ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Ментальная арифметика» разработана на основе
дополнительной общеразвивающей программы социально-гуманитарной
направленности «Ментальная арифметика», которая ставит своей целью
организацию образовательного процесса, адресована обучающимся 7-11 лет и
рассчитана на 3 года обучения.
В 2024-2025 учебном году по программе обучаются дети 7 лет, 1-й год
обучения, общий объем часов –68 часов; 8-11 лет 2-й год обучения, общий
объем часов 70 часов.
Целью первого года обучения является формирование навыков сложения и
вычитания «Уровень просто».
Задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки с помощью
арифметических счетов Абакус и ментально;
- развивать скорость мышления, концентрацию внимания;
- улучшить аудиальную и визуальную память;
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Количество групп 1-го года обучения - две:
1. 1 «А» класс – 7человек
2. 1 «Б» класс – 9человек
3. 1 «В» класс - 10человек
Занятия в группе 1-го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие 1-го года обучения состоит из
теоретической части (24 часов в год) и практической части (44 часов в год).
Формы обучения: беседа, опрос, практикум, вводное занятие, по углублению
знаний.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
Итоговый ментальный счет.
Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения:
Личностные результаты освоения программы:
• умеет ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивает
аргументацию, приводит примеры;
• умеет распознавать логически некорректные задачи;
• умеет контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
• самостоятельно планирует альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умеет осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые
коррективы;
• умеет создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умеет понимать и использовать математические средства наглядности
для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Предметные результаты освоения программы:
• имеет элементарное представление о ментальной арифметике, об
Абакусе и его конструкции;
• знает правила передвижения косточек (цифры от 0 до 9),
использования большого и указательного пальцев;
• умеет правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
• умеет набирать числа (1-1000) на абакусе;
• владеет простым сложением и вычитанием на абакусе;
• владеет методом сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
• имеет конкретные представления о составе многозначных чисел;
• владеет ментальным счётом.
Целью второго года обучения является формирование навыков сложения и
вычитания с применением формул «Братья» и «Друзья».
Задачи:
- обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на Абакусе и
ментально;
- увеличить объем долговременной и визуальной памяти;
- развивать практические навыки логического мышления обучающихся
посредством задействования совместной работы левого и правого полушарий
головного мозга;
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
Количество групп 2-го года обучения - четыре:
1. 2 «А» класс – 8 человек
2. 2 «В» класс – 8человек
Занятия в группе 2-го года обучения проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие 1-го года обучения состоит из
теоретической части ( часов в год) и практической части ( часов в год).
Формы обучения: беседа, опрос, практикум, вводное занятие, по углублению
знаний.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
Итоговый ментальный счет.
Планируемые результаты 2 года обучения:
Личностные результаты освоения программы:
• умеет использовать математические знания, умения и навыки в учебной
деятельности и в повседневной жизни;
• оценивает свои мысли, действия и выражает их в речи, соотносит
результат действия с поставленной целью;
• способен к организации самостоятельной учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
• принимает и сохраняет учебную задачу и активно включается в
деятельность, направленную на её решение, планирует свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
• различает способ и результат действия;
• контролирует процесс и результаты деятельности;
• вносит необходимые коррективы в действие после его завершения;
• оценивает характер сделанных ошибок;
• адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности и
ищет способы их преодоления.
• осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
• осуществляет синтез как составление целого из частей;
• проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Предметные результаты освоения программы:
• имеет полное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его
конструкции;
• умеет считать ментально (1-100);
• умеет правильно использовать обе руки при работе на воображаемом
Абакусе;
• умеет набирать числа (1-1000) на Абакусе;
• владеет методом сложения и вычитания «Брат», «Друг» на Абакусе.
Программа реализуется на основании следующих нормативно - правовых
документов:
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
7. Письмо Министерства Просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О
сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий».
9. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 –
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
11. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской
области до 2025 года».
12. Устав МКУДО «Дворец творчества».
Календарный (тематический) план
Год обучения 1
Группа (класс) – 1А
№
по
пор дата
ядк
у
1
02.09.
2024г.
Тема занятия
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
План
Форма
занятия
Теоретические Инструктаж по
технике
безопасности.
