МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Шаг за шагом»
(к дополнительной общеразвивающей адаптированной
программе «Шаг за шагом»
социально-педагогической направленности
для обучающихся 5 - 6 лет)
Срок реализации – 2024 – 2025
учебный год.
Педагог дополнительного
образования
Дмитриева Е.Н.
Талица, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая адаптированная программа «Шаг за
шагом» является программой социально-гуманитарной направленности, и
имеет стартовый уровень обучения.
Программа «Шаг за шагом» является коррекционно-развивающей
программой для детей с ОВЗ, направлена на поддержку среды для детского
творчества и обеспечение возможности самореализации обучающегося.
Содержание программы направлено на создание условий для развития
личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
обеспечение
эмоционального
благополучия
ребенка,
приобщение
обучающегося к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и
духовное развитие личности ребенка.
Данная программа разработана для индивидуальной работы с детьми с
ОВЗ. Возраст обучающегося 5 – 6лет.
Объем реализации программы:
Объем программы (индивидуальные занятия) 2 года обучения, 68 часов.
Первый год обучения: общее количество учебных часов – 68 (1 час 2 раза
в неделю).
Второй год обучения: общее количество учебных часов – 68 (1 час 2 раза
в неделю).
Продолжительность учебного часа – 30 минут.
Цель первого года обучения: создание и обеспечение коррекционноразвивающих условий, способствующих максимальному развитию личности
и творческих способностей, обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
Образовательные:
- максимально раскрыть творческие способности каждого
обучающегося;
- обеспечить соблюдение комфортного для ребенка с ОВЗ
психоэмоционального режима;
- способствовать укреплению психологического и физиологического
здоровья.
Воспитательные:
- воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
- воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль выполнения
2
операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
- воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в задании;
- развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью
отдельных видов технических операций при изготовлении различных
поделок;
- развивать моторные навыки.
Планируемые результаты освоения программы
1 года обучения
Личностные результаты:
- знает свое имя, фамилию, возраст;
- имеет представления о строении тела человека, показывает и
называет основные части тела человека;
- умеет оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с
точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных
ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как
хорошие или плохие;
- называет и объясняет свои чувства и ощущения, объясняет своё
отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
- умеет самостоятельно и творчески реализовывать собственные
Замыслы в рамках конкретной ситуации;
- умеет адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в
учреждении, дома, используя накопленный практический опыт
взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.
Предметные результаты:
- умеет классифицировать предметы по различным свойствам;
- умеет выделять и выражать признаки сходства и различия предметов,
различать их форму;
- умеет располагать цвета по интенсивности (5-9 цветов), по их порядку в
радуге, создавать новые цвета, комбинируя их;
- умеет самостоятельно создавать выразительные образы различных
объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных
представлений о них, умеет передавать не только основные признаки
изображаемых объектов, но и различение взаимосвязи между ними, а также
3
свое личное
отношение;
- владеет навыками изготовления поделок под контролем педагога и по
предложенному алгоритму на основе предлагаемого образца;
- умеет правильно оформлять работу, используя цветовую гамму;
- использует подручные материалы для создания изделий.
Метапредметные результаты:
- знает основные правила техники безопасности;
- знает, что делает человек определенной профессии (воспитатель, врач);
- умеет выделять по обобщающему слову, названному взрослым,
некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды;
- имеет преставления о некоторых предметах и объектах живой и
неживой природы;
- умеет определять по изображениям времена года;
- определяет на элементарном уровне особенности деятельности детей и
специфику их одежды в зависимости от времени года.
Цель второго года обучения: формирование и развитие творческих
способностей обучающихся, эффективных норм поведения в обществе для
успешной социальной адаптации и жизнеустройства детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки работы: взаимопомощь, стремление помочь,
тактичность, умение идти на компромисс;
- обогащать эмоциональную сферу;
- вырабатывать стремление заботиться о своем внешнем виде.
Воспитательные:
-
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
окружающим:
дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность;
- воспитать культуру поведения;
- воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
- развивать коммуникативные качества;
4
- развивать усидчивость, трудолюбие;
- развивать творческое мышление, воображение, креативность.
Программа нацелена на создание условий для самовыражения
личности ребенка, предоставляет возможность в процессе работы
приобретать такие социальные качества как любознательность, активность,
самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я
умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и
мышечного напряжения.
В ходе образовательной деятельности дети придумывают и воплощают
в жизнь свои идеи.
Планируемые результаты освоения программы
второго года обучения.
