ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Мир театра» разработана на основе
дополнительной общеразвивающей программы «Мир театра», которая
ставит своей целью воспитание творчески активной личности, развитие
умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей
средствами театрального искусства; организация досуга обучающихся
путём вовлечения их в театральную деятельность, адресована обучающимся
7 – 10 лет и рассчитана на 4 года обучения
В 2025 – 2026 учебном году по программе обучаются дети 9 – 10 лет,4-й год
обучения, общий объем -140 часов.
Программа реализуется на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1.
Нормативно – правовые основания разработки программы
2.
Федеральный
закон от 29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ).
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ
4. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
5.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ
6. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-p.
8.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №
474
9. «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года».
10. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №
809
11. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП
2.4.3648-20
13. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее —
СанПиН).
14. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
15. Постановление
Правительства
Российской Федерации
от
11.10.2023
16. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта
18. «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
19. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
20. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
21. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
22. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
23. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015
№
AK2563/05
24. «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
25. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
26. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
27. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
28. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере».
29. «Реализация дополнительных образовательных программ в
соответствии с социальным сертификатом».
30. Устав МКУДО «Талицкая ДШИ»
Задачи
Обучающие:
•
Расширять образный строй речи
• Учить действовать в предлагаемых обстоятельствах с группой детей
• Совершенствовать дикцию и интонационную выразительность
• Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные
средства в создании художественных образов живых существ и предметов
Развивающие:
• Продолжать развивать чувство ритма, быстроту реакции
• Совершенствовать
двигательные
способности
и
пластическую
выразительность в музыке
• Совершенствовать импровизационные умения в передаче характера
музыки
• Прививать навыки самодисциплины актёра на сцене
Воспитательные:
• Воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры
• Воспитание творческой активности ребенка, ценящего в себе и других
такие качества как доброжелательность, трудолюбие, уважение к
творчеству других
Количество групп 4-го года обучения – 1 группа
Количество обучающихся в группе – 13 человек.
Занятия в группе 4-го года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической
части (34часа в год) и практической части (106часов в год).
Формы обучения:
теоретические: методика выполнения упражнений; объяснение правил
игр, объяснение темы занятий, определение понятий о работе актёра над
ролью и о значении грима в театре, знакомство с биографией и творчеством
автора, знакомство с театральной терминологией, беседы о поведении
обучающихся на сцене, за кулисами и в зрительном зале.
практические: тренинги, игры, упражнения, этюды, сценки,
импровизации, драматизация, викторины, артикуляционная и дыхательная
гимнастики, чтение и анализ художественных произведений, разучивание и
чтение прозы, стихотворений, скороговорок, потешного фольклора, работа
с костюмом, разного рода репетиции, выступления.
Текущая и промежуточная аттестация проводятся в следующих
формах:
- показ самостоятельных работ;
-логичные и доказательные изложения своей точки зрения (анализ
увиденного, показанного);
-
участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях;
работа над созданием спектакля;
коллективное подведение итогов театрального сезона.
Текущая аттестация проводится с 20-25 октября, с 22-26 декабря, с 23 –
27 марта в форме игровых программ, конкурсов.
Промежуточная аттестация проводится с 18 – 22 мая в форме итогового
игрового занятия.
Планируемые результаты 4 года обучения
Предметные:
- кто такие главные создатели спектакля: актёр, режиссёр, художник,
композитор;
- что такое реквизит, бутафория, репетиция, премьера;
- что такое самодисциплина актёра.
Метапредметные:
- свободно фантазировать на заданные темы;
- управлять своим вниманием, логикой действий и оправдывать
предлагаемые обстоятельства, слышать, видеть и понимать партнёра; выполнять парные и групповые пластические импровизации на заданную
тему под музыку (учитывая её характер);
- легко и целесообразно выполнять цепочки простых физических
действий; - свободно владеть театральной терминологией.
Личностные:
- включаться
в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению
- понимать необходимость саморазвития и самосовершенствования;
Календарный (тематический) план
Год обучения -4
Группа (класс) - 4
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.
