их реализацию в среде программирования Скретч; возможности дублирования и клонирования спрайтов; Знают о программном коде и составляющих его командах; Сведения о разработчике Разработчик: Марьин Владимир Владимирович Должность: педагог дополнительного образования. Образование: высшее. Стаж: 9 лет. 6