Пояснительная записка. Как известно, живая глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла. 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети 9-12 лет, общий объем часов – 105 часа. Задачи: образовательные: • обучить теоретическим сведениям о технике и технологии лепки из глины ; • обучить выразительности в лепки через более точную передачу формы, величины предметов и изображение мелких деталей; • обучить на основе сформированных знаний и умений, выполнять работу творческого характера; • формировать эстетические знания, художественно - пластические умения и навыки; • ознакомить с народным творчеством, народными традициями лепки из глины. развивающие: • развить эмоционально - эстетическое восприятие изделий народного художественного творчества; • развить умения на основе полученных знаний и навыков лепить изделия новой формы самостоятельно по своему замыслу; • развить у обучающихся навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы. • развить у детей интерес к глине и дать первые навыки работы в объеме. воспитательные: Воспитательные: • воспитать бережное отношение к культурному наследию и приобщение к лучшим образцам народной культуры, художественного творчества; • воспитать трудолюбие, терпение, аккуратность, общительность; • воспитать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда; • формировать умения работать в коллективе; Объем программы: Программа рассчитана на 1 год обучения, 105 часа. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 3 часа. Количество групп – 2. Количество обучающихся в группе -7-12 человек. Формы организации учебного процесса: групповые. В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части и практической части. Формы обучения: теоретические – беседа. практические – игра, упражнения. Текущая и промежуточная итоговая аттестации осуществляются в следующих формах: упражнения, опрос, игра. Текущая аттестация проводится в конце каждого тематического блока. Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Планируемые результаты освоения программы Результаты реализации программы соответствуют ее цели, задачам и содержанию. К концу обучения по программе «Живая глина» обучающиеся приобретут необходимый уровень компетенций. Личностные: − способность умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности; − умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности; − развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; − развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости и понимания к чувствам других людей; − художественно-эстетический вкус и творческие способности, мотивацию к творческой деятельности. Метапредметные: − умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие рисунки, избегать шаблонности мышления; − умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; − умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла; − умение выстроить цепочку причинно – следственных связей, приведших к тому или иному результату. − осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; − готовность слушать собеседника и вести диалог; − готовность признавать возможность существования различных точек зрения, определение общей цели и путей ее достижения способность оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников. Предметные: − использовать на практике навыки лепки из различных видов глины; − работать с необходимыми инструментами и материалами; − найти оригинальные композиционные решения в практической работе; − свободно пользоваться всем диапазоном специальной терминологии; − самостоятельно проанализировать выполненную работу, устранить ошибки; − кратко знать историю лепки, отдельных видов лепки, великих скульпторов; − основы цветоведения и колористики; − современные тенденции в лепке; − пользоваться современными источниками информации; − уметь пользоваться палитрой при росписи изделия; − уметь лепить на заданную тему; − владеть навыками согласованных действий в группе. Особенностями организации образовательного процесса в текущем учебном году являются следующие: изменение количества занятий, объединение тем в связи с праздничными нерабочими и неучебными датами. Группа (класс) 1 «А» Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. № раздела, блока, темы в соответствии с программой учебного предмета (занятия) 1. 2. План Дата 04.09.24 11.09.24 Тема занятия Вводное занятие. Знакомство с глиной Знакомство со свойствами глины и приспособлени ями для работы с ней. Форма занятия Комбинирован ная Коррекция Коли чество часов 3 Форма контроля Опрос, наблюдение Беседа Комбинирован ная 3 Дата Тема Форма занятия Коли чество часов Форма контроля 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 18.09.24 25.09.24 02.10.25 09.10.24 16.10.24 23.10.24 06.11.24 Лепка декоративных предметов из глины. Лепка простейших форм. Дымковская глиняная игрушка. Дымковская глиняная игрушка. Самостоятельн ая работа Лепка композиций из овощей и фруктов Лепка из цельного куска глины Лепка мелких фигурок Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная 3 Опрос, наблюдение 3 Опрос, наблюдение 3 Опрос, наблюдение Наблюдение . 