Что такое
ментальная
арифметика
Кол- Форма
во
контроля
часо
в
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические Обозначение
числа на Абакусе
2
09.09.
2024г.
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе
Практические Правила счёта на
нижней
части
Абакуса 1,2,3,4
дата
Коррекция
Тема занятия Форма
занятия
Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в
3
16.09.
2024г.
4
23.09.
2024г
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Практические –
Правила счета на
верхней и
нижней частях
Абакуса (числа
5,6,7,8)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Обозначение
числа 9 и 10 на
Абакусе
5
30.09.
2024г
6
07.10
2024г.
7
14.10
2024г
Знакомство с
флеш-картами
Теоретические –
Понятие флешкарта в
ментальной
арифметике
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
флеш-картами
Практические –
Набор цифр на
абакусе по
флеш-картам
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
ментальной
картой
Теоретические –
Понятие
ментальная карта
в
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
ментальной
арифметике
8
21.10
2024г
9
04.11
2024г
Знакомство с
ментальной
картой
Практические Навыки работы
на Абакусе по
ментальной
карте.
2
Простое
сложение
Теоретические –
Основы
сложения на
Абакусе
0
Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
Срез знаний.
1
Простое
вычитание
Теоретические –
Основы
вычитания на
Абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Простое
вычитание
Практические –
Выполнение
заданий,
решение
примеров на
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Праздничный
день
10
11.11
2024г
11
18.11
2024г
12
25.11
2024г
Простое
сложение
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
За
04.11
2024г
Простое
сложение
Теоретическ
ие –Основы
сложения на
Абакусе
1
Педагоги
ческое
наблюден
ие.
Устный
опрос
закрепление
темы
13
02.12.
2024г.
14
09.12.
2024г.
15
16.12.
2024г.
16
23.12.
2024г.
17
13.01.
2025.
18
20.01
2025г.
Учимся
прибавлять к 5
Практические –
Учимся
прибавлять к 5
(5+1; 5+2)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 5
Практические–
Учимся
прибавлять к 5
(5+3; 5+4)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические–
5
Учимся
вычитать.
Вычитание числа
5 (5-5; 6-5;7-5)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические –
5
Учимся
вычитать.
Вычитание числа
5 (9-5; 8-5)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 6
Практические Учимся
прибавлять к 6
(6+1; 6+2; 6+3)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 6
Практические Учимся
прибавлять к 6
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
(1+6; 2+6; 3+6)
19
27.01.
2025г.
20
03.02.
2025г.
21
10.02
2025г.
22
24.02
2025г.
23
03.03
2025г.
24
10.03
2025г.
Учимся
прибавлять к 7
Практические –
Учимся
прибавлять к 7
( 7+1;7+2)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 7
Практические –
Учимся
прибавлять к 7
(1+7; 2+7)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 8, 9
Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(8+1; 9+0)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 8, 9
Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(1+8; 0+9)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
(9-9; 9-8; 8-8)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
(9-9; 9-8; 8-8)
Практические
навыки.
25
17.03
2025г.
26
31.03
2025г.
27
07.04
2025г.
28
14.04
2025г.
29
21.04.
2025г.
Учимся вычитать Теоретические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7).
Практические
навыки.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
число 6
число 6
(9-6; 8-6; 7-6)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 6
число 6
(9-6; 8-6; 7-6).
Практические
навыки
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
двухзначными
числами
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Теоретические Двузначные
числа. Правила
набора на
Абакусе
30
Знакомство с
двухзначными
числами
Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
15.1 Сложение с
двухзначных
чисел
Теоретические Правила
сложения
двузначных
чисел на Абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
12.05.
15.2 Сложение с
2
2025г
двухзначных
чисел
Теоретические Правила
сложения
двузначных
чисел на Абакусе
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Выполнение
заданий, решение
примеров
на
закрепление
темы
2
28.04.
2025г.
31
05.05.
2025г.
32
33
19.05.
2024г.
Объединение
тем:
16.1 Вычитание
двухзначных
чисел
17. Итоговое
занятие
28.10.2024 - 03.11.2024 – каникулы
30.12.2024 – 08.01.2025 – каникулы
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
17.02.2025 – 23.02.2025 – дополнительные каникулы для первых классов
24.03.2025 – 30.03.2025 – каникулы
Календарный (тематический) план
Год обучения 1
Группа (класс) – 1В
№
по
пор дата
ядк
у
1
03.09.