№раз
дела, Дата
блока
,
темы
в
соотв
етств
ии с
прогр
аммо
й
учебн
ого
пред
мета(
занят
ия)
02.09.2025
1
План
Тема занятия
Форма
заняти
я
Кол
ичес
тво
часо
в
Сент Вводное занятие «Интервью
для журнала «Театральная жизнь»»
ИТБ и ПБ
Беседа
–
интерв
ью.
КВН
2
Форма
контрол
я
Опрос
Дата Тема
занят
ия
Коррекция
Форм Коли
а
честв
занят о
ия
часов
Форма
контроля
2
1.1
3
6.1.
04.09.2025
4
2.2
11.09.2025
5
3.1
16.09.2025
Сценическая речь. Дикция и
артикуляция.
6
6.1.
18.09.2025
Постановочная работа. . Знак-во с
новой постановкой, анализ
7
2.3
23.09.2025
Актерское мастерство. Действия в
предлагаемых обстоятельствах
8
5.1
25.09.2025
Сценическое движение.
Упражнения по пластике.
9
3.3
30.09.2025
Сценическая речь. Художественное
слово. Разучивание стихов и басен
09.09.2025
Азбука театра. Беседа о театре.
Создатели спектакля
Постановочная работа. Подготовка
ко дню пожилого человека. Знак-во
с предложенным материалом,
анализ
Актерское мастерство. Театральная
игра.
Беседадиалог
Беседадиалог
2
Опрос
2
Опрос
объясн
ение
правил
игр
Артику
ляц-я,
дыхатя
гимнас
тика
Чтение
,
анализ
Творче
ские
задани
я
Упраж
нения,
игровы
е
момент
ы
Чтение
и
анализ
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
2
Опрос
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
2
Опрос .
участие
в
импрови
10
6.2
02.10.2025
11
4.1
12
6.2
07.10.2025
13
3.2
14.10.2025
14
2.1
16.10.2025
15
5.3
21.10.2025
16
2.3
23.10.2025
Текущая аттестация. Игровая
программа «На театральных
подмостках».Актерское мастерство.
Действия в предлагаемых
обстоятельствах
17
3.2
06.11.2025
Сценическая речь. Дыхание и
постановка голоса.
09.10.2025
Постановочная работа. Работа над
отдельными эпизодами
постановки
История театра. Древняя
Греция.Театры эпохи Возрождения.
Постановочная работа. Работа над
отдельными эпизодами
постановки
Сценическая речь. Дыхание и
постановка голоса.
Актерское мастерство. Этюды и
упражнения на ПФД. Объяснение
темы .Рассказ о различных видах
одиночных, парных упр-й
Сценическое движение.
Упражнения на координацию
движения и равновесие
зирован
ном
концерт
е
Наблюд
ение
Репети
ция
2
Беседадиалог
Репети
ция
2
Опрос
2
Наблюд
ение
Артику
ляц-я и
дыхатя гимнка
Беседадиалог
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
Упраж
нения,
тренин
ги
Творче
ские
задани
я.
импров
изации
Дыхатяи
2
Наблюд
ение
2
Виктори
на,
наблюде
ние
2
Наблюд
ение
ИТБ и ПБ
18
6.1.
11.11.2025
19
1.2
13.11.2025
20
5.2
18.11.2025
21
6.2.
20.11.2025
22
3.1
25.11.2025
23
2.2
24
5.1
27.11.2025
02.12.2025
Постановочная работа. Подгот-ка к
празднику «Наши первые успехи» и
«День матери» Знак-во с
предложенным материалом, анализ
Азбука театра. Беседа о театре.
Создатели спектакля
Познавательная игра «Кто работает
в театре»
Сценическое движение.
Импровизация под музыку.
Постановочная работа. Работа над
отдельными эпизодами
постановки
Сценическая речь. Дикция и
артикуляция.
Актерское мастерство. Театральная
игра.
