ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Введение в мир классической гитары» разработана на
основе дополнительной общеразвивающей программы «Введение в мир
классической гитары», которая ставит своей целью создание условий для
самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в
освоении мира музыкальной культуры.
Адресована обучающимся 11-17 лет и рассчитана на 3 года обучения.
В 2025-2026 учебном году по программе обучаются дети
• 11-14 лет, 1-й год обучения, общий объем часов - 105 ч
Цель 1 -го года обучения: формирование эмоционально-положительной
атмосферы для мотивации к овладению игры на шестиструнной классической
гитаре; способствовать овладению обучающимися основам теории музыки,
обучению первичным навыкам игры на шестиструнной классической гитаре,
развитию навыков разбора нотного текста и разучиванию несложных
музыкальных произведений.
Задачи:
• Дать представление о роли инструментальной гитарной музыки
в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
• Дать знание теоретических понятий и терминов, основ нотной
записи, средств музыкальной выразительности: метр, темп,
ритм;
• Формировать устойчивый интерес к инструментальному
гитарному искусству и к исполнению перед слушателями
• Организовать участие обучающихся в музыкальной жизни
детского объединения;
продуктивного
сотрудничества
обучающихся со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на занятиях и в музыкальноэстетической деятельности;
Количество групп 1-го года обучения – 1
Количество обучающихся в группе – 9ч
Занятия в группе 1-го года обучения проводятся 1 раз в неделю 3ч
Формы организации учебного процесса: групповые, по подгруппам,
индивидуальные.
В соответствии с программой занятие:
– теоретическое - 3 часа в год
- состоит из теоретической части (28 часов в год) и практической части (68
часов в год ) - 96 часов в год
- практическое (6 часов в год)
Формы обучения:
Теоретические: рассказ, рассказ с использованием презентации, беседа,
иллюстративное объяснение, разъяснение, разбор, прослушивание, показ,
демонстрация.
Практические: наблюдение обучающегося, упражнения, разучивание,
дидактические игры, репетиции.
Текущая и промежуточная аттестации осуществляются в следующих
формах:
• устный опрос, дидактические задания, тестовые задания по теории
• практические задания, прослушивание (соло, дуэт, трио, ансамбль)
Текущая аттестация проводится:
24.10.25г
26.12.25г
27.03.26г
Промежуточная аттестация проводится: 22.05.26г
Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения:
Предметные результаты:
– представление о роли инструментальной гитарной музыки в жизни человека,
в его духовно-нравственном развитии;
– устойчивый интерес к инструментальному гитарному искусству и к
исполнению перед слушателями
- знание краткой истории и устройства инструмента
- признаки музыкального вкуса
- знание основ нотной записи;
- знание средств музыкальной выразительности: метр, темп, ритм;
- знание тактового размера;
- знание буквенного обозначения нот и аккордов;
- знание условных градаций темпа в музыке и наиболее употребительных
обозначений темпа в итальянской терминологии;
- знание знаков альтерации и действия случайных и ключевых знаков;
- знание знаков сокращение нотного письма;
- знание динамических оттенков исполнения, их обозначения в итальянской
терминологии;
- знание начальных навыки чтения нот с листа;
- умение играть с листа простейших коротких мелодий без аккомпанемента с
повторением ритмических формул и нотных знаков;
- умение владеть основными способами извлечения звука «тирандо»,
«апояндо»;
- умение владеть правильной посадкой и постановкой рук;
- умение разбирать нотный текст;
- умение исполнять несложные этюды и пьесы на арпеджио, двойные ноты,
аккорды;
- умение исполнять аккорды в I, II, III позициях с приемом «баррэ».
Метапредметные результаты:
– способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- развитие навыков анализа и переработки значимой для деятельности
информации;
- развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом.
– умение определять наиболее эффективные способы достижения результата
в исполнительской деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях и в
музыкально-эстетической деятельности;
– позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Личностные результаты:
- умение слушать педагога.