3 3 3 3 Выставка работ Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение, проверочная работа 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 13.11.24 20.11.24 27.11.24 04.12.24 11.12.24 18.12.24 25.12.24 Филимоновска я глиняная игрушка Лепка декоративных предметов и посуды. Знакомство с игрушечными промыслами России. Лепка сувениров к праздникам Выполнение индивидуальн ой композиции (выбор животных, сказочные персонажи ) Каргопольская глиняная игрушка. Каргопольская глиняная игрушка. Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная 3 3 3 3 Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная 3 3 Опрос, наблюдение 3 Наблюдение . 17. 15.01.25 18. 22.01.25 19. 29.01.25 20. 05.02.25 21. 22. 12.02.25 19.02.25 Гончарная мастерская Гончарная мастерская Лепка из цельного куска глины «Мир моей фантазии». Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Изучение и освоение приемов лепки и Комбинирован ная декорирования старооскольск ой игрушки Лепка свистулек (на Комбинирован основе ная борисовской игрушки) Выставка работ Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение, проверочная работа Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение 3 Опрос, наблюдение 3 23. 24. 25. 26.02.25 05.03.25 12.03.25 Творческая работа (композиция из глины ) Лепка животных различными способами Основы создания панно из глины Авторская кукла Комбинирован ная Комбинирован ная 3 3 Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение, Опрос, наблюдение, 26. 19.03.25 27. 02.04.25 Авторская кукла Комбинирован ная 3 28. 09.04.25 Пасхальный заяц Комбинирован ная 3 Опрос, наблюдение 29. 16.04.25 Абашевская игрушка Комбинирован ная 3 Опрос, наблюдение 30. 23.04.25 31. 30.04.25 На воде и под Комбинирован ная водой. Мои Комбинирован украшения. ная 3 3 Выставка работ Опрос, наблюдение Наблюдение , опрос 32. 33. 34. 07.05.25 14.05.25 21.05.25 Первоцветы Комбинирован Панно «Цветы ная весны» Весенние фантазии Комбинирован Садовые ная гномики из глины Бабочки» коллективная Комбинирован работа ная Итоговое занятие Итого 3 Наблюдение , опрос Наблюдение , опрос 3 Наблюдение , опрос 3 аттестация 102 Группа (класс) 1 «Б» Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором. № раздела, блока, темы в соответствии с программой учебного предмета (занятия) 1. План Дата 05.09.24 2. 12.09.24 3. 19.09.24 Тема занятия Вводное занятие. Знакомство с глиной Знакомство со свойствами глины и приспособления ми для работы с ней. Лепка декоративных Коррекция Форма занятия Коли чество часов Комбинирован ная 3 Форма контроля Опрос, наблюдение Беседа Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Опрос, наблюдение Дата Тема Форма занятия Коли чество часов Форма контроля 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 26.09.24 03.10.25 10.10.24 17.10.24 24.10.24 предметов из глины. Лепка простейших форм. Дымковская глиняная игрушка. Дымковская глиняная игрушка. Самостоятельная работа Лепка композиций из овощей и фруктов Лепка из цельного куска глины Лепка мелких фигурок 07.11.24 14.11.24 Филимоновская глиняная игрушка Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная Комбинирован ная 3 Опрос, наблюдение 3 Опрос, наблюдение Наблюдение . 3 3 3 3 3 Выставка работ Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение, проверочная работа Опрос, наблюдение 11. 21.11.24 12. 28.11.24 13. 05.12.24 14. 15. 16. 17. 12.12.24 19.12.24 26.12.24 09.01.25 Лепка декоративных предметов и посуды. Знакомство с игрушечными промыслами России. Лепка сувениров к праздникам Выполнение индивидуальной композиции (выбор животных, сказочные персонажи ) Каргопольская глиняная игрушка. Каргопольская глиняная игрушка. Гончарная мастерская Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Комбинирован ная Комбинирован ная 3 3 Опрос, наблюдение Наблюдение . Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Выставка работ Опрос, наблюдение 18. Гончарная мастерская 16.01.25 19. 23.01.25 Лепка из цельного куска глины 20. 30.01.25 «Мир моей фантазии». 21. 22. 06.02.25 13.02.25 23. 20.02.25 24. 27.02.25 Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Комбинирован ная 3 Изучение и освоение приемов лепки и Комбинирован ная декорирования старооскольской игрушки Лепка свистулек (на основе Комбинирован ная борисовской игрушки) Творческая работа Комбинирован ная (композиция из глины ) Лепка животных Комбинирован различными ная способами Опрос, наблюдение, проверочная работа Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение 3 3 3 3 Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение 25. 26. 06.03.25 13.03.25 Основы создания панно из глины Комбинирован ная 3 Авторская кукла Комбинирован ная 3 Опрос, наблюдение, 27. 20.03.25 Авторская кукла Комбинирован ная 3 28. 03.04.25 Пасхальный заяц Комбинирован ная 3 29. 10.04.25 30. 17.04.25 31. 24.04.25 32. 33. 08.09.25 15.05.25 Абашевская Комбинирован ная игрушка На воде и под Комбинирован водой. ная Мои украшения. Комбинирован ная Первоцветы Комбинирован Панно «Цветы ная весны» Садовые гномики из глины Комбинирован ная Весенние фантазии Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение, 3 3 3 3 3 Выставка работ Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение Наблюдение , опрос Наблюдение , опрос Наблюдение , опрос 34. 22.05.25 Бабочки» коллективная Комбинирован ная работа Итоговое занятие Итого 3 102 Наблюдение , опрос, аттестация