Рабочая программа Ткацкий дворик

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заведующий
ЦТР «Академия детства»
Третьякова Н.С._________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТКАЦКИЙ ДВОРИК
(к дополнительной общеразвивающей программе
«Ткацкий дворик»
художественной направленности
для обучающихся 8-14 лет)
Срок реализации – 2024-2025 учебный год

Педагог дополнительного образования Суслова Т.О.
Проверил: методист Пинягина О.В._________

Талица, 2024

Пояснительная записка.
Дополнительная
ориентирована

на

общеразвивающая
активное

декоративно-прикладному

программа

приобщение

творчеству.

детей

«Ткацкий

дворик»

к

художественному

Программа

художественной

направленности, дополняет и углубляет школьные программы. По
функциональному

предназначению

программа

является

учебно-

познавательной.
Программа разработана на основании нормативно правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
3. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Программа «Ткацкий дворик» развивает детей в соответствии с
приоритетными направлениями, отраженными в нормативно - правовых
документах об образовании в Российской Федерации, знакомит со
следующими направлениями декоративно – прикладного творчества:
•узорное ткачество,
•ковровое ткачество,
•набойка по ткани,
•батик,
•шитье,
•плетение из трав,
•изготовление изделий в смешанных техниках.

Обучающиеся, прошедшие обучение, будут свободно ориентироваться в
этих видах декоративно-прикладного творчества, знать основы технологий.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных
условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и
присвоение негативного опыта подрастающим поколением, становится
педагогической проблемой. Именно творчество позволит подрастающему
человеку гармонично развиваться, снимать эмоциональное напряжение,
растворяясь в любимом деле, развить эстетический вкус, чувство прекрасного.
В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное
значение программы «Ткацкий дворик». При этом следует учитывать, что
программа направлена на:
- развитие мелкой моторики;
- развитие мотиваций к познанию и творчеству;
- создание условий для развития ребенка;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых
можно сделать поделки, сувениры, игрушки из различных материалов;
- участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно
связанных с определенными событиями, темами;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия
подарка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на
основе умений и знаний, приобретаемых по программе «Ткацкий дворик»,
ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной
системе

позитивных

социальных

ценностей.

У

него

повышается

самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что
существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так,

что это доставляет радость и другим.
Новизна программы состоит в том, что программа – комплексная, дети
учатся сразу нескольким техникам рукоделия: узорное ткачество, ковровое
ткачество, набойка по ткани, батик, шитье, плетение из трав, смешанные виды
техники. Дети на занятиях обучаются изготовлению предметов, которые
можно подарить. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к
занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых
мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих
работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество.
В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые
способствуют формированию умений осознанно применять полученные
знания на практике по изготовлению художественных ценностей из
текстильных материалов.
На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на
соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на
рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к
инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных
изделий.
Программа

знакомит

с

увлекательными

видами

рукоделия.

В

содержание обучения входит ознакомление обучающихся с историей
возникновения видов художественной обработки материалов, организацией
рабочего

места,

с

правилами

безопасной

работы,

с

материалами,

инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения
Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и
составлена с учетом возможности самостоятельного выбора, обучающимся
наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него.

Форма обучения – очная.
Адресат программы: Программа рассчитана на возраст детей от 8 до 14 лет.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Формы

занятий: занятия

включают

в

себя

теоретическую

и

практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных
занятий. Практическая часть представлена в виде практического изготовления
изделий.
Уровни освоения программы: стартовый.
Методика работы с обучающимися предполагает развитие способностей
детей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности.
Объём программы: первый год обучения – 70 часов (1 раз в неделю-2
часа). Продолжительность учебного часа, согласно СанПин- 40 мин., перерыв
–10 мин.
Число обучающихся в данном творческом объединении не менее 3-10
человек. Состав – постоянный.
Целью программы является развитие творческой личности, способной к
самовыражению

в

области

декоративно-прикладного

творчества,

понимающей и уважающей родную культуру, готовой к социально-полезной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
•

познакомить детей с различными видами рукоделия, историей декоративноприкладного творчества;

•

научить ткать, выполнять работу в технике ткачество, плетение, батик;

•

научить приёмам работы с инструментами и различными материалами;

•

научить планировать цель и порядок своей работы;

•

научить читать схемы;

•

научить приемам самостоятельной разработки изделий.

