Пояснительная записка
«Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно».
Программа «Фольклорный театр» художественной направленности составлена в
соответствии с нормативными документами. Федеральный закон от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Приказ
Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам”.
Актуальность программы определяется острой необходимостью сохранения и
актуализации
культурного
наследия
России.
Фольклорный
театр,
синтезирующий народную драму, обряды, песни, танцы и игры, является
уникальным средством приобщения детей к традициям, формирования
национального самосознания, развития творческих способностей и успешной
социализации в современном мире через призму культурных корней.
Новизна программы заключается в интеграции методик театральной
педагогики (актерское мастерство, сценическая речь и движение) с глубоким
погружением в традиционную народную культуру. Через форму фольклорных
игр, обрядовых действ и театрализации народных сюжетов у обучающихся
развивается не только коммуникативная и эмоциональная сферы, но и
формируется уважение к истории и традициям своего народа.
Отличительные особенности программы:
Фольклорная основа: Программа базируется на аутентичном материале (сказки,
былины, песни, обряды, игры, малый фольклор) различных регионов России
Синкретизм: Единство слова, музыки, движения, костюма, предмета в процессе
создания образа и действия. Игровая природа Все обучение строится на
принципах народной игры и театральной игры. Коллективность: Акцент на
совместном творчестве, взаимопомощи, чувстве ансамбля. Практическая
направленность: итогом каждого года являются открытые фольклорнотеатрализованные представления.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Наглядность: Использование аутентичных предметов (костюмы, утварь,
инструменты), иллюстраций, видео- и аудиоматериалов.
Доступность: Материал адаптирован с учетом возрастных особенностей,
обучение идет от простого к сложному.
Проблемность: Поиск решений в игровых и сценических ситуациях на основе
традиционных моделей.
Культуросообразность: Погружение в контекст традиционной культуры.
Деятельностный подход: Освоение традиции через активное действие (пение,
танец, игра, драматизация).
Развивающий и воспитательный характер: Расширение кругозора, развитие
познавательных процессов и нравственных качеств.
Адресат программы. Дети 8-14 лет, без специального отбора. Группы
формируются с учетом возраста: 8-10 лет (младшая), 11-14 лет (старшая). Состав
группы постоянный.
Объем и срок освоения программы: Выполнение программы рассчитано на 2
года обучения, 210 часов – каждый учебный год.
Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (Дворец
творчества, Талица, и 2 раза в неделю по 3 часа (Мохиревская ООШ)
Форма обучения. Очная
Уровень освоения программы: 1 год обучения – стартовый, 2 год обучения базовый.
Количество групп 1-го года обучения – 3.
Количество обучающихся в группах – 1 а -7 человек, 1 б - 9 человек, 1 в – 6
человек.
Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуальные. В
соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части (55
часов в год) и практической части (165 часов в год).
Промежуточная аттестация проводится в период с 22.12.24 по 27.12.24
Особенности организации образовательного процесса.
Группа формируются из обучающихся разного возраста, соответственно
возрастным и психологических особенностям детей. Состав группы постоянный.
ЦЕЛЬ программы: развитие творческого потенциала личности ребенка, его
духовно-нравственных качеств и успешной социализации через приобщение к
традиционной народной культуре средствами фольклорного театра.
ЗАДАЧИ
обучающие:
• Обучить основам актерского мастерства, сценической речи и движения в
контексте фольклорной эстетики.
• Сформировать навыки фонационного дыхания, четкой дикции,
выразительной речи на основе малых фольклорных форм.
• Обучить основам народного пения, танца, игры на простейших шумовых
инструментах.
• Познакомить с разнообразием жанров русского фольклора (сказки,
былины, песни календарные, лирические, хороводные, обряды, игры,
малые формы).
• Научить основам сценического взаимодействия в ансамбле.
развивающие:
• Развивать творческое воображение, образное мышление, ассоциативную
память.
• Развивать эмоциональную сферу, умение выражать чувства адекватно
ситуации.
• Развивать пластическую выразительность, чувство ритма, координацию
движений.
• Развивать внимание (слуховое, зрительное, моторное), память.
• Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
воспитывающие:
• Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям,
родному языку.
• Воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
• Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
• Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Формировать раскрепощенную, контактную, творческую личность
Календарный (тематический) план
Год обучения 1
Группа (класс) 1 а Мохиревская ООШ (вторник, четверг)
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
Коррекция
План
Дата Тема занятия
Дата
№раз
дела,
темы
Форма
занятия
02.09.25
1
2
04.09.25
3
09.09.25
4
5
Форма
контроля
Тема занятия
11.09.25
16.09.25
Вводное занятие
«Здравствуй,
Фольклорный
театр!»
Что такое фольклор?
Жанры.
Сказка и былины.
Народные игры на
Знакомство
и
сплочение
Тайна
дыхания.
Опора звука.
Тайна
дыхания.
Опора звука.
Кол
-во
3
3
3
3
3
Форма
занятия
Ко Форма
ли контроля
чес
тв
о
ча
сов
6
18.09.25
7
23.09.25
8
25.09.25
9
30.09.25
10
02.10.25
11
07.10.25
12
09.10.25
13
14.10.25
14
16.10.25
15
21.10.25
Артикуляционная
гимнастика в играх
«Батюшка Язычок».
Артикуляционная
гимнастика в играх
«Батюшка Язычок».
Дикционные
упражнения.
Скороговорки,
чистоговорки
Дикционные
упражнения.
Скороговорки,
чистоговорки
Малые формы
фольклора: потешки
Заклички.
Малые формы
фольклора: потешки
Заклички
Сказочные голоса.
Интонации,характер
.
Сказочные голоса.
Интонации,характер
.
Пословицы и
поговорки.Оживляе
м
мудрость
Пословицы и
поговорки.Оживляе
м
мудрость
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
16
23.10.25
17
04.11.25
18
06.11.25
19
11.11.25
20
13.11.25
21
18.11.25
22
23
20.11.25
25.11.25
24
27.11.25
25
02.12.25
26
04.12.25
Освобождение от
зажимов «Глиняные
и тряпичные куклы»
Освобождение
от
зажимов «Глиняные
и тряпичные куклы»
Основы народной
хореографии. Шаги,
хороводы
Основы народной
хореографии. Шаги,
хороводы
Пантомима
в
фольклоре. «Живые
картины».
Пантомима
в
фольклоре. «Живые
картины».
Мимика и жест в
народных образах
Мимика и жест в
народных образах
Ритмические игры.
Шумовой
оркестр(ложки,
трещотки)
Ритмические игры.
Шумовой
оркестр(ложки,
трещотки)
Ритмические игры.
Шумовой
оркестр(ложки,
трещотки)
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
27
09.12.25
28
11.12.25
29
16.12.25
30
18.12.25
31
23.12.25
32
25.12.25
33
30.12.25
34
35
36
37
13.01.26
15.01.26
20.01.26
22.01.26
38
27.01.26
39
29.01.26
Игры на внимание с
Фольклорным
материалом
Игры на внимание с
Фольклорным
материалом
«Если бы я был…»
Перевоплощение в
образы природы
3
Фантазии на тему
народных сказок и
песен
Фантазии на тему
народных сказок и
песен
Этюды на основе
пословиц
и
поговорок
Этюды на основе
пословиц
и
поговорок
Импровизация
в
народных играх
Импровизация
в
народных играх
Импровизация в
народных играх
«Яперсонаж
сказки/былины».
Обрядовые ситуации
(гость,
труд,
праздник)
Обрядовые ситуации
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
40
03.02.26
41
05.02.26
42
10.02.26
43
12.02.26
44
17.02.26
45
19.02.26
46
24.02.26
47
48
49
50
26.02.26
03.03.26
05.03.26
10.03.26
51
12.03.26
(гость,
труд,
праздник)
Взаимодействие
в
парных этюдах на
фольклорном мат-ле.
Взаимодействие
в
парных этюдах на
фольклорном мат-ле.
Групповые этюды:
«Как у наших у
ворот…».
Групповые этюды:
«Как у наших у
ворот…».
Основы народного
звукообразования.
Распевки.
Детский фольклор:
игровые,
потешные песенки
Детский фольклор:
игровые,
потешные песенки
Хороводные
и
плясовые песни.
Хороводные
и
плясовые песни.
Календарные песни
(Осень, Зима)
Календарные песни
(Осень, Зима)
Песня в действии.
Соединение пения
и движения
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
52
17.03.26
53
19.03.26
54
55
24.03.26
26.03.26
56
07.04.26
57
09.04.26
58
14.04.26
59
16.04.26
60
21.04.26
61
23.04.26
62
28.04.26
63
64
30.04.26
05.05.26
Песня в действии.