Личностные результаты:
- умеет взаимодействовать со взрослыми в различных видах деятельности;
- проявляет интерес и внимание к различным эмоциональным состояниям
человека;
- владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- владеет установками на безопасный, здоровый образ жизни,
- имеет устойчивую мотивацию к творческому труду;
- владеет представлениями о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных
обязанностей;
- умеет строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умеет
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Предметные результаты:
- имеет представления своем родном городе;
- имеет представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, проявляет желание участвовать в них;
- имеет представление использования простейших эстетических ориентиров о
внешнем виде - на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
- соблюдает традиции семейные;
- знает о своих обязанностях и правах, об обязанностях обучающегося,
сына/дочери, внука/внучки;
- знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы,
пресмыкающиеся, земноводные, насекомые);
- знает характерные признаки времен года и умеет соотносить с каждым
сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
5
- знает и соблюдает правила поведения в природе;
- умеет устанавливать элементарные причинно-следственные связи
между природными явлениями.
Метапредметные результаты:
- имеет представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о
транспорте;
- соблюдает элементарные правила безопасности поведения в доме, на
улице, в транспорте, в общественных местах;
- имеет представление об окружающих людях;
- имеет представления о деятельности и профессиях людей, окружающих
ребенка (учитель, повар, врач, водитель);
- имеет представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель), о правилах поведения согласно социальным ролям в различных
ситуациях.
Особенностями организации образовательного процесса в текущем учебном
году являются следующие:
изменение количества занятий, объединение тем в связи с праздничными
нерабочими и неучебными датами.
6
Календарный (тематический) план « Шаг за шагом»
Третьякова Стефания 2 год обучения (по 1 часу два раза в неделю)
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
№
п/п
дата
1.
04.09.24
Тема занятия
Вводное
занятие.
План
Форма занятия
2
05.09.24
3
11.09.24
Форма
контроля
дата
Занятие - игра
Беседа
Наблюд
ение
Больнич
ный
лист
Комбинированн
ое занятие
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
Больнич
ный
лист
Комбинированн
ое занятие
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
Больнич
ный
лист
Инструктаж по
технике
безопасности.
Игровая
программа
«Вместе
весело».
Знакомство с
понятием
«сначала»
используя
сюжетные
картинки.
Знакомство с
понятием
«потом»,
используя
сюжетные
картинки.
Колво
час
7
Тема занятия
Коррекция
Форма занятия
Колво
час
Форма
контроля
4
12.09.24
5
18.09.24
6
19.09.24
7
25.09.24
8
26.09.24
Знакомство с
понятием «до»,
используя
сюжетные
картинки
Знакомство с
понятием
«после»,
используя
сюжетные
картинки.
Знакомство с
понятием
«раньше»,
используя
сюжетные
картинки
Знакомство с
понятием
«позже»,
используя
сюжетные
картинки.
Знакомство с
понятием «в
одно и то же
время»,
используя
сюжетные
картинки.
Комбинированн
ое занятие
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
Больнич
ный
лист
Комбинированн
ое занятие
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
Очередн
ой
отпуск
Комбинированн
ое занятие
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
Очередн
ой
отпуск
Комбинированн
ое занятие
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
Очередн
ой
отпуск
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
С
04.09.24
Комбинированн
ое занятие
0,5
8
Вводное
занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Игровая
программа
Занятие - игра
0,5
Беседа
Наблюдени
е
9
02.10.24
Нагляднодейственное
знакомство с
песочными
часами.
Комбинированн
ое занятие
0,5
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
С
05.09.24
10
03.10.24
Нагляднодейственное
знакомство с
механическими
часами
Комбинированн
ое занятие
0,5
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
С
11.09.24
11
09.10.24
Знакомство с н
аручными
механическими
часами
Комбинированн
ое занятие
0,5
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
С
12.09.24
12
10.10.24
Знакомство с
электронными
часами в быту.
Комбинированн
ое занятие
0,5
Наблюд
ение
С
18.09.24
13
16.10.24
Знакомство с
электронными
часами в
окружающей
действительност
и.
Комбинированн
ое занятие
0,5
Наблюд
ение
С
19.09.24
9
«Вместе
весело».
Знакомство с
понятием
«сначала»
используя
сюжетные
картинки.
Знакомство с
понятием
«потом»,
используя
сюжетные
картинки.
Знакомство с
понятием «до»,
используя
сюжетные
картинки
Знакомство с
понятием
«после»,
используя
сюжетные
картинки.
Знакомство с
понятием
«раньше»,
используя
сюжетные
картинки
Комбинированное
занятие
0,5
Беседа
Наблюдени
е
опрос
Комбинированное
занятие
0,5
Беседа
Наблюдени
е
опрос
Комбинированное
занятие
0,5
Беседа
Наблюдени
е
опрос
Комбинированное
занятие
0,5
Беседа
Наблюдени
е
опрос
Комбинированное
занятие
0,5
Беседа
Наблюдени
е
опрос
14
17.10.24
Практическое
занятие
0,5
Наблюд
ение
Рисование
песком.
«Рисование
любимой
игрушки».
«Рисуем
волшебный лес»
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Практическое
занятие
1
«Здравствуй
песочек».