2024г.
Тема занятия
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
План
Форма
занятия
Теоретические Инструктаж по
технике
безопасности.
Что такое
ментальная
арифметика
Практические Обозначение
числа на Абакусе
Кол- Форма
во
контроля
часо
в
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
дата
Коррекция
Тема занятия Форма
занятия
Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в
2
10.09.
2024г.
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические Правила счёта на
нижней
части
Абакуса 1,2,3,4
3
17.09.
2024г.
4
24.09.
2024г
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Практические –
Правила счета на
верхней и
нижней частях
Абакуса (числа
5,6,7,8)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Обозначение
числа 9 и 10 на
Абакусе
5
01.10.
2024г
Знакомство с
флеш-картами
Теоретические –
Понятие флешкарта в
ментальной
арифметике
6
08.10
2024г.
7
15.10
2024г
8
22.10
2024г
9
05.11
2024г
10
12.11
2024г
Знакомство с
флеш-картами
Практические –
Набор цифр на
абакусе по
флеш-картам
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
ментальной
картой
Теоретические –
Понятие
ментальная карта
в
ментальной
арифметике
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
ментальной
картой
Практические Навыки работы
на Абакусе по
ментальной
карте.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Простое
сложение
Теоретические –
Основы
сложения на
Абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Простое
сложение
Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
Срез знаний.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
11
19.11
2024г
12
26.11
2024г
13
03.12.
2024г.
14
10.12.
2024г.
15
17.12.
2024г.
16
24.12.
2024г.
Простое
вычитание
Теоретические –
Основы
вычитания на
Абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Простое
вычитание
Практические –
Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 5
Практические –
Учимся
прибавлять к 5
(5+1; 5+2)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 5
Практические–
Учимся
прибавлять к 5
(5+3; 5+4)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические–
5
Учимся
вычитать.
Вычитание числа
5 (5-5; 6-5;7-5)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические –
5
Учимся
вычитать.
2
Педагогическ
ое
Вычитание числа
5 (9-5; 8-5)
17
14.01.
2025.
18
21.01
2025г.
19
28.01.
2025г.
20
04.02.
2025г.
21
11.02
2025г.
22
25.02
2025г.
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 6
Практические Учимся
прибавлять к 6
(6+1; 6+2; 6+3)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 6
Практические Учимся
прибавлять к 6
(1+6; 2+6; 3+6)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 7
Практические –
Учимся
прибавлять к 7
( 7+1;7+2)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 7
Практические –
Учимся
прибавлять к 7
(1+7; 2+7)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 8, 9
Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(8+1; 9+0)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 8, 9
Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(1+8; 0+9)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
23
04.03
2025г.
24
11.03
2025г.
25
18.03
2025г.
26
01.04
2025г.
27
08.04
2025г.
28
15.04
2025г.
Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
(9-9; 9-8; 8-8)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
(9-9; 9-8; 8-8)
Практические
навыки.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Теоретические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7).
Практические
навыки.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
число 6
число 6
(9-6; 8-6; 7-6)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 6
число 6
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
(9-6; 8-6; 7-6).
Практические
навыки
29
Теоретические Двузначные
числа. Правила
набора на
Абакусе
Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
15.1 Сложение с
двухзначных
чисел
Теоретические Правила
сложения
двузначных
чисел на Абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
13.05.
15.2 Сложение с
2025г
Теоретические Правила
сложения
двузначных
чисел на Абакусе
2
двухзначных
чисел
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Выполнение
заданий, решение
примеров
на
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
22.04.
2025г.
30
29.04.
2025г.
31
06.05.
2025г.
32
33
20.05.
2024г.
Знакомство с
двухзначными
числами
Знакомство с
двухзначными
числами
Объединение
тем:
16.1 Вычитание
двухзначных
чисел
закрепление
темы
17. Итоговое
занятие
28.10.2024 - 03.11.2024 – каникулы
30.12.2024 – 08.01.2025 – каникулы
17.02.2025 – 23.02.2025 – дополнительные каникулы для первых классов
24.03.2025 – 30.03.2025 – каникулы
Календарный (тематический) план
Год обучения 1
Группа (класс) – 1Б
№
по
пор дата
ядк
у
Тема занятия
План
Форма
занятия
Кол- Форма
во
контроля
часо
в
дата
Коррекция
Тема занятия Форма
занятия
Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в
1
05.09.