Соединение пения
и движения
Знакомство
с
элементами
народного костюма.
Предмет в народной
игре и обряде
Этюды с предметами
3
Мастерская:
простейшие
элементы реквизита.
Народная
кукла.
Театра Петрушки
Вертеп.
Рождественские
истории
«Зерно» образа в
фольклоре
Этюды на основе
Народных
характеров.
Этюды на основе
Народных
характеров.
Этюды на основе
Народных
характеров.
Импровизация
в
рамках традиции
Импровизация
в
рамках традиции
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
65
07.05.26
66
12.05.26
67
68
69
70
14.05.26
19.05.26
21.05.26
26.05.26
Распределение ролей,
Работа
над
эпизодами
Распределение ролей,
Работа
над
эпизодами
Свободные
репетиции
Свободные
репетиции
Свободные
репетиции
Фольклорный
праздник
3
3
3
3
3
3
Календарный (тематический) план
Год обучения 1
Группа (класс) 1 б, в - Талица (понедельник, среда, пятница)
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
Коррекция
План
Дата Тема занятия
Дата
№раз
дела,
темы
Форма
занятия
01.09.25
1
2
03.09.25
3
05.09.25
4
08.09.25
5
Форма
контроля
Тема занятия
10.09.25
Вводное занятие
«Здравствуй,
Фольклорный
театр!»
Что такое фольклор?
Жанры.
Сказка и былины.
Народные игры на
Знакомство
и
сплочение
Народные игры на
Знакомство
и
сплочение
Тайна
дыхания.
Опора звука.
Кол
-во
2
2
2
2
2
Форма
занятия
Ко Форма
ли контроля
чес
тв
о
ча
сов
6
7
12.09.25
15.09.25
8
17.09.25
9
19.09.25
10
22.09.25
11
24.09.25
12
26.09.25
13
29.09.25
14
01.10.25
15
03.10.25
16
06.10.25
Тайна
дыхания.
Опора звука.
Тайна
дыхания.
Опора звука.
Артикуляционная
гимнастика в играх
«Батюшка Язычок».
Артикуляционная
гимнастика в играх
«Батюшка Язычок».
Артикуляционная
гимнастика в играх
«Батюшка Язычок».
Дикционные
упражнения.
Скороговорки,
чистоговорки
Дикционные
упражнения.
Скороговорки,
чистоговорки
Дикционные
упражнения.
Скороговорки,
чистоговорки
Малые формы
фольклора: потешки
Заклички.
Малые формы
фольклора: потешки
Заклички
Малые формы
фольклора: потешки
Заклички
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
17
08.10.25
18
10.10.25
19
13.10.25
20
15.10.25
21
17.10.25
22
20.10.25
23
22.10.25
24
24.10.25
25
03.11.25
26
05.11.25
Сказочные голоса.
Интонации,
характер.
Сказочные голоса.
Интонации,
характер.
Сказочные голоса.
Интонации,
характер.
Пословицы и
поговорки.
Оживляем
мудрость
Пословицы и
поговорки.
Оживляем
мудрость
Пословицы и
поговорки.
Оживляем
мудрость
Освобождение
от
зажимов «Глиняные
и тряпичные куклы»
Освобождение
от
зажимов «Глиняные
и тряпичные куклы»
Освобождение
от
зажимов «Глиняные
и тряпичные куклы»
Основы народной
хореографии. Шаги,
хороводы
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
27
07.11.25
28
10.11.25
12.11.25
29
30
14.11.25
31
17.11.25
32
33
34
19.11.25
21.11.25
24.11.25
35
26.11.25
36
28.11.25
37
01.12.25
Основы народной
хореографии. Шаги,
хороводы
Основы народной
хореографии. Шаги,
хороводы
Пантомима
в
фольклоре. «Живые
картины».
Пантомима
в
фольклоре. «Живые
картины».
Пантомима
в
фольклоре. «Живые
картины».
Мимика и жест в
народных образах
Мимика и жест в
народных образах
Мимика и жест в
народных образах
Ритмические игры.
Шумовой
оркестр(ложки,
трещотки)
Ритмические игры.
Шумовой
оркестр(ложки,
трещотки)
Ритмические игры.
Шумовой
оркестр(ложки,
трещотки)
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
38
03.12.25
39
05.12.25
40
08.12.25
41
10.12.25
42
12.12.25
43
15.12.25
44
17.12.25
45
19.12.25
46
22.12.25
47
24.12.25
48
26.12.25
Ритмические игры.