15
23.10.24
16
24.10.24
17
06.11.24
18
07.11.24
Рисуем море
Практическое
занятие
19
13.11.24
Бабочка
20
14.11.24
Моя семья
21
20.11.24
22
21.11.24
23
27.11.24
24
28.11.24
Сказочные
истории
Песочная
кулинария
Волшебные
узоры
«Зима».
25
04.12.24
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Снежинка –
торцевание
1
Наблюд
ение
Наблюд
ение
1
1
1
1
1
1
1
1
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюдение
10
С
25.09.24
Знакомство с
понятием
«позже»,
используя
сюжетные
картинки.
Комбинированное
занятие
0,5
1
Беседа
Наблюдени
е
опрос
26
05.12.24
27
11.12.24
28
12.12.24
29
18.12.24
30
19.12.24
31
25.12.24
32
26.12.24
33
09.01.25
34
15.01.25
35
16.01.25
36
22.01.25
37
23.01.25
Создание
открытки
«С Новый
Годом!»
Снеговик
Практическое
занятие
1
Наблюд
ение
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
Наблюдение
1
Наблюдение
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
1
Наблюдение
Наблюдение
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
Наблюдение
1
Наблюдение
1
Наблюдение
Машина,
специальный
транспорт
Военная техника Практическое
занятие
Подъемный
Практическое
кран.
занятие
1
Наблюдение
1
Наблюдение
1
Наблюдение
Домашние
животные
1
Наблюдение
Изготовление
елочки из
бросового
материала
Снежинка из
ниток - плетение
Новогодний
сувенир - из того
что под рукой
Витражная Елка
Исследователи
кирпичиков
Башня.
Практическое
занятие
11
38
29.01.25
Роботы.
39
30.01.25
40
05.02.25
41
06.02.25
42
12.02.25
Человек.
Предметное
окружение:
Одежда, обувь,
головные уборы
Человек.
Предметное
окружение:
Мебель;
Посуда;
Бытовая
техника.
Человек.
Предметное
окружение:
Транспорт.
Человек. Дом.
Улица. Город,
село.
43
13.02.25
44
26.02.25
Человек.
Влияние
сезонных
явлений на
человека. Жизнь
человека.
Человек. Труд
взрослых
(профессии)
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
Наблюдение
1
Наблюдение
Комбинированн
ое занятие
1
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Комбинированн
ое занятие
1
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
Беседа
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Наблюдение
12
45
27.02.25
46
05.03.25
47
06.03.25
48
12.03.25
49
13.03.25
50
19.03.25
Человек. Труд
взрослых
(профессии)
Человек.
Сезонный труд
взрослых и
детей.
Неживая
природа.
Предметы
неживой
природы.
Неживая
природа.
Времена года.
Явления
неживой
природы.
Изменения в
природе.
Живая природа.
Флора
(растительный
мир).
Живая природа.
Флора
(растительный
мир)
Дикорастущие и
культурные
растения.
Плоды: Ягоды,
Комбинированн
ое занятие
1
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
13
Овощи, Фрукты,
Семена.
51
20.03.25
52
02.04.25
53
03.04.25
54
09.04.25
Живая природа.
Фауна
(животный мир):
Насекомые.
Земноводные.
Рыбы аквариумные,
речные,
морские.
Живая природа.
Фауна
(животный мир):
Птицы –
Зимующие.
Перелетные
Декоративные.
Домашние.
Дикие
Живая природа.
Фауна
(животный мир):
Животные
Травоядные.
Хищники.
Домашние.
Дикие.
Лепка овощей,
фруктов
Комбинированн
ое занятие
1
Беседа
Наблюд
ение
Опрос
Комбинированн
ое занятие
1
Беседа
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Беседа
Наблюд
ение
Комбинированн
ое занятие
1
Беседа
Наблюд
ение
14
55
10.04.25
56
16.04.25
57
17.04.25
58
23.04.25
59
24.04.25
60
30.04.25
61
07.05.25
62
14.05.25
63
15.05.25
64
21.05.25
65
22.05.25
Лепка овощей,
фруктов
Глиняная
игрушка.
Глиняная
игрушка.
Волшебный
кувшин.
Волшебный
кувшин.
Ребятам о
зверятах».
Экскурсия в
живой уголок
Музей природы
Экскурсия в
музей природы.
Кто такие
улитки.
Золотая рыбка.
Птицы
(канарейки,
амадины,
попугаи).
«Кошки и
собаки – наши
верные друзья!»
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Беседа
Наблюдение
Теоретическое
занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
1
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Практическое
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
15
66
Насекомые
великаны.
Практическое
занятие
1
Беседа
Наблюдение
67
«Ежик, ежик
покажись!».
Практическое
занятие
1
Беседа
Наблюдение
68
Итоговое
занятие
Творческие
работы «Шаг за
шагом».
Выставка
поделок «Мои
достижения».
Итого
Практическое
занятие
Беседа
Наблюдение
1
68
16