Рабочай программа Живая глина Суслова Т.О.

Пояснительная записка.
Как известно, живая глина – один из самых древних материалов, освоенных
человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки,
полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё
говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой
цивилизации.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного
творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с
истоками русского народного ремесла.
2025-2026 учебном году по программе обучаются дети
9-12 лет, общий объем часов – 105 часов.
Задачи:
образовательные:
• обучить теоретическим сведениям о технике и технологии лепки из глины ;
• обучить выразительности в лепки через более точную передачу формы,
величины предметов и изображение мелких деталей;
• обучить на основе сформированных знаний и умений, выполнять работу
творческого характера;
• формировать эстетические знания, художественно - пластические умения и
навыки;
• ознакомить с народным творчеством, народными традициями лепки из
глины.
развивающие:
• развить эмоционально - эстетическое восприятие изделий народного
художественного творчества;
• развить умения на основе полученных знаний и навыков лепить изделия
новой формы самостоятельно по своему замыслу;
• развить у обучающихся навыки самоанализа, необходимые для оценки
собственной работы.
• развить у детей интерес к глине и дать первые навыки работы в объеме.
воспитательные:
Воспитательные:
• воспитать бережное отношение к культурному наследию и приобщение к
лучшим образцам народной культуры, художественного творчества;

• воспитать трудолюбие, терпение, аккуратность, общительность;
• воспитать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда;
• формировать умения работать в коллективе;

Объем программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 105 часа.
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.
Количество групп – 3.
Количество обучающихся в группе -4-12 человек.
Формы организации учебного процесса: групповые.
В соответствии с программой каждое занятие состоит из теоретической части
и практической части.
Формы обучения:
теоретические – беседа.
практические – игра, упражнения.
Текущая и промежуточная итоговая аттестации осуществляются в
следующих формах: упражнения, опрос, игра.
Текущая аттестация проводится в конце каждого тематического блока.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти. Итоговая
аттестация проводится в конце учебного года.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты реализации программы соответствуют ее цели, задачам и
содержанию. К концу обучения по программе «Живая глина» обучающиеся
приобретут необходимый уровень компетенций.
Личностные:
− способность умело применять полученные знания в собственной
творческой деятельности;
− умение

обсуждать

коллективные

результаты

творческой

деятельности;
− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

− развитие

доброжелательности

и

эмоционально

–

нравственной отзывчивости и понимания к чувствам других людей;
− художественно-эстетический вкус и творческие способности,
мотивацию к творческой деятельности.
Метапредметные:
− умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения
поставленных

задач,

не

копировать

чужие

рисунки,

избегать

шаблонности мышления;
− умение понимать причины успеха или неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
− умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать
средства для реализации творческого замысла;
− умение выстроить цепочку причинно – следственных связей,
приведших к тому или иному результату.
− осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
− готовность слушать собеседника и вести диалог;
− готовность признавать возможность существования различных
точек зрения, определение общей цели и путей ее достижения
способность

оценивать,

анализировать

результаты

творческой

деятельности: собственной и своих сверстников.
Предметные:
− использовать на практике навыки лепки из различных видов глины;
− работать с необходимыми инструментами и материалами;
− найти оригинальные композиционные решения в практической работе;
− свободно пользоваться всем диапазоном специальной терминологии;
− самостоятельно проанализировать выполненную работу, устранить
ошибки;

− кратко знать историю лепки, отдельных видов лепки, великих
скульпторов;
− основы цветоведения и колористики;
− современные тенденции в лепке;
− пользоваться современными источниками информации;
− уметь пользоваться палитрой при росписи изделия;
− уметь лепить на заданную тему;
− владеть навыками согласованных действий в группе.
Особенностями организации образовательного процесса в текущем
учебном году являются следующие: изменение количества занятий,
объединение тем в связи с праздничными нерабочими и неучебными датами.

Группа (класс) 1 «А» (вторник)
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.

№ раздела,
блока, темы в
соответствии с
программой
учебного
предмета
(занятия)

План

Дата

02.09.2025

1.
09.09.2025

2.

Тема
занятия

Вводное
занятие.
Знакомство с
глиной
Знакомство со
свойствами
глины и
приспособлени
ями для
работы с ней.

Форма
занятия

Комбинирован
ная

Коррекция

Коли
чество
часов

3

Форма
контроля

Опрос,
наблюдение

Беседа
Комбинирован
ная

3

Дата

Тема

Форма
занятия

Коли
чество
часов

Форма
контроля

16.09.2025

3.
23.09.2025

4.
30.09.2025

5.
07.10.2025

6.

14.10.2025

7.
21.10.2025

8.
11.11.2025

9.

Лепка
декоративных
предметов из
глины.
Лепка
простейших
форм.
Дымковская
глиняная
игрушка.
Дымковская
глиняная
игрушка.
Самостоятельн
ая работа
Лепка
композиций из
овощей и
фруктов
Лепка из
цельного куска
глины
Лепка мелких
фигурок

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная
Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение

3

Опрос,
наблюдение

3

Опрос,
наблюдение
Наблюдение
.