Развивающие:
•

развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

•

развивать образное мышление, воображение, внимание и память;

•

развивать самостоятельность, аккуратность;

•

развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:

•

воспитывать уважение к труду и людям труда;

•

формировать чувство коллективизма;

•

формировать культуру общения и поведения в социуме.
Количество групп 1-го года обучения – 5 групп.
Количество обучающихся в группе :
1 «А» класс – 2 обучающихся;
1 «Б» класс - 2 обучающихся
1 «В» класс - 2 обучающихся
1 «Г» класс - 2 обучающихся
1 «Д» класс - 2 обучающихся

Календарный (тематический) план
Год обучения - 1
Группа (класс)- 1 «А», 1 «Б»
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
№ раздела,
блока, темы
в
соответстви
ис
программой
учебного
предмена
(занятия)

План

Дата

1
02.12.24

2.1
09.12.24

2.2
16.12.24

2.3
23.12.24

Тема
занятия

Вводное
занятие
Книжная
закладка в
технике
ткачество на
дощечках
Брошка в
технике
махровое
ткачество

Форма
занятия

Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа

Количество
часов

Форма
контроля

2

Опрос

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

Групповая
Беседа,

практическая
работа
Браслет/брело Групповая
практическая
к в технике
работа

ткачество на
«ниту»

Коррекция

Дата

Тема
занятия

Форма занятия

Количество
часов

Форма
контроля

2.4
13.01.25

2.5
20.01.25

2.6
27.01.25

Эко-панно в
технике
ткачество на
бердо
Гобелен на
вертикальном
станке
Панно в
технике
тафтинг
Половик на
станке Кросно

2.7
03.02.25

3.1
10.02.25

3.2
17.02.25

3.3
24.02.25

Групповая,
беседа,
практическая
работа

2

Наблюдение

Групповая
практическая
работа

2

Наблюдение

2

Практическ
ая работа

2

Наблюдение
Минивыставка по
итогам
раздела

2

Опрос

Групповая
практическая
работа

2

Опрос

Групповая
практическая
работа

2

Наблюдение

Групповая,
беседа,
выставка
Групповая
беседа,

практическая
работа
Витой браслет Групповая
практическая
работа

Браслет в
традиционной
технике
дëргание.
Плетёные
шнурки для
кросовок в
техники
кумихимо.

3.4
03.03.25

3.5
10.03.25

3.6
17.03.25

3.7
31.03.25

4.1
07.04.25

4.2
14.04.25

4.3
21.04.25

Плетёная
прихватка из
трикотажной
пряжи
Браслет по
спирали в
технике
макраме.
Коврик
плетеный по
кругу на
обруче.

Групповая
практическая
работа

Коврик
лабиринт
иглой с
крючком на
сетке
Панно в
технике
холодный
батик
Сервировочна
я салфетка для
стола

Групповая
практическая
работа,
опрос.

Косметичка
расписанная с
применением

Групповая
практическая
работа,
выставка
Групповая
практическая
работа,

Групповая
практическая
работа.

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение
Минивыста
вка

2

Практическ
ая работа и
анализ

2

Наблюдение

2

Наблюдение

Групповая,
практическая
работа
Групповая

техники
солевание
4.4
28.04.25

4.5
05.05.25

4.6.
12.05.25

Панно в
технике
горячий батик
Свободнокистьевая
роспись
шелкового
шарфа
Трафаретная
роспись по
ткани

Беседа,
практическая
работа
Групповая
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая

19.05.25

Панно в
смешанной
технике

26.05.25

практическая
работа
Заключительн Групповая
практическая
ое занятие
работа

4.7

5

«Ткацкий
дворик»

Беседа,

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Выставка

46

Календарный (тематический) план
Год обучения - 1
Группа (класс)- 1 «В», 1 «Г»
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
№ раздела,
блока, темы
в
соответстви
ис
программой
учебного
предмена
(занятия)

1

2.1

2.2

2.3

План

Дата

06.12.2024

13.12.2024

20.12.2024

27.12.2024

Тема
занятия

Вводное
занятие

Форма
занятия

Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа

Книжная
закладка в
технике
ткачество на
дощечках
Групповая
Брошка в
технике
Беседа,
махровое
ткачество
практическая
работа
Браслет/брело Групповая
к в технике практическая
работа

ткачество на
«ниту»

Коррекция

Количество
часов

Форма
контроля

2

Опрос

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

Дата

Тема
занятия

Форма занятия

Количество
часов

Форма
контроля

2.4

2.5

2.6

2.7

3.1

3.2

3.3

10.01.2025

17.01.2025

24.01.2025

31.01.2025

07.02.2025

14.02.2025

21.02.2025

Эко-панно в Групповая,
беседа,
технике
ткачество на практическая
работа
бердо
Гобелен на Групповая
вертикальном практическая
работа
станке
Групповая,
Панно в
технике
беседа,
тафтинг
выставка

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Практическ
ая работа

2

Наблюдение
Минивыставка по
итогам
раздела

2

Опрос

Групповая
практическая
работа

2

Опрос

Групповая
практическая
работа

2

Наблюдение

Половик на Групповая
станке
беседа,
Кросно

Витой
браслет
Браслет в
традиционно
й технике
дëргание.
Плетёные
шнурки для
кросовок в
техники
кумихимо.

