Пояснительная записка
Рабочая программа «Чудеса из ткани» является (адаптированной) программой
художественной направленности, разработана на основе дополнительной
общеразвивающей программы «Чудеса из ткани», которая ставит своей целью
развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и
склонностей к различным видам декоративно-прикладного искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к
постижению прекрасного мира искусства, формированию стремления к воссозданию
чувственного образа воспринимаемого мира, адресована обучающимся 13-17 лет и
рассчитана на 4 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети:
13-14 лет, 1-й год обучения. Общий объём часов-70
Цель программы: социализация и адаптация обучающихся в жизни, создание
условий для развития творческих способностей обучающихся, создание
коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию
личности и творческих способностей, удовлетворению образовательных
потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
Образовательные:
• обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное;
•
обеспечить
соблюдение
комфортного
для
ребенка
с
ОВЗ
психоэмоционального режима;
• способствовать укреплению психологического и физиологического здоровья;
• стимулировать творческое самовыражение обучающегося, раскрытие его
творческого потенциала;
•
способствовать социальной адаптации обучающегося, развитию его
кругозора в соответствии с его особенностями психофизического развития,
склонностями, интересами и возможностями;
Воспитательные:
• формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через
вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного
образования.
• воспитывать силу воли, интерес, устойчивость внимания;
• воспитывать трудолюбие, настойчивость в труде (выполнять работу
последовательно, поэтапно, а также осуществлять контроль за выполнением
операций), находчивость, аккуратность, бережливость;
• формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помочь,
тактичность, умение идти на компромисс;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие,
готовность сотрудничать, вежливость, дисциплинированность;
• воспитывать оценочное отношение к действительности.
Развивающие:
• осуществлять коррекцию недостатков личностного развития детей,
посредством
проведения
мероприятий
психолого-педагогической
реабилитации;
• Развивать интерес к занятиям;
• Развивать умение ориентироваться в задании;
• Развивать память, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу,
познавательные интересы, фантазию;
• Развивать прочность запоминания, что достигается повторяемостью
отдельных видов технических операций при изготовлении различных поделок;
• Развивать моторные навыки.
В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (19
часов в год) и практической части (51 час в год).
Формы и методы проведения занятий:
Наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные
способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.). Элементарный
эксперимент (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). Занятие
теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с детьми с
ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности).
Методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения,
наблюдение, работа по образцу;
Формы и методы проведения занятий:
- наблюдение (чувственное познание природных объектов через различные
способы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное и др.).
- элементарный эксперимент (дает реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой
обитания).
- теоретическое и практическое (важное средство образовательной работы с
детьми с ОВЗ, способствует формированию элементов учебной деятельности).
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
- наглядные – показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
- практические – тренинг, практическая работа, игра.
Тип занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- дидактический материал;
- беседы;
- конкурсы.
Критерии оценки и формы контроля.
1-я группа показателей - Теоретическая подготовка ребенка. Она включает:
- теоретические знания по программе (то, что обычно определяется
выражением «дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор
основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета).
2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. Она включает;
- практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно
определяется выражением «дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для
освоения курса;
- творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить
его в готовом продукте).
3-я группа показателей – Общеучебные умения и навыки ребенка.
Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их
приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены:
- учебно-интеллектуальные умения;
- учебно-коммуникативные умения;
-учебно-организационные умения и навыки.
Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность признаков, на
основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем
требованиям, которые заданы программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень
возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных
умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается
краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими
тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество
баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом
перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня
необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере
соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например:
минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов,
максимальному- 10 баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому
можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуться» от среднего уровня к
максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку
их может определить только сам педагог).
При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и
другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном
образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной
школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инструктор,
умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей
целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять
соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе
таких методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос
(устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование
(индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы обучающегося и
др.).
Текущая аттестация проводится в период с 20.10.2025 по 25.10.2025г.
Промежуточная аттестация проводится с 22.12.2025 по 29.12.2026г, 23.03.2026 по
27.03.2026 г.,18.05.2026 по 23.05.2026г.
Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения
В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается, что у
обучающихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные
знания.