2024г.
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Теоретические Инструктаж по
технике
безопасности.
Что такое
ментальная
арифметика
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические Обозначение
числа на Абакусе
2
12.09.
2024г.
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе
Практические Правила счёта на
нижней
части
Абакуса 1,2,3,4
3
19.09.
2024г.
4
26.09.
2024г
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Практические –
Правила счета на
верхней и
нижней частях
Абакуса (числа
5,6,7,8)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
ментальной
арифметикой.
Теоретические –
Обозначения
числа на абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Обозначение
числа 9 и 10 на
Абакусе
5
03.10.
2024г
6
10.10
2024г.
7
17.10
2024г
8
24.10
2024г
9
07.11
2024г
Знакомство с
флеш-картами
Теоретические –
Понятие флешкарта в
ментальной
арифметике
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
флеш-картами
Практические –
Набор цифр на
абакусе по
флеш-картам
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
ментальной
картой
Теоретические –
Понятие
ментальная карта
в
ментальной
арифметике
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
ментальной
картой
Практические Навыки работы
на Абакусе по
ментальной
карте.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Простое
сложение
Теоретические –
Основы
сложения на
Абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
10
14.11
2024г
11
21.11
2024г
12
28.11
2024г
13
05.12.
2024г.
14
12.12.
2024г.
Простое
сложение
Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
Срез знаний.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Простое
вычитание
Теоретические –
Основы
вычитания на
Абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Простое
вычитание
Практические –
Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 5
Практические –
Учимся
прибавлять к 5
(5+1; 5+2)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 5
Практические–
Учимся
прибавлять к 5
(5+3; 5+4)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
15
19.12.
2024г.
16
26.12.
2024г.
17
09.01.
2025.
18
16.01
2025г.
19
23.01.
2025г.
20
30.01.
2025г.
Учимся вычитать Практические–
5
Учимся
вычитать.
Вычитание числа
5 (5-5; 6-5;7-5)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические –
5
Учимся
вычитать.
Вычитание числа
5 (9-5; 8-5)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 6
Практические Учимся
прибавлять к 6
(6+1; 6+2; 6+3)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 6
Практические Учимся
прибавлять к 6
(1+6; 2+6; 3+6)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 7
Практические –
Учимся
прибавлять к 7
( 7+1;7+2)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 7
Практические –
Учимся
прибавлять к 7
(1+7; 2+7)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
21
06.02
2025г.
22
13.02
2025г.
23
27.02
2025г.
24
06.03
2025г.
25
13.03
2025г.
26
20.03
2025г.
Учимся
прибавлять к 8, 9
Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(8+1; 9+0)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся
прибавлять к 8, 9
Практические –
Учимся
прибавлять к 8, 9
(1+8; 0+9)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
(9-9; 9-8; 8-8)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
числа 9, 8
числа 9, 8
(9-9; 9-8; 8-8)
Практические
навыки.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Теоретические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 7
число 7
(9-7, 8-7, 7-7).
Практические
навыки.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
27
03.04
2025г.
28
10.04
2025г.
29
17.04.
2025г.
30
24.04.
2025г.
31
08.05.
2025г.
Учимся вычитать Теоретические –
Учимся вычитать
число 6
число 6
(9-6; 8-6; 7-6)
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Учимся вычитать Практические Учимся вычитать
число 6
число 6
(9-6; 8-6; 7-6).
Практические
навыки
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
двухзначными
числами
Теоретические Двузначные
числа. Правила
набора на
Абакусе
Практические Выполнение
заданий,
решение
примеров на
закрепление
темы
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Теоретические Правила
сложения
двузначных
чисел на Абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
двухзначными
числами
Сложение с
двухзначных
чисел
32
15.05.
2025г.
33
22.05.
2025г.
Сложение с
двухзначных
чисел
Практические –
Выполнение
заданий, решение
примеров
на
закрепление
темы
2
Объединение
тем:
Теоретические Практические
Правила
вычитания
двухзначных
чисел на Абакусе
2
16. Вычитание
двухзначных
чисел
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
17. Итоговое
занятие
28.10.2024 - 03.11.2024 – каникулы
30.12.2024 – 08.01.2025 – каникулы
17.02.2025 – 23.02.2025 – дополнительные каникулы для первых классов
24.03.2025 – 30.03.2025 – каникулы
Календарный (тематический) план
Год обучения 2
Группа (класс) – 2А
№
по
пор дата
ядк
у
1
02.09.
Тема занятия
09.09.
2024г.
Теоретические Правила набора.
Практические Счет уровень
«Просто».
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №1 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход
при
сложении
из
нижней
части
Абакуса
в
верхнюю.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические
Правило
добавления +4
3
16.09.
2024г.
4
23.09.
2024г
Кол- Форма
во
контроля
часо
в
Повторение.
2024г.
2
План
Форма
занятия
-
Правило №1 на
состав числа 5
Практические –
Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №2 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход при
сложении из
2
Педагогическ
ое
дата
Коррекция
Тема занятия Форма
занятия
Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Правило
добавления +3
5
30.09.
2024г
6
07.10
2024г.
7
14.10
2024г
8
21.10
2024г
Правило №2 на
состав числа 5
Практические –
Решение
примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №3 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
Практические –
Правило
добавления +2
Практические Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №3 на
состав числа 5
Правило №4 на
состав числа 5
верхнюю.
Практические Правило
добавления +1
9
11.11
2024г
10
18.11
2024г
11
25.11
2024г
12
02.12
2024г
Правило №4 на
состав числа 5
Практические Решение
примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №5 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические Правило
вычитания – 4 из
5
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №5 на
состав числа 5
Практические Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №6 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические –
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило
вычитания -3 из
5
13
09.12.
2024г.
14
16.12.
2024г.
15
23.12.
2024г.
16
13.12.
2025г.
Правило №6 на
состав числа 5
Практические –
Решение
примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №7 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические–
Правило
вычитания -2 из
5
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №7 на
состав числа 5
Практические–
Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №8 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические –
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило
вычитания -1 из
5
17
20.01.
2025.
18
27.01
2025г.
19
03.02.
2025г.
20
10.02.
2025г.
Правило №8 на
состав числа 5
Практические Решение
примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 9»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 9»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 8»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
21
17.02
2025г.
22
24.02
2025г.
23
03.03
2025г.
24
10.03
2025г.
Знакомство с
«Другом 8»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 7»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7 ».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 7»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 6»
Теоретические –
Знакомство
с
«Другом 6 »
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
25
17.03
2025г.
26
31.03
2025г.
27
07.04
2025г.
28
14.04
2025г.
Знакомство с
«Другом 6»
Теоретические Знакомство
с
«Другом
6»
Практические
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 5»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 5».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 5»
Теоретические –
Знакомство
с
«Другом
5».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 4»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 4».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
29
21.04.
2025г.
30
28.04.
2025г.
31
05.05.
2025г.
32
12.05.
2025г
Знакомство с
«Другом 4»
Знакомство с
«Другом 3»
Знакомство с
«Другом 3»
Объединение
тем:17.1
Знакомство с
«Другом 2»
17.2 Знакомство
с «Другом 2»
Теоретические Знакомство с
«Другом 4».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические Знакомство
с
«Другом
2».
Практические Однозначные и
двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
33
19.05.
2025 г.
Объединение
тем:
18.1 Знакомство
с «Другом 1»
18.2 Знакомство
с «Другом 1»
Практические –
Знакомство
с
«Другом
1».
Однозначные и
двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Срез знаний.
34
26.05.
2025 г.
Итоговое
занятие.
Практические –
подведение
итогов.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
28.10.2024 - 03.11.2024 – каникулы
30.12.2024 – 08.01.2025 – каникулы
24.03.2025 – 30.03.2025 – каникулы
Календарный (тематический) план
Год обучения 2
Группа (класс) – 2В
№
по
пор дата
ядк
у
1
05.09.
Тема занятия
12.09.
2024г.
Теоретические Правила набора.
Практические Счет уровень
«Просто».
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №1 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход
при
сложении
из
нижней
части
Абакуса
в
верхнюю.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические
Правило
добавления +4
3
19.09.
2024г.
4
26.09.
Кол- Форма
во
контроля
часо
в
Повторение.
2024г.
2
План
Форма
занятия
-
Правило №1 на
состав числа 5
Практические –
Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №2 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход при
2
Педагогическ
ое
дата
Коррекция
Тема занятия Форма
занятия
Кол- Форма
во
контро
ля
часо
в
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
2024г
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Правило
добавления +3
5
03.10.
2024г
6
10.10
2024г.
7
17.10
2024г
8
24.10
2024г
Правило №2 на
состав числа 5
Практические –
Решение
примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №3 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
Абакуса в
верхнюю.
Практические –
Правило
добавления +2
Практические Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Теоретические –
Переход при
сложении из
нижней части
2
Педагогическ
ое
Правило №3 на
состав числа 5
Правило №4 на
состав числа 5
Абакуса в
верхнюю.
Практические Правило
добавления +1
9
07.11
2024г
10
14.11
2024г
11
21.11
2024г
12
28.11
2024г
наблюдение.
Устный опрос
Правило №4 на
состав числа 5
Практические Решение
примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №5 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические Правило
вычитания – 4 из
5
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №5 на
состав числа 5
Практические Решение
примеров с «Брат
1». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №6 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Правило
вычитания -3 из
5
13
05.12.
2024г.
14
12.12.
2024г.
15
19.12.
2024г.
16
26.12.
2025г.
Правило №6 на
состав числа 5
Практические –
Решение
примеров с «Брат
2». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №7 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
Практические–
Правило
вычитания -2 из
5
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №7 на
состав числа 5
Практические–
Решение
примеров с «Брат
3». Работа на
тренажере
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Правило №8 на
состав числа 5
Теоретические –
Переход из
верхней части
Абакуса в
нижнюю.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Практические –
Правило
вычитания -1 из
5
17
09.01.
2025.
18
16.01
2025г.
19
23.02.
2025г.
20
30.02.
2025г.
Правило №8 на
состав числа 5
Практические Решение
примеров с «Брат
4». Работа на
тренажере.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 9»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 9»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 9 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 8»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
21
06.02
2025г.
22
13.02
2025г.
23
20.02
2025г.
24
27.02
2025г.
Знакомство с
«Другом 8»
и ментально.
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 8 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 7»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7 ».
Практические –
Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 7»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 7 ».
Практические –
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 6»
Теоретические
Знакомство
«Другом 6
Практические
Однозначные
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
–
с
»
-
числа на абакусе
и ментально.
25
06.03
2025г.
26
13.03
2025г.
27
20.03
2025г.
28
03.04
2025г.
Знакомство с
«Другом 6»
Теоретические Знакомство
с
«Другом
6»
Практические
Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 5»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 5».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 5»
Теоретические –
Знакомство
с
«Другом
5».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Знакомство с
«Другом 4»
Теоретические –
Знакомство с
«Другом 4».
Практические Однозначные
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
числа на абакусе
и ментально.
29
10.04.
2025г.
30
17.04.
2025г.
31
24.04.
2025г.
32
08.05.
2025г
Знакомство с
«Другом 4»
Знакомство с
«Другом 3»
Знакомство с
«Другом 3»
17.1 Знакомство
с «Другом 2»
Теоретические Знакомство с
«Другом 4».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Теоретические Знакомство с
«Другом 3».
Практические Двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
Теоретические Знакомство
с
«Другом
2».
Практические Однозначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
2
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
33
15.05.
2025г.
34
22.05
2025г
17.2 Знакомство
с «Другом 2»
Теоретические Знакомство
с
«Другом
2».
Практические двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
Объединение
тем:
Практические –
Знакомство
с
«Другом
1».
Однозначные и
двухзначные
числа на абакусе
и ментально.
2
18.1 Знакомство
с «Другом 1»
18.2 Знакомство
с «Другом 1»
Срез знаний.
28.10.2024 - 03.11.2024 – каникулы
30.12.2024 – 08.01.2025 – каникулы
24.03.2025 – 30.03.2025 – каникулы
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическ
ое
наблюдение.
Устный опрос