Дополнительная общеразвивающая программа Гитарная песня Отрадных Т.Н.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Талицкая детская школа искусств»
Дворец творчества

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКУДО «Талицкая ДШИ»
Протокол №1 от 29.08.2025г

Утверждено
Приказом и.о директора
МКУДО «Талицкая ДШИ»
М.А. Ермаковой
№289 от 01.09.2025г

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Гитарная песня»
Возраст обучающихся: 9 - 17 лет
Срок реализации: 4 года

Программу составил
педагог ДО Отрадных Т.Н.

Г. Талица
2025 г

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
2.
2.1
2.2
2.3
2.5

Основные характеристики программы
Пояснительная записка…………………………………………
Учебный (тематический) план 1 год обучения
(2 часа в неделю)
Содержание учебного плана 1год обучения
(2 часа в неделю)
Планируемые результаты первого года обучения
Учебный (тематический) план 2 год обучения
(3 часа в неделю)
Содержание учебного плана 2 год обучения
(3 часа в неделю)
Планируемые результаты второго года обучения
Учебный (тематический) план 3 год обучения
(3 часа в неделю)
Содержание учебного плана 3 год обучения
(3 часа в неделю)
Планируемые результаты третьего года обучения
Учебный (тематический) план 4 год,
(3 часа в неделю)
Содержание учебного плана 4 год,
(3 часа в неделю)
Планируемые результаты четвёртого года обучения
Организационно – педагогические условия реализации
программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Методические материалы
Аннотация к программе
Нормативно-правовые
основания
проектирования
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Список литературы
Приложения
Годовой календарный график
Учебный план
Оценочные материалы

3
7
8
11
12
14
17
18
19
22
23
25
28

29
30
31
32
37
34
35
39
44
45
39

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка.
Музыка — искусство, обладающее особенно большой силой
эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть
огромную роль в воспитании детей и юношества. Богатство песенного фонда,
народного и авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства
детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие
явления жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и
литературную форму.
Музыкальный инструмент гитара играла и играет большую роль в
музыкальной культуре народа. И именно гитарная песня позволяет в
атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить
красоту отечественной песенкой культуры. Гитарная песня — это
свидетельство сохранения преемственности между поколениями и сохранения
народных традиций.
Дополнительная общеразвивающая программа «Гитарная песня»
направлена на приобщение обучающихся к основам песенной культуры, к
пению под гитару и выявление одаренных детей с целью развития их
творческого потенциала.
Программа «Гитарная песня» составлена в соответствии требованиями
основных законодательных документов и подзаконных актов в сфере
дополнительного образования детей:
• 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ»
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Дополнительная
общеразвивающая программа «Гитарная песня»
относится к программам художественной направленности.
Срок реализации программы – 4 года. Программа
является
многоуровневой: 1год - стартовый уровень, 2 -3год – базовый уровень, 4 год –
продвинутый уровень.
Актуальность программы. Творчество подростков — это своеобразная
сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко
раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Дети, обучившиеся

играть на гитаре, привыкшие петь хорошие, «умные» и красивые песни,
создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения
сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение хороших
песен
в молодежную среду. Опосредованно деятельность ребят,
исполняющих хорошие песни под гитару, оказывает благотворное влияние и
на других детей и взрослых. Большие возможности для развития детей
содержат включенные в программу творческие вечера, разной формы
развлекательно-познавательные музыкально-игровые программы, концертная
деятельность, участие в конкурсах. Участие ребенка в сохранении и развитии
высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье,
благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и
отрочества.
Педагогическая целесообразность. Данная программа адресована тем, кто
любит песню и общение, и решил научиться аккомпанировать своему пению
и пению других по буквенным обозначениям аккордов. Курс обучения
является составной частью общего музыкально-поэтического воспитания
молодого поколения, не противоречит общей программе обучения в системе
музыкалъно-эстетического образования.
Новизна дополнительной образовательной программы.
Идея
противопоставления «плохому — хорошего» обусловила появление Клуба
любителей гитарной песни «Аккорд», работающего по программе «Гитарная
песня», как организации культурно-музыкальной среды, в которой дети и
находят альтернативу асоциальному, пустому времяпрепровождению.
Занятия в клубе для обучающихся — это, прежде всего, интеллектуальная
работа, в результате которой подросток приобретает знания и практические
навыки, а его способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные
богатства добываются по собственной инициативе.
Отличительные особенности данной программы. Специфика занятий в
детском объединении по программе «Гитарная песня», требует особой их
фиксации процесса и результатов занятия. Поэтому педагог должен вести
кроме журнала, записи занятий с каждым обучающимся, в которых отражается
содержание учебной работы детей, подготовки и участию в мероприятиях.
На занятиях постоянно меняются формы работы: слушание, разбор текстов с
аккордами, рассказ об авторе, игра на инструменте, пение с сопровождением,
что не позволяет детям уставать. За счет такого переключения они успевают
отдохнуть, а занятие проходит продуктивно. Часть учебного плана отводится
на подготовку тематических музыкальных встреч, мероприятий, концертных
номеров, проектной деятельности.
Сравнительный анализ данной программы с другими программами и
методическими пособиями говорит о том, что многие программы для
обучения игре на шестиструнной гитаре предполагают обучение игре по
нотам, с ориентацией на исполнение классических пьес. Это требует