Личностные результаты:
- обучающийся проявляет инициативу в разных видах деятельности —
совместной творческой работе, общении;
- обучающийся взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных видах деятельности;
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- принимает и сохраняет творческую задачу;
- учитывает выделенные в пособиях этапы работы;
Коммуникативные УУД:
- допускает существования различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
Познавательные УУД:
- осуществляет поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернет;
- высказывается в устной и письменной форме;
- перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы.
Предметные результаты:
- использует в работе различные способы и приемы лепки;
- владеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, склеивание, базовые формы, схемы оригами;
- умеет красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
Календарно(тематический)план
Год обучения 1-ой.
Балашова Полина
Время и место проведения занятий- в соответствии с расписанием, утверждённым директором.
План
Коррекция
№п/п
Дата
1
03.09.2025
Тема занятия
Вводное
Форма Кол
Форма
занятия -во контроля
час
ов
занятие, Беседа
2
Диагност
ические
игры,
словесная
похвала.
2
Наблюде
ние,
опрос,
словесная
похвала
2
Наблюде
ние за
развитие
эмоц.сф.
2
Опрос
организационные
вопросы, инструктаж
по
технике
безопасности.
2
10.09.2025 «Открытка из ткани»
Практ.
занятие
3
17.09.2025 «Салфетка»
Комби
н.
занятие
4
24.09.2025 «Игольница»
Комби
н.
занятие
5
01.10.2025
«Панно
из пуговиц»
Практи
ч.
2
Выставка
2
Беседа
Опрос
занятие
6
08.10.2025 «Северная Берегиня»
Беседа,
экскур
сия
7
15.10.2025 «Кукла сорока»
Просм
отр
работ
2
8
22.10.2025 «Панно, цветы из
ткани»
Практ.
2
Опрос
занятие
9
05.11.2025 «Декупаж на ткани»
Просм
отр
работ
2
Выставка
10
12.11.2025 «Игрушка из фетра»
Беседа.
2
Беседа,оп
рос.Днев
ник
творч.дос
тижений.
11
19.11.2025 «Аппликация
из Практ.
2
Наблюде
ние
ткани»
занятие
12
26.11.2025 «Прихватка»
Комби
нир.з
2
13
03.12.2025 «Сумочка»
Практ.
2
Выставка
2
Промежу
точная
занят.
14
10.12.2025 «Ёлочка»
Комби
н.
занятие
аттестаци
я
15
17.12.2025 «Ангелочек из
фетра»
Просм
отр
работ
2
Беседа
16
24.12.2025 «Новогодние
игрушки из ткани»
Комби
занят.
2
Опрос
17
14.01.2026 «Символ года»
Беседа,
2
Наблюде
ние
2
Беседа
2
Выставка
2
Беседа
Практ.
занят.
18
21.01.2026 «Диванная подушка» Комби
ниров.
занят.
19
28.01.2026 «Косметичка»
Практи
занят.
20
04.02.2026 «Кошелёк»
Комби.
занят.
21
11.02.2026 «Самолёт для папы»
Комби.
2
Опрос
Выставка
занят.
22
18.02.2026 «Чехол для
цветочного горшка»
Комби.
занят.
2
23
25.02.2026 «Фартук»
Комби.
2
занят.
24
04.03.2026 «Облачко»
Комби.
2
Беседа
занят.
25
11.03.2026 «Подарок маме»
Комби.
занят.
2
Беседа
26
18.03.2026 «Чехол на стол»
Комб.
2
Выставка
2
Опрос
занят.
27
25.03.2026 «Серьги из мулине»
Практ.
занят.
28
08.04.2026 «Счётный крест»
2
Выставка
29
15.04.2026 «Подушка гладью»
2
Опрос
30
22.04.2026
2
Наблюдение
«Пайетки»
31
29.04.2026 «Панно французский
узелок»
2
32
06.05.2026 «Птичка из бисера»
33
13.05.2026 «Брелок»
2
Опрос
34
20.05.2026 Участие в выставке.
2
Наблюде
н
Итоговое
Итоговое занятие
совместно с
родителями
«Путешествие в мир
творчества»
Всего занятий
аттестац.
занятие.и
е ие
68