3

3

3

3

Выставка
работ
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа

18.11.2025

10.
25.11.2025

11.
02.12.2025

12.

09.12.2025

13.
16.12.2025

14.

23.12.2025

15.
30.12.2025

16.

Филимоновска
я глиняная
игрушка
Лепка
декоративных
предметов и
посуды.
Знакомство с
игрушечными
промыслами
России.
Лепка
сувениров к
праздникам
Выполнение
индивидуальн
ой композиции
(выбор
животных,
сказочные
персонажи )
Каргопольская
глиняная
игрушка.
Каргопольская
глиняная
игрушка.

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

3

3

3

3

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная
Комбинирован
ная

3

3

Опрос,
наблюдение

3

Наблюдение
.

17.

13.01.2026
20.01.2026

18.

27.01.2026

19.
03.02.2026

20.
10.02.2026

21.

17.02.2026

22.

Гончарная
мастерская
Гончарная
мастерская

Лепка из
цельного куска
глины
«Мир моей
фантазии».

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Изучение и
освоение
приемов лепки
и Комбинирован
ная
декорирования
старооскольск
ой игрушки
Лепка
свистулек (на
Комбинирован
основе
ная
борисовской
игрушки)

Выставка
работ
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

3

Опрос,
наблюдение
3

24.02.2026

23.
03.03.2026

24.
10.03.2026

25.

26.

17.03.2026

Творческая
работа
(композиция
из глины )
Лепка
животных
различными
способами
Основы
создания
панно из
глины
Авторская
кукла

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

3

3

07.04.2026

28.
14.04.2026

29.
30.

21.04.2026
28.04.2026

31.

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Авторская
кукла

Комбинирован
ная

3

Пасхальный
заяц

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение

Абашевская
игрушка

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение

24.03.2026

27.

Опрос,
наблюдение

На воде и под Комбинирован
ная
водой.
Мои
Комбинирован
украшения.
ная

3
3

Опрос,
наблюдение,
Опрос,
наблюдение,
Выставка
работ

Опрос,
наблюдение
Наблюдение
, опрос

05.05.2026

32.
12.05.2026

33.

19.05.2026

34.

35

26.05.2026

Первоцветы
Комбинирован
Панно «Цветы
ная
весны»
Весенние
фантазии
Комбинирован
Садовые
ная
гномики
из
глины

3

Наблюдение
, опрос
Наблюдение
, опрос

3

Бабочки»
коллективная
работа

Комбинирован
ная

Итоговое
занятие

Комбинирован
ная

3

Итого

105

3

Наблюдение
, опрос
аттестация
Подведение
итогов

Группа (класс) 1 «Б» (среда)
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.

№ раздела,
блока, темы в
соответствии с
программой
учебного
предмета
(занятия)

План

Дата

1.
03.09.2025

2.

10.09.2025
3.

17.09.2025

Тема занятия

Вводное занятие.
Знакомство с
глиной
Знакомство со
свойствами
глины и
приспособления
ми для работы с
ней.
Лепка
декоративных

Коррекция

Форма
занятия

Коли
чество
часов

Комбинирован
ная

3

Форма
контроля

Опрос,
наблюдение

Беседа
Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение

Дата

Тема

Форма
занятия

Коли
чество
часов

Форма
контроля

4.
24.09.2025
5.
01.10.2025

6
08.10.2025
7
15.10.2025
8
22.10.2025

9

предметов из
глины.
Лепка
простейших
форм.
Дымковская
глиняная
игрушка.
Дымковская
глиняная
игрушка.
Самостоятельная
работа
Лепка
композиций из
овощей и
фруктов
Лепка из
цельного куска
глины
Лепка мелких
фигурок

Комбинирован
ная
Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение

3

Опрос,
наблюдение
Наблюдение
.

3

3

3

3

05.11.2025
10
12.11.2025

Филимоновская
глиняная
игрушка

Комбинирован
ная

3

Выставка
работ
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа
Опрос,
наблюдение

11
19.11.2025

12
26.11.2025
13
03.12.2025

14

10.12.2025
15
17.12.2025

16

Лепка
декоративных
предметов и
посуды.
Знакомство с
игрушечными
промыслами
России.
Лепка сувениров
к праздникам
Выполнение
индивидуальной
композиции
(выбор
животных,
сказочные
персонажи )
Каргопольская
глиняная
игрушка.
Каргопольская
глиняная
игрушка.

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

14.01.2026

Гончарная
мастерская

Опрос,
наблюдение

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

3

3

Опрос,
наблюдение
Наблюдение
.

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

24.12.2025
17

Опрос,
наблюдение

Выставка
работ
Опрос,
наблюдение

Гончарная
мастерская

18

Комбинирован
ная

3

21.01.2026
19
28.01.2026
20
04.02.2026

21

11.02.2026
22
18.02.2026
23
25.02.2026
24
04.03.2026

Лепка из
цельного куска
глины

Комбинирован
ная

3

«Мир моей
фантазии».

