МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Талицкая детская школа искусств»
Дворец творчества
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол №1 от 29.08.2025г
Утверждено
Приказом и.о директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№289 от 01.09.2025г
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школа ведущих»
Возраст обучающихся: 12- 17 лет
Срок реализации: 2 года
1.
.
Программу составил
педагог ДО Белоносова Е.В.
Талица
2025г.
Содержание
Пояснительная записка
Учебный
1.
(тематический) план 1 года обучения
Содержание изучаемого курса 1 года обучения
2.
Планируемые результаты первого года обучения
Учебный
1.
(тематический)план 2 года обучения
Содержание
2.
изучаемого курса 2 года обучения
Планируемые
3.
результаты второго года обучения
Организационно
1.
- педагогические условия реализации программы
Формы
2. аттестации
Оценочные
3.
материалы
Нормативно-правовое
1.
обеспечение программы
Список
2. использованной литературы
Аннотация
3.
к дополнительной общеразвивающей программе “Школа ведущих”
3
9
10
13
14
16
18
18
19
20
23
25
26
Пояснительная записка.
Программа «Школа аниматора» является программой художественной
направленности, составлена, опираясь на нормативные документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", Приказ Министерства Просвещения Российской
Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Учреждения дополнительного образования имеют огромный потенциал для
развития способностей обучающихся реализовать себя в новых социальноэкономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных
ситуациях. Особенно это значимо для современного общества, в период
переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования
социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут
сформированы у подрастающего поколения сегодня, от того, насколько будут
наши дети готовы к новому типу социальных отношений, зависит и путь
развития нашего общества в будущем.
Направленность программы - художественная.
В настоящее время на первый план выходят задачи обеспечения занятости
детей социально-значимой деятельностью, развития мотивации личности к
познанию и творчеству, самореализации и социальной адаптации,
формирования индивидуальности, лидерских качеств и социальных
компетенций.
На решение этих задач направлена программа «Школа ведущих», где
подростки учатся организовывать и проводить содержательный досуг для себя
и своих сверстников.
Новизна программы.
Новизна данной образовательной программы заключается в гармоничном
соединении технологии исследовательского обучения, согласно которой
обучающиеся самостоятельно постигают азы event индустрии, а не получают
их от педагога в готовом виде и итогом комплексной деятельности всех
обучающихся является творческий продукт совместного труда.
Принимая участие в организации содержательного досуга, подростки видят
полезность своей деятельности для других детей и общества в целом, а это
является основой для личностного роста.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы в том, что она помогает социализации
ребёнка в обществе, реализации его самовыражения среди ровесников и
старшего поколения, а также возможность рассмотреть деятельность
аниматора в качестве своего профессионального выбора.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, энтузиазма,
инициативности, опасности, риска. Задача педагогов состоит в том, чтобы
энергия, желание продемонстрировать свою индивидуальность носили не
разрушительный характер, а были движущей силой к познанию, творчеству и
формирования лидерских качеств.
Данная программа нацелена на мотивацию детей на организацию досуговых
программ в центре творческого развития, школе, дома, на любой площадке.
Педагогическая целесообразность.
Программа представляет возможность получить базовые знания, помогает
адаптироваться в окружающей среде, позитивно относиться к себе и
окружающим.
Программа содержит в себе различные формы для творческого развития
обучающихся, давая возможность организовывать и проводить детские
программы праздников.
«Школа ведущих» – это особая форма общения – где дети учатся вести себя и
вести за собой, учатся навыкам общения. В процессе освоения программы
обучающиеся приобретают начальные знания мастерства ведущего, актера,
сценариста, организатора молодежного досуга.
Предусматривается несколько видов деятельности: актерское мастерство,
игровые тренинги, режиссура, работа над сценарием и оформлением
программ, работа над реквизитом.
Занятия позволяют обучающимся уверенно выступать перед любой публикой,
то есть быть открытыми, раскрепощёнными, находчивыми в неожиданных
ситуациях.
Отличительная особенность.
Отличительной особенностью программы является то, что каждый ребёнок,
принимая активное участие в организации и проведении мероприятий, имеет
возможность попробовать себя в разных творческих профессиях: актера,
режиссера, гримера. Подросток познает самого себя как личность,
обладающую только ей присущими качествами, выбирает то, что ближе и
интереснее именно ему.
Формы и методы организации занятий
Все занятия по программе построены с учетом основных принципов
педагогики искусства:
1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
3. Смена типа и ритма работы.
4. От простого к сложному.
5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся.
Основными формами организации образовательного процесса являются
коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская,
учебный показ, репетиция, спектакль, просмотр спектакля с последующим
обсуждением, дискуссия, экскурсия, проектная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы:
Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и
познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной
атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование
занимательных примеров.
Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.
Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении
получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным
материалом.
Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц),
просмотр спектаклей, презентаций, видеофильмов и т.д.
Практический- тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный
метод является основным.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей и приобретение
обучающимися опыта в профессиональной деятельности сценариста,
режиссера, актера, гримера, звукооператора, ведущего.
