Работача программа Введение в мир классической гитары Отрадных Т.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Введение в мир классической гитары» разработана на
основе дополнительной общеразвивающей программы «Введение в мир
классической гитары», которая ставит своей целью создание условий для
самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в
освоении мира музыкальной культуры.
Адресована обучающимся 11-17 лет и рассчитана на 3 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети
• 11-14 лет, 1-й год обучения, общий объем часов - 105 ч
Цель 1 -го года обучения: формирование эмоционально-положительной
атмосферы для мотивации к овладению игры на шестиструнной классической
гитаре; способствовать овладению обучающимися основам теории музыки,
обучению первичным навыкам игры на шестиструнной классической гитаре,
развитию навыков разбора нотного текста и разучиванию несложных
музыкальных произведений.
Задачи:
• Дать представление о роли инструментальной гитарной музыки
в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
• Дать знание теоретических понятий и терминов, основ нотной
записи, средств музыкальной выразительности: метр, темп,
ритм;
• Формировать устойчивый интерес к инструментальному
гитарному искусству и к исполнению перед слушателями
• Организовать участие обучающихся в музыкальной жизни
детского объединения;
продуктивного
сотрудничества
обучающихся со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на занятиях и в музыкальноэстетической деятельности;
Количество групп 1-го года обучения – 1
Количество обучающихся в группе – 9ч
Занятия в группе 1-го года обучения проводятся 1 раз в неделю 3ч
Формы организации учебного процесса: групповые, по подгруппам,
индивидуальные.
В соответствии с программой занятие:

– теоретическое - 3 часа в год
- состоит из теоретической части (28 часов в год) и практической части (68
часов в год ) - 96 часов в год
- практическое (6 часов в год)
Формы обучения:
Теоретические: рассказ, рассказ с использованием презентации, беседа,
иллюстративное объяснение, разъяснение, разбор, прослушивание, показ,
демонстрация.
Практические: наблюдение обучающегося, упражнения, разучивание,
дидактические игры, репетиции.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих
формах:
• устный опрос, дидактические задания, тестовые задания по теории
• практические задания, прослушивание (соло, дуэт, трио, ансамбль)
Текущая аттестация проводится:
24.10.25г
26.12.25г
27.03.26г
Промежуточная аттестация проводится: 22.05.26г
Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения:
Предметные результаты:
– представление о роли инструментальной гитарной музыки в жизни человека,
в его духовно-нравственном развитии;
– устойчивый интерес к инструментальному гитарному искусству и к
исполнению перед слушателями
- знание краткой истории и устройства инструмента
- признаки музыкального вкуса
- знание основ нотной записи;
- знание средств музыкальной выразительности: метр, темп, ритм;
- знание тактового размера;
- знание буквенного обозначения нот и аккордов;
- знание условных градаций темпа в музыке и наиболее употребительных
обозначений темпа в итальянской терминологии;
- знание знаков альтерации и действия случайных и ключевых знаков;
- знание знаков сокращение нотного письма;
- знание динамических оттенков исполнения, их обозначения в итальянской
терминологии;
- знание начальных навыки чтения нот с листа;

- умение играть с листа простейших коротких мелодий без аккомпанемента с
повторением ритмических формул и нотных знаков;
- умение владеть основными способами извлечения звука «тирандо»,
«апояндо»;
- умение владеть правильной посадкой и постановкой рук;
- умение разбирать нотный текст;
- умение исполнять несложные этюды и пьесы на арпеджио, двойные ноты,
аккорды;
- умение исполнять аккорды в I, II, III позициях с приемом «баррэ».
Метапредметные результаты:
– способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- развитие навыков анализа и переработки значимой для деятельности
информации;
- развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом.
– умение определять наиболее эффективные способы достижения результата
в исполнительской деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях и в
музыкально-эстетической деятельности;
– позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Личностные результаты:
- умение слушать педагога.
- умение сотрудничать со сверстниками на занятии, в т.ч. во время
ансамблевой работы;
- эмоциональная восприимчивость;
- усидчивость, внимание;
- участие в музыкальной жизни детского объединения;
- этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Календарный (тематический) план
1 класс (Троицкий) - ПЯТНИЦА, 16:00 – 16:40, 16:50 – 17:30, 17:40 – 18:20
Номер
занятия

Дата
(число,
месяц)

Количес
тво
часов

Форма
занятий

Тема занятия

Форма
контроля

1

05.09

3

Вводное занятие.
теоретическое Входящий
Теория: введение в предмет. Беседа о значении
контроль
музыки в жизни людей. Знакомство с
инструментом, история возникновения гитары.
Техника безопасности.