настойчивости для достижения профессиональной подготовки, а также
длительного процесса обучения. Большое количество нотного материала и
трудности овладения гитарой в этом жанре чаще настораживают и отпугивают
подростков.
Для обучения формируются разные возрастные группы по 5-7 человек.
Объединение обучающихся на групповых занятиях делается для того, чтобы
они могли учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении
инструмента и исполнении песен, а также для работы в ансамбле.
Поэтому, для создания данной составительской программы были взяты
программы: «Гитарная песня» (автор - педагог дополнительного образования
Н. В. Борисенко, ЦДТ «Гармония» Ленинского района МО), образовательная
программа студии гитарной песни «Аккорд» (автор - педагог дополнительного
образования, Барсукова Н.С., МБУДОД «Центр дополнительного образования
детей»
п.
Тюльган
Оренбургской
области),
дополнительная
общеобразовательная программа «Основы вокала и игры на гитаре» (автор педагог дополнительного образования Волкова Е.В., Зеленоградский Дворец
творчества детей и молодёжи, г. Москва).
Программа «Гитарная песня» предполагает обучение в более легком жанре
- песенном, с основной ориентацией на схемное построение аккордов, хотя и
предполагает изучение элементарных музыкальных терминов. Такой подход
позволяет добиться хороших результатов за минимальное время, сделать
обучение более массовым и доступным. Кроме того, программа строится по
принципу от простого к сложному, что позволяет уже на начальном этапе
обучения, добиться положительных результатов и, почти сразу, исполнять
песни и, даже, выступать. Преимуществом данной программы является и то,
что она ориентирована на слуховое восприятие материала, что способствует
развитию у обучающихся музыкального слуха, а также голоса.
Адресат программы. Обучающиеся 9 -18 лет. Единственное ограничение для
занятий возрастное, не раньше 9 лет, т. к. только к этому возрасту достаточно
подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с
заданиями на инструменте. Набор, обучающихся в объединение – свободный.
Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.
В группе предполагается от 4 до 12 обучающихся
Режим занятий. Режим занятий в соответствии с требованиями СанПин
2.4.3648-20.
1 год обучения (стартовый уровень)
Часов в год - 70
Занятия 2 часа 1 раз в неделю
2 год обучения (базовый уровень)
Часов в год - 105
Занятия 3часа 1 раз в неделю
3 год обучения (базовый уровень)
Часов в год - 105
Занятия 3часа 1 раз в неделю

4 год обучения (творческая группа) продвинутый уровень
Часов в год - 105
Занятия 3 часа 1 раз в неделю
Первый год обучения
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей, помощь в
самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в
освоении мира музыкальной культуры.
Одним из условий является осуществление нравственно-эстетического,
патриотического воспитания подростков средствами и возможностями
музыкального искусства, посредством занятий пением, игры на инструменте,
изучения музыкальной культуры своего народа, при котором развиваются у
подростков творческие способности, стремление к самосовершенствованию и
духовному обогащению,
Воспитательные задачи:
•
Формировать гражданскую позицию, патриотизм
•
Воспитывать активного участника в общественно - полезной
деятельности
•
Вырабатывать у детей социально - ценные навыки поведения и общения
•
Воспитывать чувство товарищества, коллективизма
•
Развивать трудолюбие, чувство личной ответственности
Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения
нравственных коллизий содержания песен, воспитания критического
отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям
этического характера. Большое значение имеет формирование чувства
ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях
выступлений перед инвалидами, ветеранами войн, пенсионерами, а также во
время фестивалей, конкурсов, концертов на праздниках посёлка, города и
района.
Образовательные задачи:
• Способствовать овладению инструментом; для этого обучить ребенка
основным приемам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
• Способствовать освоению элементарных сведений (понятий) по теории
музыки, развивающих кругозор ребенка;
Развивающие задачи:
•
Развивать слух, голос, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти;
• Вовлекать детей в мир хороших русских песен, особенно патриотической
направленности, способствовать освоению информации по истории песенного
творчества;
•
Развивать аналитическое мышление, способности к оценочной
деятельности в процессе работы над репертуаром;

•
Приобщать к историческим и искусствоведческим (музыковедческим)
знаниям; прививать литературный вкус в процессе ознакомления с поэзией,
являющейся основой хороших песен.
Формы занятий: Формы занятий определяются:
1)
количеством детей, участвующих в занятии
- коллективные (фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином
темпе и с общими задачами)
- групповые
- иногда индивидуальные
2)
особенностями материала (например, если занятие теоретическое или
тематическое – приглашается вся группа одновременно, если ребёнок
испытывает затруднения в практической работе – он занимается
индивидуально.
Одарённые дети при освоении материала повышенной трудности или
подготовке сольного номера, тоже занимаются индивидуально)
3)
применяемыми средствами
4)
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и
обучающихся
используются:
рассказ, беседа, практикум, экскурсия,
мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
5)
по дидактической цели используются: вводное занятие, занятие по
углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и
обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков,
комбинированные формы занятий.
Кроме того форма занятий определяется в зависимости от деятельности
обучающихся:
- творческая работа
- самостоятельная работа и т.д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».