Общеразвивающая программа Юный электротехник

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Дворец творчества»
Протокол №1 от 30.08.2024.

Утверждено
Приказом и.о.директора
МКУДО «Дворец творчества»
М.А Ермакова
№234 от 02.09.2024.

Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности

«Юный Электротехник»
Возраст обучающихся: 6 -7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель
педагог ДО Лаврова Л.В

Талица

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Основные характеристики программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

7

1.3

Содержание программы

8

Учебный (тематический) план

8

Содержание учебного (тематического) плана

10

1.4

Планируемые результаты

12

2.

Организационно – педагогические условия реализации 13
программы

2.1

Календарный учебный график

13

2.2

Условия реализации программы

14

2.3

Формы подведения итогов реализации программы

15

2.4

Оценочные материалы

16

2.5

Методические материалы

17

Аннотация к программе

18

Сведения об авторе

19

Список литературы

20

Приложения

22

1. Основные характеристики программы
1.1.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Юный Электротехник» - техническая.
Уровень
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Юный
Электротехник» - стартовый.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный
Электротехник» разработана в соответствии с нормативной базой
документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.
2012 года № 273-Ф3.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008
г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).
Актуальность программы. Мы живем в «век высоких технологий»,
где инженерия стала одним из приоритетных направлений в сфере
экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других
направлений деятельности человека. Современный рынок производственных
отношений строится на профессиях, требующих навыки работы с
инновационными программируемыми устройствами. Руководство страны
говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает
ставку на инновационные технологии. Однако в современной России
работодатели испытывают трудности с инженерными кадрами, отмечается
низкий статус инженерного образования. Студенты не идут поступать на
инженерные специальности, потому, что выпускники школ не жалуют
черчение, физику, математику. «Фронтальный разрез», «развертка» и иные
пространственные понятия ставят их в тупик – и становится ясно, что сфера
образования не должна оставаться в стороне, если хочет быть адекватной

государственному заказу на модернизаторов производства и новаторов.
Таким образом, назрела необходимость популяризации профессии инженера.
Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных
уровнях власти. Правительство Свердловской области ставит перед нами те
же задачи. По поручению главы региона в области была разработана
комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа»,
рассчитанной на 2015 — 2034 годы. Необходимо, повышение престижа
инженерных профессий», — считает губернатор Свердловской области Е.
Куйвашев. По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в
вузах, а значительно раньше — в школьном и даже дошкольном возрасте,
когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Отличительные особенности программы. Особенностью данной
программы является изучение основных принципов электроники,
конструирование различных схем. Играя электронным конструктором
«Знаток», ребенок не только весело и интересно проводит время, но и
одновременно начинает знакомиться с основами радиоэлектроники, собирая
различные по назначению и сложности электрические схемы. После сборки
ребенок может проверить, что он собрал и работоспособно ли это. Собирая
все более сложные схемы, ребенок учится азам радиоэлектроники,
разбираться в электрических схемах и устройстве электронных приборов.
Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет
для занятий в одновозрастных группах. Количество человек в группе – 7-10.
Возрастные особенности
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих
отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому
этапу в его жизни — обучению в школе.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда
могут одновременно учитывать несколько различных признаков. ( Величина,
форма предметов, положение в пространстве)
Мышление в этом возрасте характерно переходом от нагляднодейственного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному
мышлению:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования
предметами)( нр.,достает предмет, который высоко лежит, подставив стул)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов,
явлений, без применения практических действий.) (нр., может собрать
кубики, легкие пазлы без опоры на наглядность)

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов,
рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием
понятий). ( например, может выложить последовательно 6-7 картинок,
логически связанных между собой).
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т.д.
В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания
— 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может
видеть двойственные изображения.
В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям
непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо
запомнить. Используя при этом простейший механический способ
запоминания – повторение.
В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так
и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание
общественно значимых мотивов над личностными. Ребенок может изменить
свою точку зрения, позиции в результате столкновения с общественным
мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения
др. человека. В процессе усвоения активное отношение к собственной
жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении
следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок
стремиться качественно, выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом
и переделать, если что-то не получилось.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и
самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает
критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание
сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
Объем и срок освоения программы – 68 часа, 2 часа в неделю.
Программа допускает возможность педагога определить новый порядок
изучения материала, изменить количество часов внутри разделов, внести

изменения в содержание изучаемой темы, основываясь на индивидуальных
особенностях, базовых знаниях и желаниях обучающихся.
Срок реализации программы - 1 год; 34 недели.
Режим занятия – один раз в неделю по два занятия в соответствии с
возрастом детей по 30 минут, одно занятие, 1 год обучения.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Построение
программы для старшего дошкольного возраста ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному
возрастному периоду детства, и основано на развитии эмоциональной и
коммуникативной сферы. Интерес к занятиям повышает применение игровых
педагогических технологий, использование занимательных материалов.
Применяются элементы технологии проблемного обучения. Технология
развивающего
обучения
и
личностно-ориентированный
подход
способствуют развитию творческой личности. Здоровьесберегающие
технологии (физкультминутки, смена видов деятельности, игры)
способствуют укреплению здоровья воспитанников. Принципы проведения
занятий:
- систематичность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе,
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических
понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
3.Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся
данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих
способностей, отработка полученных навыков на практике)
4.Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов
занятия).

1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы: формирование и развитие творческих способностей
основ
технического
мышления
у
обучающихся
через

электроконструирование.
Задачи Программы:
Обучающие:
1. Дать общие сведения о природе электрического тока и показать основные
приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.
2. Обучить решению технических задач на практике в процессе
конструирования моделей объектов окружающей действительности.
Развивающие:
3. Развить коммуникативные качества, умения работать в группе и
отстаивать свою точку зрения.
4. Развить у детей познавательную активность и интерес к техническому
творчеству.
5.Развить логическое и образное мышление
6. Развить мелкую моторику.
Воспитательные:
7. Приобщить детей к научным ценностям и достижениям современной
техники.
Планируемые результаты обучения
В результате освоения данной общеразвивающей программы
ожидается, что у обучающихся будут сформированы личностные,
предметные и метапредметные знания и умения:
Предметными результатами освоения обучающимися содержания
программы являются следующие умения:
•

соблюдает правила техники безопасности при работе с конструктором;

•

свободно владеет специфическими понятиями, терминами;

•
читает и понимает схемы, собирает и анализирует электрические схемы
простого уровня сложности;
•
знает основные элементы электрических схем и способы их
обозначения;
Личностные результаты
•
проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;

•
оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам, находит с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы являются следующие умения:






умеет находить и исправлять ошибки.
умеет организовать свое рабочее место под руководством педагога.
умеет адекватно воспринимать оценку педагога.
умеет различать способ и результат действия.
умеет соотносить выполненное задание с образцом, предложенным
педагогом.

Сведения о разработчике:
1. Лаврова Людмила Васильева
2. МКУДО «Дворец творчества» Центр творческого развития «Академия
детства»
3. Педагог дополнительного образования, высшей квалификационной
категории
4. Стаж работы: 24 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».