- умение сотрудничать со сверстниками на занятии, в т.ч. во время
ансамблевой работы;
- эмоциональная восприимчивость;
- усидчивость, внимание;
- участие в музыкальной жизни детского объединения;
- этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Календарный (тематический) план
1 класс (Троицкий) - ПЯТНИЦА, 16:00 – 16:40, 16:50 – 17:30, 17:40 – 18:20
Номер
занятия
Дата
(число,
месяц)
Количес
тво
часов
Форма
занятий
Тема занятия
Форма
контроля
1
05.09
3
Вводное занятие.
теоретическое Входящий
Теория: введение в предмет. Беседа о значении
контроль
музыки в жизни людей. Знакомство с
инструментом, история возникновения гитары.
Техника безопасности.
2
12.09
3
3
19.09
3
Теория музыки.
комбинирован Наблюдение
ное
Теория: система нотной записи, длительности
нот, буквенное обозначение нот и аккордов.
Практика: Нахождение нот на грифе.
Индивидуальная работа
Теория: Особенности работы с
солистами
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Теория музыки.
комбинирован Наблюдение
ное
Теория: система нотной записи, длительности
Педагогический
нот, буквенное обозначение нот и аккордов,
контроль
понятия мажор, минор.
Практика: разучивание и игра гаммы До мажор.
Индивидуальная работа
Теория: Особенности работы с солистами
5
4
26.09
3
5
03.10
3
6
10.09
3
7
17.10
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован
Теория музыки.
ное
Теория: мажор и минор.
Практика: разучивание и игра гаммы До мажор с
педальными тонами.
Индивидуальная работа
Теория: Особенности работы с солистами
Практика: Работа с солистами над разучиванием
произведений
Наблюдение
комбинирован
Беседа
Освоение приемов игры
ное
Теория: разбор приема «тирандо».
Наблюдение
Практика: посадка, постановка рук, прием
звукоизвлечения «тирандо».
Индивидуальная работа
Теория: Выбор репертуара с учетом музыкальных
способностей обучающихся
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован
Наблюдение
Освоение приемов игры
ное
Теория: разбор приема «апояндо».
Практика: посадка, постановка рук, прием
звукоизвлечения «апояндо».
Индивидуальная работа
Теория: Выбор репертуара с учетом возрастных
особенностей обучающихся
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован Прослушивание
Гаммы и аккорды
ное
Теория: восходящее и нисходящее движение.
Практика: Последовательности аккордов: Am-EAm, Em-B7-Em, Dm-A7-Dm, C-G7-C, Am-Dm-E-
6
3
8
24.10
3
Am. Гамма Cdur c «педальными тонами» и
«тремоло».
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений.
Текущая аттестация
комбинирован Педагогический
Индивидуальная работа
ное
контроль
Практика: Работа с солистами коллектива над
Самоконтроль
разучиванием произведений к концертам
КАНИКУЛЫ
с 26.10 по 02.11
04.11. - праздничный
9
07.11
10
14.11
3
3
11
21.11
3
комбинирован
Освоение приемов игры
ное
Теория: разбор приема «арпеджио».
Практика: аккорды в первой позиции, арпеджио
и ритмические рисунки.
Индивидуальная работа
Практика: Работа с солистами коллектива над
разучиванием произведений
комбинирован
Разучивание пьес
ное
Теория: знакомство с произведениями классиков
гитары.
Практика: разучивание пьес, этюдов.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован
Разучивание пьес
ное
Теория: знакомство с произведениями классиков
гитары, русских композиторов, джаз, рок, и
популярной музыки, выбор репертуара.
Практика: разучивание пьес, этюдов.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
7
Прослушивание
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
12
28.11
3
13
05.12
3
14
12.12
3
15
19.12
3
Теория музыки
Теория: тон и полутон, знаки альтерации.
Практика: разучивание и игра гаммы До мажор с
педальными тонами.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Освоение приемов игры
Теория: разбор приема «арпеджио».
Практика: аккорды в первой позиции, арпеджио
и ритмические рисунки.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Освоение приемов игры
Теория: разбор приемов «тирандо», «апояндо»,
«арпеджио».
Практика: приемы звукоизвлечения «тирандо»,
«апояндо» аккорды в первой позиции, арпеджио
и ритмические рисунки.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Теория музыки
Теория: тактовый размер, нота с точкой, лига,
динамические оттенки, расположение нот на
грифе.