Задачи программы
Образовательные
•
Обучить ведению различного вида игровых программ и праздников;
•
Обучить оформлению досуговых мероприятий (костюмы, грим,
реквизит);
•
Обучить основам актерского мастерства, работы режиссера, гримёра и
т.д.
Развивающие
•
Развивать творческие и организаторские способности;
•
Развивать коммуникативные и лидерские способности;
Воспитательные:
•
•
•
Способствовать формированию у обучающихся нравственных качеств
личности.
Способствовать формированию адекватной оценки окружающих,
самооценку, уверенность в себе.
Воспитать необходимость осознания особенностей собственного
поведения в предлагаемых условиях выступления.
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей и подростков 12 – 17 лет. Состав
группы от 4 до 12 человек.
Реализация программы осуществляется по уровням (годам обучения) и
предусматривает совместное участие подростков при подготовке и
проведении различных мероприятий.
Разновозрастная группа является одной из наиболее эффективных форм
воспитания подростков.
Сроки реализации.
Данная программа рассчитана на два года обучения, предусматривает
последовательность изложения материала и выполнения по принципу «от
простого к сложному».
Стартовый уровень (1 год обучения) предполагает первоначальное
знакомство с мастерством ведущего, сценическим искусством, формирует
интерес к данным видам деятельности, приобретение первоначального опыта
деятельности ведущего мероприятий.
Базовый уровень (2 год обучения) предполагает освоение умений и навыков по
программе.
Формы обучения:
Эффективность данной программы зависит от правильного подбора методов
и приемов обучения. При реализации данной программы используются
следующие методы:
• Словесные методы (лекции, беседы). К данной группе относятся
описания, объяснения элементов содержательной досуговой
деятельности. Словесные методы позволяют более полно представить
познавательную сторону данной программы. Беседы, обсуждения
активизируют мышление детей и подростков, вовлекая их в творческий
процесс.
• Практические
методы. Обучение
основам
проведения
содержательных досуговых мероприятий. Предоставление возможности
получить опыт в профессиональной деятельности актера, режиссера,
сценариста, гримера, звукооператора.
• Наглядные методы. Исполнительское мастерство педагога, его
профессиональный показ восхищает детей, вызывает стремление ему
подражать. Демонстрация фильмов и сюжетов с лучшими образцами
проведения содержательных досуговых мероприятий расширяет
кругозор, дает толчок для творчества.
• Презентация достижений. Любые успехи и достижения позволяют
ребятам гордиться собой и своими товарищами, стимулируют
потребность в социально-значимой деятельности.
• Выездные программы. Организация и проведение содержательного
досуга для детей и подростков, оказавшихся в сложных жизненных
ситуациях, формирует у участников программы активную жизненную
позицию, воспитывает милосердие и толерантность. Дети получают
удовольствие от того, что кому-то подарили хорошее настроение хоть
на несколько минут.
Формы организации деятельности. Занятия проводятся в группах. В
процессе занятий предусматривается индивидуальная работа. При
постановочной работе занятия могут проводиться со всем коллективом, если
этого требует сценарий.
Режим занятий:
1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 академических часа, 70 ч
2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 академических часа, 210 ч
Планируемые результаты реализации программы
Ожидаемый результат:
• Сформирована культура восприятия сценического действия,
сформирован стойкий интерес к эстрадному искусству.
• Владение навыками актерского мастерства.
• Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками
и взрослыми.
Обучающиеся будут ориентироваться в вопросах:
• Виды и жанры эстрадного искусства.
• Этика поведения на эстраде, на сценической площадке, в зрительном
зале и в обществе.
Обучающиеся будут способны:
• Управлять своим дыханием и голосом.
• Формулировать и выражать свою мысль.
• Использовать полученные навыки в работе над образом в аниматорской
постановке.
• Свободно общаться с творческим партнером.
• Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Будут развиты:
• Внимание,
воображение,
память,
образное
мышление,
эмоциональность.
• Художественный вкус.
• Речевые характеристики голоса.
• Познавательные интересы.
Критерии и способы определения результативности.
•
Практические занятия;
•
Тренинги;
•
Участие обучающихся в ведении концертов, конкурсов, фестивалей;
•
Выполнение самостоятельных работ по проведению мероприятий вне
центра творческого развития, т.е. в детских дошкольных учреждениях и
т.п.
Формы подведения итогов.
При подведении итогов обучения по программе после четырёх лет
используются следующие оценочные показатели:
Владение голосом:
•
Правильное использование дыхания;
•
Чёткость и естественность артикуляции;
•
Интонационная выразительность;
•
Звучность.
Исполнительское мастерство:
•
Сценическое поведение: свобода мышц, сценическое обаяние,
естественность, артистизм, знание основ этикета, владение
микрофоном;
•
Владение элементами техники словесного действия: внимание,
воображение; память, оценка события; подтекст; внутренний монолог;
•
Умение исполнять произведения различных жанров (басня, сказка,
юмористический рассказ, лирическая поэзия, эстрадный монолог,
публицистика и т.д.).
Мастерство конферансье:
•
Умение установить контакт с залом, создать благоприятную атмосферу
мероприятия;
•
Культура речи;
•
Умение импровизировать при объявлении номеров, с учётом
особенностей темы и формата мероприятия;
•
Владение приёмами ведения «с листа».