УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Дворец творчества»
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
Утверждено
Приказом и.о. директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А. Ермаковой
№ 234 от 02.09.2024 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Юный программист»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Марьин Владимир Владимирович
Талица
1.
Содержание
Основные характеристики программы ......................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ........................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи .......................................................................................................... 5
1.3 Содержание программы .........................................Error! Bookmark not defined.
1.4. Содержание учебного (тематического) плана ......Error! Bookmark not defined.
1.5 Планируемые результаты ....................................................................................... 5
2.
Организационно-педагогические условия реализации программы ......... Error!
Bookmark not defined.
2.1 Календарный учебный график ...............................Error! Bookmark not defined.
2.2 Условия реализации программы ............................Error! Bookmark not defined.
2.3 Кадровое обеспечение: ...........................................Error! Bookmark not defined.
2.4 Формы аттестации/контроля ..................................Error! Bookmark not defined.
2.5 Оценочные материалы ............................................Error! Bookmark not defined.
2.6 Методические материалы .......................................Error! Bookmark not defined.
Календарно тематическое планирование........................Error! Bookmark not defined.
Список литературы ....................................................................................................... 6
аннотация ......................................................................Error! Bookmark not defined.
2
1. основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы техническая.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный программист»
разработана в соответствии с нормативной базой документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
Актуальность программы. В последние годы стал популярным язык и
одноименная среда программирования - Scratch. Это можно объяснить
потребностью и педагогического сообщества, и самих детей в средстве, которое
позволит легко и просто, но не бездумно, исследовать и проявить свои творческие
способности.
Данная программная среда дает принципиальную возможность составлять
сложные по своей структуре программы, не заучивая наизусть ключевые слова, и
при этом в полной мере проявить свои творческие способности и понять принципы
программирования.
Курсы по программированию помогут ребенку сделать первые шаги в мире
программирования, позволят познакомиться с сообществом таких же
заинтересованных ребят, введут во все подробности и тонкости проектной
деятельности. Овладевая навыками программирования, ребенок затрагивает и
смежные сферы: логика, вычислительная математика, теория вероятности, а также и
другие научные области: география, биология, физика, литература - в зависимости
от интересов ребенка и выбора области развития собственного проекта.
Когда у ребенка сформирован необходимый набор знаний и умений,
выполнен ряд задач и упражнений по разным темам, он может, используя их,
работать над собственным проектом. Это позволяет развивать творческие
способности, проводить собственные исследования, работать в команде, и, что
немаловажно, видеть результат собственной работы, вносить в нее коррективы и
развивать ее.
Отличительные особенности программы: Данная программа способствует
освоению обучающимися навыков работы с компьютером и программированию на
начальном уровне. Отличительной особенностью от уже существующих по данному
направлению является доступность, адаптированность предлагаемых к изучению
материалов для учащихся заявленного возраста (10 - 13 лет). Адаптированность
можно рассматривать как новый подход к изучению алгоритмических основ
3
информатики и пропедевтики программирования через среду программирования
Scratch. Доступность выражается в свободном доступе программы в сети Интернет.
Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться
программированием и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится
сталкиваться в повседневной жизни, при работе с большим объемом информации;
при решении практических и жизненных задач. Курс позволяет создавать
собственные проекты через программирование для решения конкретных задач,
поставленных на занятиях как педагогом, так и самими обучающимися. Это
является отличительной особенностью данной программы.
Адресат программы. Программа разработана для обучающихся – от 10 до 13
лет.
Возрастные особенности. Средний школьный возраст (от 10-11-ти до 13-ти
лет) – переходный от детства к юности. Стоит обратить внимание на такую
психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания.
Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая
переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном
и том же деле. Значимой особенностью мышления подростка является его
критичность. У ребенка появляется свое мнение, которое он демонстрирует как
можно чаще, заявляя о себе.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития.
В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить
сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны занятия, в
ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Особое значение для
подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
Обучающимся интересны занятия, которые помогают активному самовыражению
подростков и учитывают их интересы.
Уровень программы: базовый.
Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана на 1
год обучения: 35 учебных недель, 140 часов.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса. Разновозрастные
группы, являющиеся основным составом объединения, состав группы постоянный,
количество детей в группе – от 6 до 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее
количество часов в каждой группе в год – 140, занятия проходят 2 раза в неделю,
количество часов в неделю – 4. Продолжительность учебного часа – 40 мин.
4
1.2 Цель и задачи
Цель: формирование и развитие информационных компетенций, логического
мышления обучающихся посредством решения задач в сфере освоения языка
программирования и создания программных продуктов. Обучение основам
программирования,
способствующее
дальнейшему
профессиональному
самоопределению в современном мире.
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Образовательные:
овладеть навыками составления алгоритмов;
изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
сформировать представление о профессии «программист»;
сформировать навыки разработки программ;
познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов,
интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и
интерактивных презентаций.
Развивающие:
способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и
творческого мышления;
развить внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес;
развить умение работать с компьютерными программами и дополнительными
источниками информации;
развить навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитательные:
воспитать положительное отношение к информатике и ИКТ;
воспитать самостоятельность и умение работать в паре или в малой группе;
формировать умение, демонстрировать результаты своей работы.
Планируемые результаты
Личностные
Имеют социальный опыт участия в индивидуальных и командных
состязаниях;
Применяют свои методы и востребованные навыки для продуктивного
участия в командной работе;
Умеют использовать навыки критического мышления в процессе работа
над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов;
5
Укрепили и усовершенствовали в себе чувство самоконтроля и
ответственности за вверенные ценности;
Развили внимательное и предупредительное отношение к окружающим
людям и оборудованию в процессе работы.
Метапредметные
Знают практическое применение и связь теоретических знаний,
полученных в рамках школьной программы;
Применяют практические навыки планирования своей краткосрочной и
долгосрочной деятельности;
Умеют выработать стиль работы с ориентацией на достижение
запланированных результатов;
Умеют использовать творческие навыки и эффективные приемы для
решения простых технических задач;
Применяют на практике знания об устройствах механизмов и умение
составлять алгоритмы решения различных задач;
Умеют использовать полученные навыки работы различным
инструментом в учебной и повседневной жизни.
Предметные:
Знают о назначении среды программирования Скретч и основных
элементах ее интерфейса;
Знают об алгоритме и исполнителях: о сценарном плане;
Знают основные этапы разработки программы (проекта в среде
программирования Скретч): постановка задачи, разработка сценарного плана,
алгоритмизация, кодирование, тестирование, отладка;
Применяют базовые алгоритмические конструкции (ветвления и циклы) и
их реализацию в среде программирования Скретч; возможности дублирования и
клонирования спрайтов;
Знают о программном коде и составляющих его командах;
Сведения о разработчике
Разработчик: Марьин Владимир Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования.
Образование: высшее.
Стаж: 9 лет.
6