2

12.09

3

3

19.09

3

Теория музыки.
комбинирован Наблюдение
ное
Теория: система нотной записи, длительности
нот, буквенное обозначение нот и аккордов.
Практика: Нахождение нот на грифе.
Индивидуальная работа
Теория: Особенности работы с
солистами
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Теория музыки.
комбинирован Наблюдение
ное
Теория: система нотной записи, длительности
Педагогический
нот, буквенное обозначение нот и аккордов,
контроль
понятия мажор, минор.
Практика: разучивание и игра гаммы До мажор.
Индивидуальная работа
Теория: Особенности работы с солистами

5

4

26.09
3

5

03.10

3

6

10.09
3

7

17.10

Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован
Теория музыки.
ное
Теория: мажор и минор.
Практика: разучивание и игра гаммы До мажор с
педальными тонами.
Индивидуальная работа
Теория: Особенности работы с солистами
Практика: Работа с солистами над разучиванием
произведений

Наблюдение

комбинирован
Беседа
Освоение приемов игры
ное
Теория: разбор приема «тирандо».
Наблюдение
Практика: посадка, постановка рук, прием
звукоизвлечения «тирандо».
Индивидуальная работа
Теория: Выбор репертуара с учетом музыкальных
способностей обучающихся
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован
Наблюдение
Освоение приемов игры
ное
Теория: разбор приема «апояндо».
Практика: посадка, постановка рук, прием
звукоизвлечения «апояндо».
Индивидуальная работа
Теория: Выбор репертуара с учетом возрастных
особенностей обучающихся
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован Прослушивание
Гаммы и аккорды
ное
Теория: восходящее и нисходящее движение.
Практика: Последовательности аккордов: Am-EAm, Em-B7-Em, Dm-A7-Dm, C-G7-C, Am-Dm-E-

6

3
8

24.10

3

Am. Гамма Cdur c «педальными тонами» и
«тремоло».
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений.
Текущая аттестация
комбинирован Педагогический
Индивидуальная работа
ное
контроль
Практика: Работа с солистами коллектива над
Самоконтроль
разучиванием произведений к концертам
КАНИКУЛЫ
с 26.10 по 02.11
04.11. - праздничный

9

07.11

10

14.11

3

3
11

21.11

3

комбинирован
Освоение приемов игры
ное
Теория: разбор приема «арпеджио».
Практика: аккорды в первой позиции, арпеджио
и ритмические рисунки.
Индивидуальная работа
Практика: Работа с солистами коллектива над
разучиванием произведений
комбинирован
Разучивание пьес
ное
Теория: знакомство с произведениями классиков
гитары.
Практика: разучивание пьес, этюдов.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован
Разучивание пьес
ное
Теория: знакомство с произведениями классиков
гитары, русских композиторов, джаз, рок, и
популярной музыки, выбор репертуара.
Практика: разучивание пьес, этюдов.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
7

Прослушивание

Беседа
Наблюдение

Наблюдение

12

28.11

3
13

05.12

3
14

12.12
3

15

19.12
3

Теория музыки
Теория: тон и полутон, знаки альтерации.
Практика: разучивание и игра гаммы До мажор с
педальными тонами.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Освоение приемов игры
Теория: разбор приема «арпеджио».
Практика: аккорды в первой позиции, арпеджио
и ритмические рисунки.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Освоение приемов игры
Теория: разбор приемов «тирандо», «апояндо»,
«арпеджио».
Практика: приемы звукоизвлечения «тирандо»,
«апояндо» аккорды в первой позиции, арпеджио
и ритмические рисунки.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Теория музыки
Теория: тактовый размер, нота с точкой, лига,
динамические оттенки, расположение нот на
грифе.
Практика: разучивание и игра гамм.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений

8

комбинирован
ное

Беседа
Наблюдение

комбинирован Прослушивание
ное
анализ

комбинирован
ное

Наблюдение

комбинирован
ное

Наблюдение

16

17

18

26.12

КАНИКУЛЫ
с 31.12 по
11.01
III четверть
16.01.

