ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Палитра» разработана на основе дополнительной
общеразвивающей программы «Палитра», которая ставит своей целью создание
условий для развития личностного творческого потенциала ребенка и формирование
его духовности и эстетической культуры. Интерес к искусству и эмоциональная
отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку,
получаемую в школе и повседневной жизни. Адресована обучающимся 12-17 лет и
рассчитана на 3 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети:
12-13 лет, 2-й год обучения, общий объем часов – 81 час.
Количество групп 2-го года обучения – 1.
Количество обучающихся в группе:
2 кл. - 12 человек.
Занятия в группе 2-го года обучения 1 раз в неделю по 3 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные.
В соответствии с программой каждое занятие:
второй год обучения состоит из теоретической части (22 часов в год) и практической
части (83 часов в год)
Формы обучения:
•
теоретические - рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, демонстрация
педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения
обучающихся, экскурсии.
•
практические - выполнение заданий, овладение приемами работы,
приобретение навыков.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих формах:
тестирование, выставки.
Промежуточная аттестация проводится
в
период:
20.10.2025- 24.10.2025, 22.12.2025 -26.12.2025, 23.03.2026 - 27.03.2026.
19.05.2026-23.05.2026.
Планируемые результаты первого года.
Личностные результаты:
- освоение древних корней искусства своего народа и народов мира;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям,
культуре России и другого народа, готовности достигать взаимопонимания при
обсуждении спорных вопросов;
- формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства,
готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
Метапредметные результаты:
- научиться классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных
искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям
(конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять
пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям;
познакомиться с художественными материалами и их выразительными
возможностями.
-определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов
искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и
возможности), излагать свое мнение в диалоге.
-осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо
учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда
выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в учебной ситуации
(выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в диалоге, корректировать
свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей);
- осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивать новые социальные
роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека.
- осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию;
адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и
многообразие взглядов на него.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях
искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к
человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании
материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей России;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных
представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на
основе произведений искусства морально-нравственную позицию
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё
отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
- различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой,
исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла.
Календарный (тематический) план
2 год обучения. «Россия от истоков»
Цель: создание условий для развития художественных навыков через
знакомство с формой предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать
узор с учетом украшаемой формы
Задачи.
Обучающие (образовательные (предметные):
• формировать навыки построения композиции;
• обучать приемам создания эскизов, выбору рисунка схем. изучить
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
• знакомить с разнообразием выразительных средств: цвет, свет, линия,
композиция, ритм;
• обучать основам графики.
Развивающие (метапредметные):
• развивать способности различать передний и задний план на
плоскостных изображениях;
• развивать навык работы с кистью и красками;
• развивать наблюдательность и образное мышление при рисовании
натюрморта с натуры.
• Воспитательные (личностные):
• воспитывать уважения к труду окружающих и бережного отношения к
результатам творческой деятельности других обучающихся;
• воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело
до конца.
Планируемые результаты второго года обучения.
Личностные результаты:
- сформированность патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину,
многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего
народа;
сформированность бережного отношения к рукотворным памятникам старины,
к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами
России, ответственными за сохранение народных художественных традиций,
спасение культурных ценностей;
- сформированность ответственного отношения к обучению и познанию
искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- развитие эстетической потребности в изучении народного декоративноприкладного искусства, творческих способностей, наблюдательности,
зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного
отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков
в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
-определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение
видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные
средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге.
-осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо
учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью
(команда выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в
учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в
диалоге, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих
товарищей);
- осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную
ситуацию;
адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность
мира и многообразие взглядов на него.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;
- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды,
объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали
интерьера);
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и
проектированием вещной среды;
- выстраивать декоративные композиции;
- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства;
- владеть навыками работы в конкретном материале.
Календарный (тематический) план
Год обучения – 2
Группа (класс) – 2
«Россия от истоков»
№
п/п
План
Дата
Название темы
Вводное занятие
3
Фронтальная
беседа.
«Боги древних славян»
Ознакомительное
Тематическое
Занятиеимпровизация
1
2
3
Беседа.
Наблюдение
выставка
работ
Занятие по
памяти
1
Беседа,
наблюдение
занятие по
памяти
2
Выставка
Ознакомительное
1
Беседа.