Шумовой
оркестр(ложки,
трещотки)
Игры на внимание с
Фольклорным
материалом
Игры на внимание с
Фольклорным
материалом
Игры на внимание с
Фольклорным
материалом
«Если бы я был…»
Перевоплощение в
образы природы
«Если бы я был…»
Перевоплощение в
образы природы
Фантазии на тему
народных сказок и
песен
Фантазии на тему
народных сказок и
песен
Фантазии на тему
народных сказок и
песен
Этюды на основе
пословиц
и
поговорок
Этюды на основе
пословиц
и
поговорок
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
49
29.12.25
50
51
52
53
54
55
12.01.26
14.01.26
16.01.26
19.01.26
21.01.26
23.01.26
56
26.01.26
57
28.01.26
58
30.01.26
59
02.02.26
60
04.02.26
61
06.02.26
Этюды на основе
пословиц
и
поговорок
Импровизация
в
народных играх
Импровизация
в
народных играх
Импровизация
в
народных играх
Импровизация
в
народных играх
«Яперсонаж
сказки/былины».
«Яперсонаж
сказки/былины».
Обрядовые ситуации
(гость,
труд,
праздник)
Обрядовые ситуации
(гость,
труд,
праздник)
Обрядовые ситуации
(гость,
труд,
праздник)
Взаимодействие
в
парных этюдах на
фольклорном мат-ле.
Взаимодействие
в
парных этюдах на
фольклорном мат-ле.
Взаимодействие
в
парных этюдах на
фольклорном мат-ле.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
62
09.02.26
63
11.02.26
64
13.02.26
65
16.02.26
66
18.02.26
67
20.02.26
68
23.02.26
69
25.02.26
70
71
72
73
74
27.02.26
02.03.26
04.03.26
06.03.26
09.03.26
Групповые этюды:
«Как у наших у
ворот…».
Групповые этюды:
«Как у наших у
ворот…».
Групповые этюды:
«Как у наших у
ворот…».
Основы
звукообразования.
Распевки.
Основы
звукообразования.
Распевки.
Детский фольклор:
игровые,
потешные песенки
Детский фольклор:
игровые,
потешные песенки
Детский фольклор:
игровые,
потешные песенки
Хороводные
и
плясовые песни.
Хороводные
и
плясовые песни.
Хороводные
и
плясовые песни
Календарные песни
(Осень, Зима)
Календарные песни
(Осень, Зима)
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
75
81
25.03.26
Календарные песни
(Осень, Зима)
Песня в действии.
Соединение пения
и движения
Песня в действии.
Соединение пения
и движения
Песня в действии.
Соединение пения
и движения
Знакомство
с
элементами
народного костюма.
Предмет в народной
игре и обряде
Этюды с предметами
82
27.03.26
Этюды с предметами
11.03.26
76
13.03.26
77
16.03.26
78
18.03.26
79
20.03.26
80
23.03.26
83
06.04.26
84
08.04.26
85
86
10.04.26
13.04.26
87
15.04.26
Мастерская:
простейшие
элементы реквизита.
Мастерская:
простейшие
элементы реквизита.
Народная
кукла.
Театра Петрушки
Народная
кукла.
Театра Петрушки
Вертеп.
Рождественские
истории
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
88
89
17.04.26
20.04.26
90
22.04.26
91
24.04.26
92
27.04.26
93
29.04.26
94
95
96
04.05.26
06.05.26
08.05.26
97
11.05.26
98
13.05.26
99
15.05.26
100
18.05.26
«Зерно» образа в
фольклоре
«Зерно» образа в
фольклоре
Этюды на основе
Народных
характеров.
Этюды на основе
Народных
характеров.
Этюды на основе
Народных
характеров.
Этюды на основе
Народных
характеров
Импровизация
в
рамках традиции
Импровизация
в
рамках традиции
Импровизация
в
рамках традиции
Распределение ролей,
Работа
над
эпизодами
Распределение ролей,
Работа
над
эпизодами
Распределение ролей,
Работа
над
эпизодами
Распределение ролей,
Работа
над
эпизодами
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
101
102
103
20.05.26
22.05.26
25.05.26
Свободные
репетиции
Свободные
репетиции
Фольклорный
праздник
2
2
2