3

3

23.01
3

19

30.01

3

комбинирован Тестирование
Текущая аттестация
ное
Гаммы и аккорды
Прослушивание
Теория: мажорные и минорные и гаммы
Самоконтроль
Практика: гамма Cdur c «педальными тонами» и
«тремоло».

Разучивание пьес
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Чтение нот с листа, сокращение нотного
письма
Теория: начальные навыки чтения нот с листа.
Освоение нотной графики.
Практика: чтение нот с листа на инструменте на
открытых струнах.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
Теория музыки
Теория: понятия: мелодия, гармония, фактура,
ритм, темп.
Практика: разучивание и игра гамм.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений

9

Практическое

комбинирован
ное

Педагогический
контроль
Самоконтроль

Педагогический
контроль

комбинирован Наблюдение
ное

20

06.02

3

комбинирован
Чтение нот с листа, сокращение нотного
ное
письма
Теория: формирование типовых ритмических
оборотов на основе знакомых ритмических
рисунков.
Практика: ориентирование ученика на
соответствие номера пальца левой руки номеру
лада.

Наблюдение
Прослушивание

Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
21

13.02
3

22

20.02
3

комбинирован
Наблюдение
Чтение нот с листа, сокращение нотного
ное
письма
Теория: знаки сокращения нотного письма:
реприза, вольты.
Практика: игра с листа простейших коротких
мелодий без аккомпанемента с повторением
ритмических формул и нотных знаков.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Гаммы и аккорды
комбинирован Самоконтроль
ное
Теория: разновидности минорной гаммы.
Педагогический
Практика: аккорды в позициях II и III, аккорды с
контроль
приемом баррэ: F, Fm, G, Gm, C, Cm, C7, B, Bm,
B7.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений

10

23

комбинирован
Гаммы и аккорды
Наблюдение
ное
Теория: параллельные гаммы.
Прослушивание
Практика: аккорды в позициях II и III, аккорды с
приемом баррэ: F, Fm, G, Gm, C, Cm, C7, B, Bm,
B7.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
практическое
Гаммы и аккорды
Наблюдение
Практика: аккорды в позициях II и III, аккорды с
Прослушивание
приемом баррэ: F, Fm, G, Gm, C, Cm, C7, B, Bm,
B7.
Разучивание пьес

27.02
3

24

25

06.03

3

13.03
3

26

20.03
3

Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
комбинирован Педагогический
Гаммы и аккорды
ное
Теория: параллельные гаммы.
контроль
Практика: аккорды в позициях II и III, аккорды с
приемом баррэ.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
комбинирован
Теория музыки
Наблюдение
ное
Теория: понятия: мелодия, гармония, фактура,
Прослушивание
ритм, темп.
Практика: разучивание и игра гамм.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений

11

27

комбинирован
Наблюдение
ное
Прослушивание

Текущая аттестация

27.03
3

Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений

КАНИКУЛЫ
с 29.03 по
05.04
28

IV четверть
10.04.
3

29

30

17.04

3

24.04

3

комбинирован
Разучивание пьес
Наблюдение
ное
Теория: выбор репертуара.
Прослушивание
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
Разучивание пьес
комбинирован Педагогический
Теория: выбор репертуара.
ное
контроль
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
комбинирован
Разучивание пьес
Наблюдение
ное
Теория: выбор репертуара.
Прослушивание
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Постановка сценических движений

01.05 праздничный

12

31

08.05

3
32

15.05

33

22.05

3

3

комбинирован Наблюдение
Разучивание пьес
ное
Теория: выбор репертуара.
Прослушивание
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован Педагогический
Разучивание пьес
ное
Теория: выбор репертуара.
контроль
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован
Концерт
Промежуточная аттестация
ное
Тестирование
Отчетный концерт
Прослушивание

13

14

15

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».