Сценическое движение.
Упражнения по пластике.
речева
я гимнка
Беседадиалог
2
Опрос
Игрово
е
2
Наблюд
ение
Импро
визаци
и,
творче
ские
задани
я
Репети
ция
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
Упр-я
на
дикци
юи
артику
л-ю
Игрово
е
Упраж
нения,
игровы
е
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
Наблюд
ение
2
25
4.1
04.12.2025
26
6.1
09.12.2025
27
2.3
11.12.2025
28
6.3
29
3.3
16.12.2025
30
6.3
31
2.1
23.12.2025
18.12.2025
25.12.2025
момент
ы
История театра. Этюды по теме,
Этюды
обыгрывание сюжетов
,
древнегреческой мифологии.
творче
ские
задани
я
Постановочная работа. Подготовка Беседак Новогоднему празднику. Знак-во с диалог
предложенным материалом, анализ
Актерское мастерство. Действия в
Творче
предлагаемых обстоятельствах
ские
задани
я
Постановочная работа. Прогонная
Репети
репетиция
ция
Сценическая речь. Художественное Чтение
слово. Разучивание стихов и басен
,
анализ
Постановочная работа. Генеральная
репетиция репетиция
Актерское мастерство. Этюды и
упражнения на ПФД.
Репети
ция
Упраж
нения,
игровы
е
момент
ы
2
Показ
миниат
юр
2
Опрос
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
Опрос .
участие
в
импрови
зирован
ном
концерт
е
Наблюд
ение
Наблюд
ение
2
2
32
3.2
30.12.2025
Текущая аттестация. Игровая
программа «Театралы-знатоки»
Актерское мастерство. Действия в
предлагаемых обстоятельствах
Творче
ские
задани
я.
Импро
визаци
и
2
Тестиро
вание,
творческ
ие
задания,
наблюде
ние
33
2.3
13.01.2026
Сценическая речь. Дыхание и
постановка голоса.
2
Наблюд
ение
34
5.3
15.01.2026
2
Наблюд
ение
35
6.1.
20.01.2026
2
Опрос
36
1.2
22.01.2026
2
Виктори
на
37
5.1
27.01.2026
Сценическое движение.
Упражнения на координацию
движения и равновесия
ИТБ и ПБ
Постановочная работа. Подготовка
к «Театральной весне».Знак-во с
предложенным материалом, анализ
Главные создатели спектакля:
актёр, режиссёр, художник,
композитор
Сценическое движение.
Упражнения по пластике.
Дыхатя,
речева
я гимнка
Упраж
нения,
тренин
ги
Чтение
,
анализ
Беседадиалог
2
Наблюд
ение
38
6.2
29.01.2026
Упраж
нения,
игровы
е
момент
ы
Репети
ция
2
Наблюд
ение
Постановочная работа. Работа над
отдельными эпизодами
постановки
39
3.1
03.02.2026
Сценическая речь. Дикция и
артикуляция.
Упр-я
на
дикци
юи
артику
л-ю
Упраж
нения,
тренин
г
Репети
ция
2
Наблюд
ение
40
2.1
05.02.2026
Актерское мастерство. Этюды и
упражнения на ПФД.
2
Наблюд
ение
41
6.2
10.02.2026
42
5.2
12.02.2026
Постановочная работа. Работа над
отдельными эпизодами
постановки
Сценическое движение.
Импровизация под музыку.
2
Наблюд
ение
Импро
визаци
и
Актерское мастерство. Этюды Упраж
и упражнения на ПФД.
нения,
игровы
е
момент
ы
Сценическая речь. Дыхание и
Дыхатпостановка голоса.