Практика: разучивание и игра гамм.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
8
комбинирован
ное
Беседа
Наблюдение
комбинирован Прослушивание
ное
анализ
комбинирован
ное
Наблюдение
комбинирован
ное
Наблюдение
16
17
18
26.12
КАНИКУЛЫ
с 31.12 по
11.01
III четверть
16.01.
3
3
23.01
3
19
30.01
3
комбинирован Тестирование
Текущая аттестация
ное
Гаммы и аккорды
Прослушивание
Теория: мажорные и минорные и гаммы
Самоконтроль
Практика: гамма Cdur c «педальными тонами» и
«тремоло».
Разучивание пьес
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Чтение нот с листа, сокращение нотного
письма
Теория: начальные навыки чтения нот с листа.
Освоение нотной графики.
Практика: чтение нот с листа на инструменте на
открытых струнах.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
Теория музыки
Теория: понятия: мелодия, гармония, фактура,
ритм, темп.
Практика: разучивание и игра гамм.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
9
Практическое
комбинирован
ное
Педагогический
контроль
Самоконтроль
Педагогический
контроль
комбинирован Наблюдение
ное
20
06.02
3
комбинирован
Чтение нот с листа, сокращение нотного
ное
письма
Теория: формирование типовых ритмических
оборотов на основе знакомых ритмических
рисунков.
Практика: ориентирование ученика на
соответствие номера пальца левой руки номеру
лада.
Наблюдение
Прослушивание
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
21
13.02
3
22
20.02
3
комбинирован
Наблюдение
Чтение нот с листа, сокращение нотного
ное
письма
Теория: знаки сокращения нотного письма:
реприза, вольты.
Практика: игра с листа простейших коротких
мелодий без аккомпанемента с повторением
ритмических формул и нотных знаков.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
Гаммы и аккорды
комбинирован Самоконтроль
ное
Теория: разновидности минорной гаммы.
Педагогический
Практика: аккорды в позициях II и III, аккорды с
контроль
приемом баррэ: F, Fm, G, Gm, C, Cm, C7, B, Bm,
B7.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
10
23
комбинирован
Гаммы и аккорды
Наблюдение
ное
Теория: параллельные гаммы.
Прослушивание
Практика: аккорды в позициях II и III, аккорды с
приемом баррэ: F, Fm, G, Gm, C, Cm, C7, B, Bm,
B7.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
практическое
Гаммы и аккорды
Наблюдение
Практика: аккорды в позициях II и III, аккорды с
Прослушивание
приемом баррэ: F, Fm, G, Gm, C, Cm, C7, B, Bm,
B7.
Разучивание пьес
27.02
3
24
25
06.03
3
13.03
3
26
20.03
3
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
комбинирован Педагогический
Гаммы и аккорды
ное
Теория: параллельные гаммы.
контроль
Практика: аккорды в позициях II и III, аккорды с
приемом баррэ.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
комбинирован
Теория музыки
Наблюдение
ное
Теория: понятия: мелодия, гармония, фактура,
Прослушивание
ритм, темп.
Практика: разучивание и игра гамм.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
11
27
комбинирован
Наблюдение
ное
Прослушивание
Текущая аттестация
27.03
3
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
КАНИКУЛЫ
с 29.03 по
05.04
28
IV четверть
10.04.
3
29
30
17.04
3
24.04
3
комбинирован
Разучивание пьес
Наблюдение
ное
Теория: выбор репертуара.
Прослушивание
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
Разучивание пьес
комбинирован Педагогический
Теория: выбор репертуара.
ное
контроль
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над созданием
художественного образа произведений
комбинирован
Разучивание пьес
Наблюдение
ное
Теория: выбор репертуара.
Прослушивание
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Постановка сценических движений
01.05 праздничный
12
31
08.05
3
32
15.05
33
22.05
3
3
комбинирован Наблюдение
Разучивание пьес
ное
Теория: выбор репертуара.
Прослушивание
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован Педагогический
Разучивание пьес
ное
Теория: выбор репертуара.
контроль
Практика: Разучивание пьес, этюдов, прелюдов
на арпеджио.
Индивидуальная работа
Практика: Работа над разучиванием
произведений
комбинирован
Концерт
Промежуточная аттестация
ное
Тестирование
Отчетный концерт
Прослушивание
13
14
15
16
17