Комбинирован
ная

3

Изучение и
освоение
приемов лепки и Комбинирован
ная
декорирования
старооскольской
игрушки
Лепка свистулек
(на основе
Комбинирован
ная
борисовской
игрушки)
Творческая
работа
Комбинирован
ная
(композиция из
глины )
Лепка животных
Комбинирован
различными
ная
способами

Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

3

3

3

3

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

25

11.03.2026

26
18.03.2026

27

Основы создания
панно из глины

Комбинирован
ная

3

Авторская кукла

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение,

Авторская кукла

Комбинирован
ная

3

Пасхальный заяц

Комбинирован
ная

3

25.03.2026
28
08.04.2026
29

15.04.2026

30
22.04.2026
31
29.04.2026
32
06.05.2026
33
13.05.2026

Абашевская
Комбинирован
ная
игрушка
На воде и под Комбинирован
водой.
ная
Мои украшения.

Комбинирован
ная

Первоцветы
Комбинирован
Панно
«Цветы
ная
весны»
Садовые гномики
из
глины Комбинирован
ная
Весенние
фантазии

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение,

3
3

3

3

3

Выставка
работ
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Наблюдение
, опрос
Наблюдение
, опрос
Наблюдение
, опрос

34
20.05.2026

Бабочки»
коллективная
Комбинирован
ная
работа Итоговое
занятие
Итого

3

102

Наблюдение
,
опрос,
аттестация

Группа (класс) 1 «В» (четверг)
Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором.

№ раздела,
блока, темы в
соответствии с
программой
учебного
предмета
(занятия)

План

Дата

1
04.09.2025
11.09.2025

2

Тема занятия

Вводное занятие.
Знакомство с
глиной
Знакомство со
свойствами
глины и
приспособления
ми для работы с
ней.

Коррекция

Форма
занятия

Коли
чество
часов

Комбинирован
ная

3

Форма
контроля

Опрос,
наблюдение

Беседа
Комбинирован
ная

3

Дата

Тема

Форма
занятия

Коли
чество
часов

Форма
контроля

18.09.2025
3
25.09.2025
4
02.10.2025
5
09.10.2025
6

16.10.2025
7
23.10.2025
8
06.11.2025
9

Лепка
декоративных
предметов из
глины.
Лепка
простейших
форм.
Дымковская
глиняная
игрушка.
Дымковская
глиняная
игрушка.
Самостоятельная
работа
Лепка
композиций из
овощей и
фруктов
Лепка из
цельного куска
глины
Лепка мелких
фигурок

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная
Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение

3

Опрос,
наблюдение

3

Опрос,
наблюдение
Наблюдение
.

3

3

3

3

Выставка
работ
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа

13.11.2025
10
20.11.2025
11

27.11.2025
12

04.12.2025
13
11.12.2025

14

18.12.2025
15
25.12.2025
16

Филимоновская
глиняная
игрушка
Лепка
декоративных
предметов и
посуды.
Знакомство с
игрушечными
промыслами
России.
Лепка сувениров
к праздникам
Выполнение
индивидуальной
композиции
(выбор
животных,
сказочные
персонажи )
Каргопольская
глиняная
игрушка.
Каргопольская
глиняная
игрушка.

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

3

3

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Опрос,
наблюдение

Комбинирован
ная

3

Наблюдение
.

15.01.2026
17
22.01.2026
18

29.01.2026
19
05.02.2026
20
12.02.2026

21

26.02.2026
22

23

05.03.2026

Гончарная
мастерская
Гончарная
мастерская

Комбинирован
ная

Комбинирован
ная

3

3

Лепка из
цельного куска
глины

Комбинирован
ная

3

«Мир моей
фантазии».

Комбинирован
ная

3

Изучение и
освоение
приемов лепки и Комбинирован
ная
декорирования
старооскольской
игрушки
Лепка свистулек
(на основе
Комбинирован
ная
борисовской
игрушки)
Творческая
Комбинирован
ная
работа

Выставка
работ
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение,
проверочная
работа
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

3

3

3

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

12.03.2026
24

25

19.03.2026
26.03.2026

26

(композиция из
глины )
Лепка животных
различными
способами
Основы создания
панно из глины

Комбинирован
ная

3

Комбинирован
ная

3

Авторская кукла

Комбинирован
ная

3

09.04.2026
27

16.04.2026
28
29

23.04.2026
30.04.2026

1.
07.05.2026
2.
14.05.2026
3.

Комбинирован
ная

3

Пасхальный заяц

Комбинирован
ная

3
3
3

Комбинирован
ная

3

Первоцветы
Комбинирован
Панно
«Цветы
ная
весны»

3

Мои украшения.

Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение,
Опрос,
наблюдение,

Авторская кукла

Абашевская
Комбинирован
ная
игрушка
На воде и под Комбинирован
водой.
ная

Опрос,
наблюдение

Выставка
работ
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Опрос,
наблюдение
Наблюдение
, опрос
Наблюдение
, опрос

21.05.2026

33

Садовые гномики
из
глины
Весенние
Комбинирован
ная
фантазии
Итоговое
занятие
Итого

3

99

Наблюдение
,
опрос
Наблюдение
,
опрос,
аттестация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».