яи
речева
я гимнка
Постановочная работа. Работа над Репети
отдельными эпизодами
ция
постановки
Главные создатели спектакля. этюд Упраж
«Снимается кино», рисование
нения,
костюмов для персонажей сказки,
творче
2
Наблюд
ение
43
2.1
17.02.2026
2
Наблюд
ение
44
3.2
19.02.2026
2
Наблюд
ение
45
6.2
24.02.2026
2
Наблюд
ение
46
1.2
26.02.2026
2
Показ
миниат
юр
пение песен из детских фильмов
под фонограмму
47
6.3
48
5.3
03.03.2026
49
6.3
50
2.2
51
3.3
10.03.2026
52
2.3
19.03.2026
53
1.3
24.03.2026
54
5.1
26.03.2026
05.03.2026
12.03.2026
17.03.2026
Постановочная работа. Прогонная
репетиция
Сценическое движение.
Упражнения на координацию
движения и равновесия
Постановочная работа.
Генеральная репетиция
Актерское мастерство. Театральная
игра.
Текущая аттестация. Игровая
программа «Там, на неведомых
дорожках» Актерское мастерство.
Действия в предлагаемых
обстоятельствах
Сценическая речь. Художественное
слово. Разучивание стихов и басен
ские
задани
я
Репети
ция
Упраж
нения.
тренин
г
Репети
ция
Игрово
е
Творче
ские
задани
я.
импров
изации
Чтение
,
анализ
Культура поведения актёра на сцене Беседаи за кулисами
диалог
ИТБ и ПБ
Сценическое движение.
Упраж
Упражнения по пластике.
нения,
игровы
е
момент
ы
2
2
2
2
2
2
2
2
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Опрос .
участие
в
импрови
зирован
ном
концерт
е
Опрос,
наблюде
ние
Виктори
на
Наблюд
ение
55
6..2.
07.04.2026
56
2.1
09.04.2026
57
6.2.
14.04.2026
58
2.3
16.04.2026
59
3.1
21.04.2026
60
6.3
61
5.3
23.04.2026
62
1.3
30.04.2026
28.04.2026
Постановочная работа. Подготовка
к итоговому празднику. Работа над
отдельными эпизодами
Актерское мастерство. Этюды и
упражнения на ПФД.
Репети
ция
2
Наблюд
ение
Упраж
нения,
игровы
е
момент
ы
Репети
ция
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
Творче
ские
задани
я
Сценическая речь. Дикция и
Упр-я
артикуляция.
на
дикци
ю,
артику
л-ю
Постановочная работа. Прогонная
Репети
репетиция.
ция
Сценическое движение.
Упраж
Упражнения на координацию
нения,
движения и равновесия
тренин
ги
Культура поведения актёра на сцене Творче
и за кулисами. Тест-опрос по
ские
театральной терминологии.
задани
Обыгрывание поведенческих
я
ситуаций.
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Постановочная работа. Работа над
отдельными эпизодами
постановки
Актерское мастерство Действия в
предлагаемых обстоятельствах
2
2
Тестопрос,
наблюде
ние
63
6.3.
64
5.2
05.05.2026
65
2.1
12.05.2026
Актерское мастерство. Этюды и
упражнения на ПФД.
66
5.3
14.05.2026
Сценическое движение.
Упражнения на координацию
движения и равновесия
67
2.2
68
5.2
19.05.2026
Актерское мастерство. Театральная
игра.
Сценическое движение.
Импровизация под музыку.
69
2.3
26.05.2026
07.05.2026
21.05.2026
Постановочная работа. Генеральная
репетиция.
Сценическое движение.
Импровизация под музыку.
Промежуточная аттестация.
Игровая программа «Театральный
кэббедж».Актерское мастерство.
Действия в предлагаемых
обстоятельствах Итоговое занятие
«Поле чудес»
Репети
ция
Импро
визаци
и
Творче
ские
задани
я
Упраж
нения,
тренин
ги
Игрово
е
Импро
визаци
и
Творче
ские
задани
я.
импров
изации
Подвед
ение
итогов.
Творче
ские
задани
я
2
2
Наблюд
ение
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
2
Наблюд
ение
Наблюд
ение
2
2
Экспрес
с-опрос,
наблюде
ние
Опрос ,
наблюде
ние