2
Наблюдение
06.10.2025
2
13.10.2025 «Боги древних славян»
4
«Энергосберегающая
шкатулка», «Экология и
энергосбережение»,
20.10.2025 «Управляя энергией»
(композиция на заданную
тему)
«Осенние чудеса природы»
(пейзаж, натюрморт, портрет
на осеннюю тему по выбору)
10.11.2025 «Осенние чудеса природы»
(пейзаж, натюрморт, портрет
на осеннюю тему по выбору)
5
Коли Формы
чест Аттестации
во
и контроля
часо
в
Вводное занятие.
1
3
Форма
занятий
Коррекция
«Легенды о русалке»
17.11.2025
Тематическое
«Легенды о русалке»
Дата
Название темы
Форма занятий
Колич Формы
ество Аттестации
часов и контроля
6
7
8
9
10
11
Инструктаж по ТБ и ОТ на
Ознакомительное
занятиях ИЗО. «Наличники на
24.11.2025 окна» (Полкан, Лев,Сирин и
т.д)
«Наличники на окна»
Тематическое
01.12.2025 (Полкан, Лев,Сирин и т.д)
«Русская изба»
Ознакомительное
08.12.2025
«Русская изба»
«Прогулка
по
улочкам
15.12.2025
древнего города»
«Прогулка по улочкам
22.12.2025 древнего города»
Лубок
29.12.2025
12
12.01.2026
13
19.01.2026
14
26.01.2026
02.02.2026
16
09.02.2026
17
16.02.2026
18
19
02.03.2026 Экслибрис (графика)
16.03.2026
«На балу» (композиция)
Беседа.
Наблюдение
3
Наблюдение
3
Беседа.
Тематическое
Ознакомительное
3
Тематическое
3
Занятие –
импровизация
Лубок
Занятие –
импровизация
Инструктаж по ТБ и ОТ на
Занятие по
занятиях ИЗО. Натюрморт по
памяти
представлению («В избе»,
«Праздники»,
«Завтрак»,
«Вечер», и т.д.)
Натюрморт по представлению Занятие по
(«В
избе»,
«Праздники», памяти
«Завтрак», «Вечер», и т.д.)
Оригинальная иллюстрация по
Занятие –
выбранному произведению В. импровизация
Васнецова «Древняя Москва»
Оригинальная иллюстрация по
Занятие –
выбранному произведению В. импровизация
Васнецова «Древняя Москва»
«Храм Василия Блаженного» Ознакомительное
(бумагопл)
«Храм Василия Блаженного» Тематическое
(бумагопластика)
Экслибрис (графика)
Ознакомительное
15
3
Тематическое
Занятие –
импровизация
1
2
3
Выставка
Беседа.
Наблюдение
Беседа.
Наблюдение
Наблюдение
Промежуточн
ая аттестация
Беседа.Набл
юдение.
3
Наблюдение.
1
Беседа.
2
Наблюдение.
3
3
3
3
3
Беседа.Набл
юдение.
Наблюдение.
Беседа.Набл
юдение.
Наблюдение
Беседа.Набл
юдение.
20
«На балу» (композиция)
23.03.2026
21
22
23
«Портрет девушки в
06.04.2026 национальном костюме»
(портрет)
«Портрет девушки в
13.04.2026 национальном костюме»
(портрет)
Декоративный натюрморт с
предметами декоративного
творчества Урала (композ)
Занятие –
импровизация
3
Наблюдение
Занятие с натуры
3
Беседа.Набл
юдение.
Занятие с натуры
3
Наблюдение
Занятие с натуры
3
Беседа.
20.04.2026
Декоративный натюрморт с
предметами декоративного
творчества Урала (композ)
Ромбокс «Театр – интерьер и
экстерьер»
Занятие с натуры
Ромбокс «Театр – интерьер и
экстерьер»
«Девушка в наряде 18 века»
04.05.2026 (портрет)
«Девушка в наряде 18 века»
18.05.2026 (портрет)
Итоговое занятие
Занятие –
импровизация
Ознакомительное
занятие
Тематическое
занятие
Практическое
занятие
24
27.04.2026
25
26
27
25.05.2026
Итого:
Занятие –
импровизация
Наблюдение.
1
Беседа.
2
3
Наблюдение.
Беседа.Набл
юдение.
Выставка
работ
Выставка
работ.
аттестация
3
81