практическая
работа
Групповая
практическая
работа

3.4

3.5

3.6

3.7

4.1

4.2

4.3

28.02.2025

07.03.2025

14.03.2025

21.03.2025

04.04.2025

11.04.2025

18.04.2025

Плетёная
прихватка из
трикотажной
пряжи
Браслет по
спирали в
технике
макраме.
Коврик
плетеный по
кругу на
обруче.

Групповая
практическая
работа
Групповая
практическая
работа,
выставка
Групповая
практическая
работа,

Групповая
Коврик
практическая
лабиринт
работа,
иглой с
опрос.
крючком на
сетке
Групповая
Панно в
практическая
технике
работа.
холодный
батик
Сервировочна Групповая,
я салфетка
практическая
для стола
работа

Косметичка Групповая
расписанная с
применением

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение
Минивыста
вка

2

Практическ
ая работа и
анализ

2

Наблюдение

2

Наблюдение

техники
солевание
4.4

4.5

4.6.

4.7
5

25.04.2025

02.05.2025

16.05.2025

23.05.2025

Панно в
технике
горячий
батик
Свободнокистьевая
роспись
шелкового
шарфа
Трафаретная
роспись по
ткани

Беседа,
практическая
работа
Групповая
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая

Панно в
смешанной
Беседа,
технике
Заключитель практическая
ное занятие работа
«Ткацкий
дворик»

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Практическ
ая работа
Выставка

44

Календарный (тематический) план
Год обучения - 1
Группа (класс)- 1 «Д»
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
№ раздела,
блока, темы
в
соответстви
ис
программой
учебного
предмена
(занятия)

1

2.1

2.2

2.3

План

Дата

04.12.2024

11.12.2024

18.12.2024

Тема
занятия

Вводное
занятие
Книжная
закладка в
технике
ткачество на
дощечках
Брошка в
технике
махровое
ткачество

Форма
занятия

Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа

Количество
часов

Форма
контроля

2

Опрос

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

Групповая
Беседа,

практическая
работа
25.12.2024 Браслет/брело Групповая
практическая
к в технике
работа

ткачество на
«ниту»

Коррекция

Дата

Тема
занятия

Форма занятия

Количество
часов

Форма
контроля

2.4

2.5

2.6

2.7

3.1

3.2

3.3

15.01.2025

22.01.2025

29.01.2025

05.02.2025

Эко-панно в
технике
ткачество на
бердо
Гобелен на
вертикальном
станке
Панно в
технике
тафтинг
Половик на
станке Кросно

Групповая,
беседа,
практическая
работа

2

Наблюдение

Групповая
практическая
работа

2

Наблюдение

2

Практическ
ая работа

2

Наблюдение
Минивыставка по
итогам
раздела

2

Опрос

Групповая
практическая
работа

2

Опрос

Групповая
практическая
работа

2

Наблюдение

Групповая,
беседа,
выставка
Групповая
беседа,

практическая
работа
12.02.2025 Витой браслет Групповая
практическая
работа
19.02.2025

26.02.2025

Браслет в
традиционной
технике
дëргание.
Плетёные
шнурки для
кросовок в
техники
кумихимо.

3.4

3.5

3.6

3.7

4.1

4.2

4.3

05.03.2025

12.03.2025

19.03.2025

02.04.2025

09.04.2025

16.04.2025

23.04.2025

Плетёная
прихватка из
трикотажной
пряжи
Браслет по
спирали в
технике
макраме.
Коврик
плетеный по
кругу на
обруче.

Групповая
практическая
работа

Коврик
лабиринт
иглой с
крючком на
сетке
Панно в
технике
холодный
батик
Сервировочна
я салфетка для
стола

Групповая
практическая
работа,
опрос.

Косметичка
расписанная с
применением

Групповая
практическая
работа,
выставка
Групповая
практическая
работа,

Групповая
практическая
работа.

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение
Минивыста
вка

2

Практическ
ая работа и
анализ

2

Наблюдение

2

Наблюдение

Групповая,
практическая
работа
Групповая

техники
солевание
4.4

4.5

4.6.

4.7

30.04.2025

07.05.2025

14.05.2025

21.05.2025

Панно в
технике
горячий батик
Свободнокистьевая
роспись
шелкового
шарфа
Трафаретная
роспись по
ткани

Беседа,
практическая
работа
Групповая
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая,
беседа,
практическая
работа
Групповая

Панно в
смешанной
Беседа,
технике
Заключительн практическая
работа
ое занятие
«Ткацкий
дворик»

